Программа по астрономии. 10 класс. 2 часа в неделю.
рабочая программа по астрономии (10 класс) на тему

Матвеева Анна Владимировна

Составлена на основе примерной программы по учебному предмету  - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2017. Учебник:  В.М. Чаругин,   «Астрономия 10- 11 класс», М. : Просвещение, 2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._astronomiya.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Частное общеобразовательное учреждение

«Лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого»

(ЧОУ «Лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого», ЧОУ ЛТГПУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ):

Астрономия

Программа подготовлена:

Учителем физики

Матвеевой А.В.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Частного общеобразовательного

учреждения «Лицея при ТГПУ им. Л. Н. Толстого»

И.В. Шеханина

____________________________

«____»_____________ 2017 г.

Тула,

2017

      ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

по предмету

астрономия

уровень освоения

базовый

(наименование предмета)

(базовый/профильный)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Учебная программа по

астрономия

составлена на основе следующих

документов:

(наименование предмета)

1 Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на

базовый

уровне.

(базовый/профильный)

(Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Часть 2. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.)) 

2 Примерной программы

Среднего (полного) общего образования

по

астрономии

(уровень образования)

(наименование предмета)

(Письмо Минобрнауки России № 03-1263 от 07.07.2005. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

3 Авторской программы

Примерная программа по учебному предмету  - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2017.

Рабочая программа конкретизирует содержание разделов стандарта, дает распределение часов, определяет примерный перечень практических работ. Объем часов, отводимый на изучение конкретных тем и разделов, может быть откорректирован (расширен или сужен).

Основные функции рабочей программы:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и последовательность разделов; требования к уровню подготовки выпускников, критерии оценки, методическое обеспечение, учебно-тематическое планирование, оценочно-измерительные материалы

Рабочая программа может быть пролонгирована на последующий учебный год на основании решения Педагогического совета и приказа директора лицея

Общая характеристика учебного предмета

Из стандарта

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия является обязательным предметом с сентября 2017 года (приказ Министерства образования № 506 от 07.06.2017 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089" ) . Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение второго полугодия в 10 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во - первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Цели и задачи изучения предмета:

- освоение

- знаниями о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселен-ной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных - астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;.

- овладение умениями

умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

- развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий

- формирование

 - научного мировоззрения;

 -  навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

- приобретение компетентности в сфере

познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций

Место предмета в образовательной программе

На основании учебного плана ЛТГПУ им. Л.Н. Толстого предусмотрено 35 часов в год, 2 часа в неделю в 10 классе во втором полугодии. Уровень обучения – базовый.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:

- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

-  приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; формирование научного мировоззрения;

- формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Соотношение теоретических и практических занятий

Теоретический курс

Теоретических занятий:

100%

Практических занятий:

0%

Результаты обучения

Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.

  - Регулятивные универсальные учебные действия

 Выпускник научится:

 •самостоятельно определять цели, ставить и  формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

 •оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

 •сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

•организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

 •определять несколько путей достижения поставленной цели;

•выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности  расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

•задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

•сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

 •оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

- Познавательные универсальные учебные действия.

 Выпускник научится:

•критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

•распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

 •использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

 •осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

 •искать и находить обобщенные способы решения задач;

 •приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

•анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации; •выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

•выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

•менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

- Коммуникативные универсальные учебные действия.

 Выпускник научится:

 •осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

 •при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в  разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

 •развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

•распознавать конфликт генные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

 •координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

•согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом решением;

 •представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

•подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

•воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

•точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

10

35

(классы)

(количество часов)

Раздел 1

Введение в астрономию

1

(наименование раздела)

(количество часов)

Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы

Раздел 2

Астрометрия

5

Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат. Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.

Движение Луны и затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и

предсказания затмений. Время и календарь Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их

согласования Юлианский и григорианский календари.

