Урок"Разложение квадратного трехчлена на множители"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Урок получения новых знаний с использованием элементов исследовательской деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 478.45 КБ | |
| 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по алгебре в 8 классе
по теме «Разложение квадратного
трехчлена на множители»
Тема урока: Разложение квадратного трехчлена на множители.
Цели урока:
- Повторить понятие квадратного трёхчлена. Получить формулу разложения квадратного трёхчлена на множители, научить пользоваться данной формулой при решении упражнений.
- Развивать умение соотносить, распознавать, сопоставлять, анализировать данные, критически оценивать результаты поиска, умение производить исследования в простейших учебных ситуациях.
- Воспитывать трудолюбие, познавательную активность, самостоятельность, усилить внимание развитию продуктивного мышления.
Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием элементов исследовательской деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование урока: Компьютер с проектором. Презентация. Карточки для выполнения самостоятельной работы и теста.
Учебник. Алгебра .8класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И. Е. Феоктистов.- М,: Просвещение,2023.
Наиболее глубокий след оставляет то,
что тебе удалось открыть самому.
Д. Пойа
План урока.
I. Настроимся на урок!
II.Повторение – мать учения!
III. Твори, выдумывай, пробуй!
IV. Применяй!
V. Проверьте себя!
VI. Подведем черту.
Ход урока.
I. Настроимся на урок! Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть, и надеюсь на совместную плодотворную работу. Я прошу вас быть активными и внимательными. Ни один вопрос на уроке не должен остаться без ответа. Сегодня мы будем повторять, исследовать и открывать новые знания. Девизом нашего урока будут слова известного швейцарского математика Д. Пойа «Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». (2 слайд)
Откройте тетради, запишите число , классная работа.
II.Повторение – мать учения! Все, наверное, помнят эту поговорку. Математика не исключение, и чтобы хорошо усваивать её, надо постоянно повторять изученное.
А теперь проверим выполнение домашнего задания.
(Слайд 3) 1) На доске решить задание, которое мы записывали с вами в тетради: в домашнем задании ученикам 8 класса было предложено найти корни квадратного трехчлена (х2 -5х +7)2 - 2(х2 -5х +7) – 3. Подумав, Коля рассудил так: сначала нужно раскрыть скобки, потом привести подобные слагаемые. Но Петя сказал, что есть более простой способ решения и раскрывать скобки вовсе необязательно. Помогите Коле найти рациональный способ решения. Прошу, показать какой способ нашли вы. (1 ученик решает на доске). Обозначим х2 -5х +7 = у, получаем у2 – 2у - 3 = 0, Д1 = 4, у1,2 = -1; 3. Вернемся к переменной х. Получаем х2 -5х + 7 = -1 и х2 -5х +7 = 3. Первое уравнение не имеет корней, второе уравнение имеет два корня х1,2 = 1; 4.
3) А сейчас я предлагаю вам решить номер из открытого банка заданий ОГЭ -9. (Выполняет 1 учащийся на доске, остальные в тетрадях) (5 слайд)
Задание №3СС46Е. Сократить дробь.
(Ответ: х – 3)
Учитель. Итак, решая это задание, вы разложили числитель дроби на множители с помощью способа группировки. Какие вы еще знаете способы разложения многочленов на множители?
(Вынесение общего множителя за скобки, с помощью формул сокращенного умножения и способ группировки).
Мотивация к проведению исследования и постановка общей проблемы. Говорят, добывая знания, каждый человек может совершить невозможное. Проверим, верно ли это утверждение по отношению к нам, ведь сегодня вам придется открывать новые горизонты знаний. Итак, начнем.
1) Самостоятельная работа. Я предлагаю всем выполнить самостоятельно следующее задание. Работать можно в парах. Внимание на экран. В это же время один из учащихся решает самостоятельно задание по карточке на доске и три человека на месте. (6 слайд) Разложите на множители: а) х2 – 5х; б) х2 -3; в) х2 – 16; г) х2 – 8 х +16; д) 2аb -2b2 – а +b; е) х2 – 7х +10. (Самопроверка через ПК) (7 слайд)
Вопросы: Все ли многочлены смогли разложить на множители? Каким способом разложили на множители квадратные трехчлены?
