Сценарий урока«Астрономия в числах»
план-конспект урока по астрономии (5 класс)

Гайдукова Галина Геннадьевна

интегрированный урок с элементами игры.

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Все действия с натуральными числами»; способствовать развитию интереса к астрономии и математике, формированию мировоззрения учащихся.

Задачи урока: расширение знаний учащихся по астрономии ; приобретение практических, информационных, коммуникативных умений; развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за небесными объектами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Астрономия в числах»

Тип урока: интегрированный с элементами игры.

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Все действия с натуральными числами»; способствовать развитию интереса к астрономии и математике, формированию мировоззрения учащихся.

Задачи занятия: расширение знаний учащихся по астрономии ; приобретение практических, информационных, коммуникативных умений; развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за небесными объектами.

Задачи урока:

  • Образовательные: повторить и обобщить знания по теме «Натуральные числа»; закрепить правила их сложения и вычитания; расширение знаний учащихся по астрономии;
  • Развивающие: развитие логического и пространственного мышления учащихся, памяти, навыков работы в паре, умения анализировать, развития визуальных и тактильных каналов восприятия информации.
  • Воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умения работать в коллективе, самостоятельности.

Формы работы: индивидуальная,  групповая.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, цветные карандаши, раздаточный материал (карточки).

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 5 класс». А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский издательство Вентана-Граф

ХОД УРОКА

I. Организационный.

II. Постановка темы и цели занятия.

Рассмотрите внимательно карту , о чём мы с вами сегодня будем говорить.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Согласны?

III.Основная часть.

  • Беседа о вселенной.

У каждого из нас есть свой родной дом, родной город. Это наша маленькая родина. Нашей общей большой Родиной является страна Россия, которая расположена на планете ЗЕМЛЯ.

Где живёт планета Земля?

Какой у неё адрес?

Кто её соседи?

На эти и многие другие вопросы отвечает древняя наука АСТРОНОМИЯ.

АСТРОНОМИЯ - наука о Вселенной: планетах, звёздах.

«Астрон» - звезда

«номос» - закон

  • Словарная работа

КОСМОС или ВСЕЛЕННАЯ - это весь окружающий мир. Свою страну мы можем облететь на самолёте, объехать на машине, обойти пешком. Вселенную же невозможно, ни обойти, ни облететь - такая она громадная!

ЗАПИСИ В ТЕТРАДЯХ: тема «Астрономия в числах»

АСТРОНОМИЯ - наука о Вселенной

«Астрон» - звезда

«номос» - закон

Ребята  ученых,  которые изучают Вселенную называют астрономы . Оказывается  что на нашей курской земле тоже жил такой выдающийся астрононом –самоучка . А вот узнать его фамилию мы сможем если правильно решим примеры устного счета (решают фронтально, с пояснениями):

1)167+258+33=         458-  С

2) 235-(63+35)=        137 -   Е

3)356+ 117+44=        517 -   М

4) 300-Х= 27              173-Ё

5) Х- 46= 154              200-Н

6) Х+ 82=300              118-О

7)146+Х= 400              264-В

Итак, Федор Алексеевич Семёнов астроном-самоучка  Курской земли, но о нем узнаем  чуть позже.

IV.Введение нового знания.

Ребята на уроках мы с вами повторяли единицы времени . Три из них связаны с небесными явлениями -  СУТКИ, МЕСЯЦ , ГОД .

Давайте посмотрим на эти понятия с точки зрения предмета «Астрономии»

СЛАЙД 1,2

Интервал времени , необходимый Земле, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца называют годом.

СЛАЙД3,4.

Спутником нашей планеты является Луна. В зависимости от положения Луны относительно Солнца и Земли изменяются условия её наблюдения, происходит изменения вида Луны – смена лунных фаз.

Мы видим Луну , то в форме ярко освещенного диска, то в виде узкого серпа-месяца.

Если Луна обращена к Земле неосвещенной стороной, то она не видна. Такая фаза называется НОВОЛУНИЕМ (рис1). Если Луна находится в позиции (рис5) то наступает ПОЛНОЛУНИЕ. В этой фазе мы наблюдаем полностью освещенный диск ЛУНЫ, который светит всю ночь.

Интервал времени между двумя новолуниями или полнолуниями называют месяцем.

