Технологическая карта "Уравнение"
план-конспект занятия по алгебре (5 класс)

Сарыглар Айза Чойган-ооловна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uravnenie.docx611.6 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика.

Класс: 5

Тема урока: «Уравнение».

Номер урока: 1 урок.

УМК: Мерзляк А. Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. - 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 304 с.

Цель урока:

     Образовательная: формирование умения решать уравнения с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

     Воспитательная: воспитание самостоятельности, внимательности, уважения к работе товарищей.

     Развивающая: развитие умения анализировать учебный материал, развитие умения слушать и вступать в диалог.

Задачи:

     - повторить формулы для нахождения целого и его частей;

     - формировать понятие «уравнение»;

     - формировать понятие «корень уравнения»;

     - формировать умение находить корень уравнения;

     - повторить компоненты операций сложение и вычитание;

     - формировать представление о том, что значит решить уравнение;

     - формировать умение применять правила для нахождения неизвестного компонента.

Планируемые результаты:

      Предметные: применение знаний для решения уравнений с помощью правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

      Личностные: формирование доброжелательного отношения к окружающим, умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве и планировать свои действия;

      Метапредметные: формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Формы  работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы, технологии обучения:

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: уравнение, корень уравнения.

Метапредметные связи: география, история.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация на тему «Уравнение», раздаточный материал (маршрутные листы, фишки, сигнальные карточки).

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которые приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Организационный этап (1 мин)

Цель: организация внимания учащихся, внутренней готовности к уроку.

- Приветствует учащихся.

-Активизирует внимание детей, нацеливая их на работу.

- Отмечает отсутствующих учащихся.

- Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Приветствуют учителя.

- Занимают свои рабочие места.

- Называют отсутствующих в классе ребят.

- Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Здравствуйте, ребята!

Но урок у нас будет не совсем обычный. Думаю, каждый из вас мечтает немного попутешествовать. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по открытию новых знаний (Слайд 1), а поможет нам  в этом мир математики.

Все ли у вас готово для путешествия (ручка, учебник, тетрадь и дневник)? Тогда я желаю вам хорошего урока и удачи!

Личностные:

создание благоприятного психологического климата на уроке.

Регулятивные:

формирование способности к самостоятельной организации рабочего места.

Мотивационный этап (6 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания внутренней потребности к построению нового способа действий, постановка перед учащимися учебной проблемы.

- Предлагает учащимся подписать маршрутные листы.

- Для того чтобы узнать тему урока, организует работу над ребусом.

- Для составления плана путешествия рекомендует учащимся воспользоваться учебником.

- Внимательно изучают и подписывают маршрутные листы.

- Решая ребус, формулируют тему: «Уравнение» и цель урока: «Научиться решать уравнения».

- Составляют план путешествия, внимательно изучив материал параграфа:

1. Что называют уравнением?

2. Что значит «корень уравнения»?

3. Что значит «решить уравнение»?

4. Решать уравнения.

Перед вами на столах лежит маршрутный лист (Приложение 1) самооценки. Подпишите его. В ходе нашего путешествия, после выполнения каждого из заданий этого листа вы будете выставлять себе баллы, количество баллов за верно выполненный пункт указано в скобках.

Но для того, чтобы выстроить наш путь, необходимо определить, что же нам поможет в путешествии. Для этого вам необходимо разгадать следующий ребус: (Слайд 2)

Итак, ребята, что у вас получилось? Какова тема сегодняшнего урока?(Слайд 3)

А для чего нам нужно изучить эту тему? Чему мы будем учиться? Какова цель урока?

Запишите тему и цель в маршрутный лист.

А теперь давайте определим, с какими основными понятиями нам необходимо познакомиться. Составим план нашего путешествия, для этого откройте учебник на странице 69 пункт 10. Изучив материал учебника, выпишите основные понятия в маршрутный лист. (Слайд 4)

Коммуникативные:

формирование умения высказывать собственную точку зрения в процессе обсуждения.  

Регулятивные:

формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения.

Познавательные:

осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков и получение новых.
Первичное закрепление полученных знаний (типовые задания) (15 мин)

Цель: приобретение новых знаний и установление уровня их усвоения, устранение обнаруженных проблем.

- Предлагает учащимся разбиться на пары и выполнить задание по предложенным схемам.

- С опорой на маршрутный лист и выполненные задания, предлагает самостоятельно сформулировать определение понятия «уравнение».

- Предлагает учащимся самостоятельно определить корень данного уравнения, и сформулировать следующее определение.

- Рассмотрев различные уравнения, предлагает определить, чем являются неизвестные величины и с опорой на маршрутный лист сформулировать правила.

- Работают в парах, выполняя задание предложенное учителем.

После выполнения один представитель от пары выписывает формулу на доску:

а) 1. А = В + С;

2. В = А – С;

3. С = А – В.

