Главные вкладки

    Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» 10 класс 2018-2019 учебный год.
    рабочая программа по астрономии (10 класс)

    фаттахова зулеха хамитовна

    Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл astronomiya_plpnirovanie_10_kl._2018-2019.docx71.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

    «СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом  от «          »__________2018 г.

    ________________________ Т.В. Дидич                                                                                      № _____                                                                                                                «          » ___________ 2018 г.

    Рабочая программа учебного предмета

    «Астрономия»

    10 класс

    2018 - 2019 учебный год

    Учитель: Фаттахова Зулеха Хамитовна

    Квалификационная категория:  высшая

    Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

    Протокол № ____от «         » ___________ 2018г.

    г. Советский

    2018 г.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут .

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам в соответствии с учебным планом 1 учебный час в неделю 35 часов в год.

    Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238. Учебно-методический комплекс – 10 класс.

    1. Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238,[2] с. : ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник).
    2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, [3] с.
    3. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.

    Целями изучения астрономии на данном этапе

    обучения являются:

    • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
    • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
    • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
    • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
    • формирование научного мировоззрения;
    • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико - математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

    Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии, космонавтики и космофизики.

    Задача астрономии заключается в формировании у учащихся естественнонаучной грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями.

    Современный образованный человек должен стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

    • научно объяснять явления;
    • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
    • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для по-

    лучения выводов.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

    • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

    • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

    • смысл физического закона Хаббла;

    • основные этапы освоения космического

    пространства;

    • гипотезы происхождения Солнечной системы;

    • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

    • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

    уметь

    • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю

    • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические

    причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

    • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

    • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

    • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

    Основное содержание

    Предмет астрономии (2 ч)

    Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.

    Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космонавтики.

    Основы практической астрономии (5 ч)

    Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной

    сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

    Строение Солнечной системы (2 ч)

    Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

    Законы движения небесных тел (5 ч)

    Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

    Природа тел Солнечной системы (8 ч)

    Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:

    астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

    Солнце и звезды (6 ч)

    Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана - Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

    Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

    Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро

    Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

    Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

    Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и анти тяготение.

    Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

    Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем

    существование.

    Тематическое планирование.

    №п/п

     Наименование разделов и тем

    Количество часов

    Самостоятельные работы, Контрольные работы

    1

    Предмет астрономии 

    – 2 часа

    2

    Практические основы астрономии

    - 5 часов

    домашняя контрольная

    работа № 1.

    Практическая работа

    3

    Строение солнечной системы  

    -2 часа

    контрольная работа № 2, Практическая работа

    4

    Законы движения небесных тел

    – 5 часов

    Практическая работа

    5

    Природа тел Солнечной системы

    - 8 часов

    домашняя контрольная работа № 3, Практическая работа

    6

    Солнце и звезды

    - 6 часов

    Контрольная работа № 4

    7

    Наша Галактика – Млечный Путь

    -2 часа

    Практическая работа

    8

    Строение и эволюция Вселенной

    - 3 часа

    Практическая работа

    9

    Жизнь и разум во Вселенной

    - 2 час

    Конференция

    итого

    35

    Календарно-тематическое планирование 10 класс Астрономия

    (35 часа в год, 1 час в неделю)

    Номер урока

    Наименование разделов и тем

    Содержание

    Контроль

    Домашнее задание

    Плановые сроки прохождения

    План

    факт

    1. четверть

    Предмет астрономии – 2 часа

    1. 1

    Что изучает Астрономия

    Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. Что такое созвездие, основные созвездия

    Тест

    1 Домашнее задание. § 1. Представить графически

    (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими

    науками, подчеркивая самостоятельность астроно-

    мии как науки и уникальность ее предмета.

    Темы проектов

    1. Древнейшие культовые обсерватории доисто-

    рической астрономии.

    2. Прогресс наблюдательной и измерительной ас-

    трономии на основе геометрии и сферической триго-

    нометрии в эпоху эллинизма.

    3. Зарождение наблюдательной астрономии в

    Егип те, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней

    Греции, Риме.

    4. Связь астрономии и химии (физики, биоло-

    гии).

    Интернет-ресурсы

    http://galaxy-science.ru/flash/SHkala_masshtabov_

    Vselennoy_v.2.swf — Оценка соотношения раз-

    меров различных объектов.

