Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Математическая мозаика» для обучающихся 7 классов на 2025 – 2026 учебный год
методическая разработка по алгебре (7 класс)

 Аннотация к рабочей программе по математике для 7 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. 

Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.  Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

В процессе изучения математики обучающиеся учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения материала. Программа рассчитана в 7 классе на 170 часов, в неделю 5 часов.

Программой предусмотрены основные формы организации учебного процесса (индивидуальные, групповые, фронтальные, классные и внеклассные). Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ (повторение и контроль теоретического материала, разбор и анализ домашнего задания, устный счет, математический диктант, самостоятельная работа, контрольные срезы).

Реализация данной программы способствует приобретению математических знаний и умений, необходимых для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozaika_7_2025-2026.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Вельского муниципального района Архангельской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 90 п.Кулой»

(МБОУ «СШ № 90 п.Кулой»)

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО

.

приказом директора

МБОУ «СШ № 90 п.Кулой» от 29. 08. 2025 г. №671

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности

«Математическая мозаика»

для обучающихся 7 классов

на 2025 – 2026 учебный год

Автор:

Демидова И.Н.,

учитель математики

п.Кулой

2025 г.


Содержание курса внеурочной деятельности

1. Вводное занятие (1ч)

Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке. Знакомство с планом работы кружка.

2. История развития математики. Системы исчисления(9ч)

История развития математики. Древнеримская и другие нумерации. Системы счисления. Приемы быстрого счета. Из жизни математиков. Олимпиада. Математическая игра «Счастливый случай».

3. Делимость чисел (4ч)

Признаки делимости на 4,6,7,8,11,13,19. Решение задач с использованием признаков делимости.

4. Решение задач (11ч)

Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на переправы. Математические ребусы. Задачи на расстановку скобок и знаков. Логические задачи. Олимпиадные задачи. Некоторые старинные задачи. Задачи на составление уравнений. Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на принцип Дирихле. Нестандартные задачи. Математические конкурсы и соревнования.

5. Геометрия (8ч)

Разрезание и перекраивание фигур. Головоломки со спичками. Танграм. Кроссворды и чайнворды. Лист Мебиуса. Пропорции. Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная). Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Геометрическая викторина.

#1048;тоговое занятие (1ч)

Подведение итогов работы. Устная олимпиада.

Программа кружка по математике «Математическая мозаика» адресована учащимся 7-х классов. Программой предполагается проведение практических работ, индивидуальных и коллективных проектов, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний обучающихся.

Программа кружка общим объемом 34 часов (1 час в неделю) реализуется в течение 1 года.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией;

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-принятие ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Предметные результаты:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели и ставить задачи в учёбе и познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-умение осуществлять контроль своей деятельности;

-действие в рамках предложенных условий и требований;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-умение создавать и применять полученные знания и навыки для решения учебных и познавательных задач;

- умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем и основ сетевого взаимодействия.

Коммуникативные

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем сверстниками, работать индивидуально и в группе и коллективно;

- умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования своей деятельности.

Тематическое планирование

№/№

п/п

Тематика кружковых занятий

Форма проведения занятий

Кол-во

часов

Примерные сроки проведения занятий

1

Организационное занятие. Знакомство с планом работы. Математическая смесь.

Эвристическая беседа

1

Тема 1. Из истории развития математики. Системы счисления.

2

История развития математики: Западная Европа, Россия.

Поиск информации

Мини- доклады уч-ся

1

3

Запись цифр и действий у других народов.

Эвристическая беседа

Мини-доклады

1

4

Древнеримская и другие нумерации.

Поиск информации

Мини-доклады

1

5

Десятичная система счисления.

Комбинированное занятие

1

6

Двоичная система счисления.

Комбинированное занятие

1

7

Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.

Практическая работа

1

8

Восьмеричная система счисления.

Комбинированное занятие

1

9

Некоторые приемы устного счета.

Практическая работа

1

10

Математическая игра «Счастливый случай»

Интеллектуальная игра

1

Тема 2. Признаки делимости.

11

Признаки делимости на 4,6,8.

Комбинированное занятие

1

12

Признаки делимости на 7 и 11.

Комбинированное занятие

1

13

Признаки делимости на 13 и 19.

Практическая работа

1

14

Решение задач с использованием признаков делимости.

Практическая работа

1

Тема 3. Решение задач.

15

Решение задач методом «с конца».

Комбинированное занятие

1

16

Задачи на переливания, на взвешивание, на переправы.

Комбинированное занятие

1

17

Математические ребусы.

Комбинированное занятие

1

18

Задачи на расстановку скобок и знаков.

Практическая работа

1

19

Логические задачи.

Комбинированное занятие

1

20

Решение олимпиадных задач.

Практическая работа

1

21

Принцип Дирихле. Решение задач.

Комбинированное занятие.

1

22

Круги Эйлера. Графы. Применение графов к решению задач.

Эвристическая беседа

1

23

Некоторые старинные задачи.

Комбинированное занятие.

1

24

Задачи на составление уравнений. Задачи на проценты. Задачи на движение.

Комбинированное занятие.

1

25

Задачи на движение.

Комбинированное занятие.

1

Тема 4. Геометрия .

26

Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части.

Практическая работа

1

27

Сотни фигур из 7 частей (танграм, полимино).

Математическая игра

1

28

Творческая работа по составлению кроссвордов и чайнвордов.

Личное первенство

1

29

Лист Мебиуса.

Практическая работа

1

30

Красота и гармония пропорций (Презентация работы)

Эвристическая беседа, презентация,

1

31

Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная).

Эвристическая беседа, презентация

1

32

Знакомство с пространственными фигурами. Конструирование фигур.

Эвристическая беседа,

1

33

Геометрия в пространстве: задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

Практическая работа

1

34

Итоговое занятие. Устная олимпиада.

1

Формы проведения занятий: теоретические занятия, практические занятия, защита проектов.

Материально – техническое обеспечение (оборудование)

  1. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»
  2. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA – 2021
  3. Примеры заданий по математике. Составители: Ковалева Г.С., Краснянская К.А., Москва, Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»

Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2-4 классов «Английский шаг за шагом».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности обще интеллектуальной направленности «Английский шаг за шагом» адресована обучающимся 2-4-х классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5-х классов «Английский с удовольствием».

Программа курса внеурочной деятельности «Английский с удовольствием» предназначена для обучающихся 5-х классов  общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 6-х классов «Немного о Британии»

Данная авторской  рабочая программа предназначена для обучающихся 6-х классов. Новизна её заключается в   использовании ИКТ технологии, а именно  работа с инновационным образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Финансовая грамотность» 5- 6 классы

Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Ф...