Учебно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении астрономии
статья по астрономии (11 класс)

Гурова Алла Александровна

Эссе по теме: "Учебно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении астрономии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kursy_astronomiya.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении астрономии

В одно окно смотрели двое:

Один увидел - дождь и грязь,

Другой - листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое!

... В одно окно смотрели двое...

Николай Козлов

Эти строки очень ярко раскрывают проблему, которая так или иначе встаёт перед каждым учителем: как научить обучающихся не просто смотреть вокруг, но и видеть. Причём видеть гораздо больше, мыслить разнообразнее, позитивнее, помочь поверить в себя и в свои силы.

Образование во все времена было направлено на развитие человека. Астрономия в школе рассматривается как курс, который формирует научное мировоззрение, представление о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной.

Я считаю, что на уроках астрономии самое главное – создание условий для развития личности. Необходимо таким образом организовывать учебную деятельность обучающихся по астрономии, чтобы научить их самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, то есть занимать исследовательскую позицию по отношению к изучаемым явлениям или объектам, развивая навыки аналитического мышления.

Что же такое учебно-исследовательская деятельность учащихся? Это деятельность обучающихся под руководством учителя, связанная с решением   творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представление об объекте или явлении, под руководством учителя. Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным.  Учитель становиться организатором, помощником и консультантом в учебно-исследовательской деятельности детей, переставая выполнять только информационные функции.

 В нашей школе на изучение астрономии отводится совсем немного часов при достаточно большом объеме курса, а для учеников характерны невысокий общий образовательный уровень, неразвитость способности к самостоятельному анализу, поэтому для меня, как для учителя, важной задачей становится обучение их умениям и навыкам учебно-исследовательского поиска, главная цель которого – образовательный результат.  Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность позволяет развивать у обучающихся умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

 Я считаю, что исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса. Для ее организации на уроках астрономии я использую различные технологии развивающего, проблемного и исследовательского обучения, реализуя проблемный подход к ведению урока: представляю различные точки зрения на заданную тему, организую дискуссии с высказыванием различных точек зрения и формулированием выводов, организую доклады учащихся по поставленным в качестве домашнего задания проблемно-реферативных работ.

Итак, астрономия, как предмет, представляет  широкие возможности использования исследовательского метода, что создаёт среду для расширения возможностей самообразования и систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, развивает исследовательские умения, творческий потенциал обучающихся.

Результатом организации учебно-исследовательской работы на уроках астрономии  являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и формирование учебных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Arial ...

Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"

Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ

Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и астрономии....