Главные вкладки

    Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
    методическая разработка (6 класс) по теме

    Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ». Учителя поставили следующие педагогические задачи: сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.; способствовать формированию представлений учащихся  о важных исторических событиях древней Руси, закреплению ощущения связи времен, подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества,  к истории развития русского языка, литературы и культуры в целом, создать яркое образное представление о периоде вассальной зависимости Русского государства от монголо-татар; о ярких страницах истории нашей Родины, о выдающихся личностях этого периода. На уроке были использованы различные формы и приемы работы с учащимися, которые дали возможность учащимся активно овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке,  проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции, осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; осознавать эстетическую ценность русской литературы и языка; проявлять  интерес  к истории страны, уважительное отношение  к культурным традициям других народов и друг к другу в многонациональном коллективе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

     интегрированного урока истории и литературы и русского языка

    «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние

    Золотой Орды на Русь»/ 2 урока/

    в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС.

    Педагогические задачи

    Сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.; способствовать формированию представлений учащихся  о важных исторических событиях древней Руси, закреплению ощущения связи времен, подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества,  к истории развития русского языка, литературы и культуры в целом. Создать яркое образное представление о периоде вассальной зависимости Русского государства от монголо-татар; о ярких страницах истории нашей Родины, о выдающихся личностях этого периода.

    Тип урока

    интегрированный

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные результаты: иметь представление о событиях русской истории периода Золотой Орды  , видеть результаты политической, экономической зависимости и культурного влияния Золотой Орды на Русь; формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории и русского  языка и литературы, знать пути и причины заимствования лексики в русский  язык из других языков мира.

    Метапредметные результаты:

    познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

    регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке.

    коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

    Личностные результаты: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; осознавать эстетическую ценность русской литературы и языка; развитие  интереса  к истории страны, уважительное отношение  к культурным традициям других народов и друг к другу в многонациональном коллективе.

    Методы и приемы обучения

    Фронтальная беседа, индивидуальная работа/ выразительное чтение наизусть, пересказ/, элементы театрализации, опережающее задание / подбор и изготовление костюмов для инсценирования/, защита творческого проекта учащихся

    Образовательные ресурсы

    А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательныхучреждений, М.: Просвещение. 2009 г. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков 6 класс. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г.

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. 2006.

    Толковые и этимологические словари

    Оборудование

    Компьютер, экран, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку,  выставка исторических книг  и художественная выставка иллюстраций картин русских художников Васнецова, Кившенко, Корина, Ромадина об истории Древней Руси.

    Демонстрационный материал

    Карты “Киевская Русь”, “Борьба с иноземными захватчиками”,  репродукция картины Сергея Иванова  «Баскаки»  

    Раздаточный материал для групповой работы с историческими текстами.

    Основные понятия

    Татаро-монгольское иго, великий хан, баскак, ордынское владычество, ярлык на княжение,  тюркские заимствования, художественное полотно, изобразительно-выразительные средства картины, композиция, художественный образ.

    Организационная структура урока

    Этапы

    урока

    Обучаю-щие и развиваю-щие компонен-ты урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы организации совзаимо-действия на уроке

    Универсальные

    учебные действия

    Про-межуточ-ный конт-роль

    I.Организационный момент

    Эмоциональное погружение в  эпоху древней Руси

    • Психологический настрой учащихся; создание обстановки древней Руси.

    1.Опережающее задание: 

     Класс разделен на три творческие группы.

     / каждая группа готовит костюм/ хана, баскака, русского князя/, работает с толковым  словарем , словарем заимствованных и устаревших слов

    2.Учащиеся слушают звуки тревожного колокольного перезвона, на фоне которого ученица читает наизусть текст из Слова о погибели Русской земли”.

    Индивидуаль-ная творческая работа по выразитель-ному чтению отрывка

    Личностные: проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих;

    Коммуникативные

    развитие опыта работы в группе; умение  задавать вопросы, слушать и отвечать, формулировать свою собственную точку зрения, умение высказывать и обосновывать ее.

    Вырази-тельное чтение наизусть

    2.Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние ранее изучен-ного материа-ла

    А)Эмоцио-нальное слово учителя.

    Б) Работа творческих групп с раздаточным материалом.

    В) просмотр фрагментов видеофиль-мов

    Г)Обобще-ние и выводы

    1.Учитель истории:

    Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Монголы! Они! Татары! Большим валом валят!»

    Учитель раздает группам тексты.

    Учитель истории:

    У вас на партах лежит раздаточный материал. Давайте на основе приведенных отрывков документов проанализируем те события, участниками которых были монголо-татары, с одной стороны и русичи, с другой.

