Главные вкладки

    РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
    методическая разработка на тему

    Рыжиков Сергей Николаевич
    Введение
    Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Если ранее основной целью образования были конкретные знания и умения, то сегодня знания и умения рассматриваются как средство, а целью становится формирование у обучающегося способности действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта, то есть формирование профессиональных и общих компетенций.
    Достижение поставленной цели осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения студентами методами познавательной деятельности при организации и проведении самостоятельной работы.
    Самостоятельная работа студента - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом профессиональных и общих компетенций, практического опыта, знаний, умений в процессе групповой и индивидуальной учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя.)
    Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
    Самостоятельная работа студентов может быть направлена на:
    ·                     систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
    ·                     углубление и расширение теоретических знаний и практических умений;
    ·                     формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
    ·                     развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
    ·                     формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
    ·                     развития исследовательских умений;
    ·                     выработку навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.
    В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине  или профессиональному модулю:
    Аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
    Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
    Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР) по ОПОП, согласно ФГОС,  представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой. На все циклы обучения на самостоятельную работу отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки. 
    Согласно ФГОС: «При формировании ОПОП образовательное учреждение …обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения…»
    Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления  учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.
    В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.
    В данном методическом пособии описаны общие правила и подходы к организации и проведению ВСР студентов наиболее распространенные виды ВСР, даны методические рекомендации по их организации, разработан макет методических указаний по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине (УД) или междисциплинарному курсу (МДК).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования и науки Липецкой области

    ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования

    Ресурсный центр профессионального образования

    РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

    ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Методические рекомендации

                         

    Липецк, 2013


    Печатается по решению заседания Кафедры профессионального образования ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования Протокол  № __ от   «___» ___________ 2012 г.

       

    Разработка методических указаний по организации и проведению самостоятельной работы студентов в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования в рамках реализации ФГОС [Текст]  Методические рекомендации, / Е.К. Скорлуханова,  Н.Ю. Слюсарь, Т.В. Камкина, С.Н. Рыжиков

                 

    Коллектив авторов:

    Е.К. Скорлуханова – к.п.н., зав кафедрой профессионального образования ОАУ ДПО ЛИРО;

    Н.Ю.Слюсарь - к.т.н.,  преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей Г(О)БОУ СПО Липецкий металлургический колледж;

    Т.В. Камкина, С.Н. Рыжиков

       

    Методические рекомендации подготовлены кафедрой профессионального образования ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования.

    Методические рекомендации предназначены руководителям и педагогам профессиональных образовательных организаций среднего  профессионального образования, реализующих профессиональные образовательные программы в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

    Рецензенты:

    Р.Ю. Евсеев - почетный работник СПО, кандидат педагогических наук, заместитель председателя совета директоров образовательных учреждений НПО и СПО Липецкой области, директор Г(О)БОУ СПО Елецкий промышленно-экономический техникум;

    С.Г. Петухов – почетный работник НПО и СПО, кандидат педагогических наук, член президиума Российского союза директоров учреждений СПО, эксперт комитета по образованию и науки Совета Федерации, заместитель начальника управления профессионального развития персонала ОАО «НЛМК».

     


    Содержание

    Введение…………………………………………………………………..……...4

    Общие правила (подходы) при организации и проведении

    самостоятельной работы обучающихся по УД/МДК  …………………..…....5

    Виды самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе……....…………………………………6

    Макет методических указаний по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по УД/МДК………………….............9

    Литература        ………………………………………………………...…………..…31


    Введение

    Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Если ранее основной целью образования были конкретные знания и умения, то сегодня знания и умения рассматриваются как средство, а целью становится формирование у обучающегося способности действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта, то есть формирование профессиональных и общих компетенций.

    Достижение поставленной цели осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения студентами методами познавательной деятельности при организации и проведении самостоятельной работы.

    Самостоятельная работа студента - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом профессиональных и общих компетенций, практического опыта, знаний, умений в процессе групповой и индивидуальной учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя.)

    Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

    Самостоятельная работа студентов может быть направлена на:

    • систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
    • углубление и расширение теоретических знаний и практических умений;
    • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
    • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
    • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
    • развития исследовательских умений;
    • выработку навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.

