Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка (6 класс) по теме

Науменко Людмила Ивановна

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ». Учителя поставили следующие педагогические задачи: сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.; способствовать формированию представлений учащихся  о важных исторических событиях древней Руси, закреплению ощущения связи времен, подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества,  к истории развития русского языка, литературы и культуры в целом, создать яркое образное представление о периоде вассальной зависимости Русского государства от монголо-татар; о ярких страницах истории нашей Родины, о выдающихся личностях этого периода. На уроке были использованы различные формы и приемы работы с учащимися, которые дали возможность учащимся активно овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке,  проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции, осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; осознавать эстетическую ценность русской литературы и языка; проявлять  интерес  к истории страны, уважительное отношение  к культурным традициям других народов и друг к другу в многонациональном коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 интегрированного урока истории и литературы и русского языка

«Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние

Золотой Орды на Русь»/ 2 урока/

в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС.

Педагогические задачи

Сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.; способствовать формированию представлений учащихся  о важных исторических событиях древней Руси, закреплению ощущения связи времен, подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества,  к истории развития русского языка, литературы и культуры в целом. Создать яркое образное представление о периоде вассальной зависимости Русского государства от монголо-татар; о ярких страницах истории нашей Родины, о выдающихся личностях этого периода.

Тип урока

интегрированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты: иметь представление о событиях русской истории периода Золотой Орды  , видеть результаты политической, экономической зависимости и культурного влияния Золотой Орды на Русь; формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории и русского  языка и литературы, знать пути и причины заимствования лексики в русский  язык из других языков мира.

Метапредметные результаты:

познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке.

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные результаты: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; осознавать эстетическую ценность русской литературы и языка; развитие  интереса  к истории страны, уважительное отношение  к культурным традициям других народов и друг к другу в многонациональном коллективе.

Методы и приемы обучения

Фронтальная беседа, индивидуальная работа/ выразительное чтение наизусть, пересказ/, элементы театрализации, опережающее задание / подбор и изготовление костюмов для инсценирования/, защита творческого проекта учащихся

Образовательные ресурсы

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательныхучреждений, М.: Просвещение. 2009 г. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков 6 класс. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. 2006.

Толковые и этимологические словари

Оборудование

Компьютер, экран, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку,  выставка исторических книг  и художественная выставка иллюстраций картин русских художников Васнецова, Кившенко, Корина, Ромадина об истории Древней Руси.

Демонстрационный материал

Карты “Киевская Русь”, “Борьба с иноземными захватчиками”,  репродукция картины Сергея Иванова  «Баскаки»  

Раздаточный материал для групповой работы с историческими текстами.

Основные понятия

Татаро-монгольское иго, великий хан, баскак, ордынское владычество, ярлык на княжение,  тюркские заимствования, художественное полотно, изобразительно-выразительные средства картины, композиция, художественный образ.

Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучаю-щие и развиваю-щие компонен-ты урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия на уроке

Универсальные

учебные действия

Про-межуточ-ный конт-роль

I.Организационный момент

Эмоциональное погружение в  эпоху древней Руси

  • Психологический настрой учащихся; создание обстановки древней Руси.

1.Опережающее задание: 

 Класс разделен на три творческие группы.

 / каждая группа готовит костюм/ хана, баскака, русского князя/, работает с толковым  словарем , словарем заимствованных и устаревших слов

2.Учащиеся слушают звуки тревожного колокольного перезвона, на фоне которого ученица читает наизусть текст из Слова о погибели Русской земли”.

Индивидуаль-ная творческая работа по выразитель-ному чтению отрывка

Личностные: проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих;

Коммуникативные

развитие опыта работы в группе; умение  задавать вопросы, слушать и отвечать, формулировать свою собственную точку зрения, умение высказывать и обосновывать ее.

Вырази-тельное чтение наизусть

2.Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние ранее изучен-ного материа-ла

А)Эмоцио-нальное слово учителя.

Б) Работа творческих групп с раздаточным материалом.

В) просмотр фрагментов видеофиль-мов

Г)Обобще-ние и выводы

1.Учитель истории:

Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Монголы! Они! Татары! Большим валом валят!»

Учитель раздает группам тексты.

Учитель истории:

У вас на партах лежит раздаточный материал. Давайте на основе приведенных отрывков документов проанализируем те события, участниками которых были монголо-татары, с одной стороны и русичи, с другой.

Какие ключевые слова говорят нам о происходящих событиях ?

