ТРУДНОСТИ АПРОБАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья по астрономии

Ремизова Ольга Игорьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТРУДНОСТИ АПРОБАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В последнее время количество молодых людей, желающих получить среднее профессиональное образование на базе девяти классов, становится все больше. Но, к сожалению, педагоги техникумов сталкиваются с трудностями в освоении вчерашними школьниками  дисциплин общеобразовательного цикла. Причина часто кроется в непонимании обучающимися целесообразности изучения общеобразовательных дисциплин, тогда как общепрофессиональные дисциплины вводятся только со второго курса обучения. Мы, педагоги, в свою очередь понимаем, что без базовой основы, в виде общеобразовательной подготовки, невозможно качественно освоить профессиональный цикл, а как следствие, получить компетентного в своей области специалиста. Таким образом, педагогам приходится интегрировать общеобразовательную и профессиональную подготовку, устанавливать межпредметные и междисциплинарные связи, приводя  доводы  о непосредственной значимости общеобразовательных дисциплин при изучении  профессиональных. Главная задача процесса апробации разработанных методик преподавания по общеобразовательным дисциплинам в организациях среднего профессионального образования сводится к поиску практической направленности общеобразовательных учебных предметов на получаемую профессию и специальность. В свою очередь этот поиск приводит к высокому уровню мотивации к освоению общеобразовательных учебных предметов.

По этим и другим причинам Министерство Просвещения утвердило Концепцию преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования.

Являясь преподавателем по дисциплине астрономия, я, как и многие другие преподаватели, столкнулась с проблемой внедрения астрономии в профессии СПО. Несомненно, астрономия – это наука, которая пробуждает интерес к другим предметам, дает  широкое знание о Вселенной. Изучая астрономию, невольно повышаешь знания по физике, математике,  химии и биологии. Астрономия нужна не только космонавтам, профессиональным астрономам, и астрофизикам, она нужна всем людям, чтобы представлять себе этот мир. Знания по астрономии помогают понять законы мироустройства и различить правдивую информацию от ложной. Таким образом, курс астрономии должен, не только давать обучающимся общеобразовательную подготовку, но вместе с тем,  учитывать специфику их будущих профессий.

Основные проблемы преподавания заключаются в том, что предметное содержание дисциплины «Астрономия» не связано с предметным содержанием абсолютного большинства профессий и специальностей СПО. Кроме того, выполнение практических заданий с элементами профессиональной тематики является, в большинстве случаев, затруднительным. Интересным, на мой взгляд, считаю разработку заданий по астрономии для специальности агрономия. Мною было принято решение, в качестве интеграции применить практические занятия с профессиональной направленностью. Тематика занятий  включала в себя работы на объяснение связи применяемых агротехнологий с географической широтой местности, где обучающимся предлагалось применить способы определения географической широты местности, а затем объяснить связь выбора выращиваемых культур с применяемыми агротехнологиями. Выполняли работу на объяснение влияния продолжительности светлого времени суток на рост и развитие растений, на объяснение связи физиологии растений со сменой продолжительности светлого времени суток, фазами Луны, сезонами года. Каждая из предложенных работ включала в себя задания по базовым основам практической астрономии и задания с профессиональным содержанием. Таким образом, обучающиеся могли видеть непосредственную связь общеобразовательной дисциплины с профессией.

Хочется отметить, что такого рода занятия нашли положительный отзыв у обучающихся. Все занятия по данной тематике прошли в положительном ключе, вызвали интерес и повысили мотивацию к изучению дисциплины астрономия, а  поэтапное формирование астрономических понятий, будет в дальнейшем  способствовать развитию познавательных интересов и творческого мышления обучающихся. Способствовать расширению их кругозора и формированию научного мировоззрения, осмыслению необходимости освоения космического пространства, а в конечном итоге создаст фундамент для последующего пополнения астрономических знаний и стремлению к самосовершенствованию в интеллектуальной сфере.

Таким образом, актуальность апробации методик преподавания повысит качество образовательной подготовки с учетом профессиональной направленности обучающихся. Это позволит выпустить высококвалифицированных специалистов,  и решить одну из стратегических задач образования нашей страны.

Список литературы:

1.     Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации».

2.     Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.08.2021 г. No Р-198 «Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной
направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...

Совершенствование собственной профессиональной деятельности с учетом основных направлений развития системы общего физкультурного образования

Основные недостатки современного физкультурного образования и собственной профессиональной деятельности.      Ни для кого не секрет, что состояние современной системы общей фи...

Сборник таблиц и схем по Истории России как учебное пособие к рабочей программе дисциплины ОУП.05 История для специальностей и профессий среднего профессионального образования

В учебном пособии отображена история России с древнейших времен до наших дней с учетом требований рабочей программы. Материал изложен в наиболее удобной для усвоения, запоминания основных проблем и по...

Статья: "Методика преподавания общеобразовательной дисциплины "математика" с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО.

В статье приведены примеры задач с профессиональным содержанием для профессии : "повар, кондитер"....

«Организация межведомственного взаимодействия ТПМПК с организациями Среднего профессионального образования»

Основная социальная цель – помочь обучающимся с ООП  и их родителям справляться с трудностями, проживая в обычных условиях в окружении своих родных и близких,подтверждить право конкретного ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.07 Иностранный язык в профессиональной деятельности по профессии среднего профессионального образования 15.01.32 Оператор станков с программным управлением по программе «Профессионалитет»

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.07 Иностранный язык в профессиональной деятельности является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.32 Оператор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии технического профиля 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.08 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднегопрофессионального образования для профессии технического профиля23.01.17 ...