Раздел 3

Небесная механика

4

Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек. Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Раздел 4

Строение Солнечной системы

7

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.

Раздел 5

Астрофизика и звёздная астрономия

7

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.

 Раздел 6

Млечный Путь – наша Галактика

3

Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманностиКак концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры.

Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.

Раздел 7

Галактики

3

Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Вращение галактик и тёмная материя в них. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.

Раздел 8

Строение и эволюция Вселенной

2

Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции

Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.

Раздел 9

Современные проблемы астрономии

4

Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения

астрономии

на

базовом

уровне ученик должен

(наименование предмета)

(базовый/профильный)

знать/понимать

•  смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцен-трическая система, видимая звездная величина, со-звездие, противостояния и соединения планет, ко-мета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, плане-та, спутник, звезда, Солнечная система, ГалактикаВселенная, всемирное и поясное время, внесолнеч-ная планета (экзопланета), спектральная классифи-кация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

•  смысл физических величин: парсек, свето-вой год, астрономическая единица, звездная вели-чина;

•  смысл физического закона Хаббла;

•  основные этапы освоения космического пространства;

•  гипотезы происхождения Солнечной си-стемы;

•  основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

•  размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

•  приводить примеры: роли астрономии в раз витии цивилизации, использования методов ис следований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин-формации об объектах Вселенной, получения астро-номической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния сол-нечной активности на Землю;

•  описывать и объяснять: различия календа-рей, условия наступления солнечных и лунных зат-мений, фазы Луны, суточные движения светил, при-чины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физи-ко-химических характеристик звезд с использова-нием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источ-ник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера

•  характеризовать особенности методов по-знания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, воз-можные пути эволюции звезд различной массы;

•  находить на небе основные созвездия Север-ного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

•  использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

«1»

ученик к заданию не приступал.

«2»

ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.

«3»

ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.

«4»

ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.

«5»

ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основной учебник (учебное пособие), включенный в Федеральный перечень рекомендованных/допущенных

В.М. Чаругин,   «Астрономия 10- 11 класс», М. : Просвещение, 2018 г.

Дополнительная литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс, В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М. : Дрофа, 2010 г.;
  1. «Астрономия 11 класс»,  Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.2007 год
  1. Оськина В. Т. Астрономия. 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитана. - Волгоград: Учитель, 2006 г.

Электронные ресурсы

наименование или ссылка

Краткая характеристика

http://school-collection.edu.ru 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Календарно-тематическое планирование

Данные переносятся в журнал

№ урока

На уроке пройдено

(Тема, Содержание темы, Практическая работа на уроке )

Домашнее задание

Тип урока

Количество часов

Введение в астрономию (1ч)

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Формирование знаний о предмете, методике исследования.

§ 1, 2

Комбинированный урок

1

Астрометрия (5 ч)

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Формирование умения находить и обозначать небесные точки сферы

§ 3

Комбинированный урок

1

Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Формирование знаний и умений обнаружения небесных координат.

§ 4

Комбинированный урок

1

Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Формирование знаний о наблюдении за небесными телами.

§ 5

Комбинированный урок

1

Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Формирование знаний о движении и фазе Луны.

§ 6

Комбинированный урок

1

Время и календарь. Формирование умения решать практические задачи по теме. Тестирование №1.

§ 7

Комбинированный урок

1

Небесная механика (3 ч)

Система мира. Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Формирование знаний о понятиях гелиоцентрическая система мира и геоцентрическая система мира.

§ 8

Комбинированный урок

1

Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера движения планет. Формирование умения применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов.

§ 9

Комбинированный урок

1

Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. Космические скорости и межпланетные перелёты. Тестирование №2.

§ 10, 11

Комбинированный урок

1

Строение Солнечной системы (7 ч)

Происхождение Солнечной системы. Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Формирование знаний происхождении Солнечной системы; основных закономерностях в Солнечной системе; космогонических гипотезах

§ 12

Комбинированный урок

1

Планета Земля. Система Земля - Луна. Формирование знаний о системе Земля–Луна; основных движениях Земли; форме Земли

§ 13

Комбинированный урок

1

Луна и её влияние на Землю. Формирование знаний. Формирование знаний о природе Луны.

