: «Средства формирования мотиваций учеников при изучении астрономии»
статья по астрономии (11 класс)

Хочу поделиться своим мнением, как попытаться учеников увлечь предметом "Астрономия", показать прелести этого предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Средства формирования мотиваций учеников при изучении астрономии»

«Не огромность мира звёзд вызывает восхищение,

а человек который измерил его»

Блез Паскаль

 Астрономия всегда являлась предметом, имеющим важное значение для формирования материалистического мировоззрения школьников. Очень жалко, то потерянное время на протяжении, которого астрономия практически не изучалась в школе, затем вводят лишь элементы астрономии в курсе физике 9 и 11 классах. Поэтому не только ученикам, но и учителям надо перестраиваться, вспомнить забытое, наверстать упущенное, следить за новыми открытиями.  Да есть Интернет, куда можно заглянуть, но, одного наличия информации недостаточно, так как в этом случае мы опять возвращаемся к информационно-рецептурному обучению, в ходе которого учащийся в основном пассивен, пусть даже он проявляет интерес к тому, о чем ему сообщается.

             Ученики всегда с удовольствием слушают все о Вселенной: о планетах, звездах, но когда доходим до задач, уже интерес падает, а так хочется быть успешным и признанным.

Успех является мощным «мотиватором» в учебно-воспитательном процессе. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Одним из факторов, который влияет на мотивацию учащихся, является интерес к изучаемому предмету. Второй путь стимуляции интереса состоит в выделении нового или яркого элемента в учебном материале. Сочетание новизны и умелой подачи материала привлечет внимание учащихся, повысит их интерес и в итоге увеличит мотивацию к учебе. Еще один важный по значению элемент учебы, на который мы можем влиять, это обратная связь, помогающая учащимся узнавать о своих достижениях. (Г.И. Щукина) Таким образом, чтобы учащиеся были мотивированны на учебу, необходимо стимулировать их интерес к образовательному процессу посредствам вышеперечисленных факторов.

               В работе Н.Ф. Талызиной, например, указывается, что независимо от характера и объема учебной задачи должны быть обеспечены мотивы, "необходимые для принятия учащимися учебной задачи и выполнения адекватной ей деятельности... С целью создания положительной мотививации обычно используется создание проблемных ситуаций, разрешение которых возможно с помощью того действия, к формированию которого намечено приступить" [10]

               Чтобы заинтересовать  учеников я, начала с презентаций, сейчас ученики сами выполняют отличные презентации,  решила пойти дальше стала проводить уроки -семинары, это возможно по окончанию главы, раздела. Здесь каждый может проявить свои возможности и быть успешным, хороший мотив. И вот я созрела для того, чтобы попробовать на суд учеников написать небольшую статью  - размышление о планете Марс.

Марс-колыбель человечества!?

Небо всегда привлекает взор человека, а особенно вечером в горах, когда звезды такие близкие и родные. Невольно, задумываешься, а кто мы? Откуда мы? А может мы вовсе не   Земляне!  Такие философские мысли давно мучают меня, а потому решила  порассуждать на эту тему.                                                                                                                                                            Земля  вроде как подходит для существования  человечества,  я думаю, не зря она  третья планета,  расположенная в 150 000000 км от Солнца, если её приблизить хотя бы на 0,1% ближе  – мы сгорим, а если отодвинуть, то мы - замерзнем.  Атмосфера Земли, общая масса которой 5,15 · 10 15 т, состоит из воздуха - смеси в основном азота (78,08%) и кислорода (20,95%), 0,93% аргона , 0,03% углекислого газа, остальное - это водяной пар, а также инертные и другие газы.  Максимальная температура поверхности суши 57-58° C (в тропических пустынях Африки и Северной Америки), минимальная - около -90 ° C (в центральных районах Антарктиды). Мы себя ощущаем очень комфортно в таких условиях. Очень хорошо себя чувствуют животные, флора и фауна.
              Атмосфера Земли защищает все живое от губительного воздействия космического излучения. Вследствие неравномерного нагрева поверхности Земли солнечной радиацией, в тропосфере непрестанно проходит циркуляция больших масс воздуха. Основными воздушными течениями в атмосфере Земли является пассаты в полосе до 30 ° вдоль экватора и западные ветры умеренного пояса в полосе от 30 ° до 60 °. Другим фактором переноса тепла является система океанических течений.

