Рабочая программа по астрономии 10 класс, учебник Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута
календарно-тематическое планирование по астрономии (10 класс)

Шафранова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по астрономии 10 класс, учебник Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута, содержит пояснительную записку, место учебного предмета в базисном учебном плане, планируемые результаты освоения дисциплины, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, содержание, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, лист корректировки изменений и дополнений к рабочей программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astronomiya.docx54.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федосеевская средняя общеобразовательная школа им.В.М.Верёхина

«Утверждаю»

Директор МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина

_________________ В. Ф. Мудрая

Приказ  от  25.08. 2021 г № 105

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по АСТРОНОМИИ

среднее общее образование, 10 класс

Количество часов – 34 ч

Учитель – Шафранова Ольга Алексеевна

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по астрономии в 10 классе   составлена  в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего   общего образования (ФГОС ООО) с изменениями, приказ МО РФ от17.12.010 №1897

- Приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (с изменениями от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808)

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.

- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08 – 1786 и Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 г. № 08 – 334 «О рабочих программах учебных предметов»;

 - Главой 3, п.3.3 Устава МБОУ Федосеевской  СОШ им. В.М.Верёхина;

-Календарным учебным   графиком    МБОУ Федосеевской  СОШ им.Верёхина на 2021-2022 учебный год.

- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина на 2019-2023 г.г.(ФГОС ООО), утверждённую приказом от 22.08.2020 № 86  с изменениями на 2021-2022 учебный год, приказ от 17.08.2021г.№ 87

На основании:

-  Программы по астрономии.  Автор Е.К.Страут, базовый уровень, Москва «Дрофа» Вертикаль 2018 г.

- Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2017. Учебник с электронным приложением.
  2. Е.К.Страут  Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013
  3. И.В.Галузо, В.А.Голубев, А.А.Шимбалев «Практические работы и тематические задания по астрономии»

Место учебного предмета в базисном учебном плане

По учебному плану МБОУ Федосеевской СОШ им. В.М.Верёхина на 2021 – 2022 учебный год в рамках ФГОС СОО (базовый уровень) на изучение предмета «Астрономия» в 10 классе отведён 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год и школьным расписанием (урок проводится по понедельникам) разработанной мною рабочей программой предусмотрено изучение предмета в течении 34 часа.  Учебная программа будет выполнена в полном объёме.

Планируемые результаты освоения дисциплины

Личностными результатами обучения астрономии в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания астрономии как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД)К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

3познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения астрономии в основной школе являются:

  • знать и понимать смысл астрономических понятий, астрономических величин и физических законов;
  • описывать и объяснять астрономические явления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования астрономических знаний;
  • решать задачи на применение законов небесной механики;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Астрономия»;
  • использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса астрономии в основной школе определяются спецификой астрономии как науки.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения астрономии, проявляются:

- экспериментальной проверки;

- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

- в качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная

деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса астрономии

- могут рассматриваться как формирование:

- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс астрономии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

- правильного использования научной терминологии и символики;

- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в

дискуссии;

- способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения



Содержание

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии (6 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

—воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

—объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

—применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы (6 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и

размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

—воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

—описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

—объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

—характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники

и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

—формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

—определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

—описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

—перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

—описывать характерные особенности природы планет- гигантов, их спутников и колец;

—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

—объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

—определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

—называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр —светимость»;

—сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

—описывать этапы формирования и эволюции звезды;

—характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и эволюция Вселенной (6 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы.Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

—объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

—характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

—определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

—распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

—сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

—обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

—формулировать закон Хаббла;

—определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

—оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

—интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

—интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего,

зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп (компьюторный вариант)

1. Рельеф Луны.   2. Фазы Венеры.

3. Марс.                 4.Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.   6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.                            8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.     10. Туманность Андромеды.

Практические занятия:

Занятие 1. Вечерние наблюдения (осенние) «Изменения звездного неба в течение недели».

Задание 1. Наблюдение ярких звёзд и созвездий.

Задание 2. Изучение различий в видимой яркости и цвете звёзд.

Задание 3. Изучение суточного вращения звёздного неба.

Задание 4. Определение примерной географической широты места наблюдения по Полярной звезде.

Задание 5. Наблюдение планет.

Занятие 2. Дневные наблюдения Солнца. «Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя».

Задание 1. Определение географической широты места по высоте Солнца в полдень.

Задание 2. Наблюдение солнечных пятен.

Задание 3. Определение полуденной линии по перемещению солнечного пятна.

Занятие 3. Вечерние наблюдения (весенние)

Задание 1. Наблюдение фазы Луны невооруженным глазом.

