Главные вкладки

    Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.
    рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

    Шевченко Гульнара Гарифуловна

    Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по курсу

    ЛИТЕРАТУРА

    3 курс (11 класс)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа для суворовцев 3 курса  разработана на основе примерной программы  по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и друние.-М.:Дрофа,2008), рекомендованной   Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом  образовательного  учреждения.

    Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

    Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

    • учебник  для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2008.

    Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

    • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
    • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
    • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
    • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

    Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных   позиций,   эстетического вкуса, совершенному владению речью.

    Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

    Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XX века»).  Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан  на основе читательских пристрастий учащихся,  индивидуальных  особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении  произведения.

    Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя  целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.

    Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для школьника), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам урока, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

    Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

     за курс XI класса

    Учащиеся должны знать:

    1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
    2. Тексты художественных произведений.
    3. Сюжет, особенности композиции.
    4. Типическое значение характеров главных героев произведения.
    5. Основные понятия по теории литературы.
    6. Изобразительно-выразительные средства языка.
    7. Элементы стихотворной речи.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
    2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
    3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
    4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
    5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
    6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
    7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
    8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
    9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
    10. Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
    11. Пользоваться словарями различных типов, справочниками.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Литература XX века

    Введение

    Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

    Литература первой половины XX века

    Обзор русской литературы первой половины XX века

    Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

    Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

    И. А. Бунин

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

    Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

    А. И. Куприн

    Жизнь и творчество (обзор).

    Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

    М. Горький

    Жизнь и творчество (обзор).

    Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

    Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

    Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

    Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

    Символизм

    Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

    В. Я. Брюсов

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

    К. Д. Бальмонт

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

    А. Белый

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

     А. А. Блок

    Жизнь и творчество(обзор)

    Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

    Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

    Поэма «Двенадцать».  

    История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

    Акмеизм

    Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

    Н. С. Гумилев

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

    Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

    Футуризм

    Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

    Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

    И. Северянин

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

    Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

    В. В. Хлебников

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

    Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

    В. В. Маяковский

    Жизнь и творчество(обзор)

    Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

    Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

    «Облако в штанах». 

    Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

    Крестьянская поэзия

    Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

    Н. А. Клюев.
    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

    Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

    С. А. Есенин

    Жизнь и творчество.

    Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

    Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

    «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

    Русская литература 20-40-х годов(обзор)

    Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

    А.Н.Толстой.

            Жизнь и творчество(обзор)

            "Петр Первый".

    Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

    А.А.Фадеев.

            Жизнь и творчество(обзор)

            "Разгром".

     Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

    М.И.Цветаева.

    Жизнь и творчество(обзор)

    "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

    Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

    О.Э.Мандельштам.

    Жизнь и творчество(обзор)

    «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта. 

    Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

    А.А.Ахматова.

    Жизнь и творчество (обзор)

    «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

    Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

    «Реквием».

    Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

    Б.Л.Пастернак.

    Жизнь и творчество (обзор).

    «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

    Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                            "Доктор Живаго" (обзор). 

    Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

    М.А.Булгаков.

            Жизнь и творчество(обзор).

            "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

    "Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

    "Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

    А.П.Платонов.

            Жизнь и творчество(обзор).

            "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

    Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

    М.А.Шолохов.

            Жизнь и творчество писателя(обзор).

            "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

    Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

    Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

    И.С.Шмелев.

             «Солнце мертвых». 

    Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

    М.А.Алданов.

     «Чертов мост».

    Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

    В.В.Набоков.

     «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

    Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

    Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»;   "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

    "Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

    "Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

    "Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

    Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

    Великая Отечественная война в литературе

    Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

    Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

    Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

    Русская литература 50- 90-х годов XX века

    обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

    Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

    А.Т.Твардовский.

    «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

    Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

    «За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

    Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

    И.А.Бродский.

     Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). 

    Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

    А.И.Солженицын.

    «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

    Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

    В. Т. Шаламов

    Жизнь и творчество (обзор). 

    Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

    История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

    В.П.Астафьев.

            "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

    "Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

    Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

    В.Г. Распутин.

            "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

    Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

    Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

    Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

    В. М. Шукшин

    Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

    Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

    А. В. Вампилов

    Пьеса «Утиная охота».

    Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

    Зарубежная XX века

    Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

    Э. Хемингуэй

    Жизнь и творчество (обзор).

    Повесть «Старик и море».

    Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    Знать/понимать:

    • образную природу словесного искусства;

    • содержание изученных литературных произведений;

    • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

    • основные теоретико-литературные понятия;

    Уметь:

    • воспроизводить содержание литературного произведения;

    • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

    • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

    • определять род и жанр произведения;

    • сопоставлять литературные произведения;

    • выявлять авторскую позицию;

    • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

    • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

    • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

    • участия в диалоге или дискуссии;

    • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

    • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Ф.Курдюмова и др. – М.:Дрофа, 2009.

    2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2009.

    3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2009.

    Дополнительная литература:

    1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006

    2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс,2009

    3. Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004

    4. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008

    5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004

            Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

    1. Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».

    2. Электронный репетитор по литературе Кирилла и Мефодия.

