Урок по теме "Решение задач по оптимизации"
план-конспект урока по алгебре (10, 11 класс)
Разработка урока решения задач по оптимизации из Открытого банка заданий ЕГЭ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: «Решение задач на оптимизацию»
- Тема урока: Решение прикладных задач на оптимизацию с помощью математических моделей и анализа функций.
- Цель урока: Сформировать у учащихся умение применять математический аппарат для решения практических экономических задач по оптимизации .
- Задачи урока:
- Образовательные:
- Закрепить понятия: выручка, затраты, прибыль, производительность труда.
- Научить строить математические модели для экономических задач.
- Научить проводить анализ модели для нахождения оптимального значения (максимума прибыли, оптимальной численности рабочих).
- Развивающие:
- Развивать логическое и экономическое мышление.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Развивать навыки работы в группе.
- Воспитательные:
- Воспитывать ответственность, умение работать в команде.
- Показать практическую значимость математики в реальной жизни и бизнесе.
- Тип урока: Урок применения знаний и умений.
- Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
- Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска (или обычная), раздаточный материал, калькуляторы.
2. Структура и ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие.
- Постановка цели урока: «Сегодня мы с вами попробуем себя в роли руководителей небольшого предприятия. Наша задача — принять верные управленческие решения: сколько продукции производить и сколько рабочих нанимать, чтобы получить максимальную прибыль. Для этого мы будем использовать не интуицию, а точный математический расчет».
II. Актуализация опорных знаний (5 минут)
- Фронтальный опрос:
- Что такое выручка ? (Выручка = Цена × Количество)
- Что такое затраты ? (Постоянные и переменные)
- Как рассчитывается прибыль ? (Прибыль = Выручка - Затраты)
- Что такое производительность труда? (Количество продукции, произведенное одним рабочим за единицу времени).
- Повторение математического аппарата: Напомнить, что для нахождения максимума/минимума квадратичной функции y = ax² + bx + c нужно найти вершину параболы. x_вершины = -b / (2a).
III. Изучение нового материала и первичное закрепление (20 минут)
Задача 1: Оптимизация выпуска продукции (фронтальная работа)
Сергей является владельцем двух заводов в разных городах. На заводах производятся абсолютно одинаковые товары, но на заводе, расположенном во втором городе, используется более совершенное оборудование. В результате если рабочие на заводе, расположенном в первом городе, трудятся суммарно t 2 часов в неделю, то за эту неделю они производят 5 t единиц товара, а если рабочие на заводе, расположенном во втором городе, трудятся суммарно t 2 часов в неделю, то за эту неделю они производят 12 t единиц товара. За каждый час работы (на каждом из заводов) Сергей платит рабочему 400 рублей. Сергей готов выделять 608 400 рублей в неделю на оплату труда рабочих. Какое наибольшее количество единиц товара можно произвести за неделю на этих двух заводах?
Решение вместе с классом:
- Построение математической модели:
Суммарное число часов | Количество единиц товара | |
1 завод | Х2 | 5х |
2 завод | У2 | 12у |
Х2 + у2 | 5х +12у |
Оплата труда 400 ( Х2 + у2 ) = 608900
Количество товара Р = 5х +12у.
1 способ :Чтобы решить с производной выразим одну переменную из первого уравнения Х2 + у2 = 1521
У = ,Р = 5х + 12
на (0;39)
Производная равна Р1 = 5 – 12х/
Производная равна нулю,если 5
25( 1521 – х2 ) =144 х2,, х =15.
Р1(0) положительна , Р1(39) отрицательна. Наибольшее значение в точке
х = 15. Р ( 15) = 507 Ответ 507 единиц товара
2 способ Пусть количество единиц товара 5х + 12 у = а .Откуда выразим одну из переменных
Х = 0,2а – 2,4 у и подставим в уравнение
Х2 + у2 = 1521
(0,2а -2,4у)2 + у2 -1521 = 0 ,после упрощения пполучаем квадратный трехчлен 6,76 у2 -0,96а у + 0,04а 2 -1521 = 0 ,
.Дискриминант Д = - а2 + 41127,84. ≥ 0
Тогда а2 ≤ #1047;начит а≤507
Вывод: Для получения максимальной прибыли 608900 рублей необходимо произвести и продать 507единиц товара.
Задача 2: Оптимизация количества рабочих (групповая работа)
В распоряжении прораба имеется бригада рабочих в составе 25 человек. Их нужно распределить на два объекта. Если на первом объекте работает t человек, то их суточная зарплата составляет 3t 2 д. е. Если на втором объекте работает t человек, то их суточная зарплата составляет t 2 д. е. Как нужно распределить на эти объекты рабочих бригады, чтобы выплаты на их суточную зарплату оказались наименьшими? Сколько д. е. при таком распределении придѐтся выплатить рабочим?)
Класс делится на группы по 3-4 человека. Раздаются карточки с условием. Получить функцию суточной заработной платы Т и упростить ее.
Найти количество рабочих х, при котором суточная зарплата Т (х) минимальна (использовать формулу вершины параболы).
Количество рабочих | Суточная зарплата | |
1объект | х | 3х2 |
2объект | у | У2 |
25 | 3х2 + у2 |
Х + у = 25 ,откуда выразим одну переменную у = 25 - х
Суточная зарплата Т = 3х2 + у2
Т(х) = 3х2 + (25 - х)2
Т( х ) = 4 х2 - 50 х + 625 квадратичная функция ,график - парабода ,ветви которой направлены вверх ( а = 4 > 0 ), значит наименьшее значение существует в вершине параболы или в окрестности этой точки.Вершина параболы х = -в/2а = 50/8 =6,#1042;ычислим значения функции Т (6 ) = 469 и Т ( 7 ) = #1053;аименьшее значение функции 469.
Ответ На 1 объект 6 рабочих , на 2 объект 19 рабочих, Суточная зарплата 469 д.е.
IV. Рефлексия и итоги урока (5 минут)
- Учитель задает вопросы:
- С какими типами экономических задач мы сегодня познакомились?
- Какой общий алгоритм их решения?
- (1. Построить модель. 2. Проанализировать модель. 3. Сделать вывод.)
- В чем была основная сложность во второй задаче?
- Где в реальной жизни могут пригодиться такие расчеты?
- Оценка работы класса и отдельных учащихся.
V. Домашнее задание (3 минуты)
Предлагается задача на самостоятельное решение.
Условие: Фермер выращивает яблоки. Урожайность зависит от количества используемых удобрений по закону: Y(x) = 50 + 20x - x² (ц/га), где x — количество мешков удобрений. Цена 1 ц яблок — 2000 руб. Стоимость одного мешка удобрения — 500 руб. Постоянные затраты — 10 000 руб./га.
Определите, сколько мешков удобрения нужно использовать на 1 га, чтобы получить максимальную прибыль с гектара.
(Решение: P(x) = 2000(50+20x-x²) - 500x - 10000 = -2000x² + 39500x + 90000. Оптимум: x = -39500/(2*(-2000)) ≈ . Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Решение практических задач на оптимизацию"
В методической разработке урока представлена деловая игра "Экскурсия в "Агентство РеПраЗО"...