- Затруднение заключается в том, что неизвестна одна из частей.

- Данное задание можно выполнить, обозначив неизвестную часть за «x»:

б) 1. A = B + x;

2. B = A – x;

3. x = A – B.

- Формулируют определение понятия «уравнение» с опорой на маршрутный лист и выполненное задание.

- Внимательно изучив следующее задание и определив способ его выполнения, самостоятельно находят корень уравнения:

x + 32 = 45;

x = 45 – 32;

x = 13.

и с опорой на выполненное задание формулируют понятие «корень уравнения».

- Выполняя следующее задание, отвечают на вопросы учителя

Неизвестно слагаемое: 1, 2, 3, 4.

Неизвестно вычитаемое: 6, 7.

Неизвестно уменьшаемое: 5, 8.

и с опорой на материал, предложенный в маршрутном листе, формулируют правила нахождения неизвестного.

План готов, для того, чтобы посетить мир знаний будем следовать по нему. И первое, что нам необходимо сделать это?

a)

Посмотрите на доску (Слайд 5). Обсудите в паре и запишите на листах формулы, с помощью которых можно найти:

- целое А, если известны части В и С.

- части В и С, если известно целое А и вторая часть.

Проблемная ситуация:

б)

А теперь посмотрите на эту схему (Слайд 6,7) и аналогично запишите формулы, для нахождения целого и его частей.

Смогли ли вы выполнить это задание? В чем возникло затруднение?

Как можно решить данную проблему? А теперь составьте выражения по данной схеме.

Сформулируйте определение уравнения. Заполните пропуски в маршрутном листе.

Запишите номера уравнений, в которых  надо найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое или вычитаемое.

1) ;

5) ;

2) ;

6) ;

3) ;

7) ;

4) ;

8) .

И давайте вспомним правила, с помощью которых мы сможем найти это неизвестное. Сформулируйте их с опорой на маршрутный лист, заполнив пропуски.

Коммуникативные:

формирование умения взаимодействовать с группой, умения слушать и слышать учителя.

Регулятивные:

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

Познавательные:

усвоение новых способов умственной деятельности через различные виды получения информации.

Физминутка (1 мин)

Мы совершили уже часть нашего путешествия, а теперь нам нужно отдохнуть (Слайд 10),
чтобы с новыми силами отправиться дальше:

Вверх рука, вниз рука

Потянулись мы слегка

Быстро поменяли руки,

Нам сегодня не до скуки.

Крутим-вертим головой.

Разминаем шею… стой.

А теперь встряхнулись

И на стул садимся тихо.

- Предлагает учащимся решить по вариантам несколько уравнений, которые укажут названия посещенных населенных пунктов.

- В соответствии с вариантом, выполняют предложенное задание:

Вариант 1:

1) x + 11 = 26;

    x = 26 – 11;

    x = 15.

2) 40 – x = 13;

    x = 40 – 13;

    x = 27.

3) x – 140 = 110;

    x = 110 + 140;

    x = 250.

Вариант 2:

1) 15 + x = 50;

    x = 50 – 15;

    x = 35.

2) x – 5 = 27;

   x = 27 + 5;

   x = 32.

3) 220 – x = 178;

     x = 220 – 178;

     x = 42.

 и в результате его выполнения формулируют ответ на вопрос: Что значит решить уравнение?

Пройдя долгий путь, мы вновь видим на горизонте несколько населенных пунктов, что же посетим на этот раз? (Слайд 11)

Решите уравнения и определите название населенного пункта, который вы посетили.

Вариант 1

Вариант 2

1) ;

1) ;

2) ;

2) ;

3).

3) .

Итак, какие села или поселки мы посетили на этот раз?

Что значит решить уравнение?

Первичное закрепление нового материала (с измененной ситуацией) (10 мин)

Цель: закрепление умений и знаний, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

- Предлагает учащимся выполнить задания в немного измененной ситуации, решение которых позволит узнать новые посещенные места.

- Контролирует процесс выполнения задания.

- Выполняют индивидуально задание, предложенное учителем, исправляя неверно решенные уравнения:

1) Решено верно;

2) Решено неверно:

    ;

    ;

    .

3) Решено неверно:

   250 ;

    ;

    .

Верное решение записывается учеником, который выполнил все быстрее остальных, на доске.

Верно. А выполнение следующего задания, позволит определить какие еще населенные пункты нам следует посетить.(Слайд 12)

«Найдите ошибку»

1) ;

     ;

     .

2) ;

    ;

    .

3) 250 ;

    ;

    .

Какие места нам еще нужно посетить?

Дополнительное задание:

Великая Отечественная война началась в 1941 году, и закончилась спустя 4 года после ее начала. После прошло еще несколько лет, и наступил 2020 год. Сколько лет прошло после окончания войны?

