Презентация "Экологические факторы"
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Тягина Ирина Алексеевна

Презентация к уроку "Экологические факторы" для 6 класса по программе Н. И. Сонина.  Слайды 3, 5, 6,9, 10, 11 можно использовать  при изучение экологических тем в старших классах, при подготовке к олимпиадам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ekologicheskie_faktory.rar1.43 МБ

Подписи к слайдам:


фотосинтез

органические вещества

рост, развитие

образование хлорофилла

суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных

дневные, ночные

светолюбивые

теневыносливые

тенелюбивые

СВЕТ

Важнейшие процессы, протекающие у растений и животных с участием света




Фотосинтез. В среднем 1-5 % падающего на растения света используется для фотосинтеза. Фотосинтез - источник энергии для всей остальной пищевой цепи. Свет необходим также для синтеза хлорофилла.

Транспирация. Примерно 75 % падающей на растения солнечной энергии расходуется на испарение воды, что способствует транспорту веществ по сосудам; это важно в связи с проблемой сохранения воды.

Фотопериодизм. Важен для согласования жизнедеятельности растений и животных (особенно размножения) с временем года.

Движение. Движения побега и листьев важны для получения растением достаточного количества света. Движения у простейших (эвглена зеленая) и одноклеточных водорослей (хламидомонада) необходимы для нахождения подходящего местообитания.

Зрение у животных. Одно из главных чувств.

Синтез витамина D у человека. Длительное воздействие ультрафиолетовых лучей может вызвать повреждение тканей, особенно у животных; в связи с этим выработались защитные приспособления - пигментация (загар у европейцев и темная кожа у жителей Африки), поведенческие реакции избегания.




ВОДА

Поддерживает жизнедеятельность процессов

Растворение в - в

Передвижение в – в

Состав цитоплазмы, клеточного сока

Охлаждение

Очищение от пыли

Прорастание семени

Влаголюбивые




Засухоустойчивые

Адаптация к засушливым условиям у растений и животных

Уменьшение потери воды:

• листья превращены в иглы или колючки (кактусы, молочай, хвойные);

• листья свернуты в цилиндр (степные злаки);

• толстый стебель с большим отношением объема к поверхности (кактусы);

• опушенные листья (альпийские растения);

• сбрасывание листьев при засухе;

• устьица открыты ночью и закрыты днем (толстянковые);

• поверхность покрыта воском (насекомые);

• уменьшение потоотделения (верблюд);

• животные прячутся в норы;

• дыхательные отверстия прикрыты клапанами (насекомые).




Увеличение поглощения воды:

• глубоко проникающие корни или обширная поверхностная корневая система (кактусы);

• термиты прорывают ходы к воде.

Запасание воды:

• в стеблях и листьях (кактусы, молочай, толстянка);

• в мочевом пузыре (пустынная лягушка);

• в виде жира (вода - продукт окисления) - пустынная крыса, верблюд.

Устойчивость к потере воды:

• лишайники, мхи осоки'

• верблюд может потерять до 30% от массы тела и быстро её восстанавливать при наличии доступной воды.

«Уклонение» от проблемы

• летняя спячка в слизистом коконе (дождевые черви, двоякодышащие рыбы);

• переживание неблагоприятных условий в виде семян луковиц, клубней.




Что объединяет этих животных?

Отношение к температуре

Животные по отношению к t С окруж. среды

теплокровные

хладнокровные




Постоянная t С тела

Перьевой и волосяной покров

Запас подкожного жира




Непостоянная t С тела

Малоподвижность

Спячка

«Солнечные ванны»

Теплолюбивые растения

Холодостойкие растения

Адаптация организмов к перепадам температуры

Главным источником тепла является солнечное излучение; им могут также быть геотермальные источники (в горячих источниках развиваются бактерии и сине-зеленые водоросли) или саморазогревающиеся кучи влажного сена и зерна, навоз. Организм может выжить только в определенных температурных пределах, к которым приспособлен его обмен веществ и структура. Если температура живой клетки падает, ниже точки замерзания, клетка может погибнуть в результате образования в ней кристаллов льда. При очень высокой температуре происходит повреждение ферментов. Большинство живых организмов существует в ограниченном диапазоне температур от 10 до 35 С, однако многие виды обладают приспособлениями, позволяющими им жить в экстремальных условиях:

даурская лиственница выдерживает зимние морозы до -70 ос (Якутия);

для растений тропических лесов температура в +5 ... +80С губительна;




зеленые и диатомовые водоросли в полярных льдах и на снежных полях высокогорий живут только при температуре около 00С;




некоторые бактерии и сине-зеленые водоросли могут жить в горячих источниках при температуре +85 ... +900С (до +110 С).




двести лет назад в Англии был проведен опыт по определению сопротивляемости теплокровных животных перегреванию. Несколько человек и собака провели в сухой камере при температуре +126 0С 45 минут без последствий для здоровья. Кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.




споры некоторых бактерий выдерживают в течение нескольких минут нагревание до + 180 0С;




при обезвоживании нематоды и коловратки (круглые черви) переносят температуру -2710 С.