Открытый урок – семинар по теме «Задачи на оптимизацию»
Очень важны знания математики человеку, сидящему за компьютером, строителю, инженеру, экономисту, а так же простому плотнику; показали связь математики с другими предметами, в частности, с физик...

Решение задач на оптимизацию при подготовке к ГИА.
Решение текстовых задач в школьном курсе математики....

Урок по теме "Задачи оптимизации"
При изучении электронных таблиц, необходимо заинтересовать учащихся разными проблемами, чтоб они с помощью встроенных функций смогли найти решение разных вопросов....
Математическое моделирование экономических задач на оптимизацию
В современном обществе умение моделировать различные жизненные, экономические и производственные ситуации стало особенно важно.Представителям самых разных специальностей приходится постоянно решать за...
Методическая разработка урока "Задачи на оптимизацию с применением производной"
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока на тему "Задачи на оптимизацию с применением производной". В данном уроке использованы компьютерные технологии, соде...

• Сертификат Издательского дома «1 сентября» о просмотре вебинара «Математические задачи повышенной сложности: задачи на оптимизацию (№17 ЕГЭ профиль), 12.02.2021г.
Сертификат Издательского дома «1 сентября» о просмотре вебинара «Математические задачи повышенной сложности: задачи на оптимизацию (№17 ЕГЭ профиль), 12.02.2021г....