Как оценить работу ученика на уроке
опыты и эксперименты по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бурак Ольга Владимировна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizheneivverhmicrosoftword.docx61.44 КБ

Предварительный просмотр:

Как оценить результаты работы ученика на уроке?

«Конкурс – это не только возможность проявить себя, но и поделиться опытом»

Оценивание является одним из слабых мест деятельности учителя, потому что

-учитель выполняет контролирующую функцию,

- отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов,

- отметки не дают полного представления об усвоении конкретных знаний, умений, навыков, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика,

-система не позволяет ребенку оценивать,  контролировать себя и выстроить динамику собственного развития успеха,

-система носит травмирующий характер и не способствует положительной мотивации.

Причина таких недостатков в том, что в ее основе лежит нормативный подход – сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, то есть с результатами большинства. При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка и развить в нем желание учиться.

ФГОС основного общего образования содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:

1-оценивание должно быть постоянным процессом и в зависимости от этапа может быть стартовым, текущим, срезовым, промежуточным, итоговым;

2-основными критериями оценивания должны быть ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

3-оцениваются только  результаты деятельности ученика, а не его личные качества;

4- оценивать можно только то,  чему учат;

5- критерии оценивания должны быть известны и педагогам,  и учащимся, они могут вырабатываться ими самостоятельно;

6-необходимо, чтобы учащиеся сами включались в контрольно- оценочную деятельность.

Пункты 1,3,4 соблюдаем, а вот 2,5.6 – проблемные зоны.

Поэтому введение новой системы оценивания - путь долгий и кропотливый. Как сказал академик РАО Е. Ямбург: «Мы только запрягаем, но не едем!»

Но  перед нами стоит благая цель – сократить до минимума число отчетных документов и сроков их обязательного заполнения. Для этого необходимо использовать два средства:

1-обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов самостоятельно и при выборочном контроле учителя.

2-внедрять новые формы отчетов вместе с компьютеризацией этого процесса.

Поэтому предлагаю новую форму оценивания результатов учащихся, в результате которой мы сможем мотивировать учащегося, развить в нем желание учиться, при этом,  не травмируя его психику.

В результате взаимодействия с учениками  учитель будет и в роли тьютора, то есть  сопровождающего, который  будет опираться на познавательные интересы обучающегося, и в роли модератора, побуждающего к деятельности и раскрывающего потенциальные возможности учеников, и, наконец, в роли учителя- консультанта- помощника. организующего процесс свободной коммуникации учеников.

Какую роль будет выполнять ученик? В результате взаимодействия и с учителем, и с членами своей команды, он будет ощущать себя частью единого механизма, идущего к одной общей цели : «Что мы сегодня должны узнать на уроке, чтобы решить поставленную проблему?» А в итоге  учащиеся сами включатся в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

 Планируемые результаты (УУД):

  1.  Предметные результаты:

(Будут касаться того предмета, на котором применяется данная технология.)

  1. Метапредметные:

Познавательные

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • строить речевое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • осуществлять анализ, обобщение;
  • выстраивать логическую цепочку.

Регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации;                                                  
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

           Коммуникативные  

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. 

Личностные:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние  мотивы.

      

https://image.mel.fm/i/E/EMljwNX58y/590.jpg

«Движение вверх!»

Игра основана на идее художественного фильма «Движение вверх», когда олимпийская сборная по баскетболу в финальном матче за титул чемпионов олимпийских игр за экстремально короткий срок – 3 секунды чистого  времени смогла выиграть. Это и есть показатель всей работы команды. Игра очень мотивирует детей. Они попадают, можно сказать, в экстремальную ситуацию, подобную экзамену, когда активизируется мыслительный процесс. Даже при проигрыше или при недостаточной «денежной» компенсации всегда остается желание развиваться и двигаться дальше.

Ход игры. Дети  рассаживаются  по периметру класса. В центре стоит учитель, координируя действия учеников. Определяется тема урока и ставится проблемный вопрос. Перед началом игры обговаривается условие, что за неспортивное поведение возможна дисквалификация игрока.Использование «допинга» - первое условие дисквалификации. «Допингом» в каждой конкретной ситуации может являться телефон, учебник, текст, справочная литература... Ученики должны за определенное время, которое обговаривается заранее (это зависит от этапа урока), достичь результата, то есть ответить на проблемный вопрос. В игру вводится мяч, и учащиеся в максимально короткий срок должны четко сформулировать свою позицию, точку зрения. Естественно, что сразу ответить на проблемный вопрос урока они не смогут. Поэтому пойдет цепочка логических рассуждений. При этом дети, наблюдая реакцию друг друга, должны быстро передавать мяч тому, у кого мысль сработает  быстрее.  Главное не разорвать логическую цепочку, уметь слушать и слышать позицию товарища, чтобы продолжить его мысль. Задержка мяча не приветствуется. Поэтому, если игрок, принявший подачу, долго думает, он  может получить красную карточку, что отразиться на оценке его игры. Поэтому в такой ситуации лучше  отдать пас другому игроку. Фактические, стилистические, грамматические, речевые  ошибки при формулировке высказывания тоже караются. Если игрок на протяжении всего матча заработал 3 красные карточки, он получает дисквалификацию. Вся команда нацелена на результат. При победе все оценивают себя «Превосходно!» При поражении – «Ужасно!» Когда команда проигрывает, все члены команды разочарованы.  Результат или есть, или его нет. А вот вторая отметка  будет выставлена за то, как ученик играл в команде. И это будет решать сам игрок и вся команда вместе с капитаном, статистиком ( им может быть учитель), который составляет рейтинг участия каждого члена команды. Статистик отслеживает результативность каждого игрока и вносит все в таблицу – количество правильных ответов, количество ответов, принесших результат, штрафные баллы. Если команда совместными усилиями правильно ответила на проблемный вопрос, значит цель урока или его этапа достигнута. И учитель должен наградить команду. В зависимости от того, как сыграла команда, учителем определяется размер призового фонда. Но только это будут условные деньги, так называемые «фишки- звезды», которые потом реализуются в отметки. А вот какой гонорар получит тот или иной игрок, будет зависеть от решения всей команды. В результате,  за урок ( или этап урока) ученик получает две оценки. Первая – это его работа в команде, вторая – результат матча.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Developing communicative skills in a learner-centred classroom. Развитие коммуникативных навыков методом повышения самостоятельной работы ученика на уроке.

This is a complte lesson plan for "Speaking about yourself" with a combination of speaking and listening activities to develop students’ communication skills. So often our students have grammar and vo...

Статья «Творческие работы учеников на уроках русского языка и литературы»

Статья о роли творческих работах на уроках русского языка и литературы (из собственного педагогического опыта)...

Исследовательская работа учеников к уроку

Исследовательская работа учеников к теме "Природа света"...

Лучшие работы учеников. Рецензия на спектакль "Отцы и сыновья" ученика 11-б класса Персиянова Николая

Спектакль"Отцы и сыновья" театра "На Литейном" никого  из учащихся 11 класса не оставил равнодушным На уроке, посвященном написанию рецензии на спектакль, ребята прочитали сво...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...