План-конспект урока по теме "Преобразование рациональных выражений" 8 класс
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Калюканова Татьяна Евгеньевна

План-конспект урока по теме "Преобразование рациональных выражений"  закрепление знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект учебного занятия регионального заочного конкурса методических разработок «Мой лучший урок»

Преподаватель Калюканова Татьяна Евгеньевна  Класс  8

Учебный предмет: Алгебра

Тема раздела программы: Рациональные дроби

Тема учебного занятия: Преобразование рациональных выражений

Планируемые образовательные результаты:

  • Владение терминологией, ключевыми понятиями по теме «Рациональные дроби»;
  • Владение основными методами и приёмами преобразования рациональных выражений;
  • Уметь принимать решение на основе оценки и интерпретации информации.

Цель : повторить и обобщить изученный материал по теме «Преобразование рациональных выражений»

Тип занятия: урок обобщения знаний.

Технологии: здоровьесберегающая, элементы технологии критического мышления.

Материально-техническое обеспечение занятия:компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями самостоятельной работой, карточки для рефлексии.

Межпредметные и внутрипредметные связи: география- понимание различия в экономической сфере разных государств, физика- перевод величин из одной единицы измерения в другую, физкультура- снятие напряжения шейного отдела позвоночника.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Место проведения: кабинет математики.

Этап учебного занятия

Содержание деятельности преподавателя

Деятельность обучающихся

Метода и приемы работы

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, определение отсутствующих, создание благоприятного настроя на работу

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу по закреплению и систематизации знаний, умений, навыков преобразования рациональных дробей.

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку, оформляют классную работу (записывают число).

  1. Мотивация и актуализация знаний

Подведение к теме урока, актуализация теоретических знаний.

-для того, чтобы определить тему урока, давайте выполним пару заданий.

Задание №1:

В Мексике измеряют значение расхода топлива в литрах на 100 км (LPK), в США - мили на галлон (MPG)

Для пересчета значений используют следующую формулу

где,

lpg — литров в галлоне, для американского обыкновенного галлона это 3,785 литра

kmpm — километров в миле, для американской мили это 1,609 километра.

Турист из США планирует недельную поездку по Мексике, где на заправках используется обозначение в литрах.

Используя приведенную формулу, определите, каков литраж бака в машине туриста, если он составляет 14 галлонов. Округлите ответ до целого числа

В виде чего была записана формула для вычисления расхода топлива?

Задание №2:

Разгадайте кроссворд

4

1

2

3

5

6

д

р

о

б

ь

  1. Компонент сложения.
  2. Способ разложения многочлена на множители.
  3. Равенство, содержащее переменную.
  4. Зависимость одной переменной от другой, при которой одному значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.
  5. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
  6. Число, находящееся под дробной чертой и показывающее на сколько частей поделили целое.

-Из закрашенных букв составьте слово.

Преобразование. Именно преобразованием  рациональных выражений (то есть выражений, содержащих алгебраические дроби) мы с вами сегодня и займемся. Запишите тему урока: Преобразование рациональных выражений. Какого значение слова «преобразование»? В толковом словаре значение этого слова определяется как коренное изменение чего ли. На  математическом языке это слово означает замену одного математического объекта (геометрической фигуры, алгебраической формулы, функции и др.) аналогичным объектом, получаемым из первого по определенным правилам. Давайте же исходя из значения этого слова определим цель нашего с вами занятия.

-итак, мы  с вами определили целью нашего занятия научится преобразовывать рациональные выражения, применяя ранее изученные нами правила. Теперь я предлагаю вам определить, хорошо ли вы эти правила освоили. Перед вами лежат карточки, и я прошу вас на данном этапе проанализировать вашу готовность к преобразованию рациональных выражений. Заполните, пожалуйста, свои карточки. Приложение 1.

Взаимодействуют с учителем и друг другом во фронтальном режиме. Решают задачу (ответ: 53).

Отвечают на вопрос: дробь.

Разгадывают кроссворд. Вспоминают математические термины, изученные ранее.

у

н

Л

к

а

и

р

у3

п

п

и

р

о

в

к5

а

а

р

я

о

е

а

р

м

в

е

о

н

з6

н

а

м

е

н

а

т

е

л

ь

е

е

д

р

о

б

ь

н

и

е

Из полученных букв составляют слово «Преобразование».

Записывают тему урока в тетрадь.

Определяют цель и задачи урока, обсуждают ее во фронтальном режиме, заполняют карточки и тем самым анализируют готовность к выполнению заданий.

Фронтальная работа, практический метод.

Фронтальная работа, учебно-мозговой штурм.

Индивидуальная работа

Инсерт

  1. Работа в группах.

-Теперь вы можете оценить свои шансы на усвоение сегодняшней темы. Кто-то совершенно готов и может применить все изученные правила, а кому то придется в ходе работы обратиться к темам предыдущих уроков, чтобы вспомнить и освоить нужные правила.

Контролирует деление класса на группы таким образом, чтобы в каждой группе были сильные и слабые ученики, каждой группе раздается карточка с заданиями.

-для работы на уроке вам необходимо поделиться на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданиями (от простого к сложному)(Приложение2), проверяться будет одна тетрадь из группы, вся группа получает одинаковую оценку.

Делятся на 4 группы, решают задания в тетради. Те ученики, которые помнят не все правила, открывают темы прошлых уроков и вспоминают изученное. Сильные ученики в группах помогают тем, кто «слабее». Один из учеников сдает тетрадь на проверку. После проверки все дети получают оценку

Групповая работа

Учебный диалог

  1. Физкультминутка

-Теперь давайте с вами вспомним, какими действиями вы пользовались при преобразовании данных выражений.

