Астрономический бой
материал по астрономии на тему

Вишневская Татьяна Алексеевна

Люди среднего и старшего поколений помнят, как любили в нашей стране космонавтов. Их знали в лицо, они были героями, достойными подражания, любое их появление вызывало бурю восторга. У современных молодых людей другие герои, они подчас не имеют никакого представления о тех, кто трудится в данный момент на орбитальной станции. Я считаю, необходимым затронуть вопросы космического пространства. Вспомнить мужественных людей, которые своей трудной и опасной работой расширяют наши знания о Вселенной, т. е поговорить о космосе. И, на мой взгляд, существует еще одна веская причина для этого, в последние несколько лет из учебной программы многих школ убрали такой предмет, как «Астрономия». Но сколько интересного и познавательного, мы могли поведать ребятам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_tvorchestvo.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий воспитательного мероприятия

Мероприятие: «Астрономический бой»

Выполнила:

учитель физики БОУ г.Омска

«Лицей № 25»,

Вишневская Татьяна Алексеевна

Ежегодно с 1 – 30 апреля, в нашем Лицее проводится месяц Естественно – научного цикла, и в течение всего апреля учителями физики организованы различные мероприятия, связанные с космосом, Вселенной, освоением космического пространства.

Уже традицией стало проведение Областной Научно – Практической конференции, посвященной памяти главного конструктора ПО «Полет» Клинышкова А.С. Данная конференция, проводится для учащихся старшего и среднего звена, при поддержке ГУП им. Хруничева ПО «Полет» и Института Развития работников Образования Омской области. В 2015 году конференция будет 10 – юбилейная.

Для учащиеся 8 – 9 классов, социальные партнеры лицея проводят экскурсии в музей космонавтики в  ГУП им. Хруничева ПО «Полет». Космическая викторина: «Вперед, к звездам!», проходит для ребят 1 – 4 классов, так же учащиеся 1 – 5 классов принимают участие в конкурсе рисунков: «Космос – глазами детей».

 В рамках данного месячника, я предлагаю проект, который назвала: «Астрономический бой». Это второе мероприятие, посвященное, данной тематике и рассчитано на учащихся 11 классов. Наш проект помогает развитию воображения, фантазии, творческой активности.  Помогает усвоению и расширению знаний о космосе, о космическом пространстве.

Люди среднего и старшего поколений помнят, как любили в нашей стране космонавтов. Их знали в лицо, они были героями, достойными подражания, любое их появление вызывало бурю восторга. У современных молодых людей другие герои, они подчас не имеют никакого представления о тех, кто трудится в данный момент на орбитальной станции. Я считаю, необходимым затронуть вопросы космического пространства. Вспомнить мужественных людей, которые своей трудной и опасной работой расширяют наши знания о Вселенной, т. е поговорить о космосе. И, на мой взгляд, существует еще одна веская причина для этого, в последние несколько лет из учебной программы многих школ убрали такой предмет, как «Астрономия». Но сколько интересного и познавательного, мы могли поведать ребятам.

 А 12 апреля 2011 года исполнилось ровно 50 лет, как с космодрома «Байконур» поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту…

  Цель мероприятия: 

-дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности, общую эрудированность в области астрономии и связи с другими предметами, умения решать задачи.

Задачи мероприятия: 

-формирование понимания ценности жизни, планеты, Вселенной.

-воспитывать чувство гордости за достижения отечественной астрофизики и космонавтики.

-формировать навыки обобщения, систематизации знаний, полученных на смежных с астрономией предметах, по различным каналам информации.

-формировать понимание ценности знаний общих законов природы в жизни человека.

 

Я хочу, чтобы гордость была за страну,

Чтоб красивым был прожитый день,

Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену,

Вспоминая хороших людей.

Я гордиться хочу! Я для этого рос!

И готовил себя для побед.

Потому что изведал до счастья, до слез:

Выше славы Отечества нет.

Как другие - не знаю, хочу одного:

Те, кого полюбил за восход,

Те, кого уважаю за честь, мастерство,

Незнакомцы, другие - вперед!  