               Вода оказывает на поверхности земли постоянный круговорот. Испаряясь с поверхности вод и суши, при благоприятных условиях водяной пар поднимается вверх в атмосфере, что приводит к образованию облаков. Вода возвращается на поверхность земли в виде атмосферных осадков и стекает к морям  и океанам круглый год.  Вода, без которой мы жить не можем, с точки зрения химиков вообще ведет себя очень странно:  жидкости, при замерзании,  не расширяются и лишь вода при температуре (- 4 °)  обладает этим уникальным свойством,  именно по этой причине  наши моря и озера в северных широтах не замерзают до самого дна, а рыбы имеют возможность жить, дышать кислородом  и питаться планктоном. Вроде как всё отлично, но недавно по телевизору услышала информацию: французские ученые доказали, что Земля нам не «родная», что она сильно нас притягивает и с этим связаны многие  заболевания, например: искривление позвоночника, болезнь суставов, варикоз, провисание кожи лица. И сделали смелое заявление, что мы живем не на своей планете, нам необходима меньшая сила притяжения  и мы можем жить дольше.   Да, весьма интересно. Сам собой напрашивается вопрос: « Где    мы жили раньше,  какая из планет больше всего нам подошла бы?»                                               Странно, но почему- то больше всех планет к себе притягивает планета   Марс, своим воинственно  красным цветом. Некоторые представители древних племен считали Марс своим покровителем и поклонялись богу – Марсу, при этом говорили, что они потомки Марсиан. Таковыми, считают ученые, были - Атланты.                                                                                              В 60 годы была песня  со словами… « И на Марсе будут яблони цвести..»,  но пока  не одна из попыток полета человека на Марс не увенчалась успехом, люди не готовы?                                                                                                             А может Марс не пускает нас к себе, пытаясь что- то скрыть от нас?                                    Да, мы ещё дилетанты в космосе.                                                                                                                          Действительно, Марс относится к планетам земной группы и у него много общего с Землей, сравним их

планеты

радиус

масса

Период обращения вокруг Солнца

Период обращения вокруг оси

Земля

6371,032 км

5976.10 21кг.

365,24 суток .

 23 ч 56 мин 4,1 с.

Марс

3393 км

6,5 *10 23 кг

 686,98 земных суток

24 часа и 37минут.