СЛАЙД 5,6

Сутки – это отрезок времени между двумя моментами самого высоко положения Солнца на небе. За это время Земля делает примерно один оборот вокруг своей оси.

Когда Солнце занимает самую высокую точку южной части небосвода, говорят, что истинное местное время 12 часов дня.

Итак, природа представила людям три периодических процесса , позволяющие вести учёт времени:   смена дня и ночи, смена фаз Луны и смена времен года.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ: наклеить ПАМЯТКУ.

СЛАЙД 7,8

№1.(Распечатать на формате А3 записать примеры маркером и дать двум представителям класса, потом взаимопроверка с выставлением «+»)

3ч 15мин + 2ч 12мин =                 5ч 27 мин

7ч 43 мин + 2ч 25 мин =            10ч 8мин

7ч 43 мин - 2ч 25 мин =             5ч 18мин

3ч28мин+1ч 53  мин=             5ч 21 мин    

Решают устно

№3Ниже приведены данные за три года о количестве метеоритных дождей , которые можно было наблюдать  в июне-октябре во Вселенной в различных точках. Используя эти данные, ответьте на вопрос.

 

Месяц

2013 год

2014 год

2015 год

Июнь

11

6

8

Июль

8

3

8

Август

9

5

0

Сентябрь

13

4

1

Октябрь

7

3

5

 

В каком месяце с июня по октябрь какого года было наибольшее количество метеоритных дождей за период с 2013 по 2015 год?

В ответ запишите месяц и год, например.

Решают задачи с каточки «РАБОТА В ПАРАХ»,

 (один обуч-ся решает на формате А3 с учителем для дальнейшей проверки классом)

№3 (решают с карточек)

   РАКЕТЫ   на МАРС  летают    с одинаковым интервалом в 3 мин. 30 с.

Первый утренний рейс прибыл на планету Марс  в 5 ч. 49 мин. 40 с.

Во сколько прибудет следующая ракета?

v. Физминутка

Завести моторы (вращение рук перед грудью)

Соединить контакты (кончики пальцев)

Приготовиться к запуску ракеты (присесть)

Пуск (резко подпрыгивать и руки вверх).

VI. Работа в группах

Ребята предлагаю вам решить задачи связанные с интересными фактами из науки «Астрономия»

КАРТОЧКА№1

Задача.

     Марс и Сатурн  планеты в Солнечной системе. Сколько спутников имеют  Марс и Сатурн, если известно, что Сатурн имеет на 60 спутников больше, чем Марс, а у Марса спутников в 31 раз меньше, чем у  Сатурна? Реши задачу и перечисли планеты Солнечной системы.

Решение:

Марс – 31 часть,

Сатурн -1 часть

1)31-1 =30

2)60:30=2   спутника у Сатурна

3) 60+2=62 спутника у Марса

Сообщение одного представителя 1группы : Со́лнечная систе́ма — планетная система, включает в себя центральную звезду — Солнце.  Четыре ближайшие к Солнцу планеты, называемые планетами земной группы, — Меркурий, Венера, Земля и Марс и Четыре более удалённые от Солнца планеты — Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, Плутон.

(ребята представляют фото Солнечной Системы и по фото показывают планеты)

КАРТОЧКА №2.

Задача.

Каждые 76 лет около Земли появляется большая комета. Она называется кометой Галлея. Последний раз её наблюдали в 1986г.  В каком году комета Галлея появиться около Земли в следующий раз? Реши задачу  и расскажи, что такое комета.

Сообщение одного представителя 2 группы :

Небесное тело , состоящее из замороженной воды и газа, смешанных с частицами пыли и камня, называются кометой. У ярких комет с приближением к Солнцу образуется «хвост» — слабая светящаяся полоса из газа и пыли. Большая комета 1680 года  имела хвост, протянувшийся на 240 млн км. Кометы движутся с большой скоростью.

КАРТОЧКА №3

Задача

Свет от Солнца до Земли идёт 8 и 1/3 минуты. За сколько секунд солнечный свет достигает Земли? Реши задачу и расскажи о Солнце

Ответ : 1 мин=60сек

60* 8=480с

60: 3+20с

480+20= 500 сек

Сообщение одного представителя 3  группы : Со́лнце — единственная звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники. Солнце светит почти белым светом, но прямой свет Солнца у поверхности нашей планеты приобретает некоторый жёлтый оттенок.  Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле , определяет климат

КАРТОЧКА №4 

Луна совершает полный оборот вокруг Земли за 27 сут.7ч 43 мин 11 сек.

