дополнительные задачи по математике для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Программа разработана на основе дополнительных тем по математике в 9 классе,
Целью изучения курса является содержательное раскрытие понятий, утверждений и методов, относящихся к началам анализа, выявлением их практической значимости; раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики; систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры и геометрии, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Задачами курса являются:
- Систематическое изучение функции как важнейшего математического объекта,
- Изучение основных понятий, утверждений, позволяющих исследовать элементарные функции и решать геометрические, физические и прикладные задачи различных уровней сложности.
- Систематизация знаний, полученных ранее в целях подготовки учащихся к сдаче промежуточных аттестаций по математике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чурапчинская гимназия им. С.К.Макарова»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании НМС | Заместитель директора по УМР | Директор МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К.Макарова» |
Протокол №__ | __________________________ | ___________Слепцов Ю.М. |
от « » сентября 20__ г. | « » сентября 20__ г. | Приказ от _______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочной деятельности) по курсу «Дополнительные задачи по математике» обще-интеллектуальное направление на 2023-2024 учебный год Класс: 9 «б» Количество часов: 34 Автор: Сивцева Т.В. Чурапча 2023г. |
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе дополнительных тем по математике в 9 классе,
Целью изучения курса является содержательное раскрытие понятий, утверждений и методов, относящихся к началам анализа, выявлением их практической значимости; раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики; систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры и геометрии, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Задачами курса являются:
- Систематическое изучение функции как важнейшего математического объекта,
- Изучение основных понятий, утверждений, позволяющих исследовать элементарные функции и решать геометрические, физические и прикладные задачи различных уровней сложности.
- Систематизация знаний, полученных ранее в целях подготовки учащихся к сдаче промежуточных аттестаций по математике.
Изучение курса позволяет решить также следующие задачи: формирование у учащихся поисково – исследовательского метода; формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора; умение преодолевать трудности при решении более сложных задач; осуществление работы с дополнительной литературой; акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса
- способность к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания;
- формирование способности выявлять естественнонаучную сущность проблем, и и применять соответствующий математический аппарат для их формализации, анализа и выработки решения.
В результате освоения курса обучающийся должен знать:
- основные методы решения задач;
- основные навыки построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- основные формулы алгебры, геометрии, комбинаторики; уметь:
- решать типовые задачи; владеть:
- методами решения типовых и нестандартных задач.
- Понедельный план занятий.
9 класс
Трудоемкость дисциплины: 34 ч
№ занятия | Содержание занятия | Видео, мин |
1 | 36 | |
2 | Уравнения, содержащие знак модуля | |
3 | 20 | |
4 | Неравенства, содержащие знак модуля | |
5 | 41 | |
6 | Равносильные переходы в модульных неравенствах | |
7 | 29 | |
8 | 25 | |
9 | 43 | |
10 | 41 | |
11 | 35 | |
12 | Различные задачи на окружность | |
13 | Различные задачи на окружность | |
14 | Различные задачи на окружность | |
15 | 27 | |
16 | 39 | |
17 | 41 | |
18 | 39 | |
19 | 41 | |
20 | 30 | |
21 | Теорема Безу и решение уравнений высших степеней | |
22 | Теорема Безу и решение уравнений высших степеней | |
23 | ||
24 | ||
25 | ||
26 | Однородные системы уравнений | |
27 | ||
28 | ||
29 | ||
30 | ||
31 | ||
32 |
33 | ||
34 | Вероятность |
- Уравнения, содержащие знак модуля. Определение модуля числа. Уравнения, содержащие модуль. Метод интервалов, решение уравнений, содержащих несколько модулей. Геометрический смысл модуля. Соображения ограниченности при решении модульных уравнений.
- Неравенства, содержащие знак модуля. Метод интервалов при решении модульных неравенств. Отбор решений в рамках рассматриваемого интервала.
- Равносильные переходы при решении модульных неравенств: |f(x)|
g(x), |f(x)|>|g(x)|. Замена переменной и симметрия в неравенствах, содержащих модули. - Введение в метод математической индукции. Частные и общие утверждения, индукция, математическая индукция. База и шаг математической индукции. Доказательство равенств методом математической индукции.
