Методическая разработка урока "Малые тела Солнечной системы"
методическая разработка по астрономии (10, 11 класс) по теме

Шарыгина Ольга Александровна

В данной разработке присутствует план-конспект урока и презентации по темам "Астероиды", "Виды метеоритов", "Метеоры", "Небесные странницы", 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА «МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-путешествие

Вид учебных занятий: урок с применением информационно-коммуникационных технологий обучения.

На данном уроке изучение нового материала идет в ходе самостоятельной, групповой работы с учебником, ПК, затем проработанный материал представляется в виде компьютерной презентации и защищается в ходе выступления.

Формируются 4 группы, которые будут являться экипажами ракет «Астероиды», «Кометы», «Метеориты», «Метеоры». Формирование групп идет перед началом урока, ребята заходят в класс, выбирают жетоны определенного цвета, а затем рассаживаются за столы в соответствии с выбранным цветом. Экипажи созданы. Возглавить работу экипажа должен командир корабля, который эту роль может взять по желанию или по предложению ребят, или путем жеребьевки. Под руководством командира корабля выбираются историк, физик, химик, компьютерщик и аналитик экипажа.

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о Солнечной системе Продолжить формирование знаний учащихся о строении, составе, происхождении и развитии тел Солнечной системы..

Образовательные задачи:

  1. обобщить и систематизировать знания о малых телах Солнечной системе: астероидах, кометах, метеорных телах, таких, как метеор, болид, метеорные потоки, метеориты.
  2. выяснить историю их открытия, классификацию, физическую природу, химический состав, взаимосвязь метеорных потоков с кометами, значение для развития науки, роль  в познании окружающего мира.

Воспитательные задачи: продолжить формирование научного мировоззрения, системы взглядов на мир.

Развивающие задачи: продолжить развитие информационных компетентностей учащихся (умение работать с информацией: искать нужную информацию в опубликованных источниках и с помощью ПК, отбирать главное, анализировать, обобщать, систематизировать) и коммуникационных умений в ходе групповой работы по вопросам заданной темы и защиты темы в ходе представления в виде компьютерной презентации.

Оборудование к уроку:

  • 4-8 ПК  (1 на группу, желательно 2).  С помощью первого идет отработка и озвучивание компьютерной презентации по заданной теме, с помощью второго можно поискать информацию на диске «Открытая астрономия 2,5
  • ПК, медиапроектор – для выступления.
  • СД - диск «Открытая астрономия 2,5.»
  • СД – диск с компьютерными  презентациями по теме «Астероиды», «Кометы», «Метеориты», «Метеорные тела», подготовленными учителем к работе.
  • СД – диск с компьютерной презентацией учителя (для обобщения материала урока)

Литература

  • В.М. Чаругин. «Астрономия 11»
  • Энциклопедический словарь юного астронома
  • Энциклопедия. «Тайны Вселенной». Астрономия и космос.
  • Наглядный словарь. Вселенная. Дюрлинг Киндерсли,  

Этапы урока

Задачи этапов урока

Время,

мин

Действия учителя

Планируемые действия учащихся

1

Организация начала урока

1

Обсуждение хода урока

Внимательно прослушать, подготовиться к уроку, распределить обязанности в группах

2

 Объявление темы и цели урока

1

Задает вопросы на выявление того, что известно по данной теме, а что необходимо изучить, корректирует ответы, подводит к формулировке темы и цели урока

Отвечают на поставленные учителем вопросы, выясняют, что им еще неизвестно, что еще надо изучить, записывают тему урока в тетрадь.

4

Работа в группах по индивидуальным заданиям

Историки, физики и химики, компьютерщики

10

Наблюдение, помощь, консультация

Поиск ответов на поставленные вопросы в литературе, на диске, знакомство с представленной презентацией,

Командир координирует работу в группе

5

Работа в группах

10

Наблюдение, помощь, консультация

Обобщение и систематизация материала, добытого в индивидуальной работе, озвучивание компьютерной презентации, осуждение порядка выступлений

6

 Выступление ребят – защита своего вопроса

20

Внимательно выслушать ответы выступающих ребят, прокомментировать, дать оценку, обобщить материал на данном этапе

Защита своей работы: объяснение нового материала в ходе озвучивания презентации, ответы на возникшие в ходе выступления вопросы.

