Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
план-конспект урока биологии (7 класс) по теме

Федорова Валентина Павловна

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_po_teme_Prosteyshie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ ООШ № 12

446219, Россия, Самарская область, город Новокуйбышевск, посёлок Шмидта, ул. Школьная, дом 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,

тел.-факс структурного подразделения – дошкольного отделения,  расположенного в посёлке Маяк – 3  – 17 – 66


























КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ





«Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»











                                                        Составила:  



                                                        учитель химии и биологии



                                                        МОУ ООШ № 12



                                                        Федорова В.П.



        























2010г.




Тема: Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые.

Цель: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, ознакомить с особенностями простейших из класса саркодовых.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных; среды обитания представителей класса Саркодовые их строения и жизнедеятельности на примере амебы протей.

Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы: словесный (рассказ, объяснение, с элементами дискуссии, постановка и решение проблемных вопросов); наглядный (мультимедийная презентация с использованием флеш - анимации и видеофрагмента); практический (заполнение структурно-логической схемы, моделирование процесса деления).

Используемые технологии: информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, элементы проблемного урока.

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный проектор, структурно-логическая схема на каждого учащегося, стикеры цветные для оценивания учащихся, микроскопы, микропрепараты с образцами тканей животных

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4. Первичное закрепление знаний (игра)

5. Проверка знаний (тест)

6. Оценивание работы учащихся

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

Особенности: в течение урока каждый учащийся заполняет структурно-логическую схему параллельно с учителем, затем схема вкладывается в рабочую тетрадь ученика.

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Актуализация знаний

Учитель:  Прошедшие уроки мы с вами посвятили изучению строения тела животных, углубили знания о строении животной клетки, познакомились с основными  тканями и системами органов животных.  Проверим степень усвоения ваших знаний.

        Двое учащихся сейчас пройдут в нашу мини – лабораторию, где рассмотрев микропрепараты тканей животных (микропрепараты не подписаны), определят данный вид ткани и занесут в соответствующую строку таблички, если в соответствующей графе вы укажете функции определенной вами ткани, то получите за это  дополнительный балл (учащиеся получают соответствующую форму и проходят к столу с микроскопами, по окончании работы сдают учителю заполненную таблицу)

 Работа с классом. Мы с вами работаем и  каждый ваш правильный ответ я буду оценивать цветным стикером. Ваша задача - заработать их как можно больше.

  1. Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?
  2. Назовите основные части клетки?
  3. Назовите органоиды животной клетки.
  4. В чем отличия животной клетки от растительной?

Учитель: На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царст во, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?

Учитель: Но в природе, кроме одноклеточных растений существу ют и одноклеточные животные. Сегодня мы подробно начнем наше знакомство с ними.

III.Изучение нового материала

1.  История открытия простейших организмов рассказ учителя. (СЛАЙД2)

Учитель: Давным  – давно, еще в 1632, в городе Дельфте в Голландии родился мальчик Антонии ван Левенгук. Прошли годы, и отец отправил юношу в Амстердам учиться коммерции. Родителей Антоний почитал, поэтому ослушаться не посмел. Учебу закончил и дело собственное открыл - торговал тканями.  Так и жил бы себе потихоньку, но была у него одна страсть – хобби по-нашему. Уж очень нравилось Левенгуку стекла увеличительные шлифовать, в дощечки вставлять, да через те стекла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг все интересно! Вот вы подумайте, капля воды из лужи – ну, что, казалось в ней такого? А если на ту каплю через увеличительное стекло посмотреть? Кто в ней только не живет! И вот однажды Левенгук увидел в капле воды то животное о котором мы сегодня будем говорить. Это амеба обыкновенная (СЛАЙД3). А вот теперь включите свое воображение и уменьшите её до 0,1 мм – вот какая она на самом деле.

Учитель: Ребята, а что мы должны у амёбы изучить, чтобы всё о ней узнать?

(Cоставляют план изучения).

У вас на столах имеется структурно-логическая схема, она не заполнена. Давайте попробуем к концу урока заполнить правильно эту схему. Потом заполненную схему вложите в тетрадь.