§ 14

Комбинированный урок

1

Планеты земной группы. Формирование знаний об общей характеристике планет земной группы (атмосфера, поверхность);

§ 15

Комбинированный урок

1

Планеты-гиганты. Планеты- карлики. Спутники и кольца планет. Формирование знаний об общей характеристике планет- гигантов (атмосфера; поверхность);

§ 16

Комбинированный урок

1

Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. Формирование знаний об астероидах и метеоритах; поясе астероидов; о кометах и метеорах

§ 17

Комбинированный урок

1

Современные представления о происхождении Солнечной системы. Формирование умений пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; Тестирование №3.

§ 18

Комбинированный урок

1

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Формирование знаний об электромагнитном излучении в космосе и гравитационных волнах.

§ 19

Комбинированный урок

1

Солнце. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Формирование знаний о основных физических характеристиках Солнца: массе, размерах, температуре;  о схеме строения Солнца и физических процессов, происходящих в его недрах и атмосфере.

§ 20

Комбинированный урок

1

Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Формирование умений применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца.

§ 21

Комбинированный урок

1

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Формирование знаний о пульсирующих и взрывающихся звездах; о порядке расстояния до звёзд, способах определения и размеров звёзд;

§ 22–23

Комбинированный урок

1

Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Формирование умений решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам.

§ 24-25

Комбинированный урок

1

Новые и сверхновые звёзды. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Формирование умений анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; находить на небе звёзды: альфы.

§ 26

Комбинированный урок

1

Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Тестирование №4. Формирование умения применять полученные знания при решении практических задач.

§ 27

Комбинированный урок

1

Млечный путь (3 ч)

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Формирование знаний о понятии туманности; основных физических параметрах, химическом составе и распределении межзвёздного вещества в Галактике;

§ 28

Комбинированный урок

1

Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Вращение Галактики. Формирование знаний о примерных значениях следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры

§ 29

Комбинированный урок

1

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. Темная материя. Формирование умений объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд

§ 30

Комбинированный урок

1

Галактики (3 ч)

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Классификация галактик. Формирование знаний об основных физических параметрах, химическом составе и распределении межзвёздного вещества в Галактике.

§ 31

Комбинированный урок

1

Активные галактики и квазары. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Формирование знаний об примерных значениях следующих величин: примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; возраст наблюдаемых небесных тел

§ 32

Комбинированный урок

1

Скопления галактик.  Тестирование №5. Формирование умений объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе

§ 33

Комбинированный урок

1

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся  Вселенная. Формирование знаний о связи закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; что такое фотометрический парадокс.

§ 34, 35

Комбинированный урок

1

Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Формирование умений использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира.

§ 36

Комбинированный урок

1

Современные проблемы астрономии (4 ч)

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Формирование знаний о наблюдениях, подтверждающих теорию ускоренного расширения Вселенной; что исследователи понимают под тёмной энергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная.

§ 37

Комбинированный урок

1

Обнаружение планет возле других звёзд. Формирование знаний об условия возникновения планет около звёзд.

§ 38

Комбинированный урок

1

Поиск жизни и разума во Вселенной. Итоговое тестирование. Формирование умений использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных

цивилизаций и их контактов с нами.

§ 39

Комбинированный урок

1

Резерв времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Программа кружка "ОФП" 2 часа в неделю.

Программа кружка "ОФП" 2 часа в неделю....

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов...

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов...

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов, Б.А.Воронцов-Вельяминов, 35 часов,1 час в неделю.

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов, Б.А.Воронцов-Вельяминов, 35 часов,1 час в неделю...

Рабочая программа. Литература. 8 класс, 2часа в неделю

Рабочая программа .Литература. 8 класс, 2часа в неделю...