История математики
элективный курс по алгебре (9, 10 класс)

Математика Древней Греции и средневековой Европы и эпохи возрождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 594_matematicheskie_etyudy_594_1.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №594

Московского РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

на заседании

Педагогического совета

ГБОУ школа № 594.

Протокол №9 от 25.05. 2023 г..

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школа № 594.

Агафонова Н. В.

Приказ № 52 от 22.05.2023

МП

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Педагогов ДО

Протокол № 7от 18.05. 2023 г.

Руководитель МО

Синицына Л.И.

______________ (Подпись)

Дополнительная общеразвивающая программа

«Математические этюды»

Возраст обучающихся: 15-17 лет

Срок освоения: 6 дней

Разработчик:

Никитина Е.Ю.

педагог ДО


  1. Пояснительная записка

Программа «Математические этюды» разработана для организации активного отдыха обучающихся в каникулярный период, имеет техническую направленность.

Актуальность

Школьные каникулы занимают особое место в жизни каждого ребенка. Это особая пора – пора отдыха от учебных занятий в школе, пора максимального количества свободного времени. В настоящее время становится актуальной организация такого отдыха в каникулы, при котором учащиеся смогли бы не только отдохнуть, но и воплотить свои собственные планы, обнаружить у себя нераскрытые таланты, реализовать свои собственные интересы, приобщиться к социокультурным ценностям.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умения самостоятельно работать, думать, решать нестандартные задачи, а также совершенствовать навыки аргументации и доказательство при работе с заданием. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая мотивацию. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной и продуктивной.  Решение задач по математике – это процесс, требующий концентрации внимания, анализа условия задачи, моделирования, замены исходной задачи другой, деления на подзадачи, составления плана решения, проверки гипотез.

Адресат ДОП

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 15-17 лет. При наборе учащихся в группы имеет значение заинтересованность учащихся в изучении математики. Возможность занятий с обучающимися категории ОВЗ по данной ДОП не предусмотрена.

Уровень освоение ДОП – общекультурный.

Кадровое обеспечение: педагог с высшим педагогическим образованием по направлению математика.

Объем освоения и срок освоения ДОП

Срок освоения

Объем освоения

Режим занятий

6 дней

12 часов

6 раза в неделю по 2 академических часа

Цель программы – создание условий для развития математических способностей и самореализации учащихся, профессионального самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями и развитие устойчивого интереса к математике и решению математических задач. Формы и методы организации деятельности ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Наполняемость группы -15 человек.

Задачи программы

Обучающие:

  • сформировать у учащихся представление об исторических периодах развития математики и рассмотреть задания, соответствующие конкретному периоду;    
  • научить учащихся связывать математические идеи с общекультурными ценностями, с событиями и фактами истории математики.

Развивающие:

  1. развивать познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), речь;
  2. формировать мотивы к познавательной деятельности и творческому созиданию в сфере математики;
  3. развивать творческие способности, самосознание;
  4. стимулировать стремление к саморазвитию и самореализации.

Воспитательные:

  1. развивать общую коммуникативную культуру ребенка: тактичность, доброжелательность, открытость, умение слушать, способность уважать чужой выбор;
  2. способствовать формированию здорового образа жизни;
  3. способствовать формированию адаптивных способностей, адекватной самооценки, уверенности в себе.

Планируемые результаты

В результате освоения программы учащимися предполагается достижение следующих результатов.

  1. Личностные результаты: 

  • повышать мотивацию саморазвития и профессионального самоопределения;

  • стремление получать результаты своего исследования, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве;

  • приобретать навыки сотрудничества с педагогами, педагогом-психологом, специалистами других организаций.

  1. Метапредметные результаты: 

  • умение использовать умственные операции поиска решения задач;
  • повышение самостоятельности, умения использовать справочную литературу и другие источники информации;
  • повышение личной результативности в учебе по математике.
  1. Предметные результаты: 

  • иметь представления о значении задач в жизни, науке, технике, с различными сторонами работы с задачами;
  • применять различные расчетные математические методы для решения задач;
  • применять методы решения задач повышенной сложности.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КДОП

Язык реализации программы: государственный язык Российской Федерации (русский язык).

Форма обучения: очная.

Особенности реализации ДОП: программа реализуется в каникулярный период.

Особенности организации образовательного процесса: Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.  Особенность программы заключается в том, что программа предоставляет максимально широкое поле для реализации возможностей обучающихся; создает большие возможности для расширения кругозора ввиду работы с совершенно новыми задачами; предполагает использование различных форм организации образовательного процесса: проектная деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах Обучение построено в максимально возможной мере с учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся.

Условия набора в коллектив: на обучение по программе принимаются все желающие, без наличия базовых знаний в данной предметной области.

