Главные вкладки

    Интерактивные и информационные технологии как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка
    статья на тему

    Нечаева Яна Сергеевна

    Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применение и активизация современных методов обучения и темпов учебных действий, использование новых средств и технологий обучения. В настоящее время наблюдается активное применение интерактивных и информационных технологий в процессе обучения с целью повышения мотивации изучения иностранных языков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УДК 37

    Нечаева Я.С.,

    магистрант 1 курса гуманитарного института филиала

    САФУ им. М.В. Ломоносова

    г.  Северодвинск, Архангельская область;

    учитель английского языка МБОУ «СОШ № 36»

    ИНТЕРАКТИВНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания общеобразовательных предметов, в том числе и иностранного языка. Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применение и активизация современных методов обучения и темпов учебных действий, использование новых средств и технологий обучения [1, c. 17].

    В настоящее время наблюдается активное применение интерактивных и информационных технологий в процессе обучения.

    Под интерактивным обучением понимается обучение во взаимодействии, в режиме диалога, беседы, нацеленное на взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, а также на преобладание активности учащихся в данном процессе. Согласно определению ГОСТ, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это приемы, способы, методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки и использования данных (ГОСТ 34.003 – 90) [6].

    Современная школа сталкивается с проблемой пассивности учеников. Для того чтобы решить эту проблему, учитель должен поддерживать желание учащихся изучать предмет. Необходимо, чтобы в специально созданных условиях учащиеся обнаружили у себя внутренние мотивы к изучению предмета, а затем осознали их и самостоятельно развивали. Для повышения эффективности обучения иностранному языку (и английскому в том числе) необходимо формировать и развивать устойчивую внутреннюю мотивацию, мотивацию достижения, основанную на положительных стимулах.

    Формирование мотивации к изучению английского языка – это сложный, кропотливый процесс. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обусловливает творческий характер учебной деятельности, что способствует развитию интереса, являющегося одним из важнейших мотивов учебной деятельности. Заинтересованные ученики легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, прочными речевыми умениями и навыками [4].

    Применение интерактивных технологий в обучении иностранному языку также способствует формированию таких видов мотивации, как самомотивация, внутренняя, положительная, устойчивая мотивация, а также мотивация достижения. При изучении иностранного языка с помощью технологий интерактивного обучения учащиеся проявляют большую увлеченность учебным процессом, что может в значительной степени компенсировать недостаточно высокие способности ученика.

    Обучение на основе ИКТ-комплекса позволяет более полно реализовать целый ряд методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, что делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможность учета уровней языковой подготовки учащихся является основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и может учитываться индивидуальный темп работы каждого обучаемого [3, c.27]. Различные компьютерные и мультимедийные программы и разработки на их основе позволяют привлечь к работе визуальные, аудиальные и кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся 5-11 классов, поскольку в данный период обучения кинестетический способ восприятия информации является наиболее эффективным [5]. Невнимательные ученики лучше воспринимают информацию, представленную на большом экране, что позволяет им развить и актуализировать их воображение, а также усваивать материал без затруднений. Обучающиеся учатся проявлять свою самостоятельность, сотрудничать друг с другом и с учителем, развивают коммуникативные качества, в результате чего повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Доброжелательная атмосфера на уроках и во внеурочной деятельности учит детей доверять друг другу, сотрудничать, поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя [3, с.22].

    Использование ИКТ и технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка кардинально меняет учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологические особенности, а учитель в данном случае выступает лишь помощником, что приводит к активации умственной деятельности учащихся, формирует у них положительную мотивацию к этим занятиям [6].

    Список использованных источников:

    1 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2006.

    2 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006.

    3 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство. – М., 2010.

    Интернет-источники

    4 Бохан Г.И. Использование Интернет–Ресурсов для формирования  устойчивой мотивации к изучению английского языка. [Электронный ресурс]. URL http:// lyceum-yugorsk.ru›docs/platonova/st2-7.doc (дата обращения: 14.10.2016).

    5 Смирнова М.А. Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе высшей школы // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». – [Электронный ресурс]. URL: journal.sakhgu.ru/work.php?id=13 (дата обращения: 12.10.2016).

    6 Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». – [Электронный ресурс]. URL: http://www.claw.ru/book-readywork (дата обращения: 15.10.2016).

    © Нечаева Я.С., 2017


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

    Из опыта работы "Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь  организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на...

    Интерактивные технологии как средство формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.

    Развитие социокультурной компетенции учащихся посредством интерактивных технологий....

    Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

    В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

    Доклад на тему: «Использование ИКТ для развития мотивации обучающих к изучению иностранных языков и работы с одаренными детьми. ThingLink-блог учителя английского языка»

    В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащи...

    Использование информационных технологий как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка

                    Использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании  английского языка, т.к. компьютерные обучающие программы, а так же исп...

    Информационные технологии, как средство повышения мотивации учащихся к изучению истории и обществознания.

    Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности! Ведь нынешние дети – будущее страны. И от нас, учителей, зави...