2. Работа со структурно - логической схемой

  1. Итак, амёба обыкновенная относится к типу простейшие (СЛАЙД - характеристика),
  2. класс саркодовые. (Схема)
  3. Как вы думаете, почему амёба получила такое название - простейшее животное?
  4. Кто запомнил, в какой среде обитает амёба? (Cхема)
  5. Если амеба – одноклеточное животное, то какие органоиды должны входить в состав этой клетки? (Cхема)
  6. В переводе с греческого - амеба означает “ изменчивая”. Она получила такое название, так как на то на одном, то на другом месте её тела вытягиваются выросты цитоплазмы - ложноножки или псевдоподии. (Схема)
  7. Подумайте, каким образом может передвигаться амеба? (СЛАЙД, видео)
  8. Итак,  обобщим увиденное: с одной стороны псевдоподии увеличиваются, а с другой уменьшаются и она медленно “ползет” со скоростью 13 мм/ час. (Схема)
  9. Амеба медленно, но движется, а мы с вами засиделись, немного разомнемся (выполняют физкульт – минутку, под музыку)

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

  1. Как вы думаете, чем питаются амебы?
  2. Давайте посмотрим как это присходит…(СЛАЙД )
  3. Итак, пищевая частица оказывает давление на амебу, вокруг нее образуются псевдоподии. Этот процесс называется фагоцитозом (схема). Что значит “фагео”- пожирать, происходит захват и поглощение пищи простейшими. В итоге водоросль оказывается внутри тела амебы - в цитоплазме. Как только водоросль “утонет”, сейчас же цитоплазма как бы немного отступает и внутри амебы образуется вокруг водоросли пищеварительная вакуоль - своеобразный желудок (схема).
  4. Чем питание растений отличается от питания животных?
  5. Итак,  делаем вывод: Амеба- животное.
  6. А вот теперь, ребята, самое сложное! Процесс, о котором я буду сейчас говорить, вы будете изучать по физике в старших классах. Дело в том, что в цитоплазме амебы растворены соли. Но в теле их гораздо больше, чем в пресном водоеме, в котором амеба живет. Поэтому вода все время просачивается внутрь тела амебы.
  7. Как вы думаете, к чему это может привести? Что она должна делать с поступающей в неё водой?
  8. Для этого существует сократительная вакуоль - в ней собираются избытки воды и через каждые 3 минуты амеба их удаляет из тела - действует как насос. (Схема)
  9. Амёба - живой организм, значит, она должна дышать. Что поглощают организмы в процессе дыхания?
  10. Где амеба берет кислород? (Схема).
  11. А какой газ выделяется в процессе дыхания?
  12. Он удаляется вместе с водой через сократительную вакуоль. Значит, сократительная вакуоль выполняет две функции. Назовите их.
  13. Нам осталось изучить процесс размножения амебы обыкновенной. Ребята, попробуйте смоделировать этот процесс на амебах желтого цвета. На них стадии размножения. Разложите их в правильном порядке, а один учащийся сделает это у доски. Проверяем по учебнику - стр 39, рис 23. и смотрим флеш-анимацию (СЛАЙД)
  14. Представьте, что лужа высохла или вода в пруду замерзла, т.е. наступили неблагоприятные условия. Что может произойти с амебой? Но на следующий год в воде мы снова можем встретить это животное.  Как амеба будет переносить неблагоприятные условия? (Сообщение учащегося)
  15. Мы выяснили и доказали, что амеба – это животное, а все животные обладают раздражимостью, те отвечают на воздействие окружающей среды, амеба уползает от яркого света, механического  раздражения.
  16. Итак, схему мы заполнили, у нас получился опорный конспект.  А теперь немного поиграем.

IV. Первичное закрепление материала. 

Игра “ Третий лишний” (СЛАЙД)

V. Проверка знаний 

Задание дается каждому ученику на отдельном листе, (см. приложение).

Учащиеся выполняют тест, далее по слайду осуществляют взаимопроверку, и оценивают соседа по парте (СЛАЙД)

 VI. Итог урока  

А теперь подведем итог урока. Домашнее задание указано на схеме.

 (подсчет числа стикеров, озвучивание оценок, выставление оценок за урок и тест самостоятельно в дневник, учитель только расписывается)

VII.Рефлексия

На, нарисованное заранее,  дерево учащиеся крепят цветной стикер, в зависимости от понятия темы (чем лучше усвоил, тем выше крепится стикер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

урок по теме "Общая характеристика Простейших"

Изучение многообразия типа Простейших; создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления с использованием приемов: "Кластеры", "Ин...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...

Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"

Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"...

Разработка урока по теме: Общая характеристика птиц"

Разработка урока по теме: Общая характеристика птиц"...

Методическая разработка урока на тему "Общая характеристика внутренних вод Африки"

Данная методическая разработка урока соответствует современной программе по географии 7 класса, из расчета 1 -  2 часа в неделю. На данном уроке изучаются руке и озера Африки. На уроке использует...