Задание 2. Наблюдение Луны в телескоп (компьюторный вариант)

Задание 3. Наблюдение в телескоп (компьюторный вариант)двойных звёзд, туманностей, звёздных скоплений и галактик.

Задание 4. Наблюдение ярких звёзд и созвездий весеннего неба.

Проверочные работы: 1. Проверочная работа №1 по темам:-Астрономия, её значение и связь с другими науками;         -Практические основы астрономии; -Строение солнечной системы.

2. Проверочная работа №2 по темам: -Природа тел Солнечной системы; - Солнце и звезды.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение,

Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра

Галактики;

уметьприводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических

аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип

действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Дата

Содержание урока

Вид деятельности учащихся

По плану

Фактически

1 .АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч.)

1

§1.Предмет астрономии

1

6 сент

Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной

Поиск примеров, подтверждающих

практическую направленность астрономии

2

§2. Наблюдения -основа астрономии

1

13 сент

Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия

Применение знаний, полученных в

курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеристика

преимуществ наблюдений, проводимых из космоса

2.ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (6 ч)

3

§3. Звёзды и созвездия.

§4.Небесные координаты и звёздные карты

1

20 сент

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени

Подготовка презентации об истории

названий созвездий и звезд.

Применение знаний, полученных в

курсе географии, о составлении карт

в различных проекциях. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений

4

§5.Видимое движение звёзд на различных географических широтах

1

27 сент

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации

Характеристика отличительных

особенностей суточного движения

звезд на полюсах, экваторе и в сред-

них широтах Земли

5

§6. Годичное движение Солнца. Эклиптика

1

 4 окт

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в

дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах

Характеристика особенностей су-точного движения Солнца на полю-

сах, экваторе и в средних широтах

Земли

6

§7.Движение и фазы Луны. §8.Затмения Солнца и Луны

1

11 окт

Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лун-

ных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений

Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле

одной стороной. Описание взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц

7

§9. Время и календарь

1

18 окт

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных про-

межутков времени. История календаря.Високосные годы. Старый и новый стиль

Подготовка и презентация сообщения об истории календаря. Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля

8

Практическая работа №1 Вечерние наблюдения (осенние) «Изменения звездного неба в течение недели».

1

25 окт

Задание 1. Наблюдение ярких звёзд и созвездий.

Задание 2. Изучение различий в видимой яркости и цвете звёзд.

Задание 3. Изучение суточного вращения звёздного неба.

Задание 4. Определение примерной географической широты места наблюдения по Полярной звезде.

Задание 5. Наблюдение планет.

Сообщения, презентации по заданиям 1-5, которые были заданы учащимся для наблюдения

3.  СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (6ч)

9

§10. Развитие представлений о строении

мира

1

8 нояб

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и ифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира

Подготовка и презентация сообщения о значении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира. Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов

10

§11. Конфигурации

планет. Синодический период

1

15 нояб

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет

Описание условий видимости пла-

нет, находящихся в различных кон-

фигурациях. Решение задач на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет

11

§12. Законы движения планет Солнечной системы

1

22 нояб

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг

на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца

Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Решение задач на вычисление рас-

стояний планет от Солнца на основе

третьего закона Кеплера

12

§13. Определение

расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

29 нояб

Размеры и форма Земли. Триангуляция.

Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы

Решение задач на вычисление рас-

стояний и размеров объектов

13

Проверочная работа №1

1

6 дек

Проверочная работа по темам:-Астрономия, её значение и связь с другими науками; -Практические основы астрономии; -Строение солнечной системы.

Подготовка к проверочной работе.

Повторение:

—основных вопросов тем;

—способов решения задач;

14

§14. Открытие и применение закона всемирного тяготения.

п.6 Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

1

 13 дек

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение

массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы.

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее

Решение задач на вычисление массы планет. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов.

Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел

Солнечной системы

4. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)

15

§15.Общие характеристики планет.

§16Солнечная система как комплекс

тел, имеющих общее происхождение

1

20 дек

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной

эволюции холодного газопылевого

облака. Объяснение их природы на

основе этой гипотезы

Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы

16

§17. Система Земля-Луна.

1

27 дек

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа.

Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны.

Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны

На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны.Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основ-

ных форм лунной поверхности и их

происхождения. Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики

17

Две группы планет

1

10 янв

Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия

Анализ табличных данных, призна-

ков сходства и различий изучаемых

объектов, классификация объектов

18

§18. Планеты земной группы

1

17 янв

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Мерку-1рии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и

Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе

На основе знаний физических зако-

нов объяснение явлений и процес-

сов, происходящих в атмосферах

планет. Описание и сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. Подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы

19

Урок-дискуссия

«Парниковый эффект -польза или вред?»