Если я называю верное действие, то вы поворачиваете голову вверх-вниз, если неверное- влево-вправо.

1.сложение дробей с разными знаками.

2.нахождение дроби от числа.

3.нахождение неизвестного множителя.

4.умножение дробей.

5.построение графика функции.

6.деление дробей.

7применение формул сокращенного умножения.

8.сравнение чисел

Выполняют физические упражнения, тем самым давая ответы на вопросы.

Фронтальная работа

  1. Самостоятельная работа

- Ну а теперь, предлагаю проверить свои знания и оценить пользу работы в группе.

Раздает карточки с самостоятельной работой. В работе 2 варианта, первый вариант наиболее простой, второй вариант сложнее. Приложение 3.

После выполнения самостоятельной работы дети проводят самоконтроль при помощи эталона, который раздает учитель. Приложение 4.

Определяют уровень своих знаний по данной теме и выбирают соответствующий вариант задания. Самостоятельно работают в тетради, применяя все изученные правила. Затем проверяют себя по шаблону и выставляют себе соответствующие оценки. Тетради сдают учители для повторного контроля.

Индивидуальная работа

Дифференцированное обучение

  1. Домашнее задание

Учебник стр.39, упр.148.

Творческое задание: составить карточку с заданиями по теме «Преобразование рациональных выражений»

Записывают домашнее задание в дневник.

  1. Рефлексия

- Достигли ли мы с вами цели нашего урока? Научились ли мы использовать изученные нами правила для преобразования рациональных выражений? И теперь я предлагаю вам вернуться к табличке, которую вы заполняли в начале урока, и попробовать ответить на вопросы еще раз. Я думаю результаты теперь должны быть намного выше. Приложение 1.

Анализируют, достигнута ли цель урока, выполнены ли поставленные задачи.

Заполняют повторно карточки с рефлексией, отдают учителю, обсуждают свои ответы.

Фронтальная работа

Инсерт


Методическое обоснование

Выбор данной темы обуславливается подготовкой к экзаменам. В экзаменационных работах ОГЭ присутствуют задания на преобразование рациональных выражений, поэтому ученикам важно понимать и уметь выполнять аналогичные задания. В связи с этим мною выбраны элементы техники критического мышления, в частности, первая ее стадия- вызов, помогающая точно и безошибочно определить тему и цели урока, а фиксация внимания обучающихся на целях урока позволяет им четко представить себе содержание урока. Именно поэтому целью моего урока выбрана систематизация и обобщений знаний по теме «Преобразование рациональных выражений».  В связи с поставленной целью моего урока первоочередным планируемым результатом должно быть владение методами и приемами преобразования рациональных выражений, для усвоения и систематизации полученных в этом разделе знаний. Так же немаловажным планируемым результатом является владение терминологией, и ключевыми понятиями по данной теме.  Необходимость усвоения школьниками математического языка и математической речи, знание языка алгебры, геометрии, а так же умение грамотно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи- необходимый компонент предметных результатов обучения. И третьим планируемым результатом я вижу умение принимать решение на основе оценки и интерпретации информации, так как ученики должны уметь применять полученные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Именно поэтому на втором этапе урока в качестве актуализации знаний мною выбрана задача по функциональной грамотности. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы математики, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Выбранные мною методы и приёмы работы также не случайны. Технология работы в группах позволяет еще лучше закрепить изучаемый материал, а также развить способность обучающихся работать в команде. Использование физкультминутки позволяет решать задачи здоровьесбережения при работе на уроке. Фронтальная  форма работы позволяет установить доверительные отношения с классом, а также активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся. Мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, это хороший способ быстрого включения всех учащихся в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Применяемая технология учебного диалога- это особая среда, в которой ученики чувствуют себя комфортно и расслабленно, эта технология помогает формировать межличностное взаимодействие. Основной целью индивидуальной работы является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. Место и длительность различных технологий разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Урок насыщен, в работу включены все ученики класса, при выполнении самостоятельной работы ученик может оценить свои силы а также осуществить самоконтроль своей деятельности. Результаты урока соответствуют поставленной цели.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Правило

Знаю

Умею применить

Не все понятно

Сложение и умножение многочленов

Формулы сокращенного умножения

Сложение и вычитание дробей

Умножение и деление дробей

Преобразование рациональных выражений

 Приложение 2.

Группа №1.

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. .

Группа №2

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. .

Группа №3.

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. .

Группа №4.

  1. ;
  2. ;
  3. ;

Приложение 3.

Самостоятельная работа по теме «Преобразование рациональных выражений»

Вариант 1.

Выполните действие:       

Выполните действие:   (  + 1 ) · 

Выполните действие:    

Вариант 2.

Выполните действие:   (  -  ) : (  -  )

Найдите значение выражения:

  : ( 2х - 2),    если х = - 1

Найдите значение выражения:

( 3а + 6 в) : ,    если а= 26,  в = - 12

Приложение 4.

Вариант 1.

Х

 Вариант 2.

 Критерии оценивания:

«5»- приведено полное решение и дан правильный ответ на все три задания.

«4»-  приведено полное решение и дан правильные ответ на два задания.

«3»- приведено полное решение и дан правильный ответ только на одно задание из трех.

«2»- Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок

Используемые источники

  1. http://kirov1968.minobr63.ru/wp-content/uploads/Сборник-заданий-по-формированию-функциональной-грамотности-учащихся-на-уроках-математики.pdf
  2. Макарычев Ю. Н. Алгебра, 7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под редакцией С. А. Теляковского. — М.:Просвещение, 2019
  3. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебра: 8класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, – М.: Вентана-Граф, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

Конспект открытого урока  по английскому языку. Тема урока:  "Путешествие".  ...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока -  “Going shopping”....

План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока

Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.

Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...