Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Математическая мозаика» для обучающихся 7 классов на 2025 – 2026 учебный год
методическая разработка по алгебре (7 класс)
Аннотация к рабочей программе по математике для 7 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики обучающиеся учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения материала. Программа рассчитана в 7 классе на 170 часов, в неделю 5 часов.
Программой предусмотрены основные формы организации учебного процесса (индивидуальные, групповые, фронтальные, классные и внеклассные). Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ (повторение и контроль теоретического материала, разбор и анализ домашнего задания, устный счет, математический диктант, самостоятельная работа, контрольные срезы).
Реализация данной программы способствует приобретению математических знаний и умений, необходимых для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Вельского муниципального района Архангельской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 90 п.Кулой»
(МБОУ «СШ № 90 п.Кулой»)
РАССМОТРЕНА | УТВЕРЖДЕНА | |
на заседании ШМО . | приказом директора МБОУ «СШ № 90 п.Кулой» от 29. 08. 2025 г. №671 |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Математическая мозаика»
для обучающихся 7 классов
на 2025 – 2026 учебный год
Автор:
Демидова И.Н.,
учитель математики
п.Кулой
2025 г.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Вводное занятие (1ч)
Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке. Знакомство с планом работы кружка.
2. История развития математики. Системы исчисления(9ч)
История развития математики. Древнеримская и другие нумерации. Системы счисления. Приемы быстрого счета. Из жизни математиков. Олимпиада. Математическая игра «Счастливый случай».
3. Делимость чисел (4ч)
Признаки делимости на 4,6,7,8,11,13,19. Решение задач с использованием признаков делимости.
4. Решение задач (11ч)
Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на переправы. Математические ребусы. Задачи на расстановку скобок и знаков. Логические задачи. Олимпиадные задачи. Некоторые старинные задачи. Задачи на составление уравнений. Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на принцип Дирихле. Нестандартные задачи. Математические конкурсы и соревнования.
5. Геометрия (8ч)
Разрезание и перекраивание фигур. Головоломки со спичками. Танграм. Кроссворды и чайнворды. Лист Мебиуса. Пропорции. Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная). Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Геометрическая викторина.
#1048;тоговое занятие (1ч)
Подведение итогов работы. Устная олимпиада.
Программа кружка по математике «Математическая мозаика» адресована учащимся 7-х классов. Программой предполагается проведение практических работ, индивидуальных и коллективных проектов, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний обучающихся.
Программа кружка общим объемом 34 часов (1 час в неделю) реализуется в течение 1 года.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-принятие ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно определять цели и ставить задачи в учёбе и познавательной деятельности;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-умение осуществлять контроль своей деятельности;
-действие в рамках предложенных условий и требований;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-умение создавать и применять полученные знания и навыки для решения учебных и познавательных задач;
- умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем и основ сетевого взаимодействия.
Коммуникативные
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем сверстниками, работать индивидуально и в группе и коллективно;
- умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования своей деятельности.
Тематическое планирование
№/№ п/п | Тематика кружковых занятий | Форма проведения занятий | Кол-во часов | Примерные сроки проведения занятий |
1 | Организационное занятие. Знакомство с планом работы. Математическая смесь. | Эвристическая беседа | 1 | |
Тема 1. Из истории развития математики. Системы счисления. | ||||
2 | История развития математики: Западная Европа, Россия. | Поиск информации Мини- доклады уч-ся | 1 | |
3 | Запись цифр и действий у других народов. | Эвристическая беседа Мини-доклады | 1 | |
4 | Древнеримская и другие нумерации. | Поиск информации Мини-доклады | 1 | |
5 | Десятичная система счисления. | Комбинированное занятие | 1 | |
6 | Двоичная система счисления. | Комбинированное занятие | 1 | |
7 | Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. | Практическая работа | 1 | |
8 | Восьмеричная система счисления. | Комбинированное занятие | 1 | |
9 | Некоторые приемы устного счета. | Практическая работа | 1 | |
10 | Математическая игра «Счастливый случай» | Интеллектуальная игра | 1 | |
Тема 2. Признаки делимости. | ||||
11 | Признаки делимости на 4,6,8. | Комбинированное занятие | 1 | |
12 | Признаки делимости на 7 и 11. | Комбинированное занятие | 1 | |
13 | Признаки делимости на 13 и 19. | Практическая работа | 1 | |
14 | Решение задач с использованием признаков делимости. | Практическая работа | 1 | |
Тема 3. Решение задач. | ||||
15 | Решение задач методом «с конца». | Комбинированное занятие | 1 | |
16 | Задачи на переливания, на взвешивание, на переправы. | Комбинированное занятие | 1 | |
17 | Математические ребусы. | Комбинированное занятие | 1 | |
18 | Задачи на расстановку скобок и знаков. | Практическая работа | 1 | |
19 | Логические задачи. | Комбинированное занятие | 1 | |
20 | Решение олимпиадных задач. | Практическая работа | 1 | |
21 | Принцип Дирихле. Решение задач. | Комбинированное занятие. | 1 | |
22 | Круги Эйлера. Графы. Применение графов к решению задач. | Эвристическая беседа | 1 | |
23 | Некоторые старинные задачи. | Комбинированное занятие. | 1 | |
24 | Задачи на составление уравнений. Задачи на проценты. Задачи на движение. | Комбинированное занятие. | 1 | |
25 | Задачи на движение. | Комбинированное занятие. | 1 | |
Тема 4. Геометрия . | ||||
26 | Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части. | Практическая работа | 1 | |
27 | Сотни фигур из 7 частей (танграм, полимино). | Математическая игра | 1 | |
28 | Творческая работа по составлению кроссвордов и чайнвордов. | Личное первенство | 1 | |
29 | Лист Мебиуса. | Практическая работа | 1 | |
30 | Красота и гармония пропорций (Презентация работы) | Эвристическая беседа, презентация, | 1 | |
31 | Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная). | Эвристическая беседа, презентация | 1 | |
32 | Знакомство с пространственными фигурами. Конструирование фигур. | Эвристическая беседа, | 1 | |
33 | Геометрия в пространстве: задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. | Практическая работа | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Устная олимпиада. | 1 | ||
Формы проведения занятий: теоретические занятия, практические занятия, защита проектов.
Материально – техническое обеспечение (оборудование)
- ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»
- ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA – 2021
- Примеры заданий по математике. Составители: Ковалева Г.С., Краснянская К.А., Москва, Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»
Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2-4 классов «Английский шаг за шагом».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности обще интеллектуальной направленности «Английский шаг за шагом» адресована обучающимся 2-4-х классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5-х классов «Английский с удовольствием».
Программа курса внеурочной деятельности «Английский с удовольствием» предназначена для обучающихся 5-х классов общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 6-х классов «Немного о Британии»
Данная авторской рабочая программа предназначена для обучающихся 6-х классов. Новизна её заключается в использовании ИКТ технологии, а именно работа с инновационным образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Финансовая грамотность» 5- 6 классы
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Ф...