Как найти сколько это секунд?

Заполните пропуски в равенстве

1сутки=…..часов

1час=…..мин=…..секунд

( сколько это секунд посчитать заранее с помощью калькулятора мне помог Арсений)

27*24*60*60 +7*3600 +43*60+11=2332800+25.200+2580+11=

Сообщение одного представителя 4  группы (рассказать и показать на карте)

 По размеру среди звезд можно выделить

1)Гиганты-больше Солнца иногда в  сотни раз. Красные гиганты в 300раз и более раз больше Солнца ( Например: Альдебаран находится в созвездии Тельца)

2)подобны Солнцу

3) самые маленькие звезды БЕЛЫЕ КАРЛИКИ в 1000раз меньше Солнца(Например: СИРИУС находится в созвездии Большой Пёс)

Карточка №5.

Задача

Скорость распространения света самая большая в природе 3000 000км/с . На Солнце произошла вспышка. Через какое время её увидят на Земле, если известно , что за 8 мин 20сек. Свет достигает Земли. Найти расстояние от Земли до Солнца?

 Реши задачу. Запиши формулу пути и поясните , что обозначает каждая буква в формуле. Помните, что все величины в задачах должны быть в одной системе измерения.

Ответ: 150.000.000км.

Сообщение одного представителя 5 группы

VII. Расширение знаний об известных людях  родного края

СЛАЙД

Итак, ребята посмотрите на экран .Здесь изображен выдающийся астроном –самоучка  Федор Алексеевич Семёнов. Он очень любил природу и поэтому стал наблюдать за ней , став первым метеорологом Курска. Он родился  в Курске 20 апреля  1794г.

СЛАЙД

Сейчас эта улица переименована в его честь СЕМЕНОВСКАЯ

Сегодня старый купеческий дом по улице Семеновской д. 14, где родился наш знаменитый земляк, – памятник истории федерального значения. В 1990 году здесь открыли музей Федора Семенова и его талантливого внука Анатолия Уфимцева.

СЛАЙД

Он сам соорудил телескоп, который увеличивал изображения в 40 раз. В музее есть макет телескопа в уменьшенном виде, а сам телескоп, изготовленный   собственноручно Семеновым для наблюдения за небесными светилами, хранится в Курском краеведческом музее. Расчеты его удивительных научных открытий были сделаны с помощью простых вещей: циркуля, конторских счет, транспортира.

СЛАЙД

В 1840 году он первым предсказал состоявшееся в 1842 году солнечное затмение, а в 1856 году опубликовал свой главный труд "Таблицы показания времени лунных и солнечных затмений с 1840 по 2001 год на московском меридиане по старому стилю, вычисленные Федором Семеновым". За этот труд был удостоен золотой медали Русского географического императорского общества и принят в члены-корреспонденты.

VII. Рефлексия.

Ребята понравилось ли вам наше путешествие во Вселенную…

Что нового вы узнали? 

Закончите предложения, используя ПАМЯТКУ с урока

- Я узнала…..

- Я запомнила……

-мне было интересно узнать, что…

-Ребята, что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету?

 Ребята мы живем с вами на планете Земля . Чтобы сохранить ёе в чистоте, необходимо обратить внимание на то, куда выбрасывать мусор. Не загрязнять воду, атмосферу.

VIII. Домашнее задание.

Повторить записи в тетрадях. Подобрать задачу  , включающую сведения из астрономии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики «Астрономия в числах» 5 класс Подготовила у читель математики МБОУ «СОШ№3 г.Льгова » Гайдукова Галина Геннадьевна

Слайд 2

АСТРОНОМИЯ «Астрономия в числа» АСТРОНОМИЯ - наука о Вселенной. « астрон »- звезда « номос »-закон

Слайд 3

Угадай слово 1)167+258+33= 2) 235- ( 63+35 )= 3)356+ 117+44= 4) 300-Х= 27 5) Х- 46= 154 6) Х+ 82=300 7)146+Х= 400 173- Ё 264-В 458-С 200-Н 110-О 137-Е 517-М

Слайд 7

Выполни вычисления Вариант 1 3ч 15мин + 2ч 12мин = 7ч 43 мин + 2ч 25 мин = Вариант 2 7ч 43 мин - 2ч 25 мин = 3ч28мин+1ч 53 мин=

