Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"
план-конспект на тему

Воробцова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl._vneurochka_matem.docx46.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и рекомендована

   К утверждению ШМО

классных руководителей

Протокол № 1 от 26.08.2016г.

Руководитель:__________/Скабелина О.В./

Рассмотрена и рекомендована

    К утверждению ПС

Протокол № 1 от 29.08.2016г.

Зам. по ВР:___________/Скабелина О.В./

Утверждена приказом

        МБОУ Карповской СОШ

№  63 от 30.08.2016г.

Директор школы: _______/Олиферук Т.Г./

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Живая математика»

для 4 класса  на 2016-2017 учебный год

учитель: Воробцова Т.С.


Разработка рабочей программы  внеурочной деятельности по общему интеллектуальному направлению "Живая математика" для обучающихся 4-х классов.

Пояснительная записка 

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика», относится к общему интеллектуальному направлению, для 4 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения Карповская СОШ разработана в соответствии с основными положениями следующих нормативных документов:

1) Основной Образовательной  программы  основного общего образования   МБОУ Карповской СОШ  Приказ №  63   от 30.08.2016 г.;

2) Учебного  плана школы, календарного учебного графика  МБОУ Карповской СОШ  приказ № 55

3) Авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

    Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

    Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Живая математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    «Живая математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу  включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации  занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

          Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

      Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Материально-техническое обеспечение

  • Кубики (игральные) с точками или цифрами.
  • Комплекты карточек с числами:

-0,1,2,3,        4, ...,9(10);

-10,20, 30, 40,..., 90;

-100, 200, 300, 400,..., 900.

  • «Математический веер» с цифрами и знаками.
  • Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
  • Часовой циферблат с подвижными стрелками.
  • Набор «Геометрические тела».

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приёмов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стротегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Возраст детей – 9-10 лет (4 классы)

Срок реализации программы 1 год 

Программа «Живая математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 36 часов в год

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

 

Формы и режим занятий

      Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

      Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

Математические игры:

  • «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
  • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
  • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
  • игры с набором «Карточки-считалочки» — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
  • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
  • работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
  • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • воспроизводить способ решения задачи;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,   «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;

-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;

-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Живая математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Проектные работы.

- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-Сосчиталки».

- Турнир по геометрии.

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

 Календарно-тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего: 36 часов. В связи с  производственным календарём 09.05.2017г праздничный день. Программа выполнена за счёт резервного времени

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Формы и методы организации учебной деятельности (характеристика деятельности)

Сроки проведения

план

факт

1.

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Олимпус».

6.09

2.

Числа-великаны

1

Как велик миллион? Что такое гугол?

13.09

3.

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-
казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

20.09

4.

Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

27.09

5

Римские цифры

1

Занимательные задания с римскими цифрами.

04.10

6

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро).

11.10

7

Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

18.10

8

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

25.10

9

Математический марафон

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

28.10

10-11

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

08.11

15.11

 12

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.

22.11

13

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

29.11

14

Математические фокусы

1

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

6.12

15-17

Занимательное моделирование

3

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-
эдр (по выбору учащихся).

13.12

20.12

29.12

18

Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.

10.01

19

Какие слова

спрятаны в таблице?

1

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за-
дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

17.01

20

«Математика — наш друг!» 

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-
дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.

24.01

21

Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.

31.01

22-23

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

7.02

14.02

24

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

21.02

25-26

Мир занимательных задач

2

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.

28.02

7.03

27

Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

14.03

28-29

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

21.03

4.04

30

Блиц-турнир по решению задач

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.

11.04

31

Математическая копилка

1

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.

18.04

32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)

25.04

33  

Математический лабиринт

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

2.05

34-35

Математический праздник

2

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

16.05

23.05

36

Резерв

1

30.05

Методическое обеспечение

Литература для учащихся

  • Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
  • Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
  • Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

Литература для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –

№ 7.

2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математика на английском»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «CLIL. Математика на английском» для учеников 4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: математика 6 класс

Данная программа "Развитие познавательных способностей учащихся" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирован...

Рабочая программа по внеурочной деятельности : математика 7 класс

Данная программа  "Методы решения твоческих задач" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирование...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе

Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов  в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Математика 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. "Практикум решения математических задач повышенной сложности" Математика 11 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика  5 класс. Основы финансовой грамотности.Количество часов по учебному плану всего  35 часов в год; в неделю 1 час....