                                                       Феликс Чуев.

Условия проведения:

  1. От каждого 11 класса в параллели, выбирается команда из 7 человек.
  2. Каждая команда придумывает название, связанное с астрономией, эмблему и девиз.
  3. Жюри астрономического боя формируется из учителей Естественно – научного цикла, представителей ПО «Полет» и по одному представителю от класса.
  4. В поединке по набранным баллам, жюри определяет победителя и награждает победителей грамотами и ценными подарками от ГУП им. Хруничева ПО «Полет»,  учитель может поощрить представителей команды-победительницы отметкой «5» в журнал.

Правила проведения боя:

  1. Бой состоит из нескольких раундов, каждый из которых оценивает жюри, определенным количеством баллов. На выполнение заданий отводится определенное время (см. таблицу).

Название раунда

Время

1

Анаграммы

7 минут

2

Планеты

7 минут

3

Загадки

7 минут

4

Космонавтика

7 минут

5

Четвертый лишний

5 минут

6

Термины

4 минут

7

Астрономия +…

7 минут

8

Кроссворд

7 минут

9

Угадай мелодию

10 минут

  1. Команды получают задания данного раунда одновременно, выполняют их определенное время и сдают жюри.
  2. Жюри ведет подсчет баллов, а команды в это время (под руководством ведущего) выполняют задания следующего раунда. После выполнения задания второго раунда жюри сообщает результаты первого раунда (можно вносить результаты в таблицу, начерченную на доске) и т.д.
  3. Жюри также ведет и общий счет боя на данный момент, и результаты записываются в таблицу на доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  4. Если все задание выполнено раньше времени, команда может получить дополнительно 1 балл в каждом раунде.

Оформление игрового помещения:

Игровое помещение должно быть оформлено ярко, празднично. На стенах можно разместить рисунки учащихся 1 – 5 классов, плакаты, на которых отражается тематика Космоса. С помощью мультимедийного проектора на экране можно показывать презентации учащихся, которые заранее были подготовлены к конференции. Во время проведения раундов звучит музыкальная заставка.

Представление команды.

Оцениваются название, девиз, эмблема команды (максимальная оценка 5 баллов).

Раунд «Анаграммы».

Цель раунда: разгадать анаграмму. За каждый правильный ответ – 1 балл. Анаграмма – слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово.

Задание

Ответы

1

Срам.

Марс

2

Динар.

Надир

3

Сократ.

Кастор

4

Урна.

Уран

5

Добил.

Болид

6

Карета.

Ракета

7

Тепло.

Полет

8

Улан.

Луна

9

Низал.

Линза

10

Каспер.

Парсек

Раунд «Планеты».

Цель раунда: ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задания.

Ответы.

1.

В греческой мифологии название этой планеты отожествляли с Богом торговли – Гермесом.

Меркурий.

2.

У этой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода.

Марс.

3.

У этой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров.

Сатурн.

4.

На этой планете вот уже 300 лет бушует ураган – Большое Красное Пятно, размеры которого больше земного шара.

Юпитер.

5.

Эту планету открыл в 1930 году американский астроном Клайд Томбо.

Плутон.

6.

В таблице Менделеева есть химические элементы с аналогичным названием планеты.

Уран, нептуний, плутоний.

7.

На этой планете практически нет атмосферы, поэтому велики суточные колебания температуры. Температура на дневном полушарии достигает 40000С.

Меркурий.

8.

Эта планета в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном ее движению вокруг Солнца. Причем в 243 раза медленнее Земли.

Венера.

9.

На этой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора «Олимп», высотой 25 км.

Марс.

10.

Если бы эта планета была крупнее, то она могла бы стать звездой.

Юпитер.

Раунд «Загадки».

Цель раунда: отгадать загадки. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задания.

Ответы.

1.

Ехал Волох, рассыпал горох,

Стало светать, нечего собирать.

Звездное небо.

2.

Самый распространенный химический элемент в космическом пространстве.

Водород.

3.

Без него плачемся, а как появиться – от него прячемся.

Солнце.

4.

Из какого ковша не пьют, не едят. А только на него глядят?

