Элективный курс Основы астрономии
элективный курс по астрономии (9 класс) по теме

Хабарова Ольга Николаевна

Данный курс предназначен для учащихся 9 классов. Он позволяет расширить кругозор, помочь формированию мировозрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_osnovy_astronomii.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

Основы астрономии

Автор: Хабарова О.Н.,

Учитель физики МОАУ Гимназии №25.

Тематическое планирование элективного курса

«Основы астрономии».

Для 11-х классов.

Количество часов – 34 (1 раз в неделю).

Учебное пособие: «Астрономия-11» 1999г. Воронцов-Вельяминов Б., Левитан Е.Ю.

Научный консультант:

Преподаватель БГПУ Ярмак Ю.Г.

Наблюдения учащихся: обсерватория БГПУ, гимназия №1.

№ урока

Темы

Содержание тем

Межпредметные связи

1

Предмет астрономии. Развитие представлений о Вселенной.

Причины возникновения астрономии. Религия, астрология. Представление о строении Вселенной.

История древнего мира.

2

Наблюдения – основа современной астрономии. Строения и масштабы Вселенной.

Виды телескопов. Крупнейшие телескопы мира. Шкала расстояний. А. е. парсек, световой год.

Ф.11

Ф.10

Геометрич..

Оптика.

3

Астроклимат. Явления в атмосфере. (Наблюдения)

Строение атмосферы. Цвет неба, грозы, ветер, гало, радуга. Мерцание звезд.

4

Звездное небо, карта звездного неба. (Наблюдения)

Созвездия: древние и современные. Звездные величины.

Геометрия.

Св-ва углов.

5

Явления, связанные с суточным вращением небесной сферы. (Наблюдения)

Небесная сфера. Горизонт, восход, заход, кульминация светил. Вид с неба в зависимости от времени суток.

6

Подвижная карта. Небесные координаты.

Определение условия видимости светил.

7

Счет и хранение времени. Рефераты.

Звездное, солнечное, среднее солнечное время, декретное время.

8

Вращение Земли вокруг Солнца. Календарь. Рефераты.

Смена времен года. Зодиак. Процессия. Календари мира. Юлианский и григорианский стиль.

9

Солнечная система. Строение и объекты.

Объекты. Общие закономерности строения Солнечной системы.

10

Видимое движение планет. Развитие представлений о строении Солнечной системы.

Видимое движение планет. Возникновение и становление гелиоцентризма.

История древних веков.

11

Движение Луны. (Наблюдения)

Сравнение масс Земли и Луны. Элементы лунной орбиты. Фазы затмения.

Ф.9

Масса как мера инертности.

12

Определение характеристик космических тел, расстояние до них.

Метод параллаксов, радиолокация.

Элементы психологии.

13

Астрология. (Рефераты)

Возникновение астрологии. Психологическая привлекательность. Технология составления натальных гороскопов.

14

Перемещения на Луну и планеты в произведениях классической мировой литературы.

Жюль верн «Первые люди на Луне», А. Толстой «Аэлита», К. Циолковский «Вне Земли», И. Кеплер «Сон», Вольтер «Микромегас» (Способы перемещения)

Литература.

15

Кратковременные и долговременные проекты освоения космоса.

Идеи Циолковского и других космонавтов. Проекты заселения космоса и преобразования Земли.

16

Философские, этические и психологические аспекты освоения космоса.

Жизнь в орбитальных станциях. Космическое право. Будущее Земли и человечества.

17

Земля, как космическое тело.

Внутреннее строение Земли. Тектонические процессы, метеоритные кратеры. Масса, плотность, возраст, химический состав.

География.

18

Магнитосфера Земли. Атмосфера. Космические исследования Земли. (Рефераты)

Происхождение атмосферы и магнитосферы, их роль.

География.

19

Физическая природа Луны. Исследования. (Наблюдения)

Возраст, гипотезы о происхождении. Космические и земные исследования.

20

Планеты и их спутники. Исследования. (Наблюдения)

Природы и характеристики планет. Спутники. Космические исследования.

21

Малые тела.

Астероиды, кометы, метеорные тела, метеориты.

22

Солнце. (Рефераты)

Физическая природа Солнца. Активные образования в фотосфере. Солнечная активность. Солнечные и земные связи.

23

Звезды – основные объекты во Вселенной.Эволюция звезд.

Строение. Расстояние до звезд. Видимые и абсолютные звездные величины.

24

Двойные звезды. (Наблюдения)

Особенности протекания эволюции. пульсары

Ф.11

Ядерные реакции.

25

Строение Галактики. (Рефераты)

Развитие представлений о строении Вселенной Строение Галактик.

26

Мир галактик.

Гипотезы о происхождении. Взаимодействие галактик.

27

Местная группа галактик. Строение метагалактики.

Мегелановы облака. М-31. Квазары. Строение метагалактики.

28

Современное представление о возникновении и эволюции Вселенной. (Рефераты)

Теория «Большого взрыва». Проблема бесконечности Вселенной.

29

Современные представления о пространстве и времени.

Ньютоновское пространство. Реметивистские эффекты.