    1. 2

    Наблюдения – основа астрономии

    Понятие «небесная сфера», основные линии и

    точки, горизонтальная система координат. Мнемо-

    нические приемы определения угловых размеров

    расстояний между точками небесной сферы. Теле-

    скопы как инструмент наглядной астрономии. Виды

    телескопов и их характеристики.

    2 1. При соответствии погодных условий для на-

    блюдения звезд на небе оцените в утреннее или ве-

    чернее время расстояние от серпа Луны до ближай-

    шего наиболее яркого объекта на небе. Наблюдения

    повторите по возможности несколько дней подряд.

    Для одного из наблюдений зарисуйте картину на-

    блюдаемого расположения всех видимых вашему

    глазу светил на небе.

    2. Охарактеризуйте с точки зрения физики осо-

    бенности современных астрономических систем ак-

    тивной оптики.

    Темы проектов

    1. Первые звездные каталоги Древнего мира.

    2. Крупнейшие обсерватории Востока.

    3. Дотелескопическая наблюдательная астроно-

    мия Тихо Браге.

    4. Создание первых государственных обсервато-

    рий в Европе.

    5. Устройство, принцип действия и применение

    теодолитов.

    6. Угломерные инструменты древних вавило-

    нян секстанты и октанты.

    7. Современные космические обсерватории.

    8. Современные наземные обсерватории.

    14

    Практические основы астрономии - 5 часов

    1. 3/1

    Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

    1. Определение понятия «звездная величина».

    2. Введение понятия «созвездие».

    3. Экваториальная система координат, точки и

    линии на небесной сфере

    . Домашнее задание. § 2.2; 3; 4; практические за-

    дания.

    1. Хотя ни один большой телескоп не повторяет

    предыдущие, неся в себе новые инженерные эле-

    менты, эволюцию крупнейших телескопов можно

    представить в виде смены нескольких поколений.

    Заполните пропуски в таблице (с. 20), отражающей

    эволюцию телескопов в зависимости от их характе-

    ристик.

    2. Подготовьте презентацию об истории возникно-

    вения названий созвездий и звезд.

    3. Найдите на небе группы звезд. Используя кар-

    ту звездного неба, определите созвездия, к которым

    они относятся (инструкция к работе с картой приве-

    дена в приложении Х учебника). Сравните наблюда-

    емую картину расположения и видимости отдель-

    ных звезд и их расположение на звездной карте.

    Определите предельное значение звездной величины

    звезды, которую вы еще можете различать невоору-

    женным глазом.

    1. 4/2

    Видимое движение звезд на различных географических широтах

    Исследование высоты полюса мира на различных

    географических широтах. Введение понятий «восхо-

    дящее светило», «невосходящее светило», «незахо-

    дящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя

    22

    кульминация». Вывод зависимости между высотой

    светила, его склонением и географической широтой

    местности.

    § 5; практические задания.

    1. Используя соотношения для высоты светила

    в нижней и верхней кульминациях, получите мате-

    матическую зависимость, определяющую склонение

    незаходящего светила и невосходящего светила для

    широты местности, на которой вы проживаете.

    2. Незаходящая звезда наблюдается в верхней

    кульминации на высоте 50°46, в нижней кульмина-

    ции — на высоте 35°54. Определите географическую

    широту местности, на которой находится наблюда-

    тель.

    3. Используя приложение V учебника, определи-

    те, на какой высоте кульминирует светило, имею-

    щее наибольшее значение блеска на широте местно-

    сти вашего проживания. Имеет ли данное светило

    собственное название?

    4. По положению околополярных созвездий Ма-

    лой и Большой Медведицы можно наблюдать види-

    мое суточное вращение звездного неба. Для этого не-

    обходимо выполнить следующие действия.

    Проведите наблюдение в течение одного вечера

    (каждые 2 ч) и отметьте, как изменяется положение

    созвездий Малой и Большой Медведицы.

    Результаты наблюдений запишите в таблицу,

    ориентируя созвездия относительно отвесной линии.

    25

    Положение созвездий Дата, время наблюдения

    Исходя из наблюдений, сделайте вывод: в каком

    направлении происходит вращение? На сколько гра-

    дусов примерно поворачивается созвездие за 2 ч?

    Проведите наблюдение ровно через месяц в тот

    же час и отметьте, как изменяется положение созвез-

    дий Малой и Большой Медведицы.

    Результаты наблюдений занесите в таблицу,

    ориентируя созвездия относительно отвесной ли-

    нии.