2) Работа у доски по карточке. Сократите дробь: а); б) ;
в) Ответы: а); б) 2 (х-3) = 2х - 6;
Вопросы: - Все ли дроби получилось сократить? Почему именно разложение этого квадратного трехчлена вызвало у вас затруднение? (Нет общего множителя, нет формулы сокращенного умножения, нельзя сгруппировать.). (8 слайд)
Учитель. Получается, что задача как бы знакомая нам, но знаний у нас ещё недостаточно для ее решения.
III.Твори, выдумывай, пробуй! 1. Постановка задачи исследования.
Учитель. (9 слайд) Я хочу привести вам слова известного швейцарского математика Пойа. «Задача, которую вы решаете, может быть очень скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности, и если вы решаете ее собственными силами, то вы сможете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы».
Итак, вызов вашей любознательности сделан. Необходимо сократить дробь. Можем ли мы, насладиться радостью победы и выполнить данное задание? (проблемная ситуация).- Как решить эту проблему?
Ответы учащихся: может, есть еще какой-нибудь способ, который мы пока не знаем.
Учитель. Итак, мы должны знать новый способ разложения квадратного трехчлена на множители. Попробуем сформулировать тему нашего урока и цель урока, исходя из возникшей проблемы. Запишите в тетрадь тему урока «Разложение квадратного трехчлена на множители».
2.Сбор информации и создание базы полученных результатов. Вернемся к заданиям, которые мы выполняли. Проведем небольшое исследование, касающееся квадратных трехчленов, и результаты запишем в таблицу. План исследования.
1) В 1 столбик запишите квадратные трехчлены, которые вы смогли разложить на множители. 2) Во 2 столбик запишите множители, на которые вы смогли разложить квадратные трехчлены. 3) Установите связь чисел, полученных в разложении с квадратными трехчленами, и запишите числа в 3 столбик. 4) В 4 столбик запишите значение дискриминанта и сравните его с нулем. (10 слайд)
Квадратные трехчлены | Разложение на множители | Старший коэффициент, корни трехчлена | Дискриминант |
х2 – 8 х +16 | (х – 4)2 | а =1, х1,2 =4 | Д = 0 |
х2 – 7х +10 | (х -2) (х -5) | а = 1, х1= 2, х2 =5 | Д = 9 , Д > 0 |
3х2 – 30х +75 | 3 (х - 5)2 | а = 3, х 1,2 =5 | Д = 0 |
2х2 – 10х +12 | 2(х -2) (х - 3) | а = 2, х1= 2, х2 =3 | Д = 1 , Д > 0 |
(11 слайд) Выводы по таблице (выдвижение гипотезы) | |||
Если дискриминант квадратного трехчлена ах2 +bx + c равен нулю, то х1________ х2 и ах2 +bx + c = ___________________. | |||
Если дискриминант квадратного трехчлена ах2 +bx + cбольше нулю и х1, х2 - его ____________, то ах2 +bx + c = ___________________. | |||
Итоги исследовательской деятельности. Выводы записать в тетрадь. Если х1, х2корни квадратного трехчлена ах2 + bx + c, то ах2 + bx + c = а (х – х1)(х – х2). (12 слайд)
Физминутка
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро, все сразу
За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведем
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
И продолжим наш урок.
3) Проверка гипотезы: доказательство теоремы.
Итак, проведя небольшое исследование, мы получили формулу разложения квадратного трехчлена на множители. Попробуем доказать, что мы правы. (Выступление учащихся с различными способами доказательства, которые они приготовили). А теперь откройте учебники на стр. 208 и найдите данную теорему.
4) Формулирование выводов. Доказанная теорема позволяет, найдя корни квадратного трехчлена, записать его в виде произведения первого коэффициента, разности переменной и одного корня и разности переменной и другого корня. Попробуем сформулировать алгоритм разложения квадратного трехчлена на множители. Алгоритм (Слайд 13) . Замечание. Если квадратный трехчлен не имеет корней, то его разложить на множители нельзя.
5) Демонстрация применения результатов исследования.
Вернемся теперь к нашему примеру. Сократите дробь: .
6х2 – х - 2 = 0, Д = 4, х1 = - 1/2, х2 = 2/3. Значит, получаем . Опять проблема: нет общего множителя. Как быть? (Обсуждение в группах, ответы учащихся).
Получаем: Вывод. Иногда удобно старший коэффициент вносить множителем в одну из скобок, в которой находится дробный корень или старший коэффициент раскладывать на два множителя и вносить один в одну скобку, второй в другую скобку.
IV. Применяй! . Учитель. Значит, теперь мы можем раскладывать квадратный трехчлен на множители, применяя теорему о разложении на множители.
Выполним № 755(а) (1 учащийся на доске, все в тетрадях)
-2х2 +5х + 18 = -2 (х -9/2)(х +2) = (9 - 2х) (х + 2).
Совместное решение привело к верному результату. Теперь разложите квадратный трехчлен по этому алгоритму, работая в паре. Правила работы в паре: ученик, сидящий на 1 варианте, раскладывает 1 трехчлен с карточки, проговаривая шепотом алгоритм решения, а сосед контролирует его работу. Затем меняетесь ролями. Решение оформите в тетради. Для проверки 2 человека работают на обратной стороне доски.
Разложите на множители:
1 вариант. 2х2 -3х -5 = (2х -5)(х +1).
2 вариант. 5у2 – 2у - 3 = (5у +3) (у – 1)
Поднимите руки те, кто решил правильно. Молодцы! А кто нашел корни уравнения по – другому?
Ответ. По свойству коэффициентов.
1) Если а + b +с = 0, то х₁ = 1; х₂ = с/а
2) Если а + с = b, то х₁ = -1; х₂ = - с/а
V. Проверьте себя! Итак, мы выполняли с вами задания вместе, затем вы решали, помогая друг другу, теперь настало время попробовать свои силы в одиночку.
Учащиеся выполняют тест.1 вариант группа учащихся выполняет на ПК в программе MyTestX для подготовки и проведения компьютерного тестирования знаний. Автор: Башлаков А.С.
Тест
Вариант 1. 1. Какой квадратный трехчлен нельзя разложить на множители? 1. x 2 – 8x+ 7;
2. x 2 – 8x+16;
3. x 2 – 8x+ 9;
4. x2 – 8x+17.
2.Какой многочлен надо подставить вместо многоточия, чтобы было равенство:
2x2 – 9x – 5 = 2(x – 5)(…)?
1. х +2; 2. х +0,5; 3. х -1/2; 4. х-2.
3.Сократите дробь: 
1. x – 3;
2. x + 3;
3. x – 4;
4. другой ответ.
2 вариант. Сдают тетради на проверку.
- Какой квадратный трехчлен нельзя разложить на множители?
- 5x 2 + x+ 1;
- ⅓x 2 –8x+ 2;
- 0,1x 2 +3x - 5;
- x2 +4x+ 5
2. Какой многочлен надо подставить вместо многоточия, чтобы было равенство:
2x2 + 5x – 3 = 2(x + 3)(…)?
Ответ:_________ .
3. Сократите дробь:


- 3x2 – 6x – 15;
- 0,25(3x - 1);
- 0,25(x - 1);
- другой ответ.
VI. Подведем черту. (Слайд 14)
Итог урока подводят учащиеся: что узнали нового? Достигли ли вы поставленной цели? Учитель оценивает работу учащихся.
Информация о домашнем задании. (Слайд 15).Учить п.33. Решать № 755(г, д), 760(в),764(б). Составить кроссворд на тему «Разложение квадратного трехчлена на множители».
Рефлексия. (Слайд 16).
Оцени свои успехи на уроке, поставив «галочки» рядом с верными по отношению
к тебе высказываниями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый человек, особенно, если он ученик 8 класса, может решить квадратное уравнение, если знает ответы на вопросы… Что называется квадратным уравнением Виды квадратных уравнений Как решить квадратное уравнение
Найди «лишнее»
Проблема
КВАДРАТНЫМ ТРЕХЧЛЕНОМ НАЗЫВАЕТСЯ МНОГОЧЛЕН ВИДА ax 2 +bx+c , ГДЕ x – ПЕРЕМЕННАЯ, a , b И с – ЧИСЛА, ПРИЧЕМ a ≠0 . Напоминание:
-2x 2 +6x-1 5x 2 -3x+7 4x 2 -3 КВАДРАТНЫЕ ТРЕХЧЛЕНЫ: Составьте квадратные трехчлены, зная их коэффициенты : а =-3; b =1; c =0,2 а =1; b =√5; c =-3 а =-1; b =0; c =-1 a =0; b=-1 ; c=2,3
Найдите корни квадратного трехчлена: 3. Метод выделения полного квадрата; 2. Применение теоремы Виета; 1. Применение формул корней квадратного уравнения; Корень Х 1 = 3 4. Метод разложения на множители способом группировки; 5. Метод замены переменной.
