Использование информационных технологий как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка
статья по английскому языку на тему

                  Использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании  английского языка, т.к. компьютерные обучающие программы, а так же использование Интернета  имеют большие  преимущества  перед традиционными методами обучения и несут в себе огромный мотивационный потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy_2.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Закирова Н.Ф.

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань

Использование информационных технологий как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка

        Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников  является основной целью обучения иностранным языкам, но овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.) И здесь на помощь, как нельзя лучше, приходят современные информационные технологии.

         Использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании  английского языка, т.к. компьютерные обучающие программы, а так же использование Интернета  имеют большие  преимущества  перед традиционными методами обучения и несут в себе огромный мотивационный потенциал. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, а также  помогают осознать языковые явления и сформировать лингвистические способности. У учащихся появилась  возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах и видеоконференциях. Помимо этого они могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

        Мне бы хотелось представить свой некоторый опыт применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы. При разработке дидактического обеспечения урока я использую различные средства  ИКТ  как аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, Smart доска, мультимедийный проектор),  так и программные (электронные учебники и словарь, программную оболочку “Hot Potatoes”, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета, ЦОР и ЭОР).  

        Весь учебный материал в учебниках иностранного языка распределен по тематическим блокам, которые включают определенный лексический и грамматический материал. Использовать информационные технологии можно на всех этапах освоения материала: (введение новой лексики и грамматики, активизация в упражнениях, закрепление, текущий и итоговый контроль освоения материала).

        На этапе введения новых лексических единиц и грамматических структур я чаще всего использую презентации, разработанные средствами Power Point.  Это тематически и логически связанная последовательность информации, которая  демонстрируется на экране. В ходе объяснения используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. Яркая, красочная презентация помогает учащимся лучше запомнить теоретический материал и в дальнейшем употреблять его без ошибок. Кроме того это помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

        Чаще всего в своей практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности.  Кроме того, презентации можно использовать также на этапе активизации и закрепления нового материала путем выполнения определенных упражнений прямо на слайде. Наличие  интерактивности  позволяет адаптировать учебный материал под особенности  каждого ученика, это  ведет  к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого и способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала, а также позволяет поддерживать определенный интерес и избежать монотонности.  Кроме того, на данном этапе можно использовать  и Интернет-ресурсы.

        Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д. На уроках английского языка Интернет помогает мне решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Существует огромное количество ЭОР, которые позволяют проводить уроки непосредственно в сети в режиме онлайн. На сайте http://www.openclass.ru/ предоставлены электронные ресурсы, собранные в каталоги с описанием по темам, что позволяет быстро и эффективно подобрать необходимый материал к уроку.

 Пример начала урока в 9-ом классе по теме: "Великобритания":        

Познавательный аспект – расширение знаний о Великобритании и ее столице.

Развивающий аспект – развитие способности к догадке, коммуникабельности, способность осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия.

Воспитательный аспект – воспитание уважительного, толерантного отношения к чужой культуре.

Учебный аспект – формирование лексических навыков чтения и говорения, развитие умения читать с целью полного понимания информации: формирование навыков аудирования и письма

Сопутствующие задачи – совершенствование навыка работы с компьютером, с интерактивной доской.

Оснащение урока: компьютеры (для индивидуальной работы),  интерактивная доска, подключение к Интернет.

Урок желательно проводить в классе, где каждый ученик может быть обеспечен компьютером (с наушниками) с целью самостоятельной работы учащихся. Но можно провести и при наличии одного компьютера и интерактивной доски.

         WARM-UP

Go to the web reference and discuss the weather in London.

http://www.earthcam.com/uk/england/london/,

a) What is the weather like in London?

  • Is it windy?
  • Is it warm or cold?
  • Is it rainy?
  • What temperature is now?
  • Is it sunny or cloudy?

Установленные веб-камеры  во всех крупных городах мира позволяют в режиме он-лайн оказаться на улицах Лондона и обсудить погоду, которая там есть на момент урока и сравнить ее с погодой, которая за окном.

        Следующее задание на аудирование:

          LISTENING FOR DETAIL:               

Go to http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=9BB14ABC-E765-79AE-5C7C-79AA48799667 

1. Find the player and listen to the recording

2. Listen to text extract and while listening do the multiple choice exercise.

3. Choose the right variant according to the text.

4. Do it individually and then check the result.

             

Здесь пройдя по этой ссылке необходимо прослушать текст и выполнить   задания по теме.

        Задание на чтение

READING FOR DETAIL “HOW MUCH DO YOU KNOW ABOUT BRITAIN?”

1. Read the text at

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=E6220C29-F5FE-F15B-337A-5D4BF304A37F and make up your own questions.

 Поэтапно, так можно разработать целый урок.

        На этапе закрепления и текущего контроля усвоения пройденного материала очень эффективно можно использовать Hot Potatoes – инструментальную программу-оболочку, предоставляющую преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.

        Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer); поэтому ученикам не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений. Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):

1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4  типа заданий).

2. JCloze – Заполнение пропусков.

3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).

4. JCross – Кроссворд.

5. JMix – Восстановление последовательности.

Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Кроме того учащиеся сразу видят, где они совершили ошибку.

Очень широко, дидактические возможности сети Интернет, можно  применять для организации проектной деятельности учащихся на этапе подведение итогов усвоения определенной темы предусмотренной программой. При работе над проектом задействованы практически самые разнообразные возможности и ресурсы сети Интернет, а также различные программы и приложения. Необходимость подготовки совместного продукта того или иного проекта, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применению различных сетевых программ, позволяющих использовать графику, анимацию, мультипликацию, т.е. мультимедийные средства. Кроме того, наличие почти у всех учеников современных гаджетов позволяет им создавать небольшие видеоролики на предложенные темы и обыгрывать речевые ситуации за пределами класса. Ученики, работая над проектом, озабочены размышлениями, исследованием, поиском и сбором необходимой информации, её обсуждением между собой и с партнерами. И что главное - язык здесь действительно выступает в своей прямой функции - средства формирования и формулирования мыслей. Вот это и является подлинной обучающей средой, настоящим погружением не только в исследуемую проблему, но и в саму иноязычную деятельность, в другую культуру.

И в дальнейшем, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах или олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что также требует особый вид подготовки. А также участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернет в обучении иностранным языкам, тем более - английскому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦОННО - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.

материал статьи представляет описание ИНФОРМАЦОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ....

Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

Использование ИКТ-проектов как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка

        Говоря об инновационных процессах в организации обучения иностранным языкам,  важно рассмотреть вопрос о модернизации содержания образования  в России....

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

Интерактивные и информационные технологии как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, уси...

статья.«Развитие и воспитание учебной автономии учащихся в средней школе в учебной деятельности при изучении иностранного языка».

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием учебной автономии у обучающихся средней школы в процессе иноязычной деятельности. Основными условиями для успешного осуществления автономии учен...

Использование метода проектов как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

В основе современного понимания проектной методики лежит использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, знач...