Внеклассное мероприятие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Монгуш Чайзат Альбертовна

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе "Удивительная страна Русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе

«Удивительная страна Русский язык».

Цели:

- формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;

- развитие  коммуникативной компетенции, культуры общения;

- воспитание интереса к русскому языку, культуре русского народа.

Задачи:

- вспомнить и применить на практике ранее изученный материал;

- познакомить с богатством русского языка;

- способствовать воспитанию уважения к соперникам;

-сформировать умение работать в коллективе, быть частью команды.

- вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского  языка.

Оборудование: листы с заданиями  для каждой команды.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Форма проведения: викторина.

Организационный момент.

1. Учащиеся делятся на три команды, выбирают капитанов.

2. Для оценки работы учащихся формируется жюри.

Ход игры.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята!   Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну русского языка. Вам предстоит пройти нелёгкие испытания, проверить свои знания русского языка. Готовы? Тогда вперёд!

                         День необычный сегодня у нас,
                                   Я искренне рада приветствовать вас!
                                   Для умной игры собрались здесь друзья. 
                                   Её начинать нам настала пора!

Девиз нашей игры: «Великий, могучий русский язык!»

«Перед вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В.Гоголь)

Правила игры:

В игре встретятся 3  команды из учащихся 6 «а» класса.

Слово учителя: Наш турнир будет состоять и 5 этапов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, станет победителем и знатоком русского языка.  

Представление команд: 1 команда

                                          2 команда

                                          3 команда

Оценивать вашу игру  будет справедливое и объективное жюри, которому придётся сегодня принимать непростые, но очень важные решения.

Итак, начинаем.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМИНКИ.

  1. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
  2. Этот сказочный герой любил кататься на печи.
  3. Если слово надо исправить, что в нем допустили?
  4. Сколько букв в слове солнце?
  5. Сколько козлят попытался съесть злой волк?
  6. 3а сколькими зайцами не стоит гоняться?
  7. Какая по счету в русском алфавите буква Ё ? (7).
  8. Какова сумма двух первых цифр в году рождения А.С.Пушкина? (8)
  9. Назовите синоним слова ДОРОГА.
  10. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)
  11. Какие птицы могут быть почтальонами?
  12. 0тгадайте загадку: с виду – клин, а развернёшь – блин (Зонтик).
  13. Школьный стол (Парта).
  14. Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .
  15. Его оторвали у Варвары на базаре (Нос).
  16. Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол).
  17. Баранка, которую нельзя съесть (Руль).
  18. Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).
  19. Главная песня государства (Гимн).
  20. Какие два местоимения мешают автомобилистам? (я-мы).
  21. Отгадайте загадку: в школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу (Дневник).

1 остановка – остров «Грамотей».

Вы, наверное, догадались, что на нашем острове живут грамотеи.

- Вы знаете, кого называют грамотеем?

Словарь Ожегова говорит нам, что так называют грамотного человека. Давайте откроем этот словарь (работа со словарем).

- Что значит помета устар.? Конечно, это устаревшее слово.

- А помета ирон.? Ироничное, значит, иногда так можно сказать о человеке, намекая, наоборот, на его неграмотность в каком-либо вопросе.

А вот насколько грамотны вы, проверят наши задания.

1 задание. Как назвать жителей городов Москва, Петербург, Минск? Заполни таблицу по образцу:

Город

Житель

Жительница

Жители

Новгород

новгородец

новгородка

новгородцы

Москва

 

 

 

Петербург

 

 

 

Минск

 

 

 

За каждую верно заполненную строку 1 балл.

2 задание. В этих словах потерялись Ь и Ъ. Распредели слова на две группы: с Ь и с Ъ. За каждое верно названное слово 1 балл.

Пас…янс, с…емка, тер…ер, интерв…ю, бул…он, бар…ер, об…ятия,  в…едливость, в…юн, кур…ер.

2 остановка – Синтаксические острова.  На нашем острове правит синтаксис.