Ф.11

30

Проблемы существования и поиска внеземного разума. (Рефераты)

«Необъяснимые» явления на Земле. Анализ вероятности контакта.

31-33

Астрономические наблюдения учащихся. Обсуждения полученных результатов.

Задания: 1, 2, 3, 5 из перечня наблюдений.

34

Презентация. Защита рефератов.  (Творческий отчет)

Самостоятельные наблюдения учащихся

Указания:

Данные наблюдения можно предлагать как до изучения соответствующих тем, так и после, в качестве закрепления.

Задания о проведении наблюдений должны иметь только рекомендательный характер, поскольку не у всех учащихся есть возможность их провести.

После проведения наблюдений необходимо обсудить полученные результаты, сравнить их и сделать выводы.

Наблюдение в течение 2-3 недель изменения фаз Луны, изменения положения Луны в фиксированное время относительно выбранных ориентиров (к уроку №11).

Задание: заметить появление на небе «молодого месяца» и пронаблюдать изменение его формы в течение лунного месяца. Зарисовать ежедневные положения Луны в фиксированное время (например, в 21 ч.), при наблюдении из фиксированной точки, относительно фиксированных ориентиров.

Выводы: в течение 7 суток после появления «молодого месяца» молодой месяц появляется к востоку от заходящего Солнца. По мере «взросления», до того момента полнолуния, угол между Луной и Солнцем увеличивается до 180°, после чего Луна начинает приближаться к восходящему Солнцу с запада и видна утром.

Это легко объяснить, проследив движение Луны по орбите.

Наблюдение видимого суточного движения светил (к уроку №5)

Задание: зарисовать изменение положения нескольких звезд в течение нескольких часов, в течение одних суток, при наблюдении из фиксированной точки, относительно фиксированных ориентиров. Чем больше охваченный промежуток времени, тем лучше.

В какую сторону движутся светила?

С одинаковой ли скоростью?

Выводы: светила восходят из-за восточной стороны горизонта и заходят на западной.

Все светила описывают дуги, центр которых совпадает с Полярной звездой. Движение происходит против часовой стрелки.

Чем дальше светило от Полярной звезды, тем быстрее его движение, поскольку оно движется по окружности большей длины (линейная и циклическая скорость!).

Нахождение на небе созвездий при помощи карты звездного неба (к уроку №6)

Задание: при помощи карты звездного неба отыщите и зарисуйте созвездия, видимые вечером в данное время года.

Примечания: для данного наблюдения необходимо обеспечить учащихся картами той части неба, которую видно в данный период. Следует помнить, также, что не все созвездия можно видеть в городских условиях (почему?).

Изменение в течение нескольких месяцев вида звездного неба (к уроку №8)

Задание: наблюдение 3 желательно провести осенью, зимой и весной.

Почему и как изменилась карта звездного неба?

Как изменилось положение звезд за 3 месяца?

Выводы: картина звездного неба меняется в зависимости от сезона.

Созвездия, восходящие к утру сейчас, будут видны вечером через 2-3 месяца.

Причина в изменении положения Солнца среди созвездий. Именно от его положения зависит то, какую часть неба мы увидим вечером, какую утром, а какие созвездия мы «увидели бы» на дневном небе.

Наблюдение астрономических явлений

Задание: по возможности провести наблюдение астрономических явлений, информацию о которых учитель сообщает заранее. Ее можно найти в астрономических календарях.

Кроме того учащиеся могут стать случайными свидетелями редких атмосферных явлений. В этих случаях следует зафиксировать максимально точное описание явления, время, сторону горизонта и длительность. Некоторые небесные явления можно попытаться сфотографировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по астрономии: "Извечные тайны неба"

Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных светил и явлений.Курс  по астрономии «Извечные тайны неба» призв...

Урок по теме "Овен". Авторский элективный курс по астрономии с применением ИКТ

Урок 16 (из 34)Тема:  Овен Тип урока: Комбинированный Цели урока:ОбщеобразовательныеПродолжить изучение созвездий;Дать сведения о том, как возникло представление о знаке зодиака Овен;По...

Разработка элективного курса по астрономии 10-11 класс

В связи с отменой предмета астрономии в 11 классе, мной был разработан элективный курс для повышения знанай учащихся....

Дополнительная презентация "Основы аранжировки цветов"к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс

Дополнительная презентация "Основы аранжировки цветов" к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...

Урок по теме "Звезды и созвездия". Авторский элективный курс по астрономии с применением ИКТ

Методика проведения урока «Звезды и созвездия». Авторский элективный курс по астрономии с применением ИКТУрок 14 (из 34)Тип урока: Комбинированный Цели урока:ОбщеобразовательныеСформировать понят...

Рабочая программа элективного курса по астрономии для 9 класса "Космическая Одиссея"

Элективный курс по астрономии в рамках предпрофильной подготовки для 9-х классов предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию современной научной картины мира, раскрывая...

Презентация «Основы композиции» по элективному курсу «Основы дизайна» в 10 классе

Типы композиций. Динамика и статика, ритм композиционных элементов. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое рав...