Условия формирования групп: разновозрастные (15-17 лет).

Количество обучающихся в группе: не менее 15 человек.

Форма организации занятий: аудиторная.

        Формы проведения занятий: учебное занятие.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

- индивидуальная (работа по образцу, выполнение практических и творческих заданий);

- групповая (постановка, решение и обсуждение решения проблемных вопросов, творческих и расчетных задач).

Материально-техническое оснащение ДОП:

  • наличие помещения для занятий;
  • компьютер-ноутбук.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Математика Древней Греции

2

0,5

1,5

Игровой тест

2

Звезды Востока и решение линейных уравнений

2

0,5

1,5

Игра-испытание, контрольное занятие

3.

Расширение линейных уравнений до системы

2

0,5

1,5

Игра-испытание, контрольное занятие

4.

История квадратных уравнений, неравенств и систем и их решение

2

0,5

1,5

Игра-испытание, контрольное занятие

5.

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения

2

0,5

1,5

Игра-испытание, контрольное занятие

6.

17 век – открытие логарифмов

2

0,5

1,5

Игра-испытание, контрольное занятие

Всего

12

3

9

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


ФИО педагога

№ группы

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

Никитина Е.Ю.

1

1

12

6 раза в неделю по 2 академических часа

 

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Задачи программы

Обучающие:

  • сформировать у учащихся представление об исторических периодах развития математики и рассмотреть задания, соответствующие конкретному периоду;    
  • научить учащихся связывать математические идеи с общекультурными ценностями, с событиями и фактами истории математики.

Развивающие:

  1. развивать познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), речь;
  2. формировать мотивы к познавательной деятельности и творческому созиданию в сфере математики;
  3. развивать творческие способности, самосознание;
  4. стимулировать стремление к саморазвитию и самореализации.

Воспитательные:

  1. развивать общую коммуникативную культуру ребенка: тактичность, доброжелательность, открытость, умение слушать, способность уважать чужой выбор;
  2. способствовать формированию здорового образа жизни;
  3. способствовать формированию адаптивных способностей, адекватной самооценки, уверенности в себе.

Планируемые результаты

В результате освоения программы учащимися предполагается достижение следующих результатов.

  1. Личностные результаты: 

  • повышать мотивацию саморазвития и профессионального самоопределения;

  • стремление получать результаты своего исследования, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве;

  • приобретать навыки сотрудничества с педагогами, педагогом-психологом, специалистами других организаций.

  1. Метапредметные результаты: 

  • умение использовать умственные операции поиска решения задач;
  • повышение самостоятельности, умения использовать справочную литературу и другие источники информации;
  • повышение личной результативности в учебе по математике.
  1. Предметные результаты: 

  • иметь представления о значении задач в жизни, науке, технике, с различными сторонами работы с задачами;
  • применять различные расчетные математические методы для решения задач;
  • применять методы решения задач повышенной сложности.

  1. Содержание программы

Блок 1. Математика Древней Греции.

Теория (лекции) занятие (0,5 ч.):

Преобразование математики в дедуктивную науку. Милетская школа. Фалес. Пифагор и его школа. Открытие несоизмеримости и его роль в истории греческой математики. Знаменитые задачи древности: удвоение куба, трисекция угла и квадратура круга. Математика первых веков Новой эры. Александрийская школа (III века до н. э. - VI век н. э).

Практика (1,5 ч): Теорема Пифагора в задачах

Блок 2. Звезды Востока и решение линейных уравнений

Теория (0,5 ч): Знаменитые математики Востока Мухаммед аль-Хорезми́, Омар Хайям,   Мухаммед аль-Беруни,  Насир ад-Ди́н Туси,      Джамшид Масуд аль-Каши (IX–XV столетия)

Практика (1,5 ч) Китаб  Мухаммед аль-Хорезми́  и решение линейных уравнений.

Блок 3. Расширение линейных уравнений до системы

Теория (0,5 ч): методы решения систем линейных, метод Гаусса и Крамера

Практика (1,5 ч): практические задания по системам, решения различными способами.

Блок 4. История квадратных уравнений, неравенств и систем и их решение

Теория (0,5 ч) История возникновения квадратных уравнений (задача на папирусе Древнего Египта). Теорема Виета и решение квадратных уравнений. Математический софизм: «Дважды два это пять» и «Все числа равны между собой» (доказательство).

Практика (1,5 ч): 10 способов решения квадратных уравнений. Классификация. Решение уравнений и неравенств, их систем различными способами.

Блок 5. Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.

