Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.
учебно-методическое пособие по биологии (10 класс)

Сергеева  Елена Геннадьевна

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии "Белки- биополимеры"( разработана совместно с учителем химии СОШ№2 г. Щигры Курской области"Ерохиной Е.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instruktivnaya_karta.doc344.5 КБ
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka-tehnologicheskaya_karta.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктивная карта   ________________________________________________

Ф.И. ученика

История открытия

Якопо Бартоломео Беккари получил из ______________________

Антуана де Фуркруа выделил в отдельный ____________________

Геррит Ян Мульдер предложил первую модель _______________, разработал теорию ___________________

А. Я. Данилевский отметил существование ______________________групп в молекулах

Эмиль Фишер осуществил первый _______________________________________

 Тема _______________________________________________________

Состав молекул: ____________– 51-53%; ______________ – 21,5-23,5%; ____________ – 16,8-18,4%; ____________– 6,5-7,3%; ___________– 0,3-2,5%.

Таблица1.  Строение (заполните 1 и 3 столбцы таблицы)

Структура

Характеристика

 Химическая связь

Схема строения

Последовательность аминокислот в полипептидной цепи

Закручивание полипептидной цепи в спираль

Упаковка вторичной структуры в глобулу

Комплекс из нескольких третичных структур органической природы, связанных с катионом металла

Запишите уравнение реакции поликонденсации

Химические свойства

  1. Гидратация (гидрофильные свойства обуславливают образование _____________________)
  2. Гидролиз (обратный процесс реакции ____________________________)
  3. Горение (горят с образованием _______, ______, __________. Горение сопровождается характерным запахом __________________________).
  4. Пенообразование. 
  5. Денатурация идет под влиянием внешних факторов: ______________, _______________, __________, _____________, ___________________, ___________________ и др.)

Лабораторная работа.

Цель: изучить химические свойства белков на примере альбумина и каталазы.

Оборудование и реактивы: пробирки, белок куриного яйца, растворы NaOH, СuSO4, (СН3СОО)2Рb.

Техника безопасности. Соблюдайте правила работы с растворами щелочей, кислот и солей тяжелых металлов.

Опыт 1. Качественные («цветные) реакции (заполните 3 столбец таблицы)

Название

Реакции

Наблюдения

Вывод

Биуретовая реакция

Белок+ NaOH + (10 капель) + СuSO4 (5 капель)

………………………..

окрашивание

Доказывает наличие пептидных связей

Ксантопротеиновая реакция

Белок + азотная кислота (5 капель) при нагревании

………………………..

окрашивание

Доказывает наличие ароматических радикалов в аминокислотных остатках

Цистеиновая реакция

Белок+ NaOH + (10 капель) + (СН3СОО)2Рb (5 капель)

………………………..

окрашивание

Доказывает присутствие серосодержащих аминокислотных остатков

Опыт 2. Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках

Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.

Оборудование: 3% раствор Н2О2, кусочки сырого и вареного картофеля, сырого и вареного мяса, пробирки.

Информация для учащихся.

Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2Опрепятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2Она воду и кислород, играет защитную роль в клетке.

Исследуемый объект

Вареный картофель

Сырой картофель

Вареное мясо

Сырое мясо

Наблюдение

Наблюдения запишите в таблицу. В каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните, почему. Какие внутримолекулярные связи разрушились в ферменте каталазе при варке, и как это отразилось в опытах?

Функции белков. Запишите примеры белков, выполняющих разные функции.

                                             

                                                                                     17,6 кДж

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.

2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.

3. Белки входят в состав плазматической мембраны.

4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.

5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.

6. Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Разработали: Сергеева Елена Геннадьевна

учитель биологии МБОУ «СОШ№2 Г. Щигры Курской области»

Ерохина Елена Николаевна

Учитель химии МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»

                                                                         

Технологическая карта урока

Класс: 10 класс

Тема урока: Белки- биополимеры

 Цель урока: обобщение, систематизация и расширение знаний у обучающихся о природных высокомолекулярных веществах – белках, их составе, строении, свойствах и физиологических функциях.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в процессе групповой работы знать строение и состав белков, структуры белков; знать понятия (поликонденсация, денатурация, ренатурация), состав, свойства и функции белков, цветные. Уметь делать выводы.

