ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.
статья

 Из опыта работы "Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь  организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Применение компьютерных технологий на уроках иностранного языка  позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока и осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_kak_sriedstvo_polozhitielnoi_motivatsii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сгибнева Светлана Владимировна- учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ Экономический лицей

ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

     Определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Ученик может не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы  и не останавливаться на достигнутом,  как на окончательной истине. По моему мнению  интерес к предмету «Английский язык», желание овладеть им, пользоваться для решения коммуникативных задач зависят в большей степени от того, какая технология используется, как учитель учит и, как учатся у него школьники.  Чаще других инновационных методов использую здоровьесберегающие, интерактивные, проектные технологии, научно –исследовательскую деятельность. В своей работе предпочтение отдаю тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, толерантность, уважение к другим культурам,  соединить теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь  организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Применение компьютерных технологий на уроках иностранного языка  позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока и осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

     Кабинет английского языка в нашей школе обеспечен  современным компьютером, электронными ресурсами, ЦОРами ,   мультимедийным проектором, доступом к Интернету. Именно это и способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Как показывает практика, именно применение образовательных компьютерных технологий на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся. Для меня, учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разных возрастов. Пользуясь своим личным опытом, могу сказать, что  такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку выразиться, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку.

        Применение конспектов уроков в виде мультимедийных проектов в учебном процессе позволяет мне интенсифицировать усвоение учебного материала, повысить мотивацию учащихся и проводить занятия на качественно новом уровне, а использование мультимедийного проектора и экрана включает в учебный процесс весь класс.  Созданные мной и моими учениками,  мультимедийные презентации я использую по-разному:

- для введения новой темы. В этом случае презентация, которая выгодно отличается от наборов иллюстраций на классной доске и  даже от хорошо иллюстрированного учебника своей красочностью, обилием наглядного материала, используется мною как стимул к изучению новой темы. При изучении таких тем как «Спорт», «Праздники», «Времена года», а также страноведческих тем, демонстрируемые слайды, сопровождающиеся краткой фактической информацией, содержащие задания интерактивного характера, а не просто предъявляемые как картинки, служат хорошим стимулом к порождению собственных высказываний учащихся.

-для проведения итоговых уроков по теме. В этом случае в презентацию я включаю изученный материал, который закрепляется в ходе выполнения различных заданий (это могут быть вопросы проблемного характера, различные викторины, кроссворды, комментарии учащихся по ходу презентации.) Завершив работу над темой «Англо-говорящие страны»   в 7 классе по учебнику Биболетовой М.З. «Enjoy English» ,с целью повышения мотивации в процессе изучения английского языка, для обобщения лексического и грамматического материала, провожу урок- викторину с элементами игры между двумя командами. Благодаря такой форме проведения занятия повышается интерес к изучению английского языка, активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. «Путешествуя из одной  страны  в другую» учащиеся закрепляют изученный материал. ИКТ позволяют создать атмосферу, приближенную к реальности (слайды – фото с реалиями англо-говорящих стран).

- при выполнении  и защите учащимися проектных работ.  Проекты способствуют поддержанию устойчивой мотивации к овладению английским языком, поскольку позволяет в рамках личностно- ориентированного обучения в полной мере реализовать дифференцированный подход к изучению иностранного языка. Ученик чувствует свою личную ответственность за конечный результат. Такой вид деятельности развивает в ребятах умение самостоятельно мыслить, принимать решение, исходя из своего личного опыта  багажа знаний. В кабинете создан банк проектных работ учащихся разных возрастов и  по различным темам. «Школа моей мечты», «Мой друг», «Мой родной город», «Времена года  в Сибири»  т.д. Ребята пользуются компьютером для поиска информации, оформления работы и при защите своего проекта.

       Невозможно переоценить значение использования информационных технологий и Интернет в учебном процессе. С помощью глобальной сети я могу  воспользоваться современными достижениями в методической, учебной, культурной областях и предоставить такую возможность своим ученикам. Я  пользуюсь источниками учебных, познавательных и игровых материалов для уроков, рекомендую ученикам сайты с уроками в режиме on-line с носителями языка. Это показывает жизненную необходимость овладения английским языком для современного человека.

       Безусловно  использование видео в учебных целях открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся. На своих уроках я убедилась, что если источник речи видим, то процесс понимания речи на слух намного выше, чем при отсутствии зрительного образа. В старших  классах  я использую видео – уроки по грамматике, объясняемые на доступном для моих учеников языке. («Уроки с Дженнифер» , «BBC - lessons» и др.) Большую помощь в работе мне оказывают мультимедийные учебные пособия, такие как «Английский язык для детей», ЦОРы к учебникам. Младших школьников обучают симпатичные мультипликационные герои, которые увлекательно объясняют грамматические правила, пройденный материал закрепляется в веселых песенках. Прекрасные иллюстрации и игры делают обучение азам английского языка простым и приятным.

        Для закрепления и контроля грамматичеких навыков, использую тесты в режиме on-line и мультимедийную обучающую программу « Профессор Хиггинс. Английский без акцента!». В данном случае стимулом в работе учащихся является объективность оценки тестов и упражнений. Открытые задания, без заранее известных ответов, настолько необычны и зажигательны, что участники выполняют их с радостью и удовольствием. Систематическое участие в таких тестированиях изменяют мышление человека в творческую сторону. А это позитивно влияет не только на успехи в учебе, но и на жизненные достижения.  

Мои ученики успешно выступают на районной олимпиаде по английскому языку,  имеют хорошие результаты в Международном конкурсе «British Bulldog», сдают ЕГЭ, поступают на факультет иностранных языков, переписываются по электронной почте с носителями языка, что является одним из способов установить межкультурные связи, ощутить применение знаний на практике, вести реальный диалог со своими сверстниками за рубежом. Именно ИКТ несут в себе огромный мотивационный потенциал и способствуют успешному усвоению языкового материала.

       Уроки с использованием музыки и песен снимают напряжение и усталость, восстанавливают работоспособность учащихся, дают мощный эмоциональный заряд. Обращение к песням и музыке приобщает к культуре страны изучаемого языка. Исполнение английских песен под фонограмму или «караоке» способствует совершенствованию произносительных навыков, одновременно развивая навыки аудирования и эмоционально окрашивая занятия. Кроме этого, мои ученик очень успешно выступают на районном конкурсе английского языка «Talent Show». Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.

В 2009 году я принимала участие во втором областном конкурсе педагогических инициатив в сфере информационных технологий в номинации «Применение ИКТ в образовательном процессе как необходимое условие современного урока», в 2009 году- 2 место в районном конкурсе «Лучшее электронное портфолио учителя» в номинации «Лучший сайт учителя английского языка».

    В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.