    Какие ключевые слова говорят нам о происходящих событиях ?

    / подготовлены тексты о штурме Владимира, об обороне Киева, о городе Козельске./

     

    Учитель истории:

    Несмотря на героическое сопротивление, оказываемое русским народом, города один за другим пали перед грозным завоевателем Батыем. Но почему? Разве у нас были плохие воины, а может быть плохое оружие? Какие причины способствовали победам монголо-татар? (тактика монголов, несогласованность действий русских князей, феодальная раздробленность).

    1.Учащиеся отвечают на вопрос:

    *Кто же такие татары и почему они вызывали ужас у тех, кто уже был с ними знаком?

    2. Учащийся одной из  творческих  групп подтверждает  ответы своих товарищей выразительным чтением наизусть фрагментов художественной литературы

    /стих-е «Стонала земля наша русская …»/

    Работа творческих групп с раздаточным материалом.

    Учащиеся читают тексты, по ключевым словам определяют , о каком историческом событии идет речь в данном тексте, доказывают свою точку зрения.

    Учащиеся просматривают фрагменты видеофильмов.

    Учащиеся обобщают учебный материал и делают выводы

    Индивидуаль-ная творческая работа по выразитель-ному чтению отрывка

    Групповая работа

    После анализа текста и ответа на вопрос  каждый текст иллюстрируется просмотром видеофильма.

    Личностные:

    развитие творческих способностей учащихся.

    Коммуникативные:

    развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции в различных источниках.

    Коммуникативные:

    развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

    познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал, делать выводы.

    личностные:

    формирование уважения к историческому прошлому своего народа.

    личностные:

    формирование чувства  гордости за несокрушимую силу русского духа.

    познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал,  устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

    регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке.

    личностные:

    осознают значимость побед и поражений для исторического развития страны

    коммуникативные:

    задают вопросы с целью получения необходимой информации о причинах поражений русского войска.

    Вырази-тельное чтение наизусть

    Заслушива-ние ответов каждой творческой группы  и их оценка  

    Делятся своими впечатле-ниями о видео-фрагмен-тах

    Оценивание ответов учащихся учителем, взаимо-

    оценка  ответов учащимися

    3.Изучение нового учебного материала

    Актуализация проблемы и целепола-гание

    Работа учащихся с учебником.

    Параграф

    Страница

    Творческая практическая деятельность учащихся  с опережаю-щим домашним заданием по защите группового творческого проекта

    Учитель истории:

    Слово учителя: Не смогли князья объединить свои усилия в тревожные и грозные времена. Русь была разорена Батыевыми полчищами. Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю, которая получила название Золотая Орда.

    Как же это произошло?

    РАБОТА В ТЕТРАДЯХ:

    - Записать тему урока

    - Год создания Орды?

    - Территория Орды (работа в картах)?

    - особенности хозяйственной деятельности Орды?

     

    Учитель истории:

    Так в чем проявилась зависимость Руси от Орды?

    Учитель русского языка и литературы:

    Какое же влияние Золотая Орда оказала на культурное развитие Руси?

    Сегодня На нашем уроке идет речь       о том, какую роль

      сыграло  татаро-монгольское иго в истории нашей.  Продолжая этот разговор , мы сейчас поговорим о том, как тюрки изменили русский язык.

     а)Учитель русского языка:

     «Поскреби русского — найдешь татарина», гласит пословица. Изучение того, как иго преобразило Московскую Русь, удобно изучать на конкретном материале — лингвистическом.

    б)  Учитель русского языка.

    К теме Древней Руси многократно обращаются художники, поэты, музыканты.

    Работа с репродукцией картины Сергея Иванова  «Баскаки»

    Учитель русского языка:

    * Как художнику удалось показать на картине особенности эпохи, быта и культуры той поры?

     * Какими изобразительно-выразительными средствами удалось художнику достичь своих целей?

    А)Учащиеся работают с учебным материалом

    параграфа № 8, стр.30

    Б)Индивидуальная работа с учебником  в тетрадях

    В) Работа с атласом и контурными картами

    /Показать на карте границы Золотой Орды, в контурной карте обозначить границы княжеств, охваченных восстаниями против ордынцев/

    а)Защита творческого проекта:

    театральная постановка сцены вручения ханом Батыем ярлыка на княжение князю Владимиру.

