Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"
статья по теме

Жмыхова Александра Владимировна

Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt24.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            «Единственный путь,

ведущий к знаниям –

 это деятельность»

                                                                                                                   Б.Шоу.

Я работаю учителем химии в Алексеевском филиале МБОУ Большекуликовской СОШ, вот уже пятый год.

Моей индивидуальной темой самообразования является «Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности»

Целью и задачей самообразования по данной теме является формирование путей реализации творческого потенциала обучающихся, самораскрытия и самореализации личности.

В современных условиях развития новых технологий, необходимым и востребованным качеством личности является творчество и познавательная активность. Но не все обучающиеся имеют врожденные способности и задатки к определенным видам деятельности, кто-то силен в гуманитарных науках, у кого способности к точным предметам, расчетам и анализу. Данная недооценка индивидуальных способностей обучающихся приводит к снижению познавательной активности и на уроках химии к нежеланию работать самостоятельно, работать, да и просто учиться.

Так главная задача учителя заключается в том, чтобы правильно организовать учебный процесс. Заинтересовать обучающихся и только потом проектно – исследовательская деятельность будет способствовать развитию творчества и познавательной активности, а также  созданию условий, способствующих повышению у обучающихся мотивации к обучению путем их включения в проектно – исследовательскую деятельность.

С помощью исследовательской деятельности у обучающихся развиваются следующие компетентности:

  1. - автономизационная – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
  2. - коммуникативные – уметь вступить в общение;
  3. - информационные – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
  4. - продуктивные – умение работать, быть способным создать собственный продукт.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Я начинаю с 8 класса учить детей самостоятельно разбираться в новом материале, искать ответы на вопросы, таким образом проявляется интерес к нахождению правильного ответа , потом учу сравнивать , анализировать , и отсюда уже появляется интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всеми необходимыми приемами проведения самостоятельного исследования.

      При обучении обучающихся умениям исследовательской  деятельности (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, химические расчеты и т.д.) обращаю особое внимание на выработку умений строить логическую цепь рассуждений при  выполнении заданий.    

       Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским  и проектным методом,  система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.

Данные формы работы обучающихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить  его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые  одарены  химически. Далее с такими обучающимися работа идет во внеурочное время: факультативы, спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.

    Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет обучающимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу обучающихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении.

Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов:

 - исследовательские;

 - индивидуальные;

 - групповые;

 - информационные.

Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

 - работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии;

 - уроки проходят более оживленно;

 - увеличилось число обучающихся, выбирающих химию для сдачи экзамена;

- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.

У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме "Развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся как основа современного знания

В статье приводится обощение опыта работы по развивающим системам обучения....

«Организация творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательского метода».

Основная идея данного выступления заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельност...

Статья на тему "Исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии"

Статья содержит методическую помощь при изучении курса химии включая исследовательскую деятельность обучающихся  на уроке и во внеурочное время...

«Применение ИКТ - технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на этапе изучения нотной грамоты в классе специального фортепиано».

Работа посвящена проблемам активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения игра на фортепиано. наряду с традиционными технологиями применяется информационно-к...

Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности

Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...