Какой вывод можно сделать, изучая таблицу физических характеристик - много общего, но как жить с такой атмосферой?   Атмосфера Марса составляет всего 1% земной, поэтому на красной планете нет никакой защиты от солнечного излучения, а также нормального температурного режима. Она представлена углекислым газом (95%), азотом (3%), аргоном (1.6%) и небольшими примесями кислорода, водяного пара и прочих газов. Воды в атмосфере мало, но при низком давлении и низких температурах даже такое количество  достаточно для образования ледяных облаков и туманов. [1]  Также она переполнена мелкими пылевыми частичками, из-за которых планета кажется красной. Исследователи полагают, что ранее атмосферный слой был плотным, но 4 млрд. лет назад разрушился.                                                                                                  Чем же вызвано разрушение атмосферы?                                                                                                     Теорий много и одна из них выдвинута астрофизиком Валерием Шематовичем в работе  «Диссипация планетных атмосфер». [2] Смысл в том, что губительным для Марса, который когда - то имел атмосферу примерно такую же как Земля и Венера, оказалось то, что Марс потерял свое магнитное поле и имеет очень маленькую гравитацию, сохранив только обозначенные магнитные полюса и как результат выбросы солнечного ветра сталкиваясь с ионосферой  Марса и снижает атмосферную плотность  и оказывают разрушительное воздействие на неё.. Это привело к низкому показателю давления – 30 Па.      Атмосфера простирается на 10.8 км. В ней присутствует много метана. Это подтверждается исследованиями, проведенными марсоходами и спутниками.                                                                                                                                              Но, давайте приглядимся к Марсу, его поверхности. На Марсе есть горы и равнины, реки и моря, как на Земле. (Кирилл Бутусов астрофизик).                                                 Интересен ещё такой факт, что северное полушарие Марса ниже южного на 6 км.  Ученые высказывают мнение, что как - будто кто-то снял с Марса скальп, зачем?                                      (Алексей Саморуков - изобретатель).                                                                                                                               Почему на этой планете есть объекты такие же, как на Земле, при этом они построены раньше, чем на Земле? Кто построил пирамиды, кто сделал сфинкса с человеческим лицом?  Предположим, что это сделали какие-то инопланетяне? Вопрос: «Зачем надо было каким-то гуманоидам изображать лицо человека, которого ни когда не видели?»                                                                                                                                       А кто построил эти знаменитые марсианские каналы, которые выглядят в виде червей?   Наблюдения Скиапарелли [3]  так называемых каналов в сочетании с книгой Персиваля Лоуэлла по той же теме сделали популярной идею о планете, климат которой становился всё суше, холоднее, которая умирала и на которой существовала древняя цивилизация,  выполняющая  ирригационные работы. [4]   Научные гипотезы о существовании в прошлом жизни на Марсе присутствуют давно. По результатам наблюдений с Земли и данным космического аппарата«Марс-экспресс» [5]  в атмосфере Марса обнаружен метан. Позднее, в 2014 году, марсоход НАСА  Curiosity  зафиксировал всплеск содержания метана в атмосфере Марса и обнаружил органические молекулы в образцах, извлечённых в ходе бурения скалы Камберленд.   [5]                                                                                                                            В условиях Марса этот газ довольно быстро разлагается, поэтому должен существовать постоянный источник его пополнения. Таким источником может быть либо геологическая активность (но действующие вулканы на Марсе не обнаружены), либо жизнедеятельность бактерий. Интересно, что в некоторых метеоритах марсианского происхождения обнаружены образования, по форме напоминающие клетки, хотя они и уступают мельчайшим земным организмампо размерам. [6] Одним из таких метеоритов является ALH 84001, найденный в Антарктиде в 1984 году. Важные открытия сделаны марсоходом «Curiosity». В декабре 2012 года были получены данные о наличии на Марсе органических веществ, а также перхлоратов. Те же исследования показали наличие водяного пара в нагретых образцах грунта. [7].    Интересным фактом является то, что «Curiosity» на Марсе приземлился на дно высохшего озера. [7].                                       Анализ наблюдений говорит, что планета ранее имела значительно более благоприятные для жизни условия, нежели теперь. В ходе программы «Викинг», осуществлённой в середине 1970-х годов, была проведена серия экспериментов для обнаружения микроорганизмов в марсианской почве. Она дала положительные результаты. Тесты, проведённые в рамках программы «Феникс», показали, что почва имеет очень щелочной pH и содержит магний, натрий, калий и хлориды. [8]     Питательных веществ в почве достаточно для поддержания жизни, однако жизненные формы должны иметь защиту от интенсивного ультрафиолетового света. [9]                                                                                               Впервые ученые обнаружили свидетельства наличия на Марсе воды - в жидком состоянии. Об этом сообщает BBC."Озеро размером около 20 км в поперечнике расположено у южного полюса планеты и скрыто толстой ледяной шапкой. Открытие было сделано при помощи радара Marsis, установленного на межпланетной станции "Марс-экспресс", - говорится в сообщении.                                                                   Проанализировав все эти доводы, думаю, - «А, не наши ли предки жили на планете Марс и оставили все сооружения после себя, покидая планету по каким-то причинам»?  Может действительно, где-то на генетическом уровне, мы сохранили память об этой планете, как своей – родной? Поэтому невольно взор обращаем к Марсу и так стремимся к нему непознанному пока для нас!  Планета настолько загадочна  и так близка, что хочется встать на цыпочки и взлететь.  Вы можете не соглашаться - то моё мнение.

Собрала материал учитель физики и астрономии МОУ Новоульяновской СШ № 1 Спольник А.Х.

Ноябрь 2018 год

Используемая литература:

       1.  Б.А.Воронцов – Вельяминов.  Издательство  «Просвещение»,

 Москва, 2 017г.

      2. https://postnauka.ru/faq/72216

       3. https://ru.wikipedia.org/wiki

       4. https://ru.wikipedia.org/wiki

      5. https://ru.wikipedia.org/wiki.

       6. https://ru.wikipedia

       7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Марс

       8.https://ru.wikipedia.org/wiki._note-nutrient-136.

      9. https://ru.wikipedia.org/wiki note-UV-137

       10. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках   физики при изучении нового материала: Учеб. пособие. М., 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедиа технологии как средство формирования мотивации учащихся НПО к изучению информационных технологий

Современные средства ИКТ открывают для учащихся и учителей школ и профессиональных училищ принципиально новые возможности, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы, реализации нов...

Интерактивное обучение, как средство формирования мотивации к изучению математики, физики и информатики

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное позн...

Английский +. Интегрированные уроки как средство формирования мотивации к изучению английского языка

Данное пособие представляет собой сборник наиболее характерных форм интеграции  различных школьных предметов с английским языком. Оно апеллирует ко всем, кто служит делу образования не зависимо о...

Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

В статье рассматривается  проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....

Интерактивные и информационные технологии как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, уси...

Педагогический опыт работы по теме Элементы проблемного обучения как метод и средство мотивации ученика при изучении математики"

в данной работе описан опыт применения технологии элементов проблемного обучения на уроках математики....