Ковш Большой Медведицы.

5.

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

Небо, звезды, месяц.

6.

Копье стальное, а хвост огненный распустит, до земли достанет.

Ракета.

7.

Вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера. Продолжите: воскресенье – день…, понедельник – день…

Солнца, Луны.

8.

О каком небесном теле идет речь, если оно является прекрасным примером того, как из мухи сделать слона.

Комета.

9.

Что будет наблюдать космонавт, находящийся на обращенной к Земле поверхности Луны. Если люди на Земле в это время наблюдают лунное затмение?

Солнечное затмение.

10.

Раунд «Космонавтика».

Цель раунда: ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задания.

Ответы.

1.

В 1903 году вышла статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Кто ее автор?

К.Э.Циолковский.

2.

Название корабля, на котором полетел Ю.А.Гагарин.

«Восток».

3.

Точная дата запуска первого спутника Земли.

4 октября, 1957 год

4.

Сколько минут был в космосе первый космонавт?

108 минут

5.

Фамилии космонавтов, высадившимися первыми на поверхность Луны.

Н.Армстронг, Э.Олдрин.

6.

Космонавт, впервые вышедший в открытый космос 18 марта 1965 года.

А.Леонов.

7.

Год рождения Ю.А.Гагарина.

1934 год.

8.

Первым проектом пилотируемой ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым двигателем известного революционера. Как его фамилия?

Н.Кибальчич.

9.

Первая женщина- космонавт, побывавшая в космосе 16-19 июня 1963 года.

В.Терешкова.

10.

Как называлась серия американских космических кораблей, один из которых совершил 21 июля 1969 года посадку на Луну?

«Аполлон».

Раунд «Четвертый лишний».

Цель раунда: исключить из ряда не подходящее по логике слово. Правильный ответ – 1 балл.

Задания.

Ответы.

1.

21 марта, 23 февраля, 23 сентября, 22 декабря.

23 февраля

2.

«Вега», «Пионер», «Викинг», «Маринер».

«Вега»

3.

Меркурий, Юпитер, Марс, Венера.

Юпитер

4.

Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир.

Бетельгейзе

5.

Лунное затмение, новолуние, полнолуние. Последняя четверть.

Лунное затмение

6.

Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун.

Нептун

7.

Церера, Гермес, Гаспра, Харон.

Харон

8.

Титан, Европа, Ганимед, Каллисто.

Титан

9.

Океан Бурь, Море Дождей, Тихий Океан, Море Ясности.

Тихий Океан

10.

Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог.

Кассиопея

Раунд «Термины».

Цель раунда: ответить на вопросы. Правильный ответ – 1 балл.

Задания.

Ответы.

1.

Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела.

Перигелий

2.

Видимая часть атмосферы Солнца.

Фотосфера

3.

Большой и исключительно яркий метеор.

Болид

4.

Малая планета.

Астероид

5.

Ведущий раздел астрономии, который изучает природу небесных тел.

Астрофизика

6.

Поверхностный слой Луны.

Реголит

7.

Большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце.

Эклиптика

8.

Наблюдаемая с Земли освещенная часть лунного диска.

Фаза

9.

Наибольшее угловое удаление планеты от Солнца.

Элонгация

10.

Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца.

Астрономическая

единица

Раунд «Астрономия +…».

Цель раунда: ответить на вопросы, связывающие астрономию и другие науки. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задания.

Ответы.

1.

+ биология: Замечена 11 – летняя цикличность в размножении трески, сельди, леща и других рыб. С такой же периодичностью повторяются нашествие саранчи. С чем это связано?

Солнечная активность

2.

+ химия: С помощью этого метода определяют химический состав Солнца, звезд, галактик, туманностей.

Спектральный анализ

3.

+ история: Это явление помогло установить историкам, что на границе половецкой земли войска князя Игоря были 1 мая 1185 года.

Солнечное затмение

4.

+ физика: В настоящее время достаточно часто используется световая энергия Солнца для работы солнечных батарей ( калькуляторы, спутники). Какое физическое явление лежит в основе работы солнечных батарей?