Заполнение таблицы.

7

Работа с ОК

в ходе выступления ребят

Выделяет основные положения изученного материала, указывает на достижение поставленной цели

Мысленно и вслух проговаривают основные ответы  с опорой на текст таблицы и краткого конспекта урока

8

Самоконтроль

3

Инструктирует выполнение теста, после его выполнения информирует о правильных ответах на вопросы теста, осуществляет контроль за выполнением теста

Применяют полученные знания, выполняют тестовые задания, проверяют свою работу, выставляют оценку на листе теста

9

Задание на дом

1

Дает указания по выполнению домашнего задания

Внимательно слушают.

10

Подведение итогов урока

1

Благодарит за работу на уроке, просит учащихся дать свою оценку уроку

Дают краткую оценку уроку

11

Резерв

Информирует о наиболее интересных статьях газет, журналов по данной теме

Слушают, дополняют

 Домашнее задание:  составить кроссворд по теме «Малые тела Солнечной системы»

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Добрый день, дорогие ребята, здравствуйте гости!

Учитель. Нет на Земле никого, кто бы мог равнодушно смотреть на величественное безмолвное ночное  небо. Тысячи сверкающих звезд, яркие планеты, изредка появляющиеся хвостатые кометы – все это тысячелетиями волнует человека, не оставляет равнодушным и в настоящее время. Какое место во Вселенной занимает человек? Какое место в мироздании занимаю я?- вот вопросы, которые мы задаем, когда начинаем осознавать величественность мироздания.

« Земля – колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели! Человечество не останется вечно на Земле» – сказал К.Э.Циолковский.

     Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в космическое путешествие, целью которого является изучение объектов Солнечной системы.

Каждый стол – это экипаж космического корабля. Вы должны из своего состава выбрать командира корабля, на которого ложится очень ответственная работа по координации деятельности всего экипажа, историка, физика, химика, компьютерщика и аналитика.- 1 мин.

Вопросы: 1) Назовите объекты, входящие в состав Солнечной системы

                      ( Солнце - единственная звезда, планеты)

                  2) Кроме планет и Солнца, что еще можно обнаружить в пределах Солнечной

                      системы?  Астероиды, кометы, метеориты и т.д.

                      Это так называемые малые тела.

 Тема сегодняшнего урока «Малые тела Солнечной системы».

                  3) Известно вам, что собой представляют астероиды, кометы, метеориты, их

                     происхождение, строение, химический состав и значение?

Какие задачи мы должны решить в ходе урока? – уточнить, что входит в состав  

       Солнечной системы, рассмотреть некоторые объекты подробнее.

Итак, цель  урока - выяснить:

  • что собой представляют астероиды, метеориты, кометы, метеоры, болиды
  •  их происхождение
  • строение
  • химический состав и значение?

Тем самым  продолжить формирование научной картины мира

Перед стартом экипажи получают последние советы и рекомендации:  

- Задания, которые вы должны выполнить в ходе работы, выдаются командиру, на столах вы видите необходимую литературу, включив ПК, вы найдете соответствующий материал и компьютере. Ваша задача:

  • найти ответы на вопросы карточки
  • составить отчет по данной теме
  • представить отчет в виде компьютерной презентации
  • познакомить с ним ребят других экипажей

Звучат слова: Внимание! Внимание! Внимание!

                        Говорит Центр управления полетами. Объявляется минутная готовность.

                        Три, два, один. Старт! (звучит гул стартующей ракеты)

Группы начинают работать.

ІІ. РАБОТА В ГРУППАХ.

Экипаж космического корабля «Астероид» получает задание.

ЗАДАНИЕ №1. – историкам.

  • Что означает слово астероид?
  • Когда и кем были открыты первые астероиды?
  • Что такое пояс астероидов? Где он находится? Какая легенда объясняет его существование?
  • Сколько астероидов открыто в настоящее время? Как дают названия вновь открываемым астероидам?

ЗАДАНИЕ №2. -  физикам и химикам.