/ подготовлены тексты о штурме Владимира, об обороне Киева, о городе Козельске./

 

Учитель истории:

Несмотря на героическое сопротивление, оказываемое русским народом, города один за другим пали перед грозным завоевателем Батыем. Но почему? Разве у нас были плохие воины, а может быть плохое оружие? Какие причины способствовали победам монголо-татар? (тактика монголов, несогласованность действий русских князей, феодальная раздробленность).

1.Учащиеся отвечают на вопрос:

*Кто же такие татары и почему они вызывали ужас у тех, кто уже был с ними знаком?

2. Учащийся одной из  творческих  групп подтверждает  ответы своих товарищей выразительным чтением наизусть фрагментов художественной литературы

/стих-е «Стонала земля наша русская …»/

Работа творческих групп с раздаточным материалом.

Учащиеся читают тексты, по ключевым словам определяют , о каком историческом событии идет речь в данном тексте, доказывают свою точку зрения.

Учащиеся просматривают фрагменты видеофильмов.

Учащиеся обобщают учебный материал и делают выводы

Индивидуаль-ная творческая работа по выразитель-ному чтению отрывка

Групповая работа

После анализа текста и ответа на вопрос  каждый текст иллюстрируется просмотром видеофильма.

Личностные:

развитие творческих способностей учащихся.

Коммуникативные:

развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции в различных источниках.

Коммуникативные:

развитие умений подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал, делать выводы.

личностные:

формирование уважения к историческому прошлому своего народа.

личностные:

формирование чувства  гордости за несокрушимую силу русского духа.

познавательные: ориентироваться в учебном материале, , обобщать учебный материал,  устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

регулятивные : рационально организовывать свое рабочее место, овладевать различными способами решения учебных задач, оценивать свои достижения на уроке.

личностные:

осознают значимость побед и поражений для исторического развития страны

коммуникативные:

задают вопросы с целью получения необходимой информации о причинах поражений русского войска.

Вырази-тельное чтение наизусть

Заслушива-ние ответов каждой творческой группы  и их оценка  

Делятся своими впечатле-ниями о видео-фрагмен-тах

Оценивание ответов учащихся учителем, взаимо-

оценка  ответов учащимися

3.Изучение нового учебного материала

Актуализация проблемы и целепола-гание

Работа учащихся с учебником.

Параграф

Страница

Творческая практическая деятельность учащихся  с опережаю-щим домашним заданием по защите группового творческого проекта

Учитель истории:

Слово учителя: Не смогли князья объединить свои усилия в тревожные и грозные времена. Русь была разорена Батыевыми полчищами. Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю, которая получила название Золотая Орда.

Как же это произошло?

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ:

- Записать тему урока

- Год создания Орды?

- Территория Орды (работа в картах)?

- особенности хозяйственной деятельности Орды?

 

Учитель истории:

Так в чем проявилась зависимость Руси от Орды?

Учитель русского языка и литературы:

Какое же влияние Золотая Орда оказала на культурное развитие Руси?

Сегодня На нашем уроке идет речь       о том, какую роль

  сыграло  татаро-монгольское иго в истории нашей.  Продолжая этот разговор , мы сейчас поговорим о том, как тюрки изменили русский язык.

 а)Учитель русского языка:

 «Поскреби русского — найдешь татарина», гласит пословица. Изучение того, как иго преобразило Московскую Русь, удобно изучать на конкретном материале — лингвистическом.

б)  Учитель русского языка.

К теме Древней Руси многократно обращаются художники, поэты, музыканты.

Работа с репродукцией картины Сергея Иванова  «Баскаки»

Учитель русского языка:

* Как художнику удалось показать на картине особенности эпохи, быта и культуры той поры?

 * Какими изобразительно-выразительными средствами удалось художнику достичь своих целей?

А)Учащиеся работают с учебным материалом

параграфа № 8, стр.30

Б)Индивидуальная работа с учебником  в тетрадях

В) Работа с атласом и контурными картами

/Показать на карте границы Золотой Орды, в контурной карте обозначить границы княжеств, охваченных восстаниями против ордынцев/

а)Защита творческого проекта:

театральная постановка сцены вручения ханом Батыем ярлыка на княжение князю Владимиру.

