Личностно-ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации
учебно-методический материал по алгебре (10 класс)

Филатова Ольга Николаевна

Сообщение на МО ЕМЦ.

Замысел личностно - ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации

     Замысел личностно - ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:

- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов   человеческой деятельности на основе актуализации их субъективного опыта;

- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии  индивидуальных познавательных процессов и интересов;

- содействие ребенку в формировании положительной Я - концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

   В качестве принципов построения учебно - воспитательного процесса на уроке я использую основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

1) Принцип самоактуализации. Учитель должен верить  в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности. Обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.

2) Принцип индивидуальности. Индивидуальность, по мнению академика  Е. В. Бондаревской, является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.

3) Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель  организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.

4) Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.

5) Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка  связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания  не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.

6) Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявив свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

     Организация учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся:

  • Проектирование  характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
  • Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
  • Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
  • Создание для обучающихся ситуации успеха;
  • Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
  • Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;
  • Использование обучающимися таких речевых оборотов,  как «я полагаю, что …», «мне кажется, что …», «по моему мнению …», « я думаю, что...» и т. д.

Такой образ личностно - ориентированного урока помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей своих учащихся.

Список используемой литературы

1. Степанов Е.Н. Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности .- М.,: Творческий центр, 2004г.

2. Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально - ориентированного подхода.//Завуч. 2000. №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный интегрированный урок по физике, математике, информатике "Графическое представление физических формул.Создание графиков в текстовом редакторе MS Word"

Тема урока:«Графическое представление физических формул. Создание графиков с использованием средств текстового редактора MSWord»Цели урока:используя математические знания, помочь учен...

Теоретические и технологические аспекты планирования урочной деятельности преподавателя в свете ФГОС второго поколения.

Структурные и функциональные компоненты учебного занятия включают три составляющих:цель занятия и его результатсодержание деятельностиспособы деятельностиСерьезные недостатки в организации образовател...

Личностно-ориентированная технология урока истории

Материал содержит описание личностно-ориентированной технологии урока истории, фрагменты уроков, сертификаты мастер-классов по данной технологии, награды учителя и учеников....

Некоторые теоретические аспекты организации личностно - ориентированного подхода в образовании с использованием педагогических технологий

Рассмотрена возможность использования технологий модульного и программированного обучения для организации личностно - ориентированного подхода в образовании...

Урок-мастерская как технологический аспект реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС.

В данной статье автор приводит пример подробного алгоритма мастерской. Каждый участник творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Обучение в "творческих мастерских...

Личностно-ориентированная технология. Уроки по В.В. Шогану.

Личностно – ориентированная технология урока – как обращение к культурно – историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, содержит расположенные в следующем порядке новые т...