    Учебно-тематическое планирование

    Тема урока

    Количество часов

    Тип урока

    Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

    Виды контроля, измерители

    Планируемые  результаты освоения материала

    Домашнее задание

    Дата проведения по плану

    Дата проведения фактически

    Особенности литературного процесса рубежа веков

    1

    Русская литература XX века

    1

    Изучение нового материала

    Проверка записей, тезисов в тетрадях

    Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя

    Прочитать с. 3 – 18, составить тезисы, подготовить сообщение по биографии И.А.Бунина? Записать биографию по датам, стр 72

    Творчество И. А. Бунина (3 часа)

    2

    И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь

    1

    Изучение нового материала

    Письменный ответ на вопрос 2 с. 26, чт. статьи учебника стр.16-18

    Проверка тезисов, фронтальный и индивидуальный опрос

    Развитие устной монологической речи учащихся

    Прочитать рассказ «Антоновские яблоки», проанализировать художественные средства создания пейзажа начала рассказа

    3

    Поэтика «остывших» усадеб в прозе Бунина

    1

    Совершенствование знаний, умений, навыков

    Письменный ответ на 4 вопрос с. 51.

    Проверка письменных ответов, оценка анализа рассказа «Легкое дыхание»

    Развитие умения анализировать и оценивать устные сообщения

    Прочитать с. 86 – 89, рассказы из сборника «Темные аллеи»

    4

    Цикл «Темные аллеи». Рассказы И.А.Бунина о любви

    1

    Совершенствование знаний, умений, навыков

    Анализ рассказа «Легкое дыхание» (вопросы 7, 8, 9 с. 52)

    Фронтальный опрос

    Развитие умения выделять художественные детали

    Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско»

    5

    Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

    1

    Совершенствование знаний, умений, навыков

    Контроль ответов на вопросы

    Фронтальный опрос

    Углубление знаний о реалистических и символических чертах художественной изобразительности

    Прочитать с. 84 – 86, подготовить сообщение о биографии М. Горького, Записать биографию по датам, стр 46

    Жизнь и творчество М. Горького (7 часов)

    6

    М. Горький. Судьба и творчество

    1

    Изучение нового материала

    Сообщение учащихся; составление конспекта урока

    Фронтальный опрос

    Составление конспекта урока

    Чтение учебника на с. 46-55, прочитать рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»

    7

    Ранние произведения М. Горького. «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»

    1

    Совершенствование знаний, умений

    Анализ и интерпретация рассказов (сообщения учащихся)

    Тест, письменный опрос

    Развитие речи учащихся (аргументированные ответы, умение вести беседу)

    Чтение учебника на с. 49 – 50; ответы на вопросы

    8

    Драматургия М. Горького. Драма «На дне» и система образов.

    1

    Изучение нового материала

    Чтение по ролям, составление словесных портретов героев.

    Выразительное чтение, интерпретация обстановки «дна»

    Составление словесных портретов героев

    Чтение учебника на с.56-62; ответы на вопросы  с. 70; жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки.

    9

    Спор о назначении человека на страницах пьесы «На дне»

    1

    Комбинированный

    Сообщения учащихся об обитателях ночлежки

    Выполнение теста, фронтальный опрос, комментированное чтение

    Правильное использование цитат, аргументированных ответов

    Чтение пьесы; наизусть монолог Сатина о Человеке.

    10

    Нравственно-философские мотивы драмы «На дне»

    1

    Обобщение и систематизация знаний.

    Инсценирование финала пьесы, выразительное чтение, составление тезисов.

    Монолог Сатина (наизусть), комментированное чтение.

    Умение ориентироваться в литературоведческих терминах

    Подготовиться к сочинению по творчеству Горького стр 71, чтение повестей А. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок».

    11-12

    Сочинение по творчеству М.Горького

    2

    Контрольный (учет, оценка ЗУН)

    Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе

    Составление плана

    Завершить работу дома. Подготовиться к урокам по тв-ву А.Куприна. Записать биографию по датам, стр 92

    Жизнь и творчество А. И. Куприна и Л. Андреева (6 часов)

    13

    А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Изображение любви в р. «Гранатовый браслет»

    1

    Изучение нового материала

    Сообщения учащихся. Комментир.чтвыразит.чт.фрагментов текста

    Ответы уч-ся на вопросы, фронтальный опрос, характеристика героев

    Навык анализа прозаического текста

    Прочит. повесть «Олеся». Чтение статьи учебника на с. 94-95, 101-107

    14

    Великая тайна любви. Повесть «Олеся»

    1

    Практическая работа

    Эссе: «что ты узнал на уроках по творчеству А.Куприна?»

    Тесты. Ответы учеников на вопросы, характеристика героев

    Навык анализа прозаического текста

    Чт. Учебника на с.98-100, ответы на вопросы  6, 7 стр 108, подгот. к сочинению по тв-ву Бунина, Куприна стр 108

    15

    Изображение кризиса русской армии в повести «Поединок»

    1

    Изучение нового материала

    Сообщения учащихся. Навык анализа прозаического текста. Комментированное чтение

    Устный контроль.