1

24 янв

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в фор-

мировании и сохранении уникальной природы Земли

Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие

в дискуссии

20

§19 Далёкие планеты

1

31 янв

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец

На основе знаний законов физики

описание природы планет-гигантов.

Подготовка и презентация сообщения о новых результатах исследований планет-гигантов, их спутников и колец. Анализ определения понятия «планета»

21

§20. Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые

планеты и кометы)

1

7 февр

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения

Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца.

Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения

с Землей

22

§20. Малые тела Солнечной системы(Метеоры, болиды, метеориты)

1

14 февр

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов:

железные, каменные, железокаменные

На основе знания законов физики

описание и объяснение явлений метеора и болида. Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов

5. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)

23

§21.Солнце-ближайшая звезда. Солнце, состав и внутреннее строение.

1

21 февр

Источник энергии Солнца и звезд —термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики

На основе знаний физических законов описание и объяснение явлений

и процессов, наблюдаемых на Солнце.

Описание процессов, происходящих при термоядерных реакциях

протон-протонного цикла

24

§21.Солнце-ближайшая звезда.

1

28 февр

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности

На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описание образования пятен, протуберанцев и

других проявлений солнечной активности. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их

влияния на Землю

25

Практическая работа 2 Дневные наблюдения Солнца. «Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя».

1

5 марта

Задание 1. Определение географической широты места по высоте Солнца в полдень.

Задание 2. Наблюдение солнечных пятен.

Задание 3. Определение полуденной линии по перемещению солнечного пятна.

Подготовка сообщений, презентаций по заданиям 1-3

26

§22.Расстояния до звёзд. Характеристики излучения звёзд.

§23.Массы и размеры звёзд.

1

14 марта

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст

Определение понятия «звезда».

Указание положения звезд на диа-грамме «спектр — светимость»

согласно их характеристикам.

Анализ основных групп диаграммы

27

§24. Переменные и

нестационарные звезды

Эволюция звёзд

1

28 марта

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период —светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «эк- зопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд. Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды

в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры

На основе знаний по физике описание пульсации цефеид как авто-колебательного процесса. Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах. На основе знаний по физике оценка

времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд

6.  СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (6ч)

28

§25. Наша Галактика

1

4 апр

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики.

Вращение Галактики и проблема «скрытой массы»

Описание строения и структуры

Галактики. Изучение объектов плоской и сферической подсистем.

Подготовка сообщения о развитии

исследований Галактики

29

§25. Наша Галактика

1

11 апр

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд

На основе знаний по физике объяс-нение различных механизмов ра-диоизлучения. Описание процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков

30

§26. Другие звездные системы -галактики

1

18 апр

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры

в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик

Определение типов галактик.

Подготовка сообщения о наиболее

интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов

31

Проверочная работа № 2

1

25 апр

Проверочная работа по темам:                      -Строение Солнечной системы,                 -Природа тел Солнечной системы»,          - Солнце и звезды.

Подготовка к проверочной работе.

Повторение:

—основных вопросов тем;

—способов решения задач;

—приемов практической работы

с планом Солнечной системы

32

§27.Космология начала XX века. Основы современной космологии

1

16 мая

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в

спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно. Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитя-готение

Применение принципа Доплера для

объяснения «красного смещения».

Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике. Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии

33

Практическая работа 3.  Вечерние наблюдения (весенние)

1

23 мая

Задание 1. Наблюдение фазы Луны невооруженным глазом.

Задание 2. Наблюдение Луны в телескоп.

Задание 3. Наблюдение в телескоп двойных звёзд, туманностей, звёздных скоплений и галактик.

Задание 4. Наблюдение ярких звёзд и созвездий весеннего неба.

Подготовка сообщений, презентаций по заданиям 1-4

34

Урок-дискуссия «Одиноки ли мы во Вселенной»

1

30 мая

Подготовка сообщений, презентаций

34

Лист корректировки изменений и дополнений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

(дата, № приказа)

Подпись лица, внёсшего запись

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                            Заместитель директора поУВР

методического совета                                                                                                          _________Хорольцева Г.А.                         МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина                                                                 23.08. 2021 года                                                     

 от 20. 08 2021 года № __1__                              

 _________        Хорольцева Г.А.                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова

Рабочая программа  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...

2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова

Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...

Рабочая программа к 6 классу.Учебник Spot Light .

Данная рабочая программа 6 класс к учебнику Spot Light составлена с учётом требований ФГОС, содержит основательную пояснительную записку....

Рабочая программа 6 -11 класс учебник Никишова

Объяснительная запискарабочая программа 6-11 класс...

Рабочая программа для 5 класса, учебник Spotlight

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС...