Модель горячей Вселенной
план-конспект урока по астрономии (10 класс) на тему

Мирошниченко Александр Юрьевич

План-конспект урока по астрономии в 10-11 классах по теме "Модель горячей Вселенной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_goryachey_vselennoy.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по астрономии по теме:

«Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение»

10-11 класс

Цель урока: изучить модель горячей Вселенной, получить представление о реликтовом излучении и объяснить причины его возникновения.

Задачи урока:  

- Провести анализ химического состава Вселенной;

- Оценить массу гелия во Вселенной и сравнить с наблюдаемым значением;

- Объяснить идею Гамова Г. А. о «горячем» начале Вселенной;

- Ввести понятие реликтового излучения.

Оборудование и дополнительный материал: доска, ПК, мультимедийный проектор, видео-фрагмент «реликтовое излучение».

План урока

  1. Оргмомент (2 минуты)
  2. Актуализация знаний (5 минут)
  3. Устная фронтальная беседа о химическом составе Вселенной на ранних стадиях (5 минут)
  4. Самостоятельная работа с учебником по плану и ее анализ (10 минут)
  5. Выступление учащегося с домашним заданием (7 минуты)
  6. Просмотр видеофрагмента и его анализ (8 минут)
  7. Подведение итогов урока (3 минуты)
  8. Объяснение домашнего задания (1 минута)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Оргмомент

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих.

Начать сегодняшний урок хотелось бы с цитаты великого человека, основоположника космонавтики К. Э. Циолковского: «Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую смелость, но это очень драгоценное свойство людей.»

Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Как вы считаете, а как в современном мире относятся к новым идеям? Могли бы вы привести пример?

Молодцы. Сегодня мы с вами познакомимся с поистине смелой идеей.

Здороваются, рассаживаются по местам, готовятся к уроку.

Отвечают на вопрос.

2. Актуализация знаний

Но для начала давайте вспомним, что мы уже успели узнать строении и эволюции нашей Вселенной. (Фронтальный опрос)

Что называют космологической моделью Вселенной?

Каким образом можно оценить возраст вселенной?

Каков этот возраст?

Отвечают на вопросы.

3. Устная фронтальная беседа о химическом составе Вселенной на ранних стадиях

Давайте попробуем вернуться к моменту, когда Вселенная только «зародилась» и предположить из чего состояло вещество «молодой» Вселенной? До того, как появились первые звезды?

Естественно предположить, что это вещество было простейшим, правда?

После образования первых звезд, которые были целиком водородными в их недрах стал синтезироваться еще один химический элемент. Предположите, какой?

Совершенно верно! Гелий.

Дальнейшую эволюцию Вселенной можно представить следующим образом: часть вещества возвращалось в межзвездную среду либо в результате взрывов сверхновых, либо при сбросе вещества как в планетарных туманностях или явлениях схожих с солнечным ветром.

Как вы думаете, на что «расходовалось» данное вещество?

Совершенно верно, на образование новых поколений звезд.

Можно предположить, что весь наблюдаемый гелий образовался в недрах звезд (30% по массе).

Предполагают, выдвигают свои версии.

4. Самостоятельная работа с учебником по плану и ее анализ

Чтобы проверить данное предположение давайте откроем учебник на странице 132.

Предлагаю вам в тетради провести численную оценку данного предположения опираясь на текст учебника. Что же у нас получается? Попробуйте сформулировать вывод.

Открывают учебник.

Работают в тетради.

Формулируют вывод.

5. Выступление учащегося с домашним заданием

К заключению, что основная масса гелия образовалась не в звездах, а на ранних стадиях расширения Вселенной пришел Г. Гамов.

Образование гелия в термоядерных реакциях возможно только при высоких температурах, значит на ранних стадиях Вселенная была не только плотная, но и очень горячая. Отсюда и пошло название современной модели расширяющейся Вселенной: модель «горячей» Вселенной.

Я думаю, было бы неправильно пройти мимо фигуры астрофизика Гамова. У нас есть ученик, который подготовил о нем краткий доклад, прошу, вам слово.

Ученик выступает с докладом.

6. Просмотр видеофрагмента и его анализ

Итак, мы с вами выяснили, что на ранних стадиях вещество находилось в плотном и горячем состоянии. А значит было и излучение, которое находилось в равновесии с данным веществом.

По этому поводу, предлагаю посмотреть небольшой видео-фрагмент. Внимание на доску.

Итак, мы получили представление о реликтовом излучении Вселенной. Давайте запишем в тетрадях: «Реликтовое излучение - электромагнитное излучение, приходящее с одинаковой интенсивностью со всех областей неба и имеющее спектр, соответствующий тепловому излучению при температуре 2.73 К.»

Термин реликтовое излучение в науку ввел советский астрофизик И. С. Шкловский.

Смотрят видео.

Записывают определение.

7. Подведение итогов урока

Итак, сегодня мы с вами познакомились с моделью «горячей» Вселенной.

Почему она получила такое название?

Каким образом ученые пришли к данной модели?

Кто внес существенный вклад в объяснение этой модели?

Так же мы узнали о «фоновом» излучении Вселенной. Как оно называется?

Что оно из себя представляет?

Отвечают на вопросы.

8. Объяснение домашнего задания

Молодцы! Давайте запишем домашнее задание: Параграф № 36.

Не забудьте, что после параграфа есть вопросы. Обратите на них внимание и обязательно подготовьте на ответы на эти вопросы.

Спасибо за урок, до новых встреч!

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение".

Презентация сделана для дистанционных курсов по астрономии в издательстве "Просвещение".Она использовалась для конспекта урока "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение" по ...

План-конспект урока "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение".

План-конспект был сделан для курсов по астрономии. В нем используется презентация размещенная на сайте....

План-конспект урока по астрономии 11 класс.Модель «горячей Вселенной»

Урок разработан по учебнику астрономии Чургина В.М....

Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение.

Урок №31 "Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение....

Статья по астрономии "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение"

Цель: Познакомить учащихся с понятием «горячая Вселенная» — теорией большого взрыва, реликтовым излучением. Рассказать о физических условиях на начальных стадиях расширения Вселенной...

Разработка урока по теме: Модель горячей вселенной и реликтовое излучение.

Цель: Познакомить учащихся с наиболее актуальной моделью «рождения Вселенной» -  «горячей Вселенной», реликтовым излучением, как доказательством справедливости теории...