Фотоэффект

5.

+ криминал: Существует легенда, что Аристотель бросился в море со скалы, отчаявшись разгадать это явление природы. Назовите его.

Приливы и отливы

6.

+ народная мудрость: «Мир освещается солнцем, а голова - …». Закончите пословицу.

Знанием

7.

+ математика: Наименьшее расстояние от Земли до Сатурна 1,2*109 км. Через какое время дойдет свет от Сатурна до Земли. Ответ выразите в часах.

t=S/V

1,1 часа

8.

+ музыка: Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией, как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.

Гершель

9.

+ медицина: Это часть солнечного излучения обладает рядом свойств: высокая химическая активность, убивает микроорганизмы, в небольших дозах благотворно влияет на организм человека. Все это нашло широкое применение в медицине. Что это за излучение?

Ультрафиолетовое

10.

+ мир поэзии:

Что зыблет ясный ночью свет?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния, без грозных туч,

Стремиться от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

О чем писал Ломоносов?

Полярное сияние

Раунд «Кроссворд».

Цель раунда: ответить на вопросы. За каждое слово  – 1 балл, а за ключевое 3 – балла.

1

-

2

3

-

4

5

-

6

-

7

-

8

-

9

-

  1. Ближайшая к Солнцу звезда.
  2. Цвет яркой звезды созвездия Скорпион.
  3. Одна из основных частей телескопа.
  4. Созвездие, главная звезда которого Альтаир.
  5. Звезда – ориентир на южном небе.
  6. Созвездие, имеющее отношение к поэзии.
  7. Зодиакальное созвездие.
  8. Линия на карте звездного неба, указывающая границу видимости звездного неба.
  9. Зеркальный телескоп.

Ключевое слово: одна из координат небесных тел.

Ответы:

1.Проксима.                  6.Пегас.

2.Красный.                    7.Близнецы.

3.Окуляр.                      8.Горизонт.

4.Орел.                          9.Рефлектор.         Ключевое слово: «Склонение».

5.Конопус.

Раунд «Угадай мелодию».

Цель раунда: спеть 2 – 3 строки из песни определенной категории. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 В программе участвуют все зрители и участники, находящиеся в зале. Зритель, отгадавший песню, отдает полученный бал за свою команду. Категории песен задает ведущий.

Категории песен:

- «Вода, вода» (песни о любых состояниях воды);

- «У природы нет плохой погоды» (песни о любых погодных явлениях);

- «Мы – дети Галактики» (песни, в  которых упоминаются астрономические объекты);

В конце боя подводятся итоги, определяется команда - победитель, набравшая наибольшее количество баллов, дарятся подарки. Проект проводится во внеурочное время.

(Фотографии мероприятия, представлены в Приложении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Астрономический метод измерения скорости света

Астрономический метод измерения скорости света...

Тест "Астрономический калейдоскоп"

Тест разработан в оболочке Testmaker (http://vvz.nw.ru/Testmaker/index.htm) для учащихся 5-7 классов. Тест можно использовать во внеклассной работе. Есть возможность осуществить 2 попытки прохождения ...

Презентация астрономического кружка "Тайны звёздного неба"

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2092 имени И.Н. Кожедуба ЮВАО ДО г. Москвы       Методическая разработка внеклассного меро...

НИЖНИЙ АРХЫЗ.В АСТРОНОМИЧЕСКОЙ СТОЛИЦЕ РОССИИ.

В путевых записках описано семейное путешествие в Карачаево-Черкессию летом 2014 года...

Исследовательская работа по астрономии "Астрономические исследования", автор: Щербань Любовь, 10 класс, МБОУ СОШ №4, г. Покачи, руководитель: Зубарев В.Н.

 В данной исследовательской работе поставлена цель получения некоторых астрономических данных для нашего города. В справочной литературе есть данные для Москвы и некоторых других больших г...

Астрономические объекты Солнечной системы

Материал представлен в виде презентации, включающей в себя информацию о Солнце, планетах и их спутниках, кометах, астероидах. Создавалась для изучения на кружке астрономии....