Использование ИКТ-проектов как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Картавцева Ольга Александровна

          Говоря об инновационных процессах в организации обучения иностранным языкам,  важно рассмотреть вопрос о модернизации содержания образования  в России.                                                                                                                            

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней общеобразовательной школе. К ним относятся не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

         Одной из технологий, призванной обеспечивать личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития познавательной деятельности, самостоятельности и творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Вопрос:  Инновационные технологии в организации учебной и внеурочной деятельности по иностранному языку в условиях реализации ФГОС.

Использование ИКТ-проектов как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка

   Учитель английского языка Картавцева О.А. МБОУ «СОШ №59»

          Говоря об инновационных процессах в организации обучения иностранным языкам,  важно рассмотреть вопрос о модернизации содержания образования  в России.        

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней общеобразовательной школе. К ним относятся не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

         Одной из технологий, призванной обеспечивать личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития познавательной деятельности, самостоятельности и творчества.

      «Метод проектов формирует у обучающихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.» («Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка» Л.В.Прохорова учитель иностранного языка, МБОУ гимназия №7 г. Чехов)

Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне могут стать ИКТ-проекты. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику, на помощь, предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях.

   Применение ИКТ-проектов повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

   Учителя иностранного языка нашей школы работают над созданием оригинальных учебных материалов, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты.

   Преимущество ИКТ-проектов в:

- сочетании разнообразной текстовой аудио– и видеонаглядности;

- возможности использования презентаций как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (фонетический) материал;

- возможности использования отдельных слайдов  в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллаж и пр.)

- возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации;

- осуществление контроля усвоения новых знаний и систематизации изученного материала.

Как результат мы имеем формирование компьютерной мультимедийной  компетентности, как учителя, так и обучающихся, и развития их креативных способностей в организации учебной работы.

Мы используем проекты, которые отличаются друг от друга по различным параметрам и могут быть классифицированы по разным критериям:

*  По направленности на определенную аудиторию:

- для работы в аудитории с проецированием на большой экран (например, на общешкольных внеурочных мероприятиях, таких как «Неделя иностранного языка», «Литературная гостиная», заседание научного ученического общества «Альтаир» и пр.);

- для самостоятельной работы за персональным компьютером (непосредственно на уроках при изучении лексико-грамматического материала);

*  По функциональному использованию:

- деловая (официальная, официально-эмоциональная, информационный ролик);

- учебная (защита проектов);

- обучающая (при обучении самой дисциплины);

- прикладная (раздаточный материал в виде графиков, схем, таблиц)

*  По характеру представляемой информации:

- текстовая (небольшие тексты с заданиями к ним для развития навыков чтения, лексико-грамматические упражнения и т.п.);

- аудио-видео (учебные фильмы);

- иллюстративная (картинки для введении и первичной отработки лексического материала);

- комбинированная (сочетание текстовых, иллюстративных и аудио-видео материалов в одной презентации к определённой теме урока или разделу учебника)

*  По структуре и управлению:

- линейная с жесткой последовательностью кадров – представление цельных слайдов (чаще всего используется для работы над лексическим материалом на уроках);

- линейная с эффектами анимации (учащиеся любят использовать  в творческих проектах);

- гипертекстовая – с разветвленной структурой – последовательность подачи материала (работа с текстовыми данными, позволяющими устанавливать ассоциативные связи между фрагментами текста, а так же графикой в текстовых массивах; используются при развитии навыков чтения);

- с эффектами скрытых слайдов – презентация, в структурном плане которой имеются слайды, не появившиеся на экране в ходе презентации.

Обучающие презентации отличаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, аудированию, говорению или письму); по сторонам речи (при обучению лексической, грамматической или фонетической стороне речи); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность могут быть объединены в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом. Использование ИКТ-проектов в учебном процессе обуславливает применение определенных видов упражнений:

- линейные упражнения, структура которых носит фиксированный характер, т.е. не подвергается трансформации. Наполнение таких упражнений становится ярким и запоминающимся, возможно использование иллюстраций (слайд – «плакат»)

- анимированные упражнения с использованием эффектов анимации, что делает возможной дозированную подачу информации внутри слайда;

- гипертекстовые упражнения, построенные по принципу гиперссылок. Они характеризуются повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной направленностью учебного материала.

Стоит отметить, что прослеживается закономерность использования данных видов упражнений на определенных этапах работы над учебным материалом. На начальном этапе, например, на этапе презентации и первичного закрепления новых языковых явлений, учитель чаще всего предлагает линейные и анимационные упражнения. Этап тренировки будет включать в себя преимущественно гипертекстовые и анимационные упражнения, позволяющие систематизировать полученные знания и ориентирующие на выход в речь. Тем не менее, выбор и очередность использования данных упражнений зависят от конкретных задач, решенных учителем на уроке, и может варьироваться им в зависимости от логики урока или комплекса упражнений.

Интернет-ресурсы:

  1. http://pedagogie.ru/stati/prepodavanie-otdelnyh-predmetov/ispolzovanie-sovremenyh-inovacionyh-tehnologii-na-urokah-inostranogo-jazyka.html)

  2. http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2013/02/24/multimediynaya-prezentatsiya-kak-metodicheskiy-priem
  3. http://www.rentalcars.ru/new.php?cmywp=1714-vid-ego-kriterii-i-struktury-prezentaciya
  4. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/08/28/ikt-na-urokakh-inostrannogo-yazyka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование веб-квестов на уроках английского языка как средство стимулирования учебной деятельности.

Мотивация учащихся в течении всей жизни очень важна для обучения будущего и мы должны принимать новые возможности познания мира.Веб-квесты-это уникальная возможность использования сети интернет,в ходе...

Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

Использование информационных технологий как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка

                Использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании  английского языка, т.к. компьютерные обучающие программы, а так же исп...

статья.«Развитие и воспитание учебной автономии учащихся в средней школе в учебной деятельности при изучении иностранного языка».

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием учебной автономии у обучающихся средней школы в процессе иноязычной деятельности. Основными условиями для успешного осуществления автономии учен...

Использование метода проектов как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

В основе современного понимания проектной методики лежит использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, знач...