    В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине  или профессиональному модулю:

    Аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

    Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

    Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР) по ОПОП, согласно ФГОС,  представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой. На все циклы обучения на самостоятельную работу отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки. 

    Согласно ФГОС: «При формировании ОПОП образовательное учреждение …обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения…»

    Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления  учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

    В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.

    В данном методическом пособии описаны общие правила и подходы к организации и проведению ВСР студентов наиболее распространенные виды ВСР, даны методические рекомендации по их организации, разработан макет методических указаний по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине (УД) или междисциплинарному курсу (МДК).

    I. Общие правила (подходы) при организации и проведении

    самостоятельной работы обучающихся по УД/МДК

    Самостоятельную работу студентов необходимо рассматривать, как средство организации и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью.

    Цели СРС должны соответствовать требованиям ФГОС СПО/НПО к результатам обучения, рабочей программе учебной дисциплины или профессионального модуля и быть реальными, конкретными, выполняемыми и триедиными: обучение, развитие и воспитание.

    Основными целями внеаудиторной работы студентов  являются:

    • овладение знаниями, умениями и основанными на них профессиональными и общими компетенциями;
    • формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
    • развитие  творческого  подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

    При создании преподавателем методических указаний, предназначенных для  внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) обучающихся, необходимо соблюдать определенную последовательность действий:

    А) Провести анализ требований ФГОС СПО/НПО и рабочей программы УД/ПМ к результатам обучения по УД/ПМ.

    Б) Выделить виды ВСР обучающихся в соответствии с рабочей программой УД/ПМ. Для обеспечения заинтересованности к выполнению ВСР обучающихся, рекомендуется предусмотреть разнообразные виды ВСР.

    В) Разработать методические рекомендации по выполнению каждого вида ВСР.

    Г) Разработать систему контроля с критериями оценки предложенных видов ВСР.

    Д) Продумать обращение к обучающимся перед выполнением ВСР. Обращение должно быть кратким, вызывать интерес, создать мотивацию к выполнению ВСР.

    Е) Определить для каждой темы УД/ПМ задания, в соответствии с выделенными видами ВСР и время, которое должен затратить обучающийся на их выполнение

    Ж) Составить список основной и дополнительной литературы, необходимой для выполнения ВСР.

    З) Оформить УМР в соответствии с макетом, утвержденным в образовательной организации.

    Общие методические указания руководства ВСР для преподавателей:

    • Четко ставить задачу предстоящей самостоятельной работы.
    • Добиваться, чтобы обучающиеся выполняли самостоятельную работу осознанно, т.е. ясно представляли теоретические основы выполняемых действий.
    • Вовремя предупреждать обучающихся о типичных ошибках и возможных способах их избежания.
    • Оказывать обучающимся помощь, не вмешиваясь в их работу без необходимости.
    • При допущении обучающимися ошибок подводить их к осознанию и пониманию сути и причин ошибок, с тем чтобы они самостоятельно нашли способ их предупреждения и устранения.
    • Практиковать промежуточный контроль хода и результатов самостоятельной работы обучающихся.
    • Рационально распределять задания самостоятельной работы по сложности с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающихся.
    • Стимулировать и поощрять проявления творческого подхода студентов к выполнению заданий.
    • Умело сочетать индивидуальную и коллективную работу обучающихся.
    • При оценке хода и итогов самостоятельной работы обучающихся исходить из положительных моментов в их работе.
    • Постоянно практиковать в ходе самостоятельной работы обращение обучающихся к разным источникам информации.

    II. Виды самостоятельной работы обучающихся и методические рекомендации по их выполнению

    Преподаватель самостоятельно подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки.

    К видам ВСР можно отнести следующие виды внеаудиторной работы студентов:

    • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
    • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе.
    • Написание и защита реферата, доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
    • Составление тестовых заданий по заданной теме.
    • Запись выписок или цитат
    • Составление тезисов литературного источника
    • Написание аннотации, рецензии к статье, рукописи, книге
    • Выполнение расчетных заданий.
    • Работа со справочной литературой.
    • Выполнение проекта или исследования.
    • Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам, и подготовка к их защите.
    • Подготовка к контрольным работам, экзамену.