а)Сообщение учащихся о результатах предварительной домашней  работы учащихся с толковым словарем, словарем заимствованных и устаревших слов/ по группам/

1 группа:

Сообщение о словах « боярин, лошадь, ватага»

2 группа:

сообщение о происхождении слов

«орда,деньга, сан»

3 группа :

 Сообщение  о происхождении слов «кафтан, караул»

б)работа учащихся с толковым словарем и материалом учебника со словами «ярлык,баскак»

 Работа по развитию речи учащихся :

а) сообщение ученицы об истории создании картины «Баскаки»

б) учащиеся описывают эпоху, изображенную на картине художника?/ герои картины, ее сюжет, быт русского народа, идея картины/.

Индивиду-альная работа учащихся

Фронтальная работа

Индивиду-альная работа учащихся

Фронталь-ная работа

Групповая

работа

учащихся

Индивиду-альная работа учащихся

Групповая работа

Групповая работа

Индивиду-альная работа

Индивиду-альное задание

учащегося

Фронталь-ная работа

с классом

познавательные: ориентироваться в учебном материале, находить необходимый учебный материал.

регулятивные : овладевать различными способами решения учебных задач, осознают недостаточность своих знаний, объективно оценивать свои достижения на уроке.

личностные:

развитие самостоятельности учащихся в отборе учебного материала

коммуникативные:

построение связного монологического высказывания на основе исторического материала

познавательные:

формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, работать с картой. 

познавательные:

 формирование общего представления о взаимоотношении-ях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига.

личностные: воспитание уважительного отношения к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за принадлежность к корням России.

коммуникативные:

умения публично представить результаты своей творческой работы,

 развитие образных и логических рассуждений, умения творчески аргументировать позицию от лица участников событий.

познавательные: 

построение связного монологического высказывания на основе лингвистического материала

личностные:

осознание роли русского языка и литературы как культурной ценности русского народа

познавательные:

формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, умение работать с различными видами словарей. 

познавательные:

 формирование общего представления о взаимоотношении-ях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига.

Регулятивные: последовательность работы по описанию картины

личностные:

формирование чувства гордости и уважительного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.

коммуникативные:

формирование составлять устный монолог –описание картины

Устные ответы

Работа в контур-ных картах

за партой и у доски

Защита проекта группой учащихся

Сообщения учащихся

Сообщения учащихся

Сообщения уч-ся

Работа над текстом –описанием

картины

Отвечают на вопросы

4.Обоб-щение изучен-ного материала

 Учитель истории:

Последствия ордынского владычества.

Стр. 32 п. 8

( письменное задание работа в группах по материалам учебника и материалов урока)

Работа учащихся с учебником

Параграф 8, стр. 32

Индивиду-альная работа учащихся

познавательные:

ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию в различных источниках/ словарях, справочниках, в Интернете/; отвечать на вопросы учителя, обобщать учебный материал, делать выводы;

личностные:

умение объективно оценивать свои способности, развитие   интереса к русской истории,

формировать собственное отношение к этому периоду развития русской истории и русского  языка и литературы.

коммуникативные:

умение выслушивать точку зрения товарища по группе, принимать свои  решения

Отвечают на вопрос

5.

Реф-лек-сия

Учитель:

* Закончите предложения:

На  уроке мне было интересно….

На уроке я узнал…..

На уроке у меня хорошо

 получилось……

Мне понравились

ответы …..

На уроке мне было трудно…..

Учащиеся работают над составлением предложений, оценивают свои знания и умения, полученные на уроке, оценивают работу своих товарищей.

Метод

«Микрофон»

личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность  к саморазвитию и творческому самовыражению;

коммуникативные:

проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, готовить развернутое устное монологическое высказывание по данной теме, подбирать нужные аргументы для подтверждения собственной позиции.

Делают выводы

Подводят итоги работы

6. Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

а)Параграф 18.

Используя текст учебника , Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Последствия ордынского ига  для развития Руси»

б) творческое задание:  составить кроссворд по изученному материалу;

личностные:

умение объективно оценивать свои способности,

формирование готовности к интеллектуальному и творческому росту, осознание значимости учения в жизни человека.

Диффе-ренциа-ция

дом/зад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...

Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...

Конспекты уроков русского языка в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС

В данной работе представлены конспекты уроков русского языка по темам: "Наречие как часть речи", "Слитное и раздельное написание производных предлогов", "Суффиксы кратких страдательных причастий", "По...

Разработка урока по родной (чувашской) литературе в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»

Тема: «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»Цели:1.  Образовательная цель: — Развивать универсальные учебные действия обучающихся при прохождении новой темы.  — Пр...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...