    а)Сообщение учащихся о результатах предварительной домашней  работы учащихся с толковым словарем, словарем заимствованных и устаревших слов/ по группам/

    1 группа:

    Сообщение о словах « боярин, лошадь, ватага»

    2 группа:

    сообщение о происхождении слов

    «орда,деньга, сан»

    3 группа :

     Сообщение  о происхождении слов «кафтан, караул»

    б)работа учащихся с толковым словарем и материалом учебника со словами «ярлык,баскак»

     Работа по развитию речи учащихся :

    а) сообщение ученицы об истории создании картины «Баскаки»

    б) учащиеся описывают эпоху, изображенную на картине художника?/ герои картины, ее сюжет, быт русского народа, идея картины/.

    Индивиду-альная работа учащихся

    Фронтальная работа

    Индивиду-альная работа учащихся

    Фронталь-ная работа

    Групповая

    работа

    учащихся

    Индивиду-альная работа учащихся

    Групповая работа

    Групповая работа

    Индивиду-альная работа

    Индивиду-альное задание

    учащегося

    Фронталь-ная работа

    с классом

    познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить необходимый учебный материал.

    регулятивные : овладевать различными способами решения учебных задач, осознают недостаточность своих знаний, объективно оценивать свои достижения на уроке.

    личностные:

    развитие самостоятельности учащихся в отборе учебного материала

    коммуникативные:

    построение связного монологического высказывания на основе исторического материала

    познавательные:

    формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, работать с картой. 

    познавательные:

     формирование общего представления о взаимоотношении-ях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига.

    личностные: воспитание уважительного отношения к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за принадлежность к корням России.

    коммуникативные:

    умения публично представить результаты своей творческой работы,

     развитие образных и логических рассуждений, умения творчески аргументировать позицию от лица участников событий.

    познавательные: 

    построение связного монологического высказывания на основе лингвистического материала

    личностные:

    осознание роли русского языка и литературы как культурной ценности русского народа

    познавательные:

    формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, умение работать с различными видами словарей. 

    познавательные:

     формирование общего представления о взаимоотношении-ях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига.

    Регулятивные: последовательность работы по описанию картины

    личностные:

    формирование чувства гордости и уважительного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.

    коммуникативные:

    формирование составлять устный монолог –описание картины

    Устные ответы

    Работа в контур-ных картах

    за партой и у доски

    Защита проекта группой учащихся

    Сообщения учащихся

    Сообщения учащихся

    Сообщения уч-ся

    Работа над текстом –описанием

    картины

    Отвечают на вопросы

    4.Обоб-щение изучен-ного материала

     Учитель истории:

    Последствия ордынского владычества.

    Стр. 32 п. 8

    ( письменное задание работа в группах по материалам учебника и материалов урока)

    Работа учащихся с учебником

    Параграф 8, стр. 32

    Индивиду-альная работа учащихся

    познавательные:

    ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы;

    личностные:

    умение объективно оценивать свои способности, развитие   интереса к русской истории,

    формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории и русского  языка и литературы.

    коммуникативные:

    умение выслушивать точку зрения товарища по группе, принимать свои  решения

    Отвечают на вопрос

    5.

    Реф-лек-сия

    Учитель:

    * Закончите предложения:

    На  уроке мне было интересно….

    На уроке я узнал…..

    На уроке у меня хорошо

     получилось……

    Мне понравились

    ответы …..

    На уроке мне было трудно…..

    Учащиеся работают над составлением предложений, оценивают свои знания и умения, полученные на уроке, оценивают работу своих товарищей.

    Метод

    «Микрофон»

    личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению;

    коммуникативные:

    проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

    Делают выводы

    Подводят итоги работы

    6. Домашнее задание

    Дифференцированное домашнее задание:

    а)Параграф 18.

    Используя текст учебника , Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Последствия ордынского ига  для развития Руси»

    б) творческое задание:  составить кроссворд по изученному материалу;

    личностные:

    умение объективно оценивать свои способности,

    формирование готовности к интеллектуальному и творческому росту, осознание значимости учения в жизни человека.

    Диффе-ренциа-ция

    дом/зад


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

    На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География: Физическая география. 6 класс" и...

    Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

    Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

    Разработка урока по родной (чувашской) литературе в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»

    Тема: «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»Цели:1.  Образовательная цель: — Развивать универсальные учебные действия обучающихся при прохождении новой темы.  — Продолжать формировать умения и ...

    Рабочая программа по истории для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС

    Структура рабочей программы полностью соответствует современным требованияМ  ФГОС...

    Промежуточная аттестация по русскому языку в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

    материал соответтсвует ФГОС, содержит спецификатор, сами тестовые задания,анализ работ...