- Метод математической индукции при доказательстве неравенств. Закрепление метода математической индукции. Неравенство Бернулли. Доказательство делимости при помощи метода математической индукции.
- Касательная к окружности. Перпендикулярность радиуса к касательной в точке касания. Равенство отрезков касательной. Теорема об угле между касательной и хордой. Окружность, вписанная в прямоугольный треугольник. Подобные треугольники, порождаемые касательной и секущей. Решение задач.
- Метрические соотношения в окружности. Теорема о касательной и секущей. Теорема о постоянстве произведения секущей на ее внешнюю часть. Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Решение задач.
- Различные задачи на окружность. Замечательное свойство окружности. Отношение площадей в задачах с окружностью.
- Средняя линия треугольника и ее свойства. Теорема Вариньона. Использование средней линии треугольника как в качестве дополнительного построения при решении задач.
- Метод удвоения медианы. Переход от треугольника к параллелограмму. Теорема о медианах.
- Биссектриса. Вывод формул нахождения биссектрисы. Основное свойство биссектрисы. Центр вписанной окружности как точка пересечения биссектрис. Поиск угла, под которым видна сторона треугольника из центра вписанной окружности.
- Высоты. Ортоцентр. Подобные треугольники, образованные высотами треугольника.
- Трапеция. Площадь трапеции. Дополнительное построение: отрезок параллельный стороне трапеции. Дополнительное построение: отрезок параллельный диагонали трапеции. Окружность, вписанная в трапецию.
- Теорема Безу и решение уравнений высших степеней. Теорема Безу, следствия из нее. Поиск рациональных корней в уравнении высших степеней. Случай приведенного уравнения, случай неприведенного уравнения. Схема Горнера.
- Однородные и возвратные уравнения. Возвратные уравнения высших степеней: четной степени, нечетной степени, модифицированно-возвратные, обобщенно-возвратные уравнения. Однородные уравнения второй степени. Замена переменных при решении уравнений высших степеней.
- Свойства функций при решении уравнений высших степеней. Монотонность и ограниченность функций при решении уравнений высших степеней.
- Однородные системы уравнений, системы сводимые к однородным.
- Симметрические системы уравнений, замена при решении симметрических систем.
- Квадратный трехчлен в системах уравнений. Рассмотрение квадратного трехчлена при решении систем второй степени.
- Замена переменных при решении систем уравнений. Метод замены переменных при решении систем алгебраических уравнений. Двойная замена.
- Последовательности, арифметическая прогрессия. Определение последовательности. Определение арифметической прогрессии. Формула для n-ого члена арифметической прогрессии. Сумма арифметической прогрессии. Решение задач.
- Геометрическая прогрессия. Определение геометрической прогрессии. Формула для n-ого члена геометрической прогрессии. Сумма геометрической прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия, ее сумма. Решение задач.
- Смешанные задачи на прогрессии. Решение смешанных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Решение задач на последовательности, не являющиеся прогрессиями.
- Вероятность. Введение в теорию вероятности. Независимые и несовместные события. Решение задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача по математике 5 класс в рамках ФГОС
Проектная задача "Здоровый образ жизни" предназначена для обобщения темы "Умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число" в 5 классе. Данная форма организации деятельности соответст...
Детские книги глазами математика. Задачи по математике 5 класс
Внеклассная работа по математике 5 класс.Материал представляет собой презентацию, в которую включены задачи по математике, встречающиеся в известных литературных произведениях детских авторов, и решен...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Рабочая программа элективного курса по математике «Практикум по решению задач по математике» 11 класс.
Назначение программы: для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых ...

Рабочая программа по дополнительному образованию по математике 5 класс "Город математиков"
Рабочая программа по дополнительному образованию "Город математиков" для 5 класса составлена на основании "Положения о разработке рабочих программ учебных курсов в соответствии с требов...

Способы решения текстовых задач ОГЭ математика 9 класс задание № 21 и ЕГЭ математика профильный уровень 11 класс задание № 11
в материале представлены различные типы текстовых задач и способы решения...