Теория (0,5 ч) Леона́рдо Пиза́нский Фибона́ччи. — первый крупный математик средневековой Европы и его «Книга абака» (1202) Ряд Фибоначчи и его задача о размножении кроликов. Применение ряда Фибоначчи при построении треугольника Паскаля. Новая эра в математике – открытие решения уравнений 3 и 4 степени. Итальянские математики Спиционом дель Ферро и Николо Фонтано Тарталья и тайна решения уравнения третьей степени. Парадокс истории о формуле Кардано. Решение уравнений 3 степени понижением степени

Практика (1,5 ч): решения уравнения третьей степени, решение уравнений 3 степени понижением степени, решение уравнений 3 степени с параметрами.

Блок 6. 17 век - открытие логарифмов.

Теория (0,25 ч) Открытие логарифмов и работа лорда Джона Непера «Описания удивительной таблицы логарифмов»(1614). Свойства логарифмов

Практика (0,75 ч) Логарифмический софизм. 5 способов решения логарифмических уравнений. Решение логарифмических уравнений. Решение логарифмических уравнений с параметрами. Применение логарифмов.

Контроль, подведение итогов, взаимопроверка (1 ч).


Календарно-тематическое планирование

Программа: «Математические этюды»

Год обучения: 1 год обучения

Группа(ы):

Педагог дополнительного образования: Никитина Е.Ю.

Условия реализации программы

Условия реализация ДОП

Условия реализации РП-КТП

Срок реализации ДОП

Каникулярный период

Год обучения по рабочей программе

Каникулярный период

Возраст обучающихся по ДОП

15-17 лет

Возраст обучающихся в текущем году

15-17 лет

Количество часов в году в соответствии с учебным планом на реализуемый год обучения (все варианты по ДОП)

12 часов

Количество часов в текущем учебном году

12 часов

Режим занятий на реализуемый год обучения  в соответствии с ДОП (все варианты)

6 раз в неделю по 2 академических часа

Режим занятий текущего года обучения

6 раз в неделю по 2 академических часа

Распределение часов по разделам

Обозначения разделов

Название разделов

Количество часов по РП_КТП

Р1.

Математика Древней Греции

2

Р2.

Звезды Востока и решение линейных уравнений

2

Р3.

Расширение линейных уравнений до системы

2

Р4.

История квадратных уравнений, неравенств и систем и их решение

2

Р5.

Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения

2

Р6.

17 век – открытие логарифмов. Контроль, подведение итогов, взаимопроверка.

2

Итого

12

Календарно-тематическое планирование по датам

№ п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

по программе

Кол-во часов

по факту

Даты

занятий

Р1. Математика Древней Греции

2

2

Р2. Звезды Востока и решение линейных уравнений

2

2

Р3. Расширение линейных уравнений до системы

2

2

Р4. История квадратных уравнений, неравенств и систем и их решение

2

2

Р5. Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения

2

2

Р6. 17 век – открытие логарифмов. Контроль, подведение итогов, взаимопроверка.

2

2

Итого

12

12

  1. методические и оценочные материалы

  2. к программе « Математические этюды»

  3. Методическое обеспечение

№ п\п

Разделы

программы

Форма проведения занятий

Приемы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Электронные образовательные ресурсы

Форма подведения итогов

1.

Раздел 1.

Математика Древней Греции

Лекция, практическое занятие

Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров.

Метод творческого поиска способствует решению  задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению.

Тетрадь, линейка, карандаш.

Ноутбук / компьютер

Презентация «Пифагорейцы. Школа Пифагора и

открытие несоизмеримостей»

Опрос, беседа, зачет

2.

Раздел 2. Звезды Востока и решение линейных уравнений

 

Лекция, практическое занятие

Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров.

Метод творческого поиска способствует решению  задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению.

Тетрадь, линейка, карандаш.

Ноутбук / компьютер

Презентация

  1. «Гият ад-Дин Джамшид Масуд аль-Каши и первое систематическое изложение теории десятичных дробей, его закон косинусов (Теорема косинусов Аль-Каши)»

Опрос, беседа, зачет

3.

Раздел 3. Расширение линейных уравнений до системы

Лекция, практическое занятие

Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров.

Метод творческого поиска способствует решению  задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению.

Тетрадь, линейка, карандаш.

Ноутбук / компьютер

Презентация

  1. «Метод немецкого математика Гаусса решения систем линейных уравнений»

Опрос, беседа, зачет

4.

Раздел 4. История квадратных уравнений, неравенств и систем и их решение

Лекция, практическое занятие

Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров.

Метод творческого поиска способствует решению  задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению.

Тетрадь, линейка, карандаш.

Ноутбук / компьютер

Презентация

  1. «История возникновения квадратных уравнений (задача на папирусе Древнего Египта)»

Опрос, беседа, зачет

5.