    Положение созвездий Дата, время наблюдения

    Сделайте вывод: на сколько градусов примерно

    поворачивается созвездие за месяц? Остается ли не-

    изменным положение созвездий в тот же час суток

    через месяц?

    Темы проектов

    1. Прецессия земной оси и изменение координат

    светил с течением времени.

    2. Системы координат в астрономии и границы их

    применимости.

    Интернет-ресурсы

    https://www.youtube.com/watch?v=8upIbQk_

    q-0 — Вращение небесной сферы.

    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/

    8b74c9c3-9aad-

    1. 5/3

    Годичное движение Солнца. Эклиптика

    Введение понятий «дни равноденствия» и «дни

    солнцестояния», анализ астрономического смысла

    дней равноденствия и солнцестояния. Введение по-

    нятия «эклиптика». Исследование движения Солн-

    ца в течение года на фоне созвездий с использовани-

    ем подвижной карты. Обсуждение продолжительно-

    сти дня и ночи в зависимости от широты местности

    в течение года.

    6; практические задания.

    1. Исходя из собственных наблюдений в течение

    двух недель восхода и захода Солнца в вашем насе-

    ленном пункте, заполните таблицу.

    1. 6/4

    Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

    Анализ модели взаимодействия Земли и Луны.

    Сравнительная характеристика физических свойств

    Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунно-

    го затмений, условия их наступления и наблюдения

    на различных широтах Земли.

    § 7, 8; практические зада-

    ния.

    1. В течение недели наблюдайте положение Луны

    в одно и то же время. Выберите удаленные объекты,

    относительно которых можно сравнивать положе-

    ние лунного диска. По результатам наблюдений за-

    полните таблицу.

    1. 7/5

    Время и календарь

    Периодические или повторяющиеся процессы

    как основа для измерения времени. Древние часы.

    Введение понятий «местное время», «поясное вре-

    мя», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и

    научное понятие «местное время». Летоисчисление

    в древности. Использование продолжительных пе-

    риодических процессов для создания календарей.

    Солнечные и лунные календари и их сравнение. Ста-

    рый и новый стили. Современный календарь.

    § 9, домашняя контрольная

    работа № 1.

    Контрольная работа № 1

    по теме «Практические основы астрономии»

    Строение солнечной системы - 2 часа

    1. 8/1

    Развитие представлений о строении мира

    Становление системы мира Аристотеля. Геоцент-

    рическая система мира Птолемея. Достоинства сис-

    темы и ее ограничения. Гелиоцентрическая система

    мира Коперника. Проблемы принятия гелиоцентри-

    ческой системы мира. Преимущества и недостатки

    системы мира Коперника. Границы применимости

    гелиоцентрической системы мира. Подтверждение

    гелиоцентрической системы мира при развитии на-

    блюдательной астрономии.

    § 10; практическое задание.

    На первый взгляд кажется, что исправить атмо-

    сферное искажение изображений при наблюдениях

    с помощью телескопа невозможно — неизвестно, ка-

    ково было исходное изображение и как именно его

    испортила неоднородная атмосфера. Но подобная

    оптическая система существует и называется адап-

    тивной оптикой. Раскройте принципы, на которых

    базируется система адаптивной оптики.

    1. 9/2

    Конфигурации планет. Синодический период

    Конфигурации планет как различие положения

    Солнца и планеты относительно земного наблюдате-

    ля. Условия видимости планет при различных кон-

    фигурациях. Синодический и сидерический перио-

    ды обращения планет. Аналитическая связь между

    синодическим и сидерическим периодами для внеш-

    них и внутренних планет.

    § 11; практические задания.

    1. Используя информацию, представленную на

    рисунке 7, опишите конфигурации планет.

    2. До 1965 г. в выводах астрономов относительно

    Меркурия существовала ошибка. Она была связа-

    на с тем, что для наблюдения благоприятны лишь

    элонгации, при которых Меркурий имеет более вы-

    сокое склонение, чем Солнце. Поясните, в чем со-

    стояла ошибка, «расшифровав» следующие данные:

    «<1965 : 88 = 88, т. е. 1 = 1, так как 1 в 348; но

    >1965 : 59,646.3 = 2.88, т. е. 3 = 2».

    Рис. 6

    Законы движения небесных тел – 5 часов

    1. 10/1

    Законы движения планет Солнечной системы

    Эмпирический характер научного исследования

    Кеп лера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орби-

    ты небесных тел. Формулировка законов Кеплера.

    Значение и границы применимости законов Кеп-

    лера.

