Технологическая карта к уроку астрономии "КОНФИГУРАЦИЯ ПЛАНЕТ. СИНОДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД".
методическая разработка по астрономии (11 класс)

Сиваш Татьяна Петровна

Название методической разработки: Технологическая карта к уроку астрономии

Автор разработки: Сиваш Татьяна Петровна, учитель физики МБОУ СОШ №4, г. Сургут

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

астрономия

11

 КОНФИГУРАЦИЯ ПЛАНЕТ. СИНОДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Используемый учебник

Название
 

Класс

Авторы

Астрономия. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. Вертикаль. ФГОС

11

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_astronomii.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Название методической разработки: Технологическая карта к уроку астрономии

Автор разработки: Сиваш Татьяна Петровна, учитель физики МБОУ СОШ №4, г. Сургут

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

астрономия

11

 КОНФИГУРАЦИЯ ПЛАНЕТ. СИНОДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Используемый учебник

Название 

Класс

Авторы

Астрономия. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. Вертикаль. ФГО

11

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Научатся:

  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

  • описывать условия видимости планет, находящихся в различных конфигурациях;

  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по         угловым размерам и расстоянию.

 Познавательные:

  • развитие умения работать с информацией;
  • продолжать формировать умения решать задачи на применение основных формул сферической астрономии при решении соответствующих расчетных заданий и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники. Астрономический календарь для   определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.

Регулятивные:

  • развитие умения определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.

Коммуникативные:

  • развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
  • Оценивание роли метода научного познания в изучении астрономических явлений.

  • Готовность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению астрономии.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Динамическая модель солнечной системы

Учебный звездный атлас                                                                                    

Презентация «Видимое движение планет» http://www.myshared.ru/slide/284090/

Видеофрагмент «Небесная механика» https://www.youtube.com/watch?v=JpvrEa1Hk7k                                                             

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

  1. Организационный

Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку астрономии

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

1 мин.

II. Мотивация

к учебной деятельности.

Целеполагание.

Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Формулирование темы и цели урока.

Выяснение темы урока и формирование его цели. Постановка проблемного вопроса

Предлагает:

1. Вспомнить как называется наша планетная система.  

2. Как вы думаете, почему наша планетная система называется Солнечной?

3.Систематизировать работу в виде таблицы ЗХУ

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели и задачи урока

2 мин.

III. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Организует проверку выполнения домашнего задания в форме «Тест».

Обсуждает с учащимися ранее изученное

Готовят ответы на вопросы «Теста

Представители групп дают ответы (по карточкам-заданиям с набором вопросов).

5 мин.

IV. Постановка учебной задачи. 

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

Делает акцент на основных моментах.

Выделяют, каких именно знаний не хватает (это причина затруднений).

1 мин.

V. «Открытие нового знания» 

Получение новых знаний и способов действий. 

Слайды №2-9, презентации к уроку астрономии

«Видимое движение планет»

Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, заполняют колонки таблицы ЗХУ «Знаю», «Хочу узнать».

13 мин.

VI. Первичное осмысление и

закрепление 

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 

Видеофрагмент «Небесная механика» https://www.youtube.com/watch?v=JpvrEa1Hk7k                                                             

Предлагает учащимся возле доски выполнить задачу №5 (упр.9) (стр. 57), опираясь на знания полученные на уроках физики при изучении темы: «Движение тела по окружности» (межпредметные связи); выполнить упр. 9 задание 1 по вариантам 1-а, 2-б, 3-в, 4-г; задание 2-3 выполняют в парах. Слушает и проверяет правильность выполнения.

Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку своих товарищей. Ведут самостоятельно записи колонки таблицы ЗХУ «Узнал».

9 мин.

VII. Самоанализ и самоконтроль 

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Подведение учеников к самопроверке

Самопроверка по вопросам в учебнике на стр.57.

5 мин.

VIII. Рефлексия. 

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1.Предлагает заполнить и озвучить колонку таблицы ЗХУ «Узнал».

2. Подводит итог по работе с таблицей.

3. Благодарит за работу над сообщениями.

4. Выставляет оценки

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме, озвучивают записи колонки таблицы ЗХУ «Узнал»..

3 мин.

IX. Задание

на дом: §11, упр.9 №4 письменно.

 Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Уникальность планеты Земля".

Технологическая карта урока географии 5 класса "Уникальность планеты Земля."...

Технологическая карта урока "Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников". 9 класс. ФГОС

Урок физики в 9 классе в форме ФГОС.Класс разбит на группы, каждая группа составляет мини-проект....

Синодическое движение

В данной презентации рассказывается о движении планет относительно Солнца и Земли, формуле для расчёта синодического периода обращения внутренних и внешних планет, приводятся примеры решения задач по ...

открытый урок "Сидерический и синодический периоды обращения планеты"

Урок "Сидерический и синодический периоды обращения планеты" на уроке астрономии в 10 классе....

Технологическая карта урока "Планеты Солнечной системы"

Данный  урок  в образовательной программе 3 класса по английскому языку входит  в  раздел «Я лучший пловец» (сравнение прилагательных) и  является  четвертым,...

Технологические карты для учащихся на период дистанционного обучения.

Технологические карты - это своеобразный "конструктор" , путеводитель по новой теме....

Программа деятельности спортивно-оздоровительных отрядов в период школьных каникул МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка " Планета спорта"

Настоящая программа является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания и особенности организации образовательного, воспитательного и  спортивно-оздоровительного п...