    Оценивать идейно-художественные искания писателя в контексте эпохи. Связанно излагать мысли

    Прочитать повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»; ответы на вопросы; подготовить сообщение о жизни Л. Андреева стр 17-18

    16

    Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Проблематика повести «Иуда Искариот»

    1

    Изучение нового материала

    Составление тезисов, сообщение учащихся, комментированное чтение

    Фронтальный опрос

    Навык работы с текстом

    Прочитать рассказы «Вор», «Баргамот и Гараська»

    17

    Драматизм взаимоотношений человека и окружающего мира в рассказах Л. Андреева

    1

    семинар

    Анализ рассказов. Умение обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать свое мнение

    Мини-сочинение «Мой Иуда Искариот»

    Уметь обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать свое мнение

    Прочитать рассказ «Стена», выполнить задание в тетради

    18

    Сочинение по творчеству И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева

    1

    контрольный

    Сбор материала, подборка цитат, составление плана

    Умение раскрывать тему, использовать цитаты, выражение личного отношения к написанному

    Прочитать произведение В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева-Ценского (на выбор)

    Русская поэзия «Серебряного века» (7 часов)

    19

    Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX веков.

    1

    Доклады учащихся с последующим обобщением материалы

    Доклады учащихся, работа со справочными материалами

    Умение работать со справочными материалами

    Серебряный век в литературе, живописи, музыке, балете

    20

    Серебряный век русской поэзии

    1

    Изучение нового материала

    Сообщения учащихся, составление тезисов и схемы

    Чтение и анализ стихов

    Составление тезисов лекции

    Подготовить сообщение «Основные направления русской поэзии начала XX века», составить тезисы статьи учебника «Предшественники символизма» с. 19-43

    21

    Символизм и поэты-символизмы

    1

    Изучение нового материала

    Работа со статьей учебника «Символ, как рождается многозначность символов» с. 121 – 124

    Устный опрос. Контроль за составлением опорных схем

    Составление опорных схем

    Доклад по биографии и творчеству В. Брюсова, чтение и анализ стихов. Стр 22-26

    22

    В. Я. Брюсов. Творческий путь поэта

    1

    Изучение нового материала

    Сообщения учащихся, составление тезисов, выступление учащихся о поэте, анализ стихотворений

    Фронтальный опрос, контроль за составлением тезисов

    Выявлять приметы стиля творчества поэта, давать оценку произведению

    Чтение статьи на с.19, ответы на вопросы 1, 4, 5 с.44. Наизусть одно стихотворение

    23

    К. Д. Бальмонт. «Поэзия как волшебство»

    1

    Изучение нового материала

    Анализ стихотворений

    Фронтальный и индивидуальный опрос

    Навык анализа лирических произведений; умение выразительного чтения стих-я

    Чтение статьи на с.21-22, анализ одного из стихотворений, наизусть одно стихотворение

    24

    Смысл поэзии И.Ф. Анненского

    1

    Изучение нового материала

    Анализ стихотворения «После концерта»

    Фронтальный и индивидуальный опрос

    Навык анализа лирических произведений; умение выразительного чтения стих-я

    Чтение статьи

    25

    Групповой зачет по поэзии Серебряного века

    1

    Урок учета ЗУН

    Написание собственных текстов

    Письменный опрос (тест), зачет по теме «Символизм в русской поэзии»

    Умение оперировать знаниями по темам

    Чтение и анализ стихотворений А. Блока

    Жизнь и творчество А. Блока (4 часа)

    26

    А.А.Блок. Романтический мир раннего Блока

    1

    Изучение нового материала

    Сообщение на тему «Смысл символов Блока», составить конспект урока

    Фронтальный опрос

    Составлять конспект урока

    Подготовить рассказ о поэте, выучить стихотворение «Незнакомка»

    27

    Стихотворение «Незнакомка»

    1

    Совершенствование знаний и умений

    Сопоставительный анализ стих-ний

    Прочитать цикл стихотворений о России

    28

    Россия и ее судьба в поэзии Блока(«Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун»)

    1

    комбинированный

    Сообщение на тему «На поле Куликовом», анализ стихотворения

    Ответы на вопросы, устный анализ стихотворения «Россия»

    Анализ стих-я «На поле Куликовом»; навыки анализа стих-ний

    Выучить стихотворение, посвященное России; прочитать поэму «Двенадцать»

    29

    Старый и новый мир в поэме «Двенадцать»

    1

    Изучение нового материала

    Анализ сюжета и образной системы поэмы с использованием статьи Блока «Интеллигенция и революция»

    Комментированное чтение поэмы «Двенадцать», ответы на вопросы

    Анализ поэмы, навыки выразительного чтения

    Прочитать в учебнике главу о поэме, обратить внимание на композицию поэмы

    30

    Новокрестьянские поэты (Н.Клюев и др.)

    1

    Изучение нового материала

    Сообщение учащихся, составление схемы, опорных положений акмеизма, футуризма

    Тестирование, ответить на вопросы по творчеству поэтов, преодолевших символизм

    Умение работать с критической литературой

    Чтение учебника с. 37-41, конспект

    Литература 20-30 годов XX века ( 11 часов)

    31

    Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба.

    1

    Изучение нового материала

    Составление хронологической таблицы

    Составление конспекта урока

    Чтение учебника стр 28-30, выучить стихотворения «Жираф», «Кенгуру» (на выбор)

    32

    А.А.Ахматова. очерк жизни и творчества. Любовная лирика(«Сероглазый король», «Сжала руки под темной
    вуалью», «Широк и желт вечерний свет»)

    1

    Изучение нового материала

    Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве Ахматовой

    Оценка ответов на вопросы в процессе анализов стихов

    Умение вести диалог, отличать преходящие и вечные ценности

    Подготовить сообщение «Тема любви и страданий в лирике Ахматовой». Чтение стихотворений. Составить конспект статьи учебника с. 205-214

    33

    Тема Родины в творчестве Ахматовой

    1

    Совершенствование и углубление знаний и умений

    Сообщения учащихся, запись тезисов доклада, работа со статьей учебника

    Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы

    Умение обобщать, систематизировать, высказывать свое мнение

    Прочитать поэму «Реквием», найти в поэме и выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну.

    34

    А.Ахматова. Поэма «Реквием»

    1

    Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков

    Цитирование, работа с учебником

    Оценка ответов учащихся по вопросам домашнего задания. Выразительное чтение. Фронтальный опрос

    Развивать умение, определять идею, композицию поэтического текста

    Прочитать с.221-227. написать сочинение по творчеству Ахматовой (темы на с. 228учебника)

    35

    М.И.Цветаева. Очерк жизни и творчества.

    1

    Смешанный, с использованием сообщений учащихся

    Составление хронологической таблицы жизни и творчества Цветаевой

    Проверка и оценка сообщений учащихся

    Составление тезисов статьи

    С. 260 – 267 учебника, составить конспект статьи, подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине»…

    36

    Тема России в поэзии Цветаевой

    1

    Урок совершенствования и углубления знаний

    План статьи учебника «Тема Дома-России»

    Оценка умений анализа текста; художественно-языковое своеобразие лирики Цветаевой

    Определение тематики, системы образов, структуры лирики поэта

    Анализ стихотворения Цветаевой (письменно), подготовить сообщение «Журнал «Сатирикон» и его сотрудники»

    37

    А. Аверченко – создатель журнала «Сатирикон»

    1

    Изучение нового материала

    Сообщение учащихся, запись плана лекции, анализ отдельных эпизодов текста

    Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения

    Анализ отдельных эпизодов текста

    Прочитать «Разгром» А. Фадеева (опереж. зад.); составить тезисный план по учебнику с.

    38

    Дневниковая проза М. Пришвина и М. Волошина

    1

    Урок-изучение нового материала с выступлениями учащихся

    Чтение произведений, ответы на вопросы, подготовка выразительного чтения

    Оценка художественного чтения

    Выразительное чтение

    Подготовить выступление на тему «Изображение гражданской войны»

    Пути развития литературы в XX столетии. Русская литература после 1917 года (3 часа)

    39

    Роман А. Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик

    1

    Изучение нового материала

    Работа с текстом, поиски языковых и художественных средств, сжатый пересказ

    Тестирование, индивидуальный опрос

    Умение сжато пересказывать произведение

    Написать реферат о жизни и творчестве А.А. Фадеева. Сопоставительная характеристика Мечика и Морозки

    40

    Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром»

    1

    комбинированный

    Работа с текстом (письменный опрос), поиск художественных деталей портрета, речи, анализ эпизодов

    Фронтальный опрос, аналитическая беседа

    Умение анализировать эпизод, умение выразительного чтения

    Сочинение малой формы на тему «Смерть Морозки» (анализ эпизода)

    41

    Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

    1

    Изучение нового материала

    Анализ прозаического текста, определение внешности героев

    Умение объяснять сходства и различие произведений, составлять хар-ку героев

    Повторить основные понятия по теме «Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (учебник с. 327)

    Жизнь и творчество В. В. Маяковского (6 часов)

    42

    В.В. Маяковский. Творческая биография

    1

    Изучение нового материала

    Сообщение о кубофутуризме, развернутые ответы на самостоятельные вопросы учащихся

    Хронологическая таблица

    Умение соотносить творчество поэта с общественной обстановкой

    Составить план-схему биографии Маяковского; прочитать поэму «Облако в штанах»; чтение учебника

    43

    Поэма Маяковского «Облако в штанах»

    1

    Объяснение нового материала

    Работа с цветом, выразительное чтение

    Письменная проверочная работа

    Умение выделять стержневую мысль в поэзии В.В. Маяковского

    Проанализировать «Левый марш», «Оду революции»

    44

    Маяковский и революция

    1

    Изучение нового материала

    Анализ стихотворений, составлений аннотаций к прочитанному, сообщения учащихся

    Мини-сочинение

    Умение проводить анализ лирического текста

    Чтение пьес «Клоп» и «Баня»

    45

    Настоящее и будущее в пьесе «Клоп»

    1

    комбинированный

    Умение находить приемы комического изображения в пьесе с опорой на традиции сатиры XIX века

    самоконтроль

    Находить приемы комического изображения в пьесах, анализировать ключевые проблемы

    Письменный анализ стихотворений о любви (по выбору); прочитать поэму «Про это»

    46

    Любовь и быт в поэзии Маяковского

    1

    Совершенствование ЗУН

    Самостоятельные наблюдения над лирическим сюжетом

    Фронтальный и индивидуальный опросы

    Анализ построения устного монолога

    Составить тесты по творчеству Маяковского, подготовиться к сочинению

    47

    Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского

    1

    Совершенствование ЗУН

    Умение составлять план к сочинению, уместное использование цитат

    Умение составлять план к сочинению, выдерживать сочинение в одном стиле

    Подготовить сообщение о жизни и творчестве С. Есенина; написать сочинение

    Эволюция творчества С. Есенина (5 часов)

    48

    С.А. Есенин: поэзия и судьба

    1

    Изучение нового материала

    Выразительное чтение стихов, анализ

    Письменный анализ стихотворения

    Знать биографию поэта

    Знать биографию С. Есенина, прочитать стихотворение из сборника «Радоница»

    49

    Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина

    1

    комбинированный

    Самостоятельный анализ поэтического текста

    Устный и письменный анализ стихотворения

    Умение анализировать стих-е С.Есенина

    Выучить стихотворение С. Есенина о родине; подготовиться к классному сочинению; прочитать поэму «Анна Снегина»

    50

    Поэма С. Есенина «Анна Снегина»

    1

    Урок-беседа, изучение нового материала

    Письменный ответ на домашний вопрос (сам. раб.)

    Индивидуальная, самостоятельная работа

    Знать содержание поэты, уметь анализировать, обобщать и делать выводы

    Вспомнить «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, образ Е. Пугачева

    51

    Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачев»

    1

    комбинированный

    Характеристика героев поэмы, самостоятельная работа «Пугачев в моем представлении»

    Тестирование, фронтальный опрос

    Знать содержание поэты, уметь анализировать, обобщать и делать выводы

    Ответить письменно на вопрос «Что сближает Есенина со своим героем?»; подготовиться к сочинению

    52

    Сочинение по творчеству С.А.Есенина

    1

    Урок развития речи

    Глубокий анализ лирического текста

    Умение составлять план к сочинению, выдерживать сочинение в одном стиле

    Прочитать рассказ А. Толстого «День Петра»

    Общий обзор произведений 30-х годов (3 часа)

    53

    Произведения прозы 30-х годов. Общий обзор

    1

    Изучение нового материала

    Сообщения учащихся, составление плана лекций учителя

    Умение составлять план лекции учителя

    Материал учебника с. 5 – 11; вопросы 1 – 4 с. 34; перечитать сцены из романа «Петр I»: народ у Кремля (кн 1, гл 1, сц 16); казнь Кульмана (кн 1, гл 5, сц 9); кабак на Варварке (кн 2, гл 1, сц 2)

    54 - 55

    А. Толстой. Историческая проза. Панорама русской жизни. Образ Петра Первого в романе «Петр Первый»

    2

    Изучение нового материала; совершенствование и углубление знаний, умений, навыков

    Выступление учащихся, анализ эпизода

    Оценка выступлений учащихся

    Материал учебника с. 36 – 40. вопрос 3 с. 37

    Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова (6 часов)

    56

    М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь

    1

    Изучение нового материала

    Выявление авторской позиции через анализ сюжета, пейзажа, портрета, через название рассказов

    Знать биографию писателя, значение личности в произведениях М.Шолохова.

    Учебник с. 49 – 59; прочитать 1 – 2 части «Тихого Дона», ответить на вопросы

    57

    Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»

    1

    Составление схемы, опорных положений акмеизма, футуризма

    Работа по карточкам. Сопоставительная характеристика произведений.

    Прочитать 1 главу 5 части, прокомментировать последнее предложение

    Уметь анализировать отдельные эпизоды, проводить сопоставительную хар-ку

    Прочитать главу 5, 7, 8, 10, 12 части 3; главы 3, 4 части 4 «Тихого Дона»; ответить на вопросы

    58

    События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон»

    1

    Составление схемы, опорных положений акмеизма, футуризма

    Записать самостоятельно вывод по влиянию войны на людей, характеристика героев

    Фронтальный опрос

    Умение сравнивать эпизоды, выявление авторской позиции

    Прочитать 11, 12, 13, 28 главы части 5; ответить на вопросы. Анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарское гл 4 ч 6

    59

    Образ Григория Мелехова

    1

    Совершенствование знаний, умений, навыков

    Характеристика героя, финал романа и его смысл

    Характеристика героя

    Умение грамотно строить монологическое высказывание

    Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?»; подготовиться к сочинению

    60

    Сочинение по творчеству М.Шолохова

    1

    Урок обобщения и контроля

    Понимание темы сочинения, умение доказывать, делать выводы, логично и последовательно излагать мысли

    Дописать сочинение; чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

    61

    У литературной карты. Изображение русского национального характера

    1

    Обзорный урок с выступлениями учащихся

    Выступления учащихся

    Сравнительный анализ

    Умение находить поэтические приемы

    Сравнить героев Б.Шергина с героями Н. Лескова. Выучить стихотворение С. Прокофьева, сделать анализ

    Жизнь и творчество М. А. Булгакова (6 часов)

    62

    М.А.Булгаков. судьба и книги

    1

    Изучение нового материала

    Сообщение подготовленное учеником, запись лекции устные ответы на вопросы по теме урока

    Умение делать выводы, проводить аналогии

    Прочитать по учебнику с. 91 – 95; составить таблицу «Этапы биографии М. Булгакова»; в романе «Мастер и Маргарита» найти «двойников» в двух сюжетных пластах

    63

    Роман «Мастер и Маргарита»

    1

    Изучение нового материала

    Анализ стилистических особенностей предложенных отрывков (из гл 2, 28)

    Сочинение-миниатюра «Иешуа – Мастер – Булгаков». Каков смысл этих взаимных отражений?

    Умение анализировать своеобразие композиции жанра произведения

    Перечитать гл 2, 16, 25, 26, 31, 32, эпилог. Пилат и Иешуа

    64

    Три мира в романе «Мастер и Маргарита» (Сатирическое изображение московского общества)

    1

    комбинированный

    Сообщение ученика «Сопоставление «ершалаимских» глав и библейского первоисточника, сходство и различие»

    Игра «Угадай героя по фразе из романа»

    Умение выполнять сравнительный анализ глав о Понтии Пилате, находить интертекстуальные связи

    Подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты, выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе

    65

    Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»

    1

    комбинированный

    Сообщение учащихся «Судьба Мастера», «Судьба Маргариты»

    Литературная беседа

    Умение вступить в дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения

    Познакомиться с темами сочинений на с. 119; составить план к одной теме; выбрать цитаты; подготовиться к сочинению

    66 - 67

    Сочинение по творчеству М.Булгакова

    2

    контрольный

    Сбор материала, подбор цитат, составление плана

    Умение раскрыть тему, выражать личностное отношение к проблеме, поднятое в сочинении

    Прочесть по учебнику с. 120 – 123; составить тезисы; подготовить сообщение о жизни Б.Пастернака

    Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака (4 часа)

    68

    Б.Л.Пастернак. жизненный и творческий путь

    1

    Изучение нового материала

    Сообщения учащихся, составление хронологической таблицы

    Опрос, работа над вопросами

    Умение отбирать материал, необходимый для исследования жизни и творчества Пастернака

    Подготовить анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать», «Снег идет», «Плачущий сад». Выучить наизусть.

    69

    Лирика Б. Пастернака

    1

    Совершенствование знаний, умение, навыков

    Письменный анализ стих-я с использованием заданий  учебника (с. 130 – 131)

    Вопросы учителя

    Умение выделять идейное и художественное своеобразие лирического произведения

    Выучить наизусть стих-е «В больнице», «Гамлет», «Гефсиманский сад» (по выбору)

    70

    Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героя

    1

    Знакомство с новым материалом

    Подготовка сообщений учащихся «Образ Ю. Живаго в системе образов романа»

    Тесты на знание текста

    Умение анализировать произведение

    Подготовиться к письменной работе по творчеству поэта

    71

    Письменная работа по творчеству Б.Пастернака Анализ стих-ний

    1

    Обобщение и систематизация знаний

    Анализ лирического произведения

    Ответы на вопросы на с. 138; самостоятельная работа

    Умение анализировать произведение

    Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Платонова. Читать рассказ «Июльская гроза»

    Жизнь и творчество А. П. Платонова (3 часа)

    72

    А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

    1

    Изучение нового материала

    Анализ рассказа «Июльская гроза», составление хронологической таблицы

    Самостоятельный анализ текста по вопросам учебника на с. 143

    Умение составлять хронологическую таблицу, анализировать, делать выводы

    Подготовить анализ рассказа Платонова «Фро»; читать повесть «Котлован»

    73

    Герои и проблематика прозы А.Платонова

    1

    Урок-дискуссия

    Анализ произведений А.Платонова по вопросам учебника на с.143

    Самостоятельная работа

    Умение правильно строить дискуссию

    Повесть «Котлован». История создания повести и ее судьба

    74

    Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован»

    1

    Совершенствование умений и навыков

    Письменный ответ на вопрос «Поиски смысла общего и личного существования. Возможно ли это?»