    § 12; практические задания.

    1. Вычислите период обращения Нептуна вокруг

    Солнца, если среднее расстояние от Солнца состав-

    ляет 30 а. е.

    60

    2. Определите величину большой полуоси орбиты

    Сатурна, если его синодический период обращения

    равен 378 сут.

    3. Период обращения вокруг Солнца одного из

    крупнейших тел главного пояса астероидов — Вес-

    ты — составляет 3,6 года. Во сколько раз среднее

    расстояние от Весты до Солнца больше, чем среднее

    расстояние от Солнца до Земли?

    1. 11/2

    Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

    Методы определения расстояний до небесных тел:

    горизонтальный параллакс, радиолокационный ме-

    тод и лазерная локация. Методы определения разме-

    ров небесных тел: методологические основы опреде-

    ления размеров Земли Эратосфеном; метод триангу-

    ляции.

    § 13; практические задания.

    1. Первое измерение расстояния до Луны с по-

    мощью лазерного импульса было осуществлено в

    1963 г. учеными из СССР. При этом лазерные им-

    пульсы возвратились через 2,4354567 с. Определите

    расстояние между отражателем, находящимся на

    66

    Луне, и те лескопом, расположенным на Земле (от-

    вет: 360 Мм).

    2. Заполните таблицу.

    1. 12/3

    Практическая работа с планом Солнечной системы

    Определение расстояний до планет Солнечной си-

    стемы с использованием справочных материалов.

    Определение положения планет Солнечной системы

    с использованием данных «Школьного астроно-

    мического календаря» на текущий учебный год.

    Графическое представление положения планет Сол-

    нечной системы с учетом масштаба и реального рас-

    положения небесных тел на момент проведения ра-

    боты.

    Практические задания.

    1. В одном из выпусков «Школьного астрономи-

    ческого календаря» опубликованы сведения об осо-

    бенностях наблюдения планет. Заполните пропуски:

    1. 13/4

    Открытие и применение закона всемирного тяготения

    Аналитическое доказательство справедливости

    закона всемирного тяготения. Явление возмущенно-

    го движения как доказательство справедливости за-

    кона всемирного тяготения. Применение закона все-

    мирного тяготения для определения масс небесных

    тел. Уточненный третий закон Кеплера. Явление

    приливов как следствие частного проявления закона

    всемирного тяготения при взаимодействии Луны и

    Земли.

    § 14.1—14.5; практические

    задания.

    1. Поясните, как будет двигаться первоначально

    находящееся на орбите тело, скорость которого

    меньше первой космической.

    (Тело будет двигаться по эллипсу, большая полу-

    ось которого меньше диаметра круговой скорости.)

    2. Продолжите схему

    1. 14/5

    Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

    Общая характеристика орбит и космических ско-

    ростей искусственных спутников Земли. История

    освоения космоса. Достижения СССР и России в кос-

    мических исследованиях. История исследования

    Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. Пило-

    тируемые полеты и высадка на Луну. История иссле-

    дования и современный этап освоения межпланет-

    ного пространства космическими аппаратами.

    Домашняя контрольная рабо-

    та № 2 «Строение Солнечной системы».

    Природа тел Солнечной системы - 8 часов

    1. 15/1

    Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

    Современные методы изучения небесных тел Сол-

    нечной системы. Требования к научной гипотезе о

    происхождении Солнечной системы. Общие сведе-

    ния о существующих гипотезах происхождения Сол-

    нечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхо-

    ждении тел Солнечной системы. Научные подтвер-

    ждения справедливости космогонической гипотезы

    происхождения Солнечной системы.

    § 15, 16; практические зада-

    ния.

    1. 16/2

    Земля и Луна — двойная планета

    Определение основных критериев характерис-

    тики и сравнения планет. Характеристика Земли

    согласно выделенным критериям. Характеристика

    Луны согласно выделенным критериям. Сравни-

    тельная характеристика атмосферы Луны и Земли

    и астрофизических и геологических следствий раз-

    личия. Сравнительная характеристика рельефа пла-

    нет. Сравнительная характеристика химического со-

    става планет. Обоснование системы «Земля — Луна»

    как уникальной двойной планеты Солнечной сис-

    темы.

    § 17; практические задания.

    1. 17/3

    Две группы планет

    Внутригрупповая общность планет земной груп-

    пы и планет-гигантов по физическим характеристи-

    кам. Сходства и различия планет Солнечной систе-

    мы по химическому составу, вызванные единством

    происхождения тел Солнечной системы. Выделение

    критериев, по которым планеты максимально отли-

    чаются.