Адаптация организмов к перемещению воздушных масс




ветер, взаимодействуя с другими факторами окружающей среды, может привести к задержке роста деревьев и искривлению их с наветренной стороны (флаговые формы деревьев, криволесье);

ветер увеличивает испарение воды с поверхности организма;

перемещение воздушных масс играет большую роль в распространении спор, семян, расширяет возможность расселения неподвижных организмов (растений, грибов, бактерий) и миграции летающих животных;

ветер, вызывая волнение воды, способствует насыщению ее кислородом и перемешиванию слоев с разной температурой.




МОЖЕТ ЛИ ОДУВАНЧИК РАСТИ В ВОДОЁМЕ, А КУВШИНКА – НА СУШЕ?

Солнечная Е

тепло

свет

углекислый газ

вода

минер. вещества

кислород

Корневая система предохраняет почву от разрушения

кислород

углекислый газ

вода

Защита от суховея, снижение ветра

От осушения территории

Смягчение климата

Задержание снега

Заболачивание почвы

Изменение состава почвы

Дыхание

Увлажнение воздуха, осадки

Для фотосинтеза

Изменение состава воздуха

Взаимосвязь организма с окружающей средой

КРАСОЦВЕТ

ЦВЕТОГРЫЗ

ГРЫЗОЕД

Попробуйте описать внешний облик данных организмов

КРАСОЦВЕТ

Это растение необыкновенной красоты, с крупным цветком.

Листья у него длинные.

Стебель высокий.

ЦВЕТОГРЫЗ

Это животное. Грызун.

Лапки приспособлены, чтобы залезать на растения.

Ротовые органы приспособлены, чтобы грызть.







ГРЫЗОЕД

Это – хищник.

Мощные челюсти.

Большие глаза и уши.

Быстро бегает.

Если они существуют вместе, значит они как-то связаны друг с другом?

КРАСОЦВЕТ

ЦВЕТОГРЫЗ

ГРЫЗОЕД

Названия отражают связи.

Только ли пищевые отношения связывают эти виды?

Цветогрыз прячется в зарослях красоцвета.

Цветогрыз может разносить семена красоцвета.

Грызоед служит санитаром для цветогрыза.

КРАСОЦВЕТ

ЦВЕТОГРЫЗ

ВЗАИМОСВЯЗЬ

ГРЫЗОЕД

Представим, что в результате какой-то эпидемии резко сократится численность цветогрызов.

Красоцвет разрастается, т. к. его никто не будет есть.

Грызоедов станет меньше, т. к. мало корма.

Как всё это повлияет на численность цветогрызов?

Много корма, никто не помешает ему в размножении.

Численность цветогрыза начнёт увеличиваться.

Что произойдёт с грызоедом?

Что происходит в живой природе?

Равновесие. Саморегуляция.

И так было долго… Пока не появился ……..

Который стал жить рядом, а значит, установил с ними определённые отношения.

КАКИЕ?

СОРВАТЬ

Посадить в клетку

Истребить на мех

?

?

?

Для красоты

Как лекарственное

Выращивание

Приручил. Одомашнил.

Истребление.

Мех.

Мясо.

Установил взаимоотношения, став звеном данной цепи.

Как могут воздействовать друг на друга организмы одного вида?

Как могут воздействовать друг на друга организмы разного вида?

Какое взаимоотношение между пчелой и цветковым растением?

Здравствуйте, ребята!

Обращаюсь к вам с большой просьбой от всего нашего лугового сообщества.

В нашем растительном сообществе, в растительном государстве, живут две сестры одного вида. Одна из них растёт красавицей, а другая уж очень малой и хилой.

Помогите нам выяснить, в чём же причина?

Мы очень надеемся, что наше письмо попало в руки хороших ребят, которым нравится изучать природу.

Ребята, помогите выяснить причину.

За ранее благодарны!

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Нарисовать цветковые растения о которых идёт речь в письме, отобразить отличительные особенности в их развитии.

Написать письмо с указанием причин и их пояснением.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические факторы- как факторы социальной стабильности человека.

Экологическая игра, которая помогает детям осознать, что мы не всегда можем выбрать условия, в котрых живем, но в наших силах изменить их....

Тесты «Факторы среды. Абиотические факторы в жизни животных»

Тесты посвящены влиянию абиатических факторов среды на животных. 7 класс....

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 30 «ЗОЖ и факторы, на него влияющие».

Данная презентация иллюстрирует тридцатый урок ОБЖ в 6 классе  «ЗОЖ и факторы, на него влияющие» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных ...

Конспект урока биологии в 11 классе Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам

Урок разработан для учащихся 11 класса по теме «Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам», глава 6 «Жизнь в сообществах. Основы экологии», раздел 3 «Взаимод...

Проверочная работа: Факторы среды. Абиотические факторы.

Работа может быть использована для проверки знаний учащихся 9, 11 классов при изучении темы "Факторы среды. Абиотические факторы"...

Статья "Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы"

Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы...


 

Комментарии

Презентация понравилась.  Пригодится в работе. Большое спасибо!