Корень квадратного трёхчлена Корнем многочлена называется значение переменной, при котором многочлен обращается в нуль. Для того, чтобы найти корни квадратного трёхчлена ах 2 +вх + с , надо решить квадратное уравнение ах 2 +вх + с = 0 .
Разложение квадратного трехчлена на множители Если х 1 и х 2 корни квадратного трехчлена ах² + b х + c , то справедливо тождество:
Алгоритм разложение квадратного трёхчлена на множители
Примеры: 2х 2 – 5х + 8 Если квадратный трёхчлен не имеет корней, то его нельзя разложить на множители.
Примеры: х 2 – 4х + 4 х 2 – 4х + 4 = (х – 2) 2 Если квадратный трёхчлен имеет один корень x 1 = x 2 , то формула имеет вид:
Примеры: 2х 2 + 7х – 4
Твори, выдумывай, пробуй! «Задача, которую вы решаете, может быть очень скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности, и если вы решаете ее собственными силами, то вы сможете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы». Д. Пойа
Открытый банк заданий ОГЭ- 9. Разложите квадратный трехчлен на множители: х 2 – 7х +10.
Ответ : х 2 – 7х +10 = ( х -2 ) (х -5)
Учебник №457(4)
Самостоятельная работа Разложите на множители: а) х 2 – 5х б) х 2 - 3 в) х 2 – 16 г) х 2 – 8 х +16 д) 2а b -2 b 2 – а + b
Самостоятельная работа Разложите на множители: а) х 2 – 5х = х (х -5) б) х 2 -3= (х - )(х + ) в) х 2 – 16= (х -4)(х + 4) г) х 2 – 8 х +16 =(х - 4) 2 д) 2а b -2 b 2 – а + b = ( a -b ) ( 2 b - a)
Оцени свои успехи на уроке Мне все понятно, у меня все получается! У меня еще есть ошибки, но я стараюсь! Я ничего не понимаю, у меня ничего не получается !
Если у квадратного трехчлена ах 2 + b х+ c Нет корней Нельзя разложить на линейные множители Один корень х 1 a х 2 +bx+c=a(x-x 1 ) 2 Два корня х 1 и х 2 ax 2 +bx+c=a(x-x 1 )(x-x 2 )
Домашнее задание П 29 № 458(1;2)
Спасибо за урок! Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители" 8 класс
Данная работа может быть использована при объяснении нового материала в 8 классе или в 9 классе как повторительный материал при подготовке к ГИА. В работе есть как теоретический, так и практичес...

урок по алгебре в 8 классе по теме: "Разложение квадратного трехчлена на множители"
в материале представлена разработка урока и презентация....

презентация к уроку по алгебре: "Разложение квадратного трехчлена на множители"
презентация к уроку....
Конспект урока алгебры в 9 классе "Разложение квадратного трехчлена на множители".
Продолжительность урока: 45 минут.Учебник: «Алгебра. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / авт. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.; под ред. Теляковско...

Урок алгебры в 9 классе "Разложение квадратного трехчлена на множители".
Урок алгебры в 9 классе по теме "Разложение квадратного трехчлена на множители", может быть использован при закреплении и повторении материала....
открытый урок "Разложение квадратного трехчлена на множители" 9 класс
Тема: «Разложение квадратного трехчлена на множители» Алгебра 9 классФорма учебного занятия: ОТКРЫТЫЙ урокТип: урок ознакомления с новым материалом.Цель и задачи урока:спосо...

Методическая разработка урока "Разложение квадратного трехчлена на множители"
Методическая разработка урока алгебры "Разложение квадратного трехчлена на множители"...