Слайд 8

Приведены данные за три года о количестве метеоритных дождей, которые можно наблюдать в июне-октябре на звездном небе в различных точках Месяц 2013 год 2014 год 2015 год Июнь 11 6 8 Июль 8 3 8 Август 9 5 0 Сентябрь 13 4 1 Октябрь 7 3 5

Слайд 9

ЗАДАЧА- ШУТКА РАКЕТЫ на МАРС летают с одинаковым интервалом в 3 мин. 30 с. Первый утренний рейс прибыл на планету Марс в 5 ч. 49 мин. 40 с. Во сколько прибудет следующая ракета?

Слайд 10

Физминутка Завести моторы (вращение рук перед грудью) Соединить контакты (кончики пальцев) Приготовиться к запуску ракеты (присесть) Пуск (встать и резко руки вверх).

Слайд 11

Карточка №1 Марс и Сатурн планеты в Солнечной системе. Сколько спутников имеют Марс и Сатурн, если известно, что Сатурн имеет на 60 спутников больше, чем Марс, а у Марса спутников в 31 раз меньше, чем у Сатурна? Реши задачу и перечисли планеты Солнечной системы.

Слайд 12

Карточка №2 Каждые 76 лет около Земли появляется большая комета. Она называется кометой Галлея. Последний раз её наблюдали в 1986г. В каком году комета Галлея появиться около Земли в следующий раз? Реши задачу и расскажи, что такое комета.

Слайд 13

Карточка№3 Свет от Солнца до Земли идёт 8 и 1/3 минуты. За сколько секунд солнечный свет достигает Земли ?

Слайд 14

Карточка №4 Луна совершает полный оборот вокруг Земли за 27 сут.7ч 43 мин 11 сек. Как найти сколько это секунд?

Слайд 15

Карточка №5 Скорость распространения света самая большая в природе 300000км/с . На Солнце произошла вспышка. Через какое время её увидят на Земле, если известно , что за 8 мин 20сек. Свет достигает Земли. Найти расстояние от Земли до Солнца?

Слайд 16

СЕМЕНОВ Федор Алексеевич (1794 - 1860) Выдающийся деятель науки и техники, астроном-самоучка, механик, метеоролог.

Слайд 19

Заслуги Ф.А.Семёнова в астрономии В 1840 году он первым предсказал состоявшееся в 1842 году солнечное затмение, в 1856 году опубликовал свой главный труд "Таблицы показания времени лунных и солнечных затмений с 1840 по 2001 год на московском меридиане по старому стилю, вычисленные Федором Семеновым". За этот труд был удостоен золотой медали Русского географического общества и принят в члены-корреспонденты.

Слайд 20

Закончите предложения, используя ПАМЯТКУ с урока. - Я узнала….. - Я запомнила…… -Мне было интересно узнать, что…

Слайд 21

До встречи !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок астрономия -информатика. Тема урока "Космос.Солнечная система."

"Космос. Луна"Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся  знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с ...

Презентация к уроку астрономии (физики) по теме "Физические методы исследования в астрономии"

Данную презентацию можно использовать на уроках физики (в теме "Атомы и звезды", 9 класс) и астрономии. Использую этот материал на занятиях курса по выбору "Занимательная Вселенная" (9 класс). Презент...

Уроки астрономии 34 урока

Уроки астрономии 34 урока...

Урок астрономии "Звездное небо". УМК Чаругин В. М. Урок 2

Цель урока — познакомить учащихся с основными созвездиями звездного неба, наиболее яркими звездами, показать способы нахождения созвездий с помощью звездной карты, дать определения оси мира, пол...

Презентация к уроку астрономии 11 класса "Введение в астрономию"

Введение в астрономию, основные объекты изучения, способы изучения, развитие науки....

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии".

Технологическая карта урока астрономии на тему: "Наблюдение - основа астрономии" выполнена в технологии проблемного обучения с применением интернет-ресурсов....

Презентация к уроку астрономии. Тема урока: «Изменение вида звездного неба в течение года» Материал позволяет самостоятельно изучить эту тему

Презентация к уроку астрономии. Тема урока: «Изменение вида звездного неба в течение года» Материал позволяет самостоятельно изучить эту тему...