Главные вкладки

    Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"
    статья по теме

    Жмыхова Александра Владимировна

    Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt24.06 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                «Единственный путь,

    ведущий к знаниям –

     это деятельность»

                                                                                                                       Б.Шоу.

    Я работаю учителем химии в Алексеевском филиале МБОУ Большекуликовской СОШ, вот уже пятый год.

    Моей индивидуальной темой самообразования является «Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности»

    Целью и задачей самообразования по данной теме является формирование путей реализации творческого потенциала обучающихся, самораскрытия и самореализации личности.

    В современных условиях развития новых технологий, необходимым и востребованным качеством личности является творчество и познавательная активность. Но не все обучающиеся имеют врожденные способности и задатки к определенным видам деятельности, кто-то силен в гуманитарных науках, у кого способности к точным предметам, расчетам и анализу. Данная недооценка индивидуальных способностей обучающихся приводит к снижению познавательной активности и на уроках химии к нежеланию работать самостоятельно, работать, да и просто учиться.

    Так главная задача учителя заключается в том, чтобы правильно организовать учебный процесс. Заинтересовать обучающихся и только потом проектно – исследовательская деятельность будет способствовать развитию творчества и познавательной активности, а также  созданию условий, способствующих повышению у обучающихся мотивации к обучению путем их включения в проектно – исследовательскую деятельность.

    С помощью исследовательской деятельности у обучающихся развиваются следующие компетентности:

    1. - автономизационная – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
    2. - коммуникативные – уметь вступить в общение;
    3. - информационные – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
    4. - продуктивные – умение работать, быть способным создать собственный продукт.

    Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Я начинаю с 8 класса учить детей самостоятельно разбираться в новом материале, искать ответы на вопросы, таким образом проявляется интерес к нахождению правильного ответа , потом учу сравнивать , анализировать , и отсюда уже появляется интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всеми необходимыми приемами проведения самостоятельного исследования.

          При обучении обучающихся умениям исследовательской  деятельности (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, химические расчеты и т.д.) обращаю особое внимание на выработку умений строить логическую цепь рассуждений при  выполнении заданий.    

           Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским  и проектным методом,  система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.

    Данные формы работы обучающихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить  его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые  одарены  химически. Далее с такими обучающимися работа идет во внеурочное время: факультативы, спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.

        Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет обучающимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу обучающихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении.

    Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов:

     - исследовательские;

     - индивидуальные;

     - групповые;

     - информационные.

    Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

     - работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии;

     - уроки проходят более оживленно;

     - увеличилось число обучающихся, выбирающих химию для сдачи экзамена;

    - появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.

    У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

    Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья по теме "Развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся как основа современного знания

    В статье приводится обощение опыта работы по развивающим системам обучения....

    «Организация творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательского метода».

    Основная идея данного выступления заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельност...

    Статья "Приемы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся при обучении математике"

    В статье приводятся примеры из опыта работы по развитию интереса и творчества учащихся при обучении математике....

    Из опыта работы по теме "Изучение и сохранение традиций народов Севера через проектно-исследовательскую деятельность"

    Проектно-исследовательская деятельность -это совместная учебно-познавательная,творческая или игровая деятельность воспитанников, имеющая общую цель,способы, методы,направленные на достижение общего ре...

    Статья на тему "Исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии"

    Статья содержит методическую помощь при изучении курса химии включая исследовательскую деятельность обучающихся  на уроке и во внеурочное время...

    Исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии и биологии

    Исследовательская деятельность обучающихся - это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством преподавателя, в ходе которого ре...

    «Применение ИКТ - технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на этапе изучения нотной грамоты в классе специального фортепиано».

    Работа посвящена проблемам активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения игра на фортепиано. наряду с традиционными технологиями применяется информационно-к...