Раздел 5. Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения

Лекция, практическое занятие

Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров.

Метод творческого поиска способствует решению  задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению.

Тетрадь, линейка, карандаш.

Ноутбук / компьютер

Презентация

«Леона́рдо Пиза́нский Фибона́ччи. — первый крупный математик средневековой Европы и его «Книга абака» (1202)»

Опрос, беседа, зачет

6.

Раздел 6. 17 век – открытие логарифмов

Лекция, практическое занятие

Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров.

Метод творческого поиска способствует решению задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению.

Обсуждение результатов обучения.

Тетрадь, линейка, карандаш.

Ноутбук / компьютер

Презентация

«Открытие логарифмов и работа лорда Джона Непера «Описания удивительной таблицы логарифмов» (1614)»

Опрос, беседа, зачет

  1. Оценочные материалы

Входной контроль

Педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога

Итоговый контроль

Зачет

  1. Критерии оценки результативности

Критерии оценки результативности освоения образовательной программы

Опыт освоения теории и практической деятельности – вписываются задачи ОП, и каждая оценивается от 1 до 3 баллов

Коммуникативная культура

  1. Поведенческие характеристики, навыки общения;
  1. Самооценка, уверенность в себе;
  2. Одаренность:

o        Внимание

o        Память

o        Восприятие

o        Воображение

o        Речь

Метапредметная компетентность

  1.  Владение приемами самовыражения и саморефлексии;
  2. Сформированность мотивов к познавательной деятельности и творческому созиданию в сфере математики;

Предметная компетентность – новоприобретённые навыки -

  1. Сформированность у учащихся представления об исторических периодах развития математики
  2. Умение связывать математические идеи с общекультурными ценностями, с событиями и фактами истории математики 

        

Уровни освоения:

  • Низкий - 1 балл – не освоил/не овладел
  • Средний - 2 балла – освоил частично/овладел частично
  • Высокий -  3 балла – освоил полностью/овладел полностью

Шкала оценки результативности представлена в Приложении №1.

Приложение 1

Педагог.   Карта отслеживания образовательного результата.   ГРУППА

ФИО обучающегося

Средний показатель по всей группе

Возраст

Показатели

Качественные показатели

Коммуникативная культура

1

Поведенческие характеристики: дисциплинированность, навыки общения

2

Самооценка, уверенность в себе

3

Одаренность

Метапредметная компетентность

1

Владение приемами самовыражения и саморефлексии

2

Сформированность мотивов к познавательной деятельности и творческому созиданию в сфере математики

Средний показатель по каждому ребенку

Предметная компетентность

1

Сформированность у учащихся представления об исторических периодах развития математики

2

Умение связывать математические идеи с общекультурными ценностями, с событиями и фактами истории математики 

Средний показатель по каждому ребенку

Информационные источники

Список литературы для педагога:

  1. Рыбников К. А. История математики: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.
  2. Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.: Наука, 1967
  3. Стройк Д. Краткий очерк истории математики. М.; Л.: Наука, 1990
  4. Колмогоров А. Н. Математика // БСЭ. 2-е изд. Т. 26, 464 – 483
  5. Нургалиев А. З. История математики. Александрийская школа. Реферат//Павлодарский университет. Павлодар, 2007.  
  6. Презентация « История Александрийской школы»  (охъ)
  7. Гильмуллин М.Ф. История математики: Учебное пособие /

 — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. — 212 с.

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Гильмуллин М.Ф. История математики: Учебное пособие /

 — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. — 212 с.

  1. Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.: Наука, 1967
  2. Рыбников К. А. История математики: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.

Интернет-источники

  1. Шевцова Ю. В. История математики Часть 2 Математика Древней Греции. Математика Востока//Пособие для студентов механико-математического факультета, 60 с. (http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1947.pdf)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного    Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика)  «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

Тест на тему: "Из истории математики"

Собраны интересные вопросы из истории математики. Предлагаются 4 варианта ответа....

История математики. Роль памяти в математике.

Математика прошла долгий путь развития, прежде чем стала абстрактной наукой. Историю математики делят на 4 периода. Относительно математики в нашем обществе ещё до сих пор существуют самы странные пре...

Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"

В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...

Презентация по математике "По страницам истории математики"

Красочность презентации развивает интерес учащися к математике....

Методический материал к факультативному занятию по математике по теме "Из истории математики. Спираль Фибоначчи"

Методическая разработка представляет собой иллюстративный материал (презентация и обзор) к факультативному занятию "Из истории математики. Спираль Фибоначчи"....

Внеклассное мероприятие по математике «История математики»

Данное внеклассное мероприятие способствует развитию кругозора учащихся, привитию интереса к математике....