  • Размеры, масса и внешний вид астероидов
  • Астероид «Гаспра»
  • Как движутся астероиды?
  • Каков химический состав астероидов?

ЗАДАНИЕ №3 – аналитикам

  • Используя данные историков и физиков, составить краткий рассказ об астероидах.
  • Выступить с сообщением на уроке

ЗАДАНИЕ №4 – компьютерщикам.

  • Открыть на Рабочем столе папку «Астероиды»
  • Используя готовую компьютерную презентацию по теме «Астероиды», вместе  с аналитиком и командиром корабля представить отчет по данной теме  - выступление на уроке (можно проявить творчество – что-то отредактировать, что-то заменить, но помните, что в вашем распоряжении не больше 5 минут)

Экипаж космического корабля «Метеорит» получает задание.

ЗАДАНИЕ №1. – историкам.

  • Что такое метеорит?
  • Откуда берутся метеориты?
  • Последствия падения метеоритов на Землю.
  • Ознакомиться с такими явлениями, как Тунгусский метеорит и Сихотэ-Алинский метеорит.

ЗАДАНИЕ № 2.– физикам и химикам.

  • На какие группы делятся метеориты
  • Их химический состав
  • Значение метеоритов для науки

ЗАДАНИЕ №3 – аналитикам

  • Работа с ПК: Найти компьютерную модель «Образование кратеров». Для это открываем окна ПУСК - ПРОГРАММЫ ФИЗИКОНА – ОТКРЫТАЯ АСТРОНОМИЯ 2,5- МОДЕЛИ-ОБРАЗОВАНИЕ КРАТЕРОВ.
  • Что демонстрирует данная модель? Показать ее в действии и объяснить принцип образования кратеров.

ЗАДАНИЕ №4 – компьютерщикам.

  • Открыть на Рабочем столе папку «Метеориты»
  • Используя готовую компьютерную презентацию по теме «Метеориты», вместе  с аналитиком и командиром корабля представить отчет по данной теме  - выступление на уроке (можно проявить творчество – что-то отредактировать, что-то заменить, но помните, что в вашем распоряжении не больше 5 минут)

Экипаж космического корабля «Метеор» получает задание.

ЗАДАНИЕ №1

  • Что такое метеор?
  • Причины появления метеоров.
  • Что такое болид?

ЗАДАНИЕ №2.

  • Что такое радиант?
  •  Что такое персеиды, леониды?
  • Почему иногда происходят метеорные дожди?

ЗАДАНИЕ №3 – аналитикам

  • Работа с ПК: Найти компьютерную модель «Метеорные потоки». Для это открываем окна ПУСК - ПРОГРАММЫ ФИЗИКОНА – ОТКРЫТАЯ АСТРОНОМИЯ 2,5- МОДЕЛИ-МЕТЕОРНЫЕ ПОТОКИ.
  • Что демонстрирует данная модель? Показать ее в действии и объяснить причину появления звездных дождей.

ЗАДАНИЕ №4 – компьютерщикам.

  • Открыть на Рабочем столе папку «Метеориты»
  • Используя готовую компьютерную презентацию по теме «Метеориты», вместе  с аналитиком и командиром корабля представить отчет по данной теме  - выступление на уроке (можно проявить творчество – что-то отредактировать, что-то заменить, но помните, что в вашем распоряжении не больше 5 минут)

Экипаж космического корабля «Комета» получает задание.

ЗАДАНИЕ №1 – историкам.

  • Что означает слово комета?
  • Открытие кометы Галлея
  • Какую роль играют кометы в познании мира?

ЗАДАНИЕ №2. – физикам и химикам.

  • Внешний вид комет, их орбиты
  • Основные части комет.
  • Химический состав комет
  • Откуда берутся кометы в Солнечной системе?

ЗАДАНИЕ №3 – аналитикам

  • Работа с ПК: Найти компьютерную модель «Кометы». Для это открываем окна ПУСК- ПРОГРАММЫ ФИЗИКОНА – ОТКРЫТАЯ АСТРОНОМИЯ 2,5- МОДЕЛИ-КОМЕТЫ.
  • Что демонстрирует данная модель? Показать ее в действии и объяснить строение кометы, причину появления хвостов

ЗАДАНИЕ №4 – компьютерщикам.