Метапредметные: научиться ставить учебную задачу и работать в соответствии с ней; выдвигать гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовывать её; находить причинно-следственные связи.

Личностные: формировать ценностное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?); умение оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста, выделяя главное, проводить анализ и обобщение;

- устанавливать причинно-следственные связи (способы распространения и черты приспособленности);

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- учиться анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Коммуникативные УУД

- учиться слушать и понимать речь другого человека;

- учиться самостоятельно организовывать учебное сотрудничество, определять общие способы работы при работе в паре, способы взаимодействия;        

- учиться ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-  самостоятельно организовывать рабочее место.

Регулятивные УУД

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

- учиться планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;        

- учиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и проводить необходимую корректировку;

- развитие внутренней мотивации к изучению реальных биологических процессов.

Оборудование: компьютер, проектор, инструктивная карта, импровизированное «Дерево знаний», пробирки, хим. реактивы для практической работы: Н2О2, NaOH, СuSO4, (СН3СОО)2Рb , азотная кислота, раствор белка куриного яйца, сырой картофель, варёный картофель, сырое мясо, варёное мясо, проволока, пластилин.

Этап урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задание (задания) на формирование естественнонаучной грамотности

1

Мотивационно-целевой этап

-мотивировать учащихся к изучению темы   Белки- биополимеры;

-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере познавательной задачи;

-помочь осознать необходимость приобретения новых знаний о химических свойствах белков.

Задание 1. Используя слайды презентации, учителя задают вопросы, обучающиеся отвечают на них:

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2023/04/02/prezentatsiya-k-integrirovannomu-uroku-belki-biopolimery-himiya

Якопо Бартоломео Беккари получил из ______________________

Антуана де Фуркруа выделил в отдельный ____________________

Геррит Ян Мульдер предложил первую модель _______________, разработал теорию ___________________

А. Я. Данилевский отметил существование ______________________групп в молекулах

Эмиль Фишер осуществил первый _______________________________________

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Тема : Белки- биополимеры

Задание 2. Как вы думаете какая цель нашего урока?( ведь в курсе биологии мы уже изучили белки)

А раз здесь учитель химии, то что мы узнаем нового?

Формой вашего отчета за урок будет заполненная инструктивная карта. Подпишите на ней свою фамилию и имя.

https://nsportal.ru/node/6032847

Личностные умения:

вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.

1.Определение темы урока

2. Обсуждение и формирование  целей урока :

Закрепить знания о строении и функциях белков,

Изучить химические свойства белков

2

Этап актуализации знаний

1.Актуализировать знания учащихся  о составе и строении белков

2.Ввести понятие белки- нерегулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты

1. Вспомните. Какие элементы являются основой всех органических соединений?

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2023/04/02/prezentatsiya-k-integrirovannomu-uroku-belki-biopolimery-himiya

(опираясь на презентацию, выясняют процентное содержание элементов в составе белковых молекул)

Вспомните, как мы давали определение понятию Белки?

Что является мономерами белков?

-Запишите уравнения реакций поликонденсации (гли-ала, ала-гли)

Пока девочки у доски записывают уравнения реакции, учитель биологии проводит практическую работу:

Создаем первичную структуру белковой молекулы (проволока и бусины)

-Какие связи удерживают эту структуру?

Создаем вторичную структуру (Сворачиваем в спираль)

-Какие связи удерживают эту структуру?

Создаем третичную структуру( глобулу)

-Какие связи удерживают эту структуру?

Соединяем все вместе вокруг одного ядра( ион-Железа,красного цвета)-получаем четвертичную структуру молекулы гемоглобина.

Меняем центральный ион(Магний- зелёный)получаем другой белок(хлорофилл)

Какие связи удерживают эту структуру?

Работают в инструктивных картах, формулируют определение понятия- белки, их химический состав. Строение.

Выполняют практическую работу, создание различной структуры белковой молекулы.

1. Кровь осьминогов, моллюсков и пауков имеет голубой цвет. Объясните почему?

3.

