Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Монгуш Шенне Михайловна

Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Общая характеристика млекопитающих.

Цели урока: Раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных.

  • Образовательные. Расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с внешним строением млекопитающих, с их образом жизни и особенностями их организации в связи с приспособленностью ко всем средам жизни;
  • Воспитательные. Прививать интерес к предмету; содействовать умению анализировать и делать правильные выводы; сформировать экологическую культуру с привлечением элементов краеведения, бережное отношение к природе.
  • Развивающие. Развивать навыки самостоятельной учебной работы, умение работать с книгой; установлению причинно-следственных связей. Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы:

  • Методы формирования интереса к учению (рассказ, методы эмоционального стимулирования);
  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, беседа, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий);
  • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа);
  • Методы контроля и самоконтроля (работа с карточками, с книгой (самостоятельная работа), беседа, использование элементов проблемного обучения, устный опрос, работа у доски, использование игровой технологии).

Оборудование: ТСО, презентация, карта полушарий, рисунок «Среды жизни», различные картинки млекопитающих, сигнальные карточки «Светофор», цветные карточки для игры «Мозаика».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Введение в тему.

Ребята, мы с вами изучаем животный мир. Перед началом изучения новой темы, нам нужно вспомнить, какие классы позвоночных животных мы уже изучили.

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Круглоротые

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Класс Земноводные

Класс Пресмыкающиеся

Класс Птицы 

Класс Млекопитающие?

Наша встреча сегодня посвящается знакомству с удивительными животными.

Ребята! Рассмотрите рисунки с изображёнными животными. Назовите их.

Что мы можем сказать про них? Что общего среди них? Ответы учащихся, затрудняются.

  1. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

Тема нашего урока: Общая характеристика млекопитающих.

  1. Мотивационный этап.

Для изучения нового материала нам предстоит отправиться в кругосветное путешествие. Представьте себе, что все мы ученые зоологи. Объектами исследования являются млекопитающие. Наш класс один большой исследовательский корабль, я буду капитаном корабля, а каждая парта – каюта.

Перед тем как отправится в экспедицию, мы должны выяснить, что означает слово «млекопитающие»? Ответы учащихся

Да, дословно означает «молоком питается», т. е.  самки рожают живых детенышей и выкармливают  молоком.

Многие ли из вас видели их в природе? А где вы именно встречались с млекопитающими? Ответы учащихся

В мире около 5,5 тыс. видов млекопитающих и они освоили все среды обитания.

Млекопитающие различаются по своим размерам, образом жизни, поведением, развитием и т.д. Но, их все-таки, объединили в один класс.

Цель урока: почему таких разных по внешнему строению  животных объединяют в один класс Млекопитающие.

станция: «Австралия» 

 Внимание, внимание на связи капитан корабля, наш корабль подошел к материку Австралия. Чем славится этот континент? Ответы учащихся

Ученые утверждают, что в Австралии сохранились до сих пор самые примитивные формы млекопитающих.

Я как капитан корабля даю вам задание, выяснить, когда же появились первые млекопитающие? И как они выглядели в то время? Какого размера они были?

Для этого открываем 157ую страницу книги и находим ответы на вопросы.

Ответы учащихся

160-170 млн лет назад, величиной с крысу.

Австралия всем известна как родина таких животных как кенгуру, ехидна, утконос и т.д. которые в других материках не встречаются.

Почему они обитают только в Австралии?

Из курса географии известно, что в далеком прошлом до появления современных млекопитающих этот материк первым отделился от большого материка Лавразии. Благодаря изоляции сохранились яйцекладущие и сумчатые животные, которые были вытеснены на других материках более совершенными плацентарными млекопитающими. Эти эндемики доказывают происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся.

Вывод: Млекопитающие произошли от пресмыкающихся.

станция «Евразия»

Мы отплываем от берегов Австралии и приближаемся к самому большому материку Евразия.