    Ниже приводятся методические рекомендации для обучающихся по выполнению самых распространенных видов ВСР. Рекомендации для обучающихся должны быть конкретными, компактными, понятными.

    1. Написание реферата, доклада, сообщения.

    Реферат - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где Вы раскрываете суть исследуемой проблемы, приводите различные точки зрения, собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логическим, изложение материала носит проблемно- тематический характер.

    Отличие доклада от реферата в том, что он отражает одну точку зрения на проблему,  не предполагает  ее  исследования в сравнении и анализе.

    Методические рекомендации при работе над рефератом или докладом

    • Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика  обычно определяется преподавателем, но в определении  конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
    • Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при разработке реферата или доклада используется не менее 8-10 различных источников). Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке ОО или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет ресурсов.
    • Составьте библиографию.
    • Обработайте и систематизируйте подобранную информацию по теме.
    • Разработайте план реферата или доклада исходя из имеющейся информации.
    • Напишите реферат или доклад от руки или на компьютере.
    • Подготовьте публичное выступление по материалам реферата или доклада, желательно подготовить презентацию, иллюстрирующую основные положения работы.

    План - это «скелет» текста, компактно отражающий последовательность изложения материала.

    Методические рекомендации:

    • Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам дайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просмотрите прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.
    • Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
    • Записи делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

    2. Составление тестовых заданий по заданной теме

    Прежде чем приступить к составлению теста необходимо ограничить область знаний (тема, раздел, дисциплина), по материалам которого он будет составляться, выделить наиболее существенные вопросы учебного материала, разбить каждый вопрос на понятия, подлежащие усвоению.

    Основные требования к тестам.

    Важнейшими критериями тестов являются: действенность, определенность, простота, однозначность.

    Действенность теста – это четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний.

    Определенность теста означает, что читая его Вы хорошо понимаете, какую деятельность должны выполнить, какие знания продемонстрировать и в каком объеме.

    Простота теста означает наличие в нем четкой и прямой формулировки задания на деятельность. Используйте в заданиях такие формулировки как «укажите», «перечислите», «сформулируйте» и т.п.

    Однозначность теста предполагает, что правильный ответ существует только один.

    Но Вы должны знать, что существуют различные уровни (виды) тестов. Прежде чем составлять свой тест, определите его вид, т.к. от этого зависит техника построения теста.

    В технике построения тестов можно выделить следующие уровни:

    I уровень -  тесты, требующие выполнения деятельности по узнаванию, когда на первый план выступает лишь индикация явлений. На этом уровне  используются  подсказки в виде ответов и тестирующемуся  достаточно ответить «да» или «нет».

     Например: Великобритания – это остров.   Да, нет.

    II уровень —  тесты, позволяющие воспроизводить правильные ответы по памяти, без помощи подсказок. Наиболее простыми тестами этого вида являются тесты-подстановки, в которых намерено пропущено слово, фраза, формула, термины, понятия, формулы и т. д.
    Например: Левая панель клавиатуры компьютера включает в себя…

    III  уровень - разрабатываются специальные задания, требующие выполнения многоэтапной деятельности, когда не существует готовых алгоритмов и решение ведет к получению новой информации.

    Например: Решите систему: 2х + 5у = 45      

                                                     у + 6 = 36      

    Варианты ответов: х = 67, 34;

       у = 12, 2.

    Для решения данного тестового задания необходимо выполнить определенный ряд математических действий. Правильный вариант ответа возможно получить только после выполнения всех последовательных действий.

    Тестовые задания в одном тесте могут быть как одного уровня (вида), так и представлять собой комбинацию разных уровней (видов).

    При оформлении тестов указывайте название темы и дисциплины по которой они составлены.

    Например: Тесты на  тему «Виды коммуникации» по дисциплине «Русский язык и культура речи».

    Методические рекомендации:

    • Как правило, тестовые задания располагаются с левой стороны листа друг под другом. Напротив каждого задания, с правой стороны листа, даются варианты ответов. Возможно другое расположение заданий и ответов: задания располагаются в строчку, а варианты ответов под строкой в столбик.
    • Обязательным элементом теста является лист правильных ответов, который прилагается к тесту. В листе правильных ответов указывается номер задания и цифровое, буквенное, словесное обозначение правильного ответа. Например: 1. – а; 2. – в; 3. – б и т.д.
    • Особое внимание следует обратить на грамотное правописание тестовых заданий, на правильное употребление профессиональной лексики. Во многом мнение о Вас, как о студенте, складывается из впечатления от внешнего вида представленной работы. Поэтому, тест должен быть выполнен аккуратно, без исправлений, иметь эстетический вид.

    3. Запись выписок или цитат

    Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»).

    Методические рекомендации:

    • Выписки делать после того, как текст прочитан полностью и понятен в целом.
    • Остерегайтесь обильного автоматического списывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.
    • Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь записать своими словами. Яркие и важные места приводите дословно.
    • Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.
    • Для систематизации выписок и цитат перед ними целесообразно записывать название вопроса, к которому относится выписка. Не забывайте  указать источник информации, а если это цитата – еще и автора.

    4. Составление тезисов литературного источника

    Тезисы позволяют обобщить изученный материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада. В отличии от цитат тезисы являются кратким изложением основных мыслей доклада или реферата, выписанных непосредственно из текста.

    Методические рекомендации:

    • При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, чтобы не потерять документальность и убедительность.
    • Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки, в каждом из которых выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
    • Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (делайте ссылки на страницы книги).
    • По окончании работы над тезисом сверьте их с текстом источника.

    5. Написание аннотации, рецензии к статье, рукописи, книге

    Аннотация - это краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателя оно предназначено. Объем аннотации – 3 – 6 предложений. Обычно ее размещают на отдельном листе сразу после титульного.

    Методические рекомендации:

    • Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.
    • Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.
    • В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос (проблема), особенно детально анализирует, убедительно доказывает и т.д.).

    Рецензия - это критический отзыв о конкретном произведении (статье), где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемого источника.

    Методические рекомендации:

    • Запишите выходные данные источника.
    • Изучите текст и выделите круг вопросов, затронутых в тексте. Определите характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.)
    • Выделите в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности.
    • Определите актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы, связь ее идей с общим научным движением современности по рассматриваемому вопросу. В заключении сделайте вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дайте общую оценку текста и сферы возможного применения.

    6. Конспектирование материала по теме

    Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

    Методические рекомендации:

    • Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.
    • Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.
    • Выделите тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
    • Составьте план текста - он поможет вам в логике изложения,  сгруппировать материал.
    • Изложите каждый вопрос плана. Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает ...», «раскрывает ...» и т.д.).
    • Текст автора оформляйте как цитату.
    • В заключении обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.
      Оформите конспект: выделите разными цветами  наиболее важные места так, чтобы они легко находились взглядом. Избегайте пестроты.

     

    Конспект — схема - это схематическая запись прочитанного материала.

    Методические рекомендации:

    • Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные, общие понятия.
    • Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
    • Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным пунктам.
    • Заполните схему данными.

    Пример конспект – схемы:

    7. Выполнение проекта или исследования

    Работа над проектом или исследованием поднимает у студентов уровень их самооценки, как уже сформировавшихся специалистов, групповое выполнение заданий развивает коммуникативную компетентность, каждому дается возможность внести свой вклад в разработанный проект (исследование).

    Учебные проекты (исследования) - самостоятельно разработанные проектные решения или проведенные исследования направленные на решение значимых практикоориентрованных проблем, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и при консультировании преподавателя.

    Основные этапы работы над проектом:

    1 Разработка проектного задания или задания для исследования

    На данном этапе осуществляется выбор темы проекта, постановка целей, выделение основополагающих и проблемных вопросов.

    2. Разработка проекта

    Этап реализации проекта в соответствии с коллективными и индивидуальными задачами, поставленными перед участниками группы. Часть группы собирает всю необходимую информацию, другая часть производит практическую часть работы (расчеты, затем вся группа анализирует возможность производства высокопрочных марок  на имеющемся оборудовании цеха, делает определенные выводы и готовит презентацию проекта.

    3. Оформление результатов

    На данном этапе студенты в процессе группового обсуждения выбирают приемлемую и адекватную форму представления результатов выполненной работы, которая должна хорошо отражать выполнение поставленных задач.

    4. Презентация

    На этапе презентации все группы демонстрируют результаты своей работы. Основными критериями успешности проекта можно считать следующие:

    — глубокое изучение содержания проблемного вопроса;

    — точность и правильность произведенных расчетов;

    — активность каждого участника при выполнении проекта;

    — убедительное обоснование сделанных выводов;

    — умение отвечать на вопросы аудитории и защищать свой проект.

    5. Самооценка

    Завершающий этап работы над проектом проходит в форме открытого обмена мнениями. Оценивание происходит с опорой на критерии успешности проекта.

    Для каждого вида самостоятельной работы необходимо разработать критерии оценки выполненной работы. В качестве примера приводятся критерии оценки реферата.

    Критерии оценки реферата

    • Актуальность темы исследования
    • Соответствие содержания теме
    • Глубина проработки материала
    • Правильность и полнота использования источников
    • Соответствие оформления реферата или доклада предъявляемым требованиям


    МАКЕТ

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

    Наименование образовательного учреждения

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    по учебной дисциплине (по междисциплинарному курсу)

    профессионального модуля (только для МДК)*

    основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

    по профессии/специальности:

    по программе базовой (углубленной) подготовки

    Липецк 2013

    *- При заполнении макета примечания, выделенные курсивом, удаляются.


    Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ______________ /(по МДК _____________ ПМ ___________________________________) по специальности начального/среднего профессионального образования (далее – НПО/СПО) __________________________.

    Разработчики:

    ___________________       __________________       ____________________

    (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

    ___________________        _________________         _____________________

        (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

    Одобрено на заседании цикловой комиссии ___________

            (дата)

    Председатель цикловой комиссии   _____________________________

                                                                                  (роспись)              (инициалы, фамилия)

    УТВЕРЖДАЮ

    Заместитель директора

    по учебной работе                     ________________________________________

                                                                                  (роспись)              (инициалы, фамилия)


    Введение

    Согласно ФГОС: «При формировании ОПОП образовательное учреждение …обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения…»

    Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления  учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

    Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы УД/ПМ _____________ профессии/специальности ___________________ по программе базовой/углубленной  подготовки.

    УД/МДК _____________ изучается в течение ____ семестров. Общий объем времени, отведенный на  выполнение самостоятельной работы по УД/МДК _____________, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой– ____ часов (можно указать количество часов в каждом из семестров).

    Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием УД/МДК _________, закреплении теоретических знаний и умений.

    Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС профессии/специальности ___________ и требованиям рабочей программы УД/ПМ ______, относящихся к МДК _______:

    практический опыт (только для МДК, если им можно овладеть при выполнении практических и лабораторных работ):

    -

    -

    умения:

    -

    знания:

    -

    Вышеперечисленные умения, знания и практический опыт направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов (только для МДК):

    ПК 1.1

    ОК 1

    Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам УД/МДК

    Наименование раздела, темы

    Количество часов на ВСР

    Раздел 1 _______

    Тема 1.1 ____________

    Виды и формы самостоятельной работы студентов по

    УД/МДК _________________________

    (виды ВСР приводятся в качестве примера)

    • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
    • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе.
    • Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
    • Выполнение расчетных заданий.
    • Работа со справочной литературой.
    • Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам, и подготовка к их защите.
    • Подготовка к контрольным работам, экзамену.


    Методические рекомендации для студентов

    по конкретным видам самостоятельной работы:

    1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

    2. Подготовка к контрольным работам, экзамену

    1.        Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

    2.        Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

    3.        Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.

    4.        Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.

    5.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

    6.        Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.

    7.        Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений; решению задач, расчетов самостоятельной работы, составлению графиков, таблиц и т.д.

    Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

    - качество уровня освоения учебного материала;

    - умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;

    - обоснованность и четкость изложения ответа.


    3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе

    1.        При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

    2.        Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

    3.        Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.