    § 18; практические задания.

    1. Используя данные приложения VIII учебника,

    заполните таблицу, проанализировав значение запу-

    ска космических аппаратов.

    1. 18/4

    Природа планет земной группы

    Основные характеристики планет земной группы

    (физические, химические), их строение, особенно-

    106

    сти рельефа и атмосферы. Спутники планет земной

    группы и их особенности. Происхождение спутни-

    ков. Сравнительная характеристика Марса, Венеры

    и Меркурия относительно Земли.

    § 18; подготовка сообщений к

    уроку-дискуссии по проблеме парникового эффекта;

    практическое задание.

    1. 19/5

    Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?»

    Физические основы возникновения парникового

    эффекта. Естественный парниковый эффект и его

    проявления на Венере и Марсе. Искусственный (ан-

    тропогенный) парниковый эффект и его последствия

    для Земли. Региональные особенности проявления

    факторов, способствующих возникновению антро-

    погенного парникового эффекта. Основные направ-

    ления снижения последствий антропогенного пар-

    никового эффекта.

    Упражнение 14 учебника,

    практическое задание.

    1. 20/6

    Планеты-гиганты, их спутники и кольца

    Основные характеристики планет-гигантов (фи-

    зические, химические), их строение. Спутники пла-

    нет-гигантов и их особенности. Происхождение

    спутников. Кольца планет-гигантов и их особенно-

    сти. Происхождение колец.

    § 19; практические задания.

    1. 21/7

    Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы)

    Астероиды и их характеристики. Особенности

    карликовых планет. Кометы и их свойства. Пробле-

    ма астероидно-кометной опасности для Земли.

    § 20.1—20.3; практическое

    задание.

    1. 22/8

    Метеоры, болиды, метеориты

    Определение явлений, наблюдаемых при дви-

    жении малых тел Солнечной системы в атмосфере

    Земли. Характеристика природы и особенностей яв-

    ления метеоров, метеорных потоков. Особенности

    явления болида и характеристики метеоритов. Гео-

    логические следы столкновения Земли с метеори-

    тами.

    § 20.4, домашняя контроль-

    ная работа № 3 «Природа тел Солнечной системы».

    Солнце и звезды - 6 часов

    1. 23/1

    Солнце, состав и внутреннее строение

    Современные методы изучения Солнца. Энергия

    и температура Солнца. Химический состав Солнца.

    Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца.

    § 21.1—3; практическое зада-

    ние

    1. 24/2

    Солнечная активность и ее влияние на Землю

    Формы проявления солнечной активности. Рас-

    пространение излучения и потока заряженных ча-

    стиц в межзвездном пространстве. Физические ос-

    новы взаимодействия потока заряженных частиц с

    магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы.

    Физические основы воздействия потока солнечного

    излучения на технические средства и биологические

    объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет

    солнечного влияния в медицине, технике и других

    направлениях.

    § 21.4; практическое задание.

    1. 25/3

    Физическая природа звезд

    Метод годичного параллакса и границы его при-

    менимости. Астрономические единицы измерения

    расстояний. Аналитическое соотношение между

    светимостью и звездной величиной. Абсолютная

    звездная величина. Ее связь с годичным параллак-

    сом. Спектральные классы. Диаграмма «спектр —

    светимость». Размеры и плотность вещества звезд.

    Определение массы звезд методом изучения двой-

    ных систем. Модели звезд.

    § 22, 23.1, 23.2; практическое

    задание.

    1. 26/4

    Переменные и нестационарные звезды

    Основы классификации переменных и неста-

    ционарных звезд. Затменно-двойные системы. Це-

    феиды — нестационарные звезды. Долгопериодиче-

    ские звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары.

    Значение переменных и нестационарных звезд для

    науки.

    § 23.1, 23.3, 24.1, 24.2 (новые

    звезды); практические задания.

    1. 27/5

    Эволюция звезд

    Оценка времени свечения звезды с использова-

    нием физических законов и закономерностей. На-

    чальные стадии эволюции звезд. Зависимость «сце-

    нария» эволюции от массы звезды. Особенности эво-

    люции в тесных двойных системах. Графическая

    интерпретация эволюции звезд в зависимости от фи-

    зических параметров.

    § 24.2; практические зада-

    ния.