  • Открыть на Рабочем столе папку «Кометы»
  • Используя готовую компьютерную презентацию по теме «Кометы», вместе  с аналитиком и командиром корабля представить отчет по данной теме  - выступление на уроке (можно проявить творчество – что-то отредактировать, что-то заменить, но помните, что в вашем распоряжении не больше 10 минут)

На выполнение заданий каждой группе дается 10 минут, затем идут выступления ребят, которые сопровождаются компьютерной презентацией (выступление должно быть не больше 10 минут).

ІІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – выступления ребят

            Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем пылающею бездной

Со всех сторон окружены.         (Ф.Тютчев)

Первыми отчет о проделанной работе предоставляет экипаж ракеты «Астероид».

Остальные работают с таблицей. В конце объяснения нового материала появляется таблица на экране, где заполнена первая строчка «Астероиды».

ІІ.  «КОМЕТЫ» - посланцы бед с ясного неба.

Бог шлет на нас ужасную комету,

Мы участи своей не избежим;

Я чувствую, конец приходит свету;

Все компасы исчезнут вместе с ним…       (П.Беранже)

Выступает экипаж ракеты «Комета». Остальные работают с таблицей. В конце объяснения нового материала появляется таблица на экране, где заполнена вторая строчка «Кометы».

ІІІ.          Предрассветное. Синее. Ранее.

И летающих звезд благодать.

Загадать бы какое желание,

Да не знаю чего пожелать.          (С.Есенин)

Когда падает звезда, то желание, которое вы загадали, должно обязательно исполниться.

А что понимают под падающей звездой? И на самом ли деле падают звезды? Чтобы в этом разобраться, рассмотрим вопрос «Метеорные тела».

Речь берет экипаж ракеты «Метеор». В ходе рассказа ребята объясняют значение слов: метеорные тела, метеор, болид, метеорные потоки, радиант.

VІ.  Загадка. Вот камень с неба к нам летит, как звать его?   -   Метеорит.

      Выступает экипаж ракеты «Метеорит».

  • Итак, обобщим материал, изученный на уроке:

Во время прослушивания сообщений ребята заполняют таблицу:

Объекты

Что это такое?

Самые известные из данных объектов

Химический состав

Орбиты

Происхождение

Астероиды – звездоподобные

Каменные глыбы, размером до 1000 км в поперечнике

Церера, Паллада, Юнона, Веста

Железо и никель,

кислород и кремний, немного магния

углерод

эллипсы

Остатки туманности, строительный материал из которого возникла Солнечная система

Кометы – «хвостатое чудовище»

Тела Солнечной системы, имеющие  вид туманных объектов

Комета Галлея,

Хейла – Боппа, Шумейкеров-Леви

сгустки замерзших газов и пыли диаметром в несколько километров.

Сильно вытянутые эллипсы

Из огромного облака  (его называют Облаком Оорта), окружающем Солнечную систему

 

и  объясняют значение слов: метеорные тела, метеорит, метеор, болид, метеорные потоки, радиант, записать их значение в тетрадь

  • Метеорные тела – это куски каменной или железокаменной породы, иногда обломки астероидов или комет от мельчайших частиц пыли до глыб диаметром в десятки метров
  • Метеор - световое явление, возникающее на высоте от 80 км до 130 км от поверхности Земли при вторжении в земную атмосферу частиц – метеорных тел.
  • Болид - летящий по небу огненный шар с длинным дымным хвостом
  • Метеорные потоки -  метеоры которых на протяжении определенного промежутка времени (несколько ночей) появляются примерно в одной и той же области неба
  • Радиант – это область неба, из которой как бы вылетают метеорные потоки
  • Метеориты - твердые тела, достигшие поверхности Земли

Все экипажи ракет потрудились на славу. Попрошу командиров дать оценку работе своего экипажа, можете  выделить кого-то самого активного, самого эрудированного, самого знающего.

V. САМОПРОВЕРКА – выполнение теста

Теперь проверим, насколько вы были внимательны и как усвоили основные понятия, о которых шла речь. Предлагаю тест. На столе найдете карточки с тестом и таблички,

где надо вписать ответы. Или этот тест можно использовать на следующем уроке при проверке домашнего задания.