    4.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

    5.        Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

    6.        В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

    Показатели  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

    - краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

    - логичность изложения ответа;

    - уровень понимания изученного материала.


    4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме

    1.        Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.  Предложенная тема должна содержать проблему, быть связанной с современным состоянием развития металлургической отрасли или отражать потребности работодателя – ОАО «НЛМК».

    2.        При подготовке доклада, сообщения используйте техническую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.

    3.        Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме. (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

    4.        Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.

    5.        Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.

    6.        Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.

    7.        Подготовленный доклад должен сопровождаться  презентацией, иллюстрирующей его основные положения.

    Показатели  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

    - полнота и качественность информации по заданной теме;

    - свободное владение материалом сообщения или доклада;

    - логичность и четкость изложения материала;

    - наличие и качество презентационного материала.

    5. Выполнение расчетных заданий

    6. Работа со справочной литературой

    1.        Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. Выпишите формулы из конспекта по изучаемой теме. 

    2.        Обратите внимание, как использовались данные формулы при решении задач на занятии.

    3.        Выпишите ваш вариант задания, предложенного в данных методических указаниях, в соответствии с порядковым номером в учебном журнале.

    4.        Решите предложенную задачу, используя выписанные формулы.

    5.        В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.

    6.        Проанализируйте полученный результат (проверьте размерности величин, правильность подстановки в формулы численных значений, правильность расчетов, правильность вывода неизвестной величины из формулы).

    7.        Решение задач должно сопровождаться необходимыми пояснениями. Расчётные формулы приводите на отдельной строке, выделяя из текста, с указанием размерности величин. Формулы записывайте сначала в общем виде (буквенное выражение), затем подставляйте числовые значения без указания размерностей, после чего приведите конечный результат расчётной величины. Окончательный ответ следует приводить и в системе СИ.

    Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

    - грамотная запись условия задачи и ее решения;

    - грамотное использование формул;

    - грамотное использование справочной литературы;

    - точность и правильность расчетов;

    - обоснование решения задачи.

    7. Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам и подготовка к их защите

    1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению лабораторных и практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
    2. Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
    3.  Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.
    4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.

    Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

    - оформление лабораторных и практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;

    - качественное выполнение всех этапов работы;

    - необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;

    - правильное оформление выводов работы;

    - обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.

    Перечень рекомендуемой литературы

    (в том числе Интернет-ресурсы)

    Задания для самостоятельно выполнения

    по УД/МДК _______________________

    Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы УД/ПМ для удобства при выполнении самостоятельной работы студентов к учебным занятиям. 

    Раздел 1 _____________________________ (___ часов ВСР)

    Тема 1.1 ______________________  (9 часов ВСР)

    1) Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме – 2 часа

    Контрольные вопросы:

    -

    2) Подготовить доклад с презентацией – 4 часа

    Темы:

    «Истории возникновения и развития прокатки».

    «История возникновения и развития ковки».

    «История возникновения и развития волочения».

    «История возникновения и развития штамповки».

    «История возникновения и развития прессования».

    Использовать электронный ресурс [5]

    3) Оформление отчетов по лабораторным работам, и подготовка к их защите – 1 час

    4) Подготовка к контрольной работе – 2 часа

    Тема 1.2 Величины, характеризующие деформацию (10 часов ВСР)

    1) Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме – 3 часа

    Контрольные вопросы:

    - Каким законом описывается взаимосвязь между напряжениями и упругой деформацией. Какая деформация называется упругой? Что происходит с положением атомов в металле при упругой деформации?

    - Какая деформация называется пластической? Что происходит с положением атомов при пластической деформации.

    - Что характеризует предел прочности металла, предел текучести металла и предел пропорциональности металла? Обозначьте их на диаграмме напряжений при растяжении образца.

    - Перечислите причины, приводящие к неравномерной деформации по ширине полосы. Как она проявляется?

    - При прокатке получен дефект – внутренние трещины центрального по толщине слоя полосы. Что явилось его причиной и каким образом можно избежать появление этого дефекта?

    - При прокатке получен дефект – неравномерная толщина полосы по длине. Что явилось его причиной и каким образом можно избежать появление этого дефекта?