Этап получения нового знания

1.Актуализировать знания о свойствах белка

2.Ввести понятия:

 Биуретовая реакция, Цистеиновая реакция,

Ксантопротеиновая реакция

 3.С помощью лабораторной работы научить учащихся по цветным реакциям на белки определять нахождение определенной функциональной группы в составе белков.

4. Эксперементально доказать, что ферменты имеют белковую природу.

5.Используя «Дерево знаний», повторить функции белков.

2. Демонстрация. Растворение белка куриного яйца в воде.

Химические свойства

  1. Гидратация (гидрофильные свойства обуславливают образование студней)
  2. Гидролиз (обратный процесс реакции поликонденсации)
  3. Горение (горят с образованием СО2, Н2О,N2. Горение сопровождается характерным запахом жженых перьев).
  4. Пенообразование (суфле, пастила, зефир
  5. Денатурация идет под влиянием внешних факторов: кислот, щелочей, температуры, мех. воздействий, радиации, ультрозвука и др.)

Лабораторная работа.

Цель: изучить химические свойства белков на примере альбумина и каталазы.

Оборудование и реактивы: пробирки, белок куриного яйца, растворы NaOH, СuSO4, (СН3СОО)2Рb.

Техника безопасности. Соблюдайте правила работы с растворами щелочей, кислот и солей тяжелых металлов.

Опыт 1. Качественные («цветные) реакции (заполните 3 столбец таблицы)

Название

Реакции

Наблюдения

Вывод

Биуретовая реакция

Белок+ NaOH + (10 капель) + СuSO4 (5 капель)

Фиолетовое окрашивание.

окрашивание

Доказывает наличие пептидных связей

Цистеиновая реакция

Белок+ NaOH + (10 капель) + (СН3СОО)2Рb (5 капель)

Черный осадок

Доказывает присутствие серосодержащих аминокислотных остатков

Ксантопротеиновая реакция

Белок + азотная кислота (5 капель) при нагревании

Желтое окрашивание

Доказывает наличие ароматических радикалов в аминокислотных остатках

Опыт 2. Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках

Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.

Оборудование: 3% раствор Н2О2, кусочки сырого и вареного картофеля, сырого и вареного мяса, пробирки.

Информация для учащихся.

Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2Опрепятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2Она воду и кислород, играет защитную роль в клетке.

Исследуемый объект

Вареный картофель

Сырой картофель

Вареное мясо

Сырое мясо

Наблюдение

Наблюдения запишите в таблицу. В каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните, почему. Какие внутримолекулярные связи разрушились в ферменте каталазе при варке, и как это отразилось в опытах?

Функции белков. Запишите примеры белков, выполняющих разные функции.

  1. Какую функцию выполняет каталаза в клетке?

Далее учитель называет функцию, ученики проводят пример белка, выполняющего данную функцию.

Работают в микрогруппах

Выполняют лабораторные работы

Заполняют инструктивную карту.

Работа с текстом

Готовят ответ на вопрос

Заполняют кластер в инструктивной карточке

https://nsportal.ru/node/6032847

Задание: 

  1. В древнем Китае существовал такой обычай: приговоренного к смертной казни человека помещали в тюрьму и давали ему только вареное мясо и немного воды. Через 2-3 недели человек умирал. В чем вы видите причину смерти?
  2. Капелька азотной кислоты, упавшая на кожу окрасила её в жёлтый цвет. Почему?
  3.  Почему повышение температуры выше 40° опасно для жизни?
  4. Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее отопления?

4.

Этап самоконтроля

Обобщить знания о строении, химических свойствах и выполняемых функциях белков.

2.установить степень усвоения учащимися темы

1.Задание.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.

2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.

3. Белки входят в состав плазматической мембраны.

4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.

5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.

6. Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.

2. Задание ответьте на вопросы:

1. Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя?

2. Может ли человек питаться только жирами, исключив из рациона белковую пищу?

3. Почему повышение температуры выше 40° опасно для жизни?

4. Какая химическая реакция лежит в основе варки и обжаривании продуктов, выпечки хлеба, производстве макаронных изделий, приготовлении творога

Выбирают ответы в инструктивной карточке\

Отвечают на вопросы учителей

Задание: 

1. Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя?

