Рабочая программа по предмету «Астрономия» уровня среднего общего образования для обучающихся 10 класса
рабочая программа по астрономии (10 класс)

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. от 31.12.2015)
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования;

·         Примерная рабочая программа курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин).  Методическое пособие. 10-11 класс  «Просвещение»  2017г.

Рабочая программа ориентирована на использование  линии учебно-методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника  «Астрономия» для  10–11  классов общеобразовательных учреждений автора: В.М. Чаругина,  издательства «Просвещение» 2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_astronomiya_.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вязовская  средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:

Руководитель ШМО

_________Василенко Т.В.

Протокол № ___ от

«____»               20_____ г.

Согласовано:

Заместитель директора

МОУ «Вязовская СОШ»

________Почернин Ю.В..

«____»               20____ г.

Утверждаю:

Директор МОУ «Вязовская СОШ»

________________Таранова В.А.

Приказ   № _______

 от «______»                     20___ г.

Рабочая программа

по предмету «Астрономия»

уровня  среднего общего образования для обучающихся 10  класса

 (базовый уровень) срок реализации программы   1 год

Составители:

Кальная  Елена Викторовна

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. от 31.12.2015)
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
  • Примерная рабочая программа курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин).  Методическое пособие. 10-11 класс  «Просвещение»  2017г.

Рабочая программа ориентирована на использование  линии учебно-методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника  «Астрономия» для  10–11  классов общеобразовательных учреждений автора: В.М. Чаругина,  издательства «Просвещение» 2017г.

Программа предусматривает изучение астрономии на базовом уровне.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Цели и задачи изучения астрономии.

ЦЕЛЬ: формирование и развитие у обучающихся астрономических  знаний и умений для понимания явлений и  процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.

ЗАДАЧИ:

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;
  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Изменения, внесенные в примерную и авторскую программы и их обоснование:

№ п/п

Тема

Количество часов по планированию

Количество часов по программе

1

Введение

2

1

2

Астрометрия

5

5

3

Небесная механика

4

4

4

Строение солнечной системы

7

7

5

Астрофизика и звездная астрономия

9

9

6

Млечный путь

3

3

7

Галактика

3

3

8

Строение и эволюция Вселенной

3

3

9

Современные проблемы астрономии

3

3

Итого:

35

34

В авторской программе количество часов, отведённых на изучение курса – 35 ч., а согласно базисного учебного плана количество часов – 34, следовательно, количество часов в теме  уменьшилось на 1ч.  Не распределены часы резервного времени.

Требования к уровню подготовки учащихся  10 класса

По окончании 10 класса учащиеся должны знать и уметь:

  • Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Знать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
  • Знать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
  • Знать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
  • Уметь на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Знать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
  • Знать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.
  • Уметь получать представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
  • Знать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и знать о термоядерном источнике энергии.
  • Знать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Знать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
  • Знать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
  • Уметь получать представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах  образуются тяжёлые химические элементы.
  • Знать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр  Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
  • Уметь получать представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
  • Знать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
  • Должен понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
  • Знать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
  • Знать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
  • Должен уметь проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и  созвездий,  измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.

Календарно – тематическое  планирование

урока

п/п

Плановые сроки прохождения

Раздел/ Тема урока

План

Факт

1.Введение (1 ч)

1

Введение в астрономию

2.Астрометрия (5 ч)

2

Звёздное небо

3

Небесные координаты

4

Видимое движение планет и Солнца

5

Движение Луны и затмения

6

Время и календарь

3.Небесная механика (3 ч)

7

Система мира

8

Законы Кеплера движения планет

9

Космические скорости и межпланетные перелёты

4 .Строение Солнечной системы (7 ч)

10

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

11

Планета Земля

12

Луна и её влияние на Землю

13

Планеты земной группы

14

Планеты-гиганты. Планеты- карлики

15

Малые тела Солнечной системы

16

Современные представления о происхождении Солнечной системы

5.Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

17

Методы астрофизических исследований

18

Солнце

19

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

20

Основные характеристики звёзд

21

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

22

Новые и сверхновые звёзды

23

Эволюция звёзд

6.Млечный путь (3 ч)

24

Газ и пыль в Галактике

25

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

26

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

7.Галактики (3 ч)

27

Классификация галактик

28

Активные галактики и квазары

29

Скопления галактик

8.Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

30

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

31

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение

9.Современные проблемы астрономии (3 ч)

32

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

33

Обнаружение планет возле других звёзд

34

Поиск жизни и разума во Вселенной  ЗАЧЕТ

Содержание учебного предмета

10 класс (34 ч., 1 ч. в неделю)

Введение (1 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Астрометрия (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Небесная механика (3 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление  гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Млечный путь (3 ч)

Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные  туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.

Галактики (3 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Конечность  и  бесконечность  Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах  жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.

Современные проблемы астрономии (3 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Формы и средства контроля.

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), тестовой работы, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если  при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 – 69% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 – 44% от максимально возможного количества баллов.

Список литературы

  • Астрономия. Методическое пособие 10-11 кл. Базовый уровень:учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М,; Прсвещение, 2017г -32с. «Сферы 1-11»
  • «Астрономия» 10–11  класс  В.М. Чаругина,  – М,; Прсвещение, 2017г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Технология» основного общего образования вариант для неделимых классов 5-9 класс (базовый уровень).

1.       Рабочая программа учебного  предмета «Технология» основного общего образования вариант для неделимых классов 5-9 класс (базовый уровень)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ геометрия ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7-9 класс

Рабочая  программа составлена основе федерального образовательного стандарта нового поколения,   Примерной программы  по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика ...

Рабочая программа учебного предмета «История » основного общего образования (5-9 классы)

Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного про...

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Алгебра» основное общее образование (7-9 классы)

Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе по математике для 7-9 класса, которая разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной...

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Геометрия» основное общее образование (7-9 классы)

Пояснительная запискаКалендарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе по геометрии для 7-9 класса, которая разработана на основе требований к результатам освоения основной...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» . Основное общее образование. ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» основного общего образования Срок реализации- 4 года

Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897, с изм. от 29.12.2014), с учетом приме...