    Ответы на вопросы учителя, выборочная проверка ответа на проблемный вопрос

    Умение работать с текстов, учась выделять проблемные вопросы

    Составить тесты по творчеству А.Платонова; подготовить сообщение по творчеству В.Набокова (инд.)

    Жизнь и творчество В. Набокова (2 часа)

    75

    В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Лирика

    1

    Урок изучения нового материала

    Сопоставительный анализ стихов Набокова и Бунина

    Хронологическая таблица

    Репродуктивное изложение биографии писателя

    Материал учебника с.159 – 162; прочитать рассказ «Облако, озеро, башня» и ответить на вопросы на с. 167 учебника

    76

    Рассказ «Облако, озеро, башня»

    1

    Совершенствование знаний, умение, навыков

    Анализ произведений

    Текущая проверка, блиц-опрос

    Умение пользоваться литературоведческой терминологией в анализе произведения

    Домашнее сочинение по творчеству В.Набокову

    Развитие литературы в послевоенные годы (12 часов)

    77

    Лирика и проза периода Великой Отечественной войны

    1

    Урок усвоения материала и формирования знаний

    Монологические выступления, анализ стих-я

    Текущая проверка

    Умение выявлять художественные ср-ва, хар-ные для лирики военных лет

    Материал учебника с 171 – 176; 186 – 190. Подготовить сообщение по биографии А.Т.Твардовского (инд.)

    78

    А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Теркин»

    1

    Изучение нового материала

    Анализ стих-ний, обсуждение прочитанного

    Составить перечень основных мотивов лирики А.Твардовского, подтвердить строчками из стих-ний

    Знать биографию писателя, анализировать эпизоды поэмы, определять хар-ные черты стиля автора

    Материал учебника с 193 – 196; 196 – 204. Выучить стих-е

    79

    Поэма «По праву памяти»

    1

    Урок формирования ЗУН

    Ответы на вопросы, работа с учебником

    Анализ поэтического текста

    Умение сопоставлять тексты, знать биографию поэта в единстве с исторической обстановкой

    Подготовка к сочинению по творчеству А. Твардовского

    80

    Подготовка к сочинению по творчеству А.Твардовского

    1

    Урок контроля, учета ЗУН

    Написание сочинения, подбор цитат; составление плана

    Самостоятельная работа (написание сочинения) с последующим контролем учителя

    Умении писать сочинение, знание роли поэта, автора произведения

    Литературный процесс 50-80-х годов (по учебнику обзорно прочитать)

    81

    Герои и проблематика «военной прозы»

    1

    Урок-семинар

    Выступления учащихся

    Контролируется и оценивается подготовленность учеников к семинару

    Умение выступать перед аудиторией, аргументировать, доказывать, искать истину

    Мини-сочинение «Мой любимый герой в произведении о войне»

    82

    Поэтическая «оттепель».

    1

    Литературный салон

    Выступления учащихся, чтение стихов наизусть

    Работа в творческих группах

    Выразительное чтение наизусть

    Письменный анализ стих-я (по выбору). «Тихая» лирика (по учебнику)

    83

    «Деревенская проза» 50 – 80 годов

    1

    Урок-презентация

    Самостоятельный анализ предложенного эпизода

    Проверка и оценка презентации

    Умение анализировать, давать эстетическую оценку произведению, аргументировать ее

    Творчество В.Распутина. «Прощание с Матерой»

    84

    Творчество В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой»

    1

    Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН

    Ответы на вопросы, работа по карточкам

    Опрос, составление и обсуждение тезисного плана

    Умение определять роль эпиграфа, тему, идею

    Художественный рассказ В.Астафьева «Царь-рыба»; проблема экологии в Татарстане (инд. зад.)

    85

    Художественный мир В. Астафьева

    1

    Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН

    Ответы на вопросы, анализ эпизода, составление тезисов

    Обсуждение экологических проблем на фоне идейного содержания повести «Царь-рыба»

    Умение анализировать эпизод, знание особенностей творчества Астафьева

    Составить тезисы по теме «Литература 70 – 80 годов»; прочитать «Старший сын» А. Вампилова; «Обмен» Ю. Трифонова

    86

    Ю. Трифонов «Обмен» (проза), А.Вампилов «Старший сын» (драма). Нравственно-философская проблематика

    1

    Изучение нового материала

    Сопоставительный анализ литературного произведения с театром и кино

    Ответы на вопросы по теме

    Умение выделять нравственно-философскую проблематику произведения

    Материал учебника, выразительное чтение произведений А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высотского

    87

    Авторская песня 70 – 80 годов

    1

    Изучение нового материала

    Сопоставительный анализ стих-ний разных авторов, выразительное чтение стих-ний

    Ответы на вопросы по теме

    Знание авторов и их творчества

    Материал учебника, биография Н. Заболоцкого (инд. зад.)

