Рабочая программа. Литература. 8 класс, 2часа в неделю
рабочая программа по литературе (8 класс)

Новикова Альбина Артуровна

Рабочая программа .Литература. 8 класс, 2часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl_lit-ra.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе. 8 класс

УМК :

1.УЧЕБНИК Литература, 8 класс, в 2частях, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва «Просвещение» 2018

2. Поурочные планы по литературе, 8 класс , Н.В.Егорова, Москва-«ВАКО»-2018

1.Планируемые результаты изучения предмета «Литература. 8 класс»

Личностные результаты:

  •  воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  •  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
  •  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  •  смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

  •  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  •  умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  •  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  •  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • умение создавать устные и письменные монологические высказывания разного типа, вести диалог.  

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;  

• выделять нравственную проблематику народных песен как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• обращаться к фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;

• выразительно читать народные песни, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания.

• сравнивая произведения лирики разных народов, определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

• исполнять лирические народные песни

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература

•  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ самостоятельно или по составленному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять  для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с книгой и другими источниками информации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

• создавать собственную иллюстрацию изученного текста;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно или под руководством учителя;

• представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

2.Содержание учебного предмета «Литература. 8 класс»

Название раздела                              

Краткое содержание                            

Количество часов  

Введение.  

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни.

Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление).

Из литературы XVIII века

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Из литературы XIX века.

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Образ Ермака Тимофеевича.

А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.

Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.

«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа

Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Швабрин - антигерой. Маша Миронова – нравственная красота героини.

Пугачёв и народное восстание в произведении и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва

А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов - персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении. Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика гоголевской сатиры.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа

Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.

Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе

Л.Н.Толстой. «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Теория литературы. Художественная деталь Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Теория литературы Психологизм художественной литературы.

21ч

Из литературы XX века

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства

Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).

36ч

Из зарубежной литературы

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии

Ж. – Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм (развитие понятий).

В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним» образом.

Повторение.

Обобщение. Итоговый контроль.

3.Календарно-тематическое планирование  «Литература. 8 класс»

Изучаемый раздел, тема урока                            

Ч.

Предполагаемое домашнее задание

дата

план  

факт

1

Введение. (1ч)

Русская литература и история

1

Прочитать, выполнить задания рубрики «Проверь себя» стр.5

2

Устное народное творчество (2ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)

1

Прочитать , выучить наизусть по выбору, стр.6-11

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Прочитать и подготовить пересказ стр. 11-20 устное сообщение о песнях.

4

Из древнерусской литературы (2ч) 

«Житие Александра Невского» (фрагменты)

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.21-30

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.31-40

6

Из литературы 18 века (3ч)

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.41-45

7

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.46-72

8РР

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.73-78

9

Из литературы 19 века (36ч)

И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.79-84, выучить басню наизусть

10

К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.85-91

11

Вн.чт. А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки)

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.92-99

12

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.99-210, глава 1-2

13

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.99-210, глава 3-4

14

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.99-210, глава 5-6

15

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.99-210, глава 7-8

16

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.99-210, глава 9-10

17

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.99-210, глава 11-12

18РР

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.99-210, глава 13-14

19

А.С. Пушкин. «19 октября», «Туча».

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.219-227, выучить наизусть  Туча .

20

Вн.чт. А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…» и другие стихотворения о любви и творчестве.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.226-227, выучить наизусть К***

21

Контрольная работа №1 по творчеству А.С. Пушкина.

1

22

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.228-258, главы 1-7

23

М.Ю Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.228-258, главы 8-16

24

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.228-258, главы 17-23

25РР

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.228-258, главы 24-26

26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.259-263

27

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.264-355, действие 1-2

28

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.264-355, действие 3-4

29

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.264-355, действие 5

30РР

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

Размышляем опрочитанном, стр.353-354

31

Н.В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.356-389

32

Н.В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст».

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.356-389

33

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

1

34

Вн.чт. И.С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе

1

Прочитать и подготовить пересказ .

35

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр. 3-15 Часть2.

36

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического.

1

Творческое задание стр.14

37

Н.С. Лесков. «Старый  гений»: сюжет и герои.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.16-27

38

Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика.

1

Размышляем о прочитанном стр.26

39

Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.28-42

40

Л.Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции поэтика рассказа.

1

Творческое заданиестр.41

41

Контрольная работа №3 по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого.

1

42РР

Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.43-47, наизусть по выбору. проект стр.47

43

А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии)

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.48-62

44

Вн.чт. А.П. Чехов. «Человек в футляре»

1

Прочитать и подготовить пересказ

45

Из русской литературы 20 века (21ч)

И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.63-71, творческое задание стр.70

46

А.И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.72-81, творческое задание стр.80

47РР

«Поговорим о превратностях любви»

1

Выучить стихотворение о любви.

48

Контрольная работа №4 по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

1

49

А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.82-93, Развиваем дар слова

50

С.А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.94-102, наизусть одно стихотворение по выбору

51РР

Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.94-102, учимся читать выразительно стр.102.

52

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.103-114,творческое задание стр.114

53

М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.115-122, выучить определение метафора,олицетворение.

54

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.123-134

55

Вн.чт. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.134-139

56

Вн.чт. М.М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.139-145

57

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.146-174, выучить наизусть отрывок из главы «Переправа»

58

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.146-174

59

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы.

1

Подготовить письменный рассказ-характеристику Василия Тёркина.

60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.175-187, подготовить исполнение песни «Дороги.»

61

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.188-206

62РР

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

1

Творческое задание стр.206

63

Русские поэты о родине, родной природе (обзор).

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.207-216, выучить стихотворение по выбору

64

Поэты русского зарубежья о родине.

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.217-225, выучить одно стихотворение по выбору

65

К/Р №5 итоговая по русской литературе.

1

66

Из зарубежной литературы (4ч)

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.226-241, подготовить выразительное чтение по ролям сцены из трагедии «Ромео и Джульета».

67

Сонет как форма лирической поэзии

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.241-241

68

Вн.чт. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.243-295

69

Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго».

1

Прочитать и подготовить пересказ стр.296-341

70

Итоговое повторение 

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа. Литература 7 класс к учебнику Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И. (1 час в неделю).

Рабочая программа по литературе для 7 класса. Составленная в соответствии с основными положениями ФГОС и адаптирована для школы надомного обучения учитывая индивидуальные психофизиологические возможно...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочая программа 11 класс (2часа)

Программа по физике для 11 классов составлена в соответствии с:Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)), требованиями Федерального госуда...

Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...