- Что изучает синтаксис? (строение словосочетания и предложения) 

- И мы вместе с вами тоже будем строить предложения по правилам, будем расставлять знаки препинания, потому что от этого, как известно, может зависеть жизнь человека. Помните фразу из знаменитого мультика: Казнить нельзя помиловать?

1. Расставьте знаки препинания. За каждое верно названное слово 1 балл.

- Длинный язык это лестница по которой в дом входит несчастье.

- А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса.

- За игрой

Мы ссорились мирились
И спорили порой
Но очень подружились
За нашею игрой
Игра игрой сменяется
Кончается игра
А дружба не кончается
Ура Ура Ура!

Ответ: 

- Длинный язык - это лестница, по которой в дом входит несчастье. 

- «А, старая знакомая, здравствуй,»- ласково проговорила Лиса. 

- За игрой .

Мы ссорились, мирились
И спорили порой. (можно поставить запятую)
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется. (можно запятую)
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!

3 остановка – остров сокровищ «Орфоэпический».

Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Ваша задача – расставить ударения в данных словах.

Свекла, торты, досуг, квартал, звонит, каталог, красивее, щавель, жалюзи, банты.

4 остановка – Затонувший остров пословиц и поговорок. Я задаю вопрос, вы отвечаете известной поговоркой. В случае ошибки право отвечать переходит к другой команде. Получаете по баллу за каждую поговорку.
1. Какому животному гусь - не товарищ? ( Гусь свинье не товарищ.)
2. Чего не выкинешь из песни? ( Слова из песни не выкинешь.)
3. Какому подарку в зубы не смотрят? (Дареному коню в зубы не смотрят.)
4. С чего должна слезть баба, чтобы кобыле стало легче? ( Баба с воза - кобыле легче.)
5. Чего может лишиться дитя у семи нянек? ( У семи нянек дитя без глаза.)
6. Без чего не бывает дыма? (Дыма без огня не бывает.)
7. Чего лишилась Варвара, придя на базар? (Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.)

А сейчас вам будет предложено лишь начало пословицы, ваша задача вспомнить и закончить пословицу.

1. Поменьше говори … побольше делай.

2. Без труда…не выловишь рыбку из пруда.

3. За двумя зайцами погонишься… не одного не поймаешь .

4. Не имей сто рублей - … а имей сто друзей.

5. Слово не воробей, … вылетит - не поймаешь.

6. Не все то золото,… что блестит.

7. Береги честь… смолоду, а платье снову.

8. Жизнь прожить - …не поле перейти.

9. Сколько волка не корми - …он все в лес смотрит.

10. С миру по нитке - … голому рубаха.

11. Терпенье и труд … все перетрут.

12. Мал золотник,… да дорог.

5 остановка – остров Ребусов. Каждой команде предстоит разгадать по 2 ребуса. За правильный ответ дается 1 балл.

Ответ: глагол

Ответ: склонение

        Ответ: слово

        Ответ: русский

Ответ: диктант

        Ответ: корень

Учитель: И в завершении мы проведем маленькую викторину, пока жюри подводит итоги нашего конкурса. Командам предлагается ответить на вопросы. Кто быстрее и больше даст правильных ответов.

Часть речи, обозначающая предмет? (Существительное)

Слово «белый» по отношению к слову «черный». (Антоним)

Он бывает между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)

Неопределенная форма глагола. (Инфинитив)

Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

Член предложения, отвечающий на вопрос какой? чей? (Определение)

Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (Именительный)

Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка) (четыре)

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе получается – овощ. (Ты-Ква)

Подведение итогов.

Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.

Учитель: Наш конкурс подошел к концу. Мы только заглянули с вами в тот интереснейший мир под названием «Русский язык». На уроках русского языка и литературы, а также самостоятельно вы будете постигать секреты нашего языка. Любите и охраняйте его, ведь язык – это наша великая культура.

Язык наш славен и велик!

Храни родную речь!

Язык любви сердца целит,

Тебе его беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...