Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
план-конспект урока биологии (7 класс) по теме
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_po_teme_Prosteyshie.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ ООШ № 12
446219, Россия, Самарская область, город Новокуйбышевск, посёлок Шмидта, ул. Школьная, дом 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,
тел.-факс структурного подразделения – дошкольного отделения, расположенного в посёлке Маяк – 3 – 17 – 66
КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
«Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Составила:
учитель химии и биологии
МОУ ООШ № 12
Федорова В.П.
2010г.
Тема: Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые.
Цель: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, ознакомить с особенностями простейших из класса саркодовых.
Задачи:
Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных; среды обитания представителей класса Саркодовые их строения и жизнедеятельности на примере амебы протей.
Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Методы: словесный (рассказ, объяснение, с элементами дискуссии, постановка и решение проблемных вопросов); наглядный (мультимедийная презентация с использованием флеш - анимации и видеофрагмента); практический (заполнение структурно-логической схемы, моделирование процесса деления).
Используемые технологии: информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, элементы проблемного урока.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, структурно-логическая схема на каждого учащегося, стикеры цветные для оценивания учащихся, микроскопы, микропрепараты с образцами тканей животных
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3.Изучение нового материала
4. Первичное закрепление знаний (игра)
5. Проверка знаний (тест)
6. Оценивание работы учащихся
7. Домашнее задание
8. Рефлексия
Особенности: в течение урока каждый учащийся заполняет структурно-логическую схему параллельно с учителем, затем схема вкладывается в рабочую тетрадь ученика.
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Актуализация знаний
Учитель: Прошедшие уроки мы с вами посвятили изучению строения тела животных, углубили знания о строении животной клетки, познакомились с основными тканями и системами органов животных. Проверим степень усвоения ваших знаний.
Двое учащихся сейчас пройдут в нашу мини – лабораторию, где рассмотрев микропрепараты тканей животных (микропрепараты не подписаны), определят данный вид ткани и занесут в соответствующую строку таблички, если в соответствующей графе вы укажете функции определенной вами ткани, то получите за это дополнительный балл (учащиеся получают соответствующую форму и проходят к столу с микроскопами, по окончании работы сдают учителю заполненную таблицу)
Работа с классом. Мы с вами работаем и каждый ваш правильный ответ я буду оценивать цветным стикером. Ваша задача - заработать их как можно больше.
- Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?
- Назовите основные части клетки?
- Назовите органоиды животной клетки.
- В чем отличия животной клетки от растительной?
Учитель: На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царст во, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?
Учитель: Но в природе, кроме одноклеточных растений существу ют и одноклеточные животные. Сегодня мы подробно начнем наше знакомство с ними.
III.Изучение нового материала
1. История открытия простейших организмов рассказ учителя. (СЛАЙД2)
Учитель: Давным – давно, еще в 1632, в городе Дельфте в Голландии родился мальчик Антонии ван Левенгук. Прошли годы, и отец отправил юношу в Амстердам учиться коммерции. Родителей Антоний почитал, поэтому ослушаться не посмел. Учебу закончил и дело собственное открыл - торговал тканями. Так и жил бы себе потихоньку, но была у него одна страсть – хобби по-нашему. Уж очень нравилось Левенгуку стекла увеличительные шлифовать, в дощечки вставлять, да через те стекла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг все интересно! Вот вы подумайте, капля воды из лужи – ну, что, казалось в ней такого? А если на ту каплю через увеличительное стекло посмотреть? Кто в ней только не живет! И вот однажды Левенгук увидел в капле воды то животное о котором мы сегодня будем говорить. Это амеба обыкновенная (СЛАЙД3). А вот теперь включите свое воображение и уменьшите её до 0,1 мм – вот какая она на самом деле.
Учитель: Ребята, а что мы должны у амёбы изучить, чтобы всё о ней узнать?
(Cоставляют план изучения).
У вас на столах имеется структурно-логическая схема, она не заполнена. Давайте попробуем к концу урока заполнить правильно эту схему. Потом заполненную схему вложите в тетрадь.
2. Работа со структурно - логической схемой
- Итак, амёба обыкновенная относится к типу простейшие (СЛАЙД - характеристика),
- класс саркодовые. (Схема)
- Как вы думаете, почему амёба получила такое название - простейшее животное?
- Кто запомнил, в какой среде обитает амёба? (Cхема)
- Если амеба – одноклеточное животное, то какие органоиды должны входить в состав этой клетки? (Cхема)
- В переводе с греческого - амеба означает “ изменчивая”. Она получила такое название, так как на то на одном, то на другом месте её тела вытягиваются выросты цитоплазмы - ложноножки или псевдоподии. (Схема)
- Подумайте, каким образом может передвигаться амеба? (СЛАЙД, видео)
- Итак, обобщим увиденное: с одной стороны псевдоподии увеличиваются, а с другой уменьшаются и она медленно “ползет” со скоростью 13 мм/ час. (Схема)
- Амеба медленно, но движется, а мы с вами засиделись, немного разомнемся (выполняют физкульт – минутку, под музыку)
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
- Как вы думаете, чем питаются амебы?
- Давайте посмотрим как это присходит…(СЛАЙД )
- Итак, пищевая частица оказывает давление на амебу, вокруг нее образуются псевдоподии. Этот процесс называется фагоцитозом (схема). Что значит “фагео”- пожирать, происходит захват и поглощение пищи простейшими. В итоге водоросль оказывается внутри тела амебы - в цитоплазме. Как только водоросль “утонет”, сейчас же цитоплазма как бы немного отступает и внутри амебы образуется вокруг водоросли пищеварительная вакуоль - своеобразный желудок (схема).
- Чем питание растений отличается от питания животных?
- Итак, делаем вывод: Амеба- животное.
- А вот теперь, ребята, самое сложное! Процесс, о котором я буду сейчас говорить, вы будете изучать по физике в старших классах. Дело в том, что в цитоплазме амебы растворены соли. Но в теле их гораздо больше, чем в пресном водоеме, в котором амеба живет. Поэтому вода все время просачивается внутрь тела амебы.
- Как вы думаете, к чему это может привести? Что она должна делать с поступающей в неё водой?
- Для этого существует сократительная вакуоль - в ней собираются избытки воды и через каждые 3 минуты амеба их удаляет из тела - действует как насос. (Схема)
- Амёба - живой организм, значит, она должна дышать. Что поглощают организмы в процессе дыхания?
- Где амеба берет кислород? (Схема).
- А какой газ выделяется в процессе дыхания?
- Он удаляется вместе с водой через сократительную вакуоль. Значит, сократительная вакуоль выполняет две функции. Назовите их.
- Нам осталось изучить процесс размножения амебы обыкновенной. Ребята, попробуйте смоделировать этот процесс на амебах желтого цвета. На них стадии размножения. Разложите их в правильном порядке, а один учащийся сделает это у доски. Проверяем по учебнику - стр 39, рис 23. и смотрим флеш-анимацию (СЛАЙД)
- Представьте, что лужа высохла или вода в пруду замерзла, т.е. наступили неблагоприятные условия. Что может произойти с амебой? Но на следующий год в воде мы снова можем встретить это животное. Как амеба будет переносить неблагоприятные условия? (Сообщение учащегося)
- Мы выяснили и доказали, что амеба – это животное, а все животные обладают раздражимостью, те отвечают на воздействие окружающей среды, амеба уползает от яркого света, механического раздражения.
- Итак, схему мы заполнили, у нас получился опорный конспект. А теперь немного поиграем.
IV. Первичное закрепление материала.
Игра “ Третий лишний” (СЛАЙД)
V. Проверка знаний
Задание дается каждому ученику на отдельном листе, (см. приложение).
Учащиеся выполняют тест, далее по слайду осуществляют взаимопроверку, и оценивают соседа по парте (СЛАЙД)
VI. Итог урока
А теперь подведем итог урока. Домашнее задание указано на схеме.
(подсчет числа стикеров, озвучивание оценок, выставление оценок за урок и тест самостоятельно в дневник, учитель только расписывается)
VII.Рефлексия
На, нарисованное заранее, дерево учащиеся крепят цветной стикер, в зависимости от понятия темы (чем лучше усвоил, тем выше крепится стикер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...
урок по теме "Общая характеристика Простейших"
Изучение многообразия типа Простейших; создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления с использованием приемов: "Кластеры", "Ин...
2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...
Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...
Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"
Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"...
Разработка урока по теме: Общая характеристика птиц"
Разработка урока по теме: Общая характеристика птиц"...
Методическая разработка урока на тему "Общая характеристика внутренних вод Африки"
Данная методическая разработка урока соответствует современной программе по географии 7 класса, из расчета 1 - 2 часа в неделю. На данном уроке изучаются руке и озера Африки. На уроке использует...