  1. К малым телам Солнечной системы относятся:
  1. Кометы
  2. Болиды
  3. Астероиды
  4. Планеты
  5. Звезды
  1. Самый крупный астероид:
  1. Церера;
  2. Паллада
  3. Веста;
  4. Юнона.
  1. В солнечной системе пояс астероидов находится между орбитами:
  1. Меркурия и Венеры
  2. Марса и Юпитера
  3. Урана и Нептуна
  4. Юпитера и Сатурна
  1. В каком состоянии находится вещество ядра кометы:
  1. Твердое тело – смесь замерших газов, пыли, частиц тугоплавких металлов
  2. Жидкость – смесь воды и жидкого азота
  3. Разреженный газ и пыль
  1. Хвосты комет обычно направлены:
  1. В сторону Солнца
  2. В сторону, противоположную Солнцу
  3. Перпендикулярно линии, соединяющей комету и Солнце
  4. У кометы вообще нет хвоста
  1.  По своему составу метеориты бывают:
  1. Железные
  2. Бронзовые
  3. Каменные
  4. Ледяные
  1. Метеор это:
    А. Маленькая частичка, обращающаяся вокруг Солнца;
    В. Твердое тело, достигающее поверхности Земли;
    С. Явление сгорания небольших падающих тел в атмосфере Земли;
    Д.  Нет верного ответа.
  2. Какое из перечисленных явлений нельзя наблюдать на Луне:
  1. Солнечное затмение
  2. Полет кометы
  3. Метеоры
  4. Солнечные вспышки
  1. В результате вторжения в плотные слои атмосферы метеорного тела на небе наблюдается огненный шар. Это:
  1. астероид
  2. болид
  3. комета
  4. метеорит

10 Что за объект изображен на фотографии?    

А.Шаровая молния.          В.Болид.           С. Комета.         Д. НЛО.

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А, В, С

А

В

А

В

А, С

С

С

В

С

Ответы демонстрируются на экране.

VІ.  Учебник, § 17, по желанию  составить на отдельных листах кроссворд по теме «Солнечная система». Алгоритм выполнения задания даю вам на листочке; возьмите его с собой.

Алгоритм составления кроссворда

  1. Выберите форму кроссворда:  традиционный, диагональный, дуговой, циклический.
  2. Определите тему, которой будет посвящен кроссворд.
  3. Выберите слова по теме. Помните, что они в кроссворде могут быть только именами существительными в именительном падеже, единственном числе (не имеющие единственного числа слова, например, очки, также могут быть использованы.)
  4. Цифры в сетке пишите аккуратно и четко в верхнем углу клетки. Чтобы оставалось место для буквы.
  5. Придумайте вопросы, давая каждому слову научное правильное, лаконичное толкование (определение).
  6. Желательно, чтобы вопросы кроссворда содержали дополнительную информацию, а не только взятую из учебника.
  7. Свободное поле на листе украсьте различными рисунками по теме.
  8. Запишите ответы к кроссворду на отдельных листах
  9. Помните: кроссворд на отличную оценку должен состоять из 13-15 слов
  10. Укажите список литературы, которой вы пользовались.
  11. Не забудьте написать свою фамилию, имя и класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые тела солнечной системы

Составлена презентация учеником 5 класса...

Астрономия 11 класс. "Физическая природа планет и малые тела Солнечной системы"

Презентация представляет краткий справочник по данной теме....

«Малые тела Солнечной системы»

laquo;Малые тела Солнечной системы»...

Малые тела Солнечной системы

К малым телам Солнечной системы относят астероиды, метеорные тела, кометы, тела пояса Койпера. Астероиды имеют размеры менее тысячи км. Более мелкие тела, чем астероиды, называются «метеор...

Урок по астрономии по теме " Малые тела Солнечной системы"

Данный урок можно использовать для закрепления изученного материала и как внеурочное занятие  по астрономии....

Урок по астрономии по теме " Малые тела Солнечной системы"

Данный урок можно использовать в качестве внеурочного занятия,а так же, для изучения и закрепления нового материала....

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...