    88

    Н.А.Заболоцкий. Поэзия

    1

    Изучение нового материала

    Анализ стих-ний, ответы на вопросы по теме

    Проверка выполненных работ с помощью алгоритма

    Умение анализировать стих-е, давать оценку лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления

    Выучить наизусть стих-е, проанализировать стих-е «Некрасивая девочка»

    Творчество В. Шукшина (4 часа)

    89 - 90

    Проза В.М.Шукшина. Тема города и деревни

    2

    Совершенствование и углубление знаний, навыков и умений

    Ответы на вопросы по теме, анализирование отдельных эпизодов

    Письменный ответ на вопрос, характеристика героев

    Умение анализировать, выражать свои мысли литературным языком

    Подготовиться к классному сочинению; читать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

    91 - 92

    Сочинение по творчеству В.М.Шукшина

    2

    контрольный

    Сбор материала, подбор цитат, составление плана

    Умение дать хар-ку героя,  анализировать, выражать свои мысли литературным языком, умение раскрыть тему, выражать личностное восприятие проблемы, поднятое в сочинении

    Прочитать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

    Жизнь и творчество А. И. Солженицына (5 часов)

    93

    А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. «Один день Ивана Денисовича»

    1

    Освоение новых знаний

    Выполнение заданий по карточкам, выступление учащихся, конспектирование

    Анализ эпизодов произведения

    Знать творческий путь писателя, содержание повести, уметь характеризовать героев произведения

    Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя; прочитать «Красное колесо»

    94

    А.И. Солженицын. Обзор романа «Архипелаг ГУЛАГ»

    1

    Лекция учителя, освоение новых знаний

    Составление плана лекции, работа с критической литературой

    Выступление учащихся (с использованием СМИ)

    Умение составлять план лекции

    Выполнить задание на с. 118 учебника; прочитать рассказ «Матренин двор»

    95

    Тема народного праведничества в рассказа «Матренин двор»

    1

    Совершенствование знаний, умений, навыков

    Анализ рассказа с отработкой понятия «тип героя-праведника»

    Вопросы учителя и ответы учащихся

    Умение анализировать текст

    Подготовиться к сочинению по творчеству А. Солженицына

    96

    Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына (письменный анализ текста)

    1

    Письменная работа

    Письменная работа на заданную тему

    Умение анализировать текст и находить в нем что-то новое для себя

    Прочитать по учебнику о творчестве Е.Носова, В.Шаламова, В.Солоухина

    Обзор русской литературной жизни последних лет (6 часов)

    97

    У литературной карты России. Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова, В.Федорова, В.Солоухина

    1

    Урок-семинар

    Работа с текстами произведений данных авторов. Сообщение учащихся

    Проверка знаний текстов изучаемых произведений

    Умение давать монологические ответы, работать в группе

    Конспект статьи (с планом и тезисами) с 326 – 327 учебника; читать произведения Л. Петрушевской

    98

    Своеобразие современной реалистической прозы

    1

    Ознакомление с новым материалом

    Конспектирование лекции

    Беседа по прочитанным произведениям (на знание текста)

    Умение конспектировать лекцию, правильно строить монологический ответ, рассуждать

    Составить план статьи «Реалистическая проза» (с. 328 – 340); подготовиться к беседе

    99

    Поэзия и проза с модернистской доминантой. Проза Татьяны Толстой

    1

    Урок-презентация

    Работа над анализом текстов

    Проверка письменных ответов на вопрос

    Умение определять и выделять основные черты эссе

    Подготовить ответ по плану – рассуждением над определением «эссе» (с. 351 учебника); подготовить сообщение о судьбе И. Бродского (с. 352 – 356)

    100

    Поэзия и судьба И. Бродского

    1

    Ознакомление с новым материалом

    Самостоятельный анализ стих-я «На смерть друга» и стих-я из цикла «Часть речи»

    Проверка анализа стих-я «На смерть друга»; беседа

    Умение анализировать сти-е

    Подготовиться к беседе по вопросам (с. 359 – 362); подготовиться к литературоведческому диктанту по основным понятиям раздела

    101-102

    Современная литературная ситуация: реальность и перспективы

    2

    Сообщение и систематизация знаний, семинар

    Литературоведческий диктант по основным понятиям раздела. Современные журналы в Татарстане: «Казань», «Татарстан»

    Проверка диктанта, проверка анализа стих-я И.Бродского

    Умение рассуждать, проводить параллели, сопоставлять и сравнивать


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 6 класса (2 часа в неделю) по учебнику Герасимовой Т.П.

    Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонентагосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего исреднего (полного) общего ...

    Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

    Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....

    Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

    Календарно-тематическое планирование  по литературе.  8 класс.       По программе—105 часов , 3 часа в неделю     (Автор учебника Г.С. Мерки...

    Рабочая программа 5 класс (4 год обучения) по учебнику И.Л.Бим

    Рабочая программа 5 класс (4 год обучения) по учебнику И.Л.Бим...

    Рабочая программа 6 класс (5 год обучения) по учебнику И.Л.Бим

    Рабочая программа 6 класс (5 год обучения) по учебнику И.Л.Бим...