Технологическая карта интегрированного урока "Черное золото"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Леонтьева Валентина Ивановна

Материал интегрированного урока по предметам: химия, география, биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_integrirovannogo_uroka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока

Предмет: география, химия, биология

Учебник:   В.Я.Ром, В.П. Дронов География. Население и хозяйство России, О.С.Габриелян Химия 9 класс, И.Н.Понамарева, И.П.Корнилова Общая биология 9 класс

Тема: «Черное золото» Сергиевского района

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: используя исторические факты, краеведческий материал, научные изыскания, образцы пород и фактуру дать характеристику Сергиевской нефти в плане особенности ее состава, географических характеристик, влияния на организм человека.

Межпредметные связи: краеведение, история, литература, музыка, химия, география, биология, геология, экология, медицина.

Задачи: 1. Получить знания об истории открытия Сергиевской нефти, ее свойствах, влиянии на «живую» материю.

              2. Уметь прослеживать особенности химических свойств нефти, географического положения, способов добычи

                  и видеть экологические проблемы, связанные с использованием и добычей нефти.  Прогнозировать изменения

                  в экономическом развитии района во времени.

              3. Развивать:

  • Интеллектуальные умения - устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать выводы по теме, систематизировать материал, составлять вопросы суждения.
  • Речевые умения - строить связные высказывания в учебно-научном стиле при работе по новому материалу.
  • Коммуникативные умения – высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнение товарища.
  • Социальные умения – работать самостоятельно и в группах.

Оборудование: учебники -  В.Я.Ром, В.П. Дронов География. Население и хозяйство России, Габриелян Химия 9 класс.,  И.Н.Понамарева, И.П.Корнилова Общая биология 9 класс, проектор, интерактивная доска, экран, компьютер, презентация, периодическая система химических элементов, чистая нефть, вода, пробирки, фильтровальная бумага, бензин, микроскопы, части комнатных растений, атлас 9 класс, контурная карта Самарской области.

Предварительная работа: составление рабочей карты, приготовление презентации, опережающее задание по краеведческому материалу, опережающее задание по залеганию нефти в Западной Сибири, приемы физкультминутки, подбор стихов, музыки.

Организационная схема

Время

Содержание деятельности

Цель

Организационные формы

Действия учителей

Действия ученика

1 мин.

Организация работы на уроке

Организационная, психологическая готовность учащихся к работе, понимание учениками результатов работы на уроке

Фронтальная

Приветствуют

Обеспечивают психологическую установку на предстоящую работу.

Алипова В.Н.

Проверяют готовность рабочих мест

3 мин.

Мотивация

Заинтересовать учащихся в изучении темы

Фронтальная

Характеристика основных этапов работы

Алипова В.Н.

Леонтьева В.И.

Варлухина Н.М

Обсуждение и беседа по процедуре хода урока

10 мин

Из истории краеведения о развитии нефтяной промышленности в Сергиевском районе

Прививать любовь к родному краю и людям, которые в нем живут

Презентация

Слайд «Из истории Российской»
«Судьба всей жизни…»

Леонтьева В.И.

Читает стихи о Родине.

Направляет и организует беседу

Выступают с сообщениями и рассуждают об их отношении к малой родине

8 мин.

Постановка проблемы:

Докажите верность высказывания Д.И. Менделеева «Топить нефтью, равносильно тому, что топить ассигнациями»

Актуализация знаний

Фронтальная:

Беседа о роли нефти в экономике района;

 Алипова В.Н.

Обсуждаем и организуем с учащимися беседу по проблемному вопросу

Обсуждают проблемный вопрос, высказывают свои суждения

 5 мин

«Его - величество углерод» Составление прогноза по вопросу электронного строения атома углерода

Научиться составлять прогноз по строению атома углерода, пользуясь таблицей химических элементов Д.И.Менделеева

Индивидуально-групповая

Работа с интерактивной доской (1 ученик)

Организует работу учащихся по составлению прогноза

Анализирует качество прогноза.

Демонстрирует варианты соединений углерода (сажа, уголь, алмаз, графит)

Леонтьева В.И.

Обсуждают и составляют прогноз в парах, защищают свой прогноз. Выставляют оценки в лист самоконтроля

25 мин

Состав нефти Сергиевского района и ее отличительная особенность

Изучить состав нефти, пластовое залегание, способы добычи и доказать на опытах некоторые ее свойства

Фронтальная.

Слайд «Дороги исканий»,

«Нефтяной овраг» Слайд «Состав Сергиевской нефти» Физкультминутка – 2 мин.

Лабораторная работа

Леонтьева В.И.

Индивидуально-групповая

Слайд «Сергиевский район»

(Географическое положение, пластовое залегание, демонстрация нефтесодержащей породы, способы добычи, переработка нефти), работа с контурной картой.

Алипова В.Н.

Организует работу класса по  работе с контурной картой. Организует проведение  и выполнение лабораторной работы

Выделяют на контурной карте Сергиевский район и отмечают месторождения. Изучают состав Сергиевской нефти и выполняют лабораторную работу «Физические свойства нефти».

Слушают сообщение учащегося

20 мин

Решение проблемы с экологической направленностью

Обсудить дилемму: нефть и окружающая среда

 Физкультминутка (организует ученик)

Фронтальная

Беседа:

Лабораторная работа

«Влияние бензина на клетки растений»

Варлухина Н.М.

Слайд «Статистика профзаболеваний и последствия соприкосновения с нефтью»

Леонтьева В.И

Участвует в беседе

Организует лабораторную работу

Рассуждают по проблемам экологии и защиты животных и растений. Доказывают лабораторной работой негативное влияние нефти на «живую материю»

10 мин

Взаимообратная связь

Выяснить результаты усвоения программного материала по теме

Обсуждение через вопросник

Организует и поддерживает работу «Проверь себя»

Отвечают на вопросы, вносят результаты в лист самоконтроля

2-3 мин

Рефлексия

Обсудить, что понравилось на уроке, какие моменты необходимо исправить

Слайд «Все в твоих руках, человек».

Высказывают свое мнение

Рисует на интерактивной доске сердечки, создавая позитив на следующее занятие и качественную подготовку домашнего занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория). Урок проводился в рамках дня науки, как лаборатория для учащихся разных классо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: ИЗО, история Санкт-Петербурга и МХК (Разновозрастная аудитория).

Название урока: "Три имени нашего города". Урок проводился как экспериментальный.В связи с разновозрастной аудиторией акцент заданий был сделан на комуникативные компитенции и логику.К уроуку создана ...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...