Коммуникативные:

формирование умения высказывать собственную точку зрения в процессе обсуждения.  

Регулятивные:

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

Познавательные:

формирование умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Информация о домашнем задании (2 мин)

Цель: сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения.

- Предлагает учащимся записать задания для домашней работы, объясняя методику его выполнения.

- Внимательно слушают и записывают домашнее задание в дневник.

- Задают вопросы.

Домашнее задание: (Слайд 13)

На оценку «3»: п. 10, № 268, 270.

На оценку «4», «5»: п. 10, № 270. Составить задачу на тему Барун-Хемчикского района, которая должна решаться с помощью уравнения.

Личностные:

формирование и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Рефлексия (5 мин)

Цель: Цель: анализ и самооценка успешности достижения цели, результатов своей учебной деятельности.

- Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

- Подводит итоги урока совместно с учащимися с помощью системы вопросов.

- Анализируют свою деятельность и формулируют конечный результат своей работы, отвечая на поставленные учителем вопросы.

Наше путешествие подошло к концу, а это значит, что настало время для подведения итогов занятия.

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Что нового вы узнали для себя?

Что вам понравилось больше всего?
Что получилось, а что еще требует дополнительного изучения?

Личностные:

формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:
формирование умения подводить итоги своей познавательной, учебной деятельности.

Приложение 1

                           Маршрутный лист                24.10.19C:\Users\нр\Downloads\reg-029.png

Ф. И. __________________________________________

Тема: ___________________________________(1 балл)

Цель: __________________________________________

План: (1 балл)

1. _____________________________________________

2. _____________________________________________

3. _____________________________________________

I. Работа в парах:

а) (1 балл)

_________________________

_________________________

_________________________

б) (1 балл)

_________________________

_________________________

_________________________

II. Определение: (1 балл)

1. _______________________, в которых есть __________________ величина, называют уравнением.

III. Являются ли числа 5, 13 корнем уравнения x + 32 = 45. (1 балл)

Проверка:

Если x = 5 , то _________________________________________________________________________

Ответ: _______

Если x = 13 , то _________________________________________________________________________

Ответ: _______

IV. Определение*: (1 балл)

2. Корнем уравнения называют ___________________, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное ________________  ___________________.

*если затрудняешься, смотри п. 10 на с.70 в учебнике.

V. Запишите номера уравнений: (1 балл)

1) ;

5) ;

2) ;

6) ;

3) ;

7) ;

4) ;

8) .

а) Уравнения, в которых надо найти неизвестное слагаемое: ___________________________________

б) Уравнения, в которых надо найти неизвестное уменьшаемое ________________________________

в) Уравнения, в которых надо найти неизвестное вычитаемое __________________________________

VI. Заполни пропуски*: (1 балл)

1. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из _______________ вычесть _______________ слагаемое.

2. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к ________________ прибавить __________________.

3. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из ________________ вычесть ___________________.

*если затрудняешься, смотри п. 10 на с.70 в учебнике.

VII. Решите уравнения: (1 балл)

Вариант 1

Вариант 2

1) ;

1) ;

2) ;

2) ;

3).

3) .

VIII. Определение: (1 балл)

3. Решить уравнение – значит _______________ все его ________________, или убедиться, что их нет.

IX. «Найди ошибку»: (1 балл за каждое верно решенное уравнение)

1) ;                                 2) ;

     ;                                       ;

     .                                                    .

3) 250 ;

    ;

    .

X. А можно ли… Составить уравнение**: (2 балла)

Великая Отечественная война началась в 1941 году, и закончилась спустя 4 года после ее начала. После прошло еще несколько лет, и наступил 2020 год. Сколько лет прошло после окончания войны?

**задача на дополнительные баллы.

XI. Задание на дом:

Оценка «4» и «5»

Оценка «3»

п. 10, № 270. Составить задачу на тему Завьяловского района, которая должна решать с помощью уравнения.

п. 10, № 268, 270.

XII. Оцени себя:

Если ты набрал (ла):

13 – 11 баллов – «5»

10 – 8 баллов – «4»

7 – 6 баллов – «3»

Оценка за урок: ____________

Приложение 2

Расстояние между населенными пунктами Завьяловского района и
с. Чистоозёрка

Населенный пункт

Расстояние (км)

с. Александровка

26

с. Гилёвка

35

с. Глубокое

40

с. Гонохово

50

п. Добрая Воля

45

с. Камышенка

15

п. Краснодубровский

27

п. Малиновский

32

п. Новокуликовский

48

п. Овечкино

42

п. Светлый

28

п. Соболи

49

п. Тумановский

29

с. Харитоново

46

с. Чернавка

20

с. Завьялово

13

г. Барнаул

250

Приложение 3

Презентация по теме «Уравнение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...