РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Живая математика
рабочая программа по алгебре (5 класс)

Кузнецова Елена Ивановна
РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА
 
  по внеурочной деятельности   Живая математика     
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   общеобразовательное учреждение

« средняя общеобразовательная школа №2

Ст. Григорополисская

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

  по внеурочной деятельности   Живая математика    

           (указать название курса)

  основное  общее образование   5б   класс

   количество часов 31 ч

   учитель Кузнецова Елена Ивановна

     

   квалификационная категория   высшая 

2020- 2021 учебный   год

Пояснительная записка

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» разработана в соответствии с:

             -законом «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2012 года №273-Ф3;

           ФГОС ООО

           - с учетом  Примерной  программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения.                       Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2017 г. 

           -Устава ОУ;

          -учебного плана М ОУ   СОШ №2 на 2020-2021 уч.год;

        -Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных      курсов, предметов, дисциплин.

             Курс внеурочной деятельности « Живая математика» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

            Программа курса «Живая математика» для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

           Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

           Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Цель курса:

-развитие математических способностей и логического мышления;

-развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;

-расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Задачи курса:

-пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

-раскрытие творческих способностей ребенка;

-развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;

-воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

-осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;

-наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;

-приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;

-решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

-формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

-специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;

-работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

-адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

     Программа рассчитана на 32 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач. При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Место учебного курса

Программа рассчитана на 35 часов (из расчёта 1 час в неделю) согласно:

-  годовому календарному графику работы школы на 2020-2021уч.год, утвержденного приказом от 31.08.2020г. №03-201,

- учебному плану образовательного учреждения и расписанию занятий на 2020-2021 учебный год

-Проекту Постановления Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2021году" от 08.09.2020, подготовлен Минтрудом России

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Живая математика» предполагается достичь следующих результатов:

Личностными результатами изучения программы   является формирование следующих умений:

  • овладение начальными сведениями об истории развития счета, о системах счисления,их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметными результатами:

  1. Регулятивные универсальные  учебные действия: 

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать информацию.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.  

Предметными результатами:

  • Первый уровень результатов – учащиеся должны знать правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации; правила   поиска   информации,   работы с каталогами; способы планирования и проведения наблюдений и исследований; правила  сохранения  информации,   приёмы  запоминания.

  • Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать,   сравнивать,   классифицировать,   обобщать, систематизировать,  выделять главную  мысль, формулировать   выводы,  строить умозаключения; слушать,  владеть приёмами  рационального запоминания, работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах (табличном, графическом, схематическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях;  преобразовывать информацию.
  • Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить  опыт,   эксперимент,   исследование,   анализировать  и обобщать  результаты   наблюдений,   представлять  результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.

Содержание курса внеурочной деятельности суказанием форм организации и видов деятельности

       

№ п/п

Содержание (разделы)

Формы организации

Виды деятельности

1

История возникновения чисел

Беседа, аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах

Познавательная, игровая

2

Математика вокруг нас

Беседа, коллективная работа; индивидуальная работа; групповая работа; работа в парах

Познавательная, игровая

3

Дробные числа

Беседа, аудиторное занятие; индивидуальная работа; групповая работа; работа в парах

Познавательная, игровая

4

Геометрия в нашей жизни

Беседа, аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах

Познавательная, игровая

5

Математика на каждый день

Беседа, аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах

Познавательная, игровая

6

Проекты учащихся 2ч

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации

Познавательная

История возникновения чисел (8 часов) Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь» Цифры у разных народов. Решение логической задачи. Интересный способ умножения

Математика вокруг нас ( 8часов) Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения.

Решение практических задач, знакомство с нетрадиционными методами решения задач. Изготовление разверток куба, прямоугольного параллелепипеда. Знакомство с элементами комбинаторики. Составление и решение практических комбинаторных задач.

Дробные числа ( 4 часа) Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.

Геометрия в нашей жизни (5 часов). Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление  количества плитки  необходимой  для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее  периметр по формулам».

Математика на каждый день ( 4 часа) Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.

Проекты учащихся (2 часа) Разработка и создание проектов. Защита проектов по выбранной теме.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Номер раздела и темы занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата (план)

Дата

 (факт)

Примечание

Причина корректировки

Раздел I. История возникновения чисел 8ч

1

1.1

Как возникло слово «математика».

1

7.09

2

1.2

Счет у первобытных людей.

1

14.09

3

1.3

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

21.09

4

1.4

Математическая игра « Не собьюсь»

1

28.09

5

1.5

Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.

1

5.10

6

1.6

Цифры у разных народов. Решение логической задачи.

1

12.10

7

1.7

Интересный способ умножения.

1

19.10

8

1.8

Мир больших чисел.

1

2.11

Раздел II. Математика вокруг нас

9

2.1

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание

1

9.11

10

2.2

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание

1

16.11

11

2.3

Математические ребусы

1

23.11

12

2.4

Секреты некоторых математических фокусов

1

30.11

13

2.5

Решение задач с помощью максимального предположения

1

7.12

14

2.6

Решение задач с помощью максимального предположения

1

14.12

15

2.7

Решение задач методом с «конца»

1

21.12

16

2.8

Решение задач методом ложного положения

1

11.01

Раздел III. Дробные числа

17

3.1

Обыкновенные дроби

1

18.01

18

3.2

Десятичные дроби

1

25.01

19

3.3

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость

1

1.02

20

3.4

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость

1

8.02

Раздел IV. Геометрия в нашей жизни 5ч

21

4.1

Угол

1

15.02

22

4.2

Треугольник

1

22.02

23

4.3

Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов

1

1.03

24

4.4

Практические задания «Вычисление  количества плитки  необходимой  для покрытия указанной площадки»

1

15.03

25

4.5

Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее  периметр по формулам»

1

5.04

Раздел V. Математика на каждый день 5ч

26

5.1

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

1

12.04

27

5.2

Решение сюжетных задач

1

19.04

28

5.3

Решение логических задач с помощью таблиц

1

26.04

29

5.4

Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач

1

17.05

Раздел VI. Проекты учащихся

30

6.1

Разработка и создание проектов

1

24.05

31

6.2

Разработка и создание проектов

1

31.05

СОГЛАСОВАНО

Руководитель  методического

объединения _______________________ (указать)

_____________/______________________(ФИО)

«___» ______________ 20____ года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

__________/_______________ (ФИО)

«___» ________________ 20___ года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена  для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу внеурочной деятельности «Живая математика»

В результате освоения данной программы учащиеся приобретут знания:в направлении личностного развития:- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» для обучающихся 9 «А» класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая математика" общеинтеллектуальное направление ориентирована на учащихся 9 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» для обучающихся 11 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая математика», общеинтеллектуальное направление, ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 11 к...