2. Может ли человек питаться только жирами, исключив из рациона белковую пищу?

3. Почему повышение температуры выше 40° опасно для жизни?

4. Какая химическая реакция лежит в основе варки и обжаривании продуктов, выпечки хлеба, производстве макаронных изделий, приготовлении творога

5.

Этап рефлексии учебной деятельности

1.Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности

У вас на столах лежат смайлики (улыбка и грусть),ответьте на вопросы:

-Оцените ваше состояние на уроке. Какому смайлику оно больше соответствует?

Оценивают свою работу на уроке

6

Домашнее задание

Домашнее задание пройти тест на платформе видеоуроки по ссылке

https://videouroki.net/tests/36107973/

Написать реакции поликонденсации, идущие с образованием трипептида:

1 вариант гли-гли-ала

2 вариант гли-ала-гли

По желанию подготовить презентацию по теме «Превращения белков в организме»

Приложение 1 Функции белков (помещают на «дерево знаний»)

1.        Ферментативная или каталитическая функция. Ферменты - биологические катализаторы химических реакций организма. Более 2000 ферментов, обладающих уникальной активностью и селективностью (каталаза, амилаза).

2.        Транспортная функция. Перенос молекул или ионов по тканям и органам. Например, гемоглобин крови, который обеспечивает перенос кислорода и углекислого газа.

3.        Структурная функция. Белки - строительный материал почти всех тканей: мышечных, опорных, покровных.  Белки — элементы плазматической мембраны, хрящей, костей, перьев, ногтей, волос, всех тканей и органов (коллаген, фибрин).

4.        Двигательная функция (Сократительная функция.) Актин и миозин — белки, входящие в состав мышечных волокон и обеспечивающие их сокращение вследствие способности молекул этих белков к денатурации.               Передвижение ряда одноклеточных организмов, а также сперматозоидов при помощи ресничек и жгутиков, в состав которых входят белки.

5.         Защитная функция. Белки – антитела.  (Своеобразные «наручники» для проникающих в клетку «преступников» - бактерий, т.к. эти белки склеивают бактерии). И антитоксины (белки, нейтрализующие яды, образующиеся в результате жизнедеятельности бактерии). Антитела, фибриноген, тромбин — белки, участвующие в выработке иммунитета и свертывании крови (иммуноглобулины, интерферон).

6.        Сигнальная функция. Белки – рецепторы воспринимают и передают сигналы, поступающие из соседних клеток или окружающей среды. Например, действие света на сетчатку глаза воспринимается фоторецептором родопсином.

7.        Запасающая или энергетическая функция. Белки семян бобовых растений и яйцеклеток животных организмов. Эти особые белки служат строительным материалам и обеспечивают энергией развитие новых организмов. Энергетическая ценность других белков невелика и уступает жирам и углеводам (альбумин).

8. Токсическая функция белков. Белки могут не только защищать, но и нападать. Многие живые существа способны вырабатывать и выделять белки- токсины.Это характернодля ряда животных, грибов, растений и микроогранизмов.- Мусцимол(мускарин)

9.        Регуляторная функция. Гормоны — вещества, обеспечивающие наряду с нервной системой гуморальную регуляцию функций организма. Например, роль гормона инсулина в регуляции содержания сахара в крови.

10 Энергетическая функция . Белки могут распадаться в клетке до аминокислот. Часть аминокислот подвергается расщеплению. В ходе которого освобождается 17, 6 к Дж энергии или 4,2 ккал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория). Урок проводился в рамках дня науки, как лаборатория для учащихся разных классо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: ИЗО, история Санкт-Петербурга и МХК (Разновозрастная аудитория).

Название урока: "Три имени нашего города". Урок проводился как экспериментальный.В связи с разновозрастной аудиторией акцент заданий был сделан на комуникативные компитенции и логику.К уроуку создана ...

Технологическая карта интегрированного урока "Черное золото"

Материал интегрированного урока по предметам: химия, география, биология...

Технологическая карта интегрированного урока по физической культуре и биологии для 5 класса

Тема: Влияние подвижных игр на укрепление иммунитета.Цель: обучение учащихся основным принципам и методам укрепления иммунитета в летнее время....