    2) Выполнение расчетных заданий - 4 часа.

    Задача 1

    Полоса размерами Н,В,L мм прокатана с обжатием ∆h и уширением ∆b. Определите размеры полосы после прокатки h, b, ℓ мм.

    Данные для задачи №1

    № варианта

    Н, мм

    В, мм

    L, мм

    ∆h, мм

    ∆b, мм

    1, 11, 21

    2, 12, 22

    3, 13, 23

    4, 14,  24

    5, 15, 25

    6, 16, 26

    7, 17, 27

    8, 18, 28

    9,  19, 29

    10, 20, 30

    80

    Ø 90

    100

    Ø 100

    60

    Ø 110

    40

    Ø 120

    90

    70

    500

    500

    400

    200

    600

    450

    2500

    4850

    2550

    5200

    1700

    4900

    1200

    4800

    2000

    1950

    20

    15

    25

    16

    17

    15

    12

    16

    30

    25

    5

    5

    7

    5

    6

    5

    3

    5

    10

    9

    Задача 2

    Полоса размерами Н,В,L мм прокатана с обжатиями  ∆h1 = 25мм, ∆h2 = 20мм, ∆h3 = 15мм, ∆h4 = 10мм, ∆h5 = 5мм; с   уширением  ∆b1 = 10мм, ∆b2 = 9мм, ∆b3 = 8мм, ∆b4 = 7мм, ∆b5 = 6мм. Определите размеры полосы после прокатки h,b,ℓ, коэффициенты деформации и относительную деформацию в каждом проходе, суммарную и среднюю вытяжку за 5 проходов.

    Данные для задачи №2

    № варианта

    Н, мм

    В, мм

    L, мм

    1, 11, 21

    2, 12, 22

    3, 13, 23

    4, 14, 24

    5, 15, 25

    6, 16, 26

    7, 17, 27

    8, 18, 28

    9, 19, 29

    10, 20, 30

    100

    90

    110

    120

    105

    95

    125

    80

    130

    140

    500

    450

    550

    600

    525

    475

    650

    400

    600

    800

    2500

    2400

    2750

    3000

    2100

    2150

    2900

    2200

    2300

    2950

    Задачи, направленные на закрепление знаний формул и совершенствование расчетных умений:

    • Квадратную заготовку с размерами поперечного сечения 45х45 мм и длиной 3 м прокатали в пруток диаметром 10 мм. Найдите длину прутка после прокатки.
    • Полосу с размерами: толщина – 40 мм, ширина – 850 мм, длина – 5м, прокатали с обжатием 20%. При этом длина полосы увеличилась на 500 м. Сколь составило уширение полосы (в мм).
    • Лист толщиной 3,5 мм, шириной 1500 мм и длиной 400м прокатали с обжатием 30%. Определите все коэффициенты деформации. (при листовой прокатке уширение отсутствует
    • Квадратную заготовку с квадратным поперечным сечением 100х100 мм прокатали с обжатием 20%. Коэффициент уширения составил 1,01. Найдите толщину и ширину раската и определите коэффициент вытяжки.
    • Полосу толщиной 100 мм и шириной 1700 мм прокатали с обжатием 15%. Коэффициент вытяжки составил 1,17. Рассчитайте коэффициент уширения и ширину полосы после прокатки
    • После прокатки заготовки сечением 60х60 мм с абсолютным обжатием 10мм и уширением 10 мм ее длина составила 7 м. найдите начальную длину заготовки и рассчитайте коэффициент вытяжки
    • Квадратную заготовку с сечением 150х150 мм и длиной 2 м прокатали в квадратную штангу сечением 30х30мм. Рассчитайте длину получившегося проката и определите коэффициент вытяжки.

    3) Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам, и подготовка к их защите. – 1 час

    4) Подготовка к контрольной работе по темам 1.2-1.3 – 2 часа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

    Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

    Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

    Методические рекомендации по формированию регионального компонента основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования

    Методические рекомендации по формированию регионального компонента профессиональных образовательных программ начального и среднегопрофессионального образования Образовательное учреждение СПО само...

    Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.05 «Мастер столярно-плотничных ипаркетных работ»

    Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...