    1. 28/6

    Проверочная работа

    Применение закономерностей, характеризующих

    тела Солнечной системы. Применение закономерно-

    стей, характеризующих диаграмму «спектр — све-

    тимость». Применение закономерностей для опреде-

    ления масс звезд системы. Использование элементов

    схемы, отражающей эволюцию звезд в зависимости

    от массы.

    Домашняя контрольная рабо-

    та № 4.

    Контрольная работа № 4

    по теме «Солнце и звезды»

    Наша Галактика – Млечный Путь -2 часа

    1. 29/1

    Наша Галактика

    Наша Галактика на небосводе. Строение Галакти-

    ки. Состав Галактики. Вращение Галактики. Про-

    блема скрытой массы.

    .

    § 25.1, 25.2, 25.4; практиче-

    ские задания

    1. 30/2

    Наша Галактика

    Состав межзвездной среды и его характеристика.

    Характеристика видов туманностей. Взаимосвязь

    различных видов туманностей с процессом звездо-

    образования. Характеристика излучения межзвезд-

    ной среды. Научное значение исследования процес-

    сов в разреженной среде в гигантских масштабах.

    Обнаружение органических молекул в молекуляр-

    ных облаках.

    § 25.3, 28; практическое за-

    дание.

    Строение и эволюция Вселенной - 3 часа

    1. 31/1

    Другие звездные системы — галактики

    Типы галактик и их характеристики. Взаимодей-

    ствие галактик. Характеристика активности ядер

    галактик. Уникальные объекты Вселенной — кваза-

    ры. Скопления и сверхскопления галактик. Про-

    странственная структура Вселенной

    § 26 (без закона Хаббла);

    упражнение 21 (1, 5).

    1. 32/2

    Космология начала ХХ в.

    «Красное смещение» в спектрах галактик. Закон

    Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы об-

    щей теории относительности А. Эйнштейна. Теория

    А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной и ее

    подтверждение.

    § 26 (закон Хаббла, «красное

    смещение»), 27 (без основ современной космологии);

    практические задания.

    1. 33/3

    Основы современной космологии

    Научные факты, свидетельствующие о различ-

    ных этапах эволюционного процесса во Вселенной.

    Темная энергия и ее характеристики. Современная

    космологическая модель возникновения и развития

    Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обна-

    руженное реликтовое излучение.

    § 27; практическое задание.

    Сравните прошлые представления о строении

    Вселенной в геоцентрической и гелиоцентрической

    системах мира с современными.

    Жизнь и разум во Вселенной - 2 час

    1. 34-35/
    2. 1-2

    Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

    Ранние идеи существования внеземного разу-

    ма. Представление идей внеземного разума в рабо-

    тах ученых, философов и писателей-фантастов. Био-

    логическое содержание термина «жизнь» и свойства

    живого. Биологические теории возникновения жиз-

    ни. Уникальность условий Земли для зарождения

    и развития жизни. Методы поиска планет, населен-

    ных разумной жизнью. Радиотехнические методы

    поиска сигналов разумных существ. Перспективы

    развития идей о внеземном ра зуме и заселении дру-

    гих планет.

    1. 35

    Земли для зарождения

    и развития жизни. Методы поиска планет, населен-

    ных разумной жизнью. Радиотехнические методы

    поиска сигналов разумных существ. Перспективы

    развития идей о внеземном ра зуме и заселении дру-

    гих планет.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

    Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

    Рабочая программа по предмету "Астрономия"

    Рабочая программа по предмету "Астрономия" составлена на основе авторской программы Б.А. Воронцова - Вельяминова, Е.К. Страута для учащихся 11 классов...

    Рабочая программа учебного предмета "Астрономия"

    Рабочая программа учебного предмета "Астрономия"...

    Дополнение к рабочей программе учебного предмета "Астрономия" 10 класс 2018-2019

    Программа согласована, утверждена Заместителем директора по УВР....

    Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» предметной области «Естественные предметы» на уровень среднего образования Срок освоения-2года (для 10-11 классов)

    Рабочая программа  учебного предмета «Астрономия»  предметной области «Естественые предметы» составлена в соответствии  ФГОС СОО. Рабочая программа разработана...

    Рабочая программа по предмету «Астрономия» уровня среднего общего образования для обучающихся 10 класса

    Рабочая программа разработана на основе следующих документов:Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательн...

    Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

    Рабочая программа по астрономии для 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:       Рабочая программа составлена на основании следующих нормативны...