Ваша задача на этом материке – выяснить, почему класс млекопитающие обладают таким биоразнообразием?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить, какие среды жизни существуют? Ответы учащихся

  • Водная
  • Наземно-водная
  • Наземная
  • Почвенная
  • Воздушная

Назовите мне представителей водной среды жизни? Ответы учащихся

Кашалот, утконос, землеройка, летучая мышь, лемур, антилопа, лиса – определить для этих животных приспособления в связи с образом их жизни.

Пример: киту не нужен волосяной покров, а медведям он необходим. Почему?

Ответы учащихся

Кроме того, млекопитающие отличаются в зависимости от климатических зон: Белый медведь и бурый медведь; Уссурийский тигр и африканский тигр; Ушастый ёж и ёж обыкновенный. 

Вывод: Млекопитающие освоили разные среды жизни и приобрели различные приспособления.

станция «Африка»

Теперь отчаливаем от Евразии и приближаемся к самому жаркому материку – Африке.

Как и у всех наземных позвоночных животных, тело млекопитающих состоит из каких отделов? Ответы учащихся 

 Показать на примере собаки. Состоит из головы, шеи, туловища, 2х пар конечностей (как правило, пятипалых) и хвоста. Хвост у некоторых редуцированы.

На примере обезьяны я расскажу вам, чем отличаются млекопитающие от других классов. Хорошо различаются лицевой и черепной отделы головы. Имеет развитый головной мозг. Спереди располагается ротовое отверстие, окруженное мягкими губами. На конце морды имеется покрытый голой кожей нос с парой носовых отверстий. Ближе к боковым поверхностям головы расположены глаза, защищенные подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. По бокам головы выступают крупные ушные раковины.

Для сравнения мне удалось, «поймать» жирафа и ящерицу.

Из прошлых тем мы знаем, что животные бывают хладнокровные и теплокровные.

Ящерица хладнокровное животное, а жираф теплокровный. Как можно объяснить понятие теплокровность? Ответы учащихся

Еще кожа ящерицы лишена кожных желез, а жираф обладает рядом желез.

Видеофрагмент кошки.

Объяснение учителя. У большинства млекопитающих хорошо развит шерстный покров. В шерсти различают более жесткие и длинные ости и короткие мягкие волоски, образующие подшерсток. Длинные жесткие волоски, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибриссами.

Вывод: Млекопитающие отличаются не только внешним строением, но и теплокровностью, развитием головного мозга.  

        станция «Северная и Южная Америка»

Наше путешествие приближается к концу, перед нами осталась только Америка.

Местные жители Америки - индейцы нам на память подарили рисунки.

Нам предстоит выяснить что, означают эти рисунки? Ответы учащихся

Индейцы нарисовали расположение нижних конечностей разных классов, в том числе и млекопитающих. По рисунку видно, что ноги располагаются не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся, а под туловищем.

      

     Земноводное                   Пресмыкающиеся             Млекопитающие

           

Их туловище приподнято над землей. Это позволяют им совершать многообразные движения, развивать большую скорость при беге.

Кто является самым быстрым?

(гепард) т. е. тоже представитель млекопитающих

Вывод: Усовершенствовано расположение конечностей по сравнению с другими классами.

 

Двое выходят к доске, и заполняет карту полушарий данными животными. Кто хочет, ребята? Поднимаем руки. Вам двоим, следует распределить животных по местам обитания, т. е. где они живут.

Карта полушарий.

(белый медведь, синий кит, дельфин, ёж обыкновенный, полевка, летучая мышь подковонос, заяц-русак, крот, горилла, зебра, горный козел, слон, морж, кенгуру, медведь панда).

Как мы видим, млекопитающие распространены по всему земному шару.

Животные класса Млекопитающие приспособились ко всем средам жизни, так как они имеют очень высокую организацию по сравнению с другими представителями животного мира. И как бы они не отличались друг от друга у них можно выделить следующие общие признаки:

  • живорождение, выкармливание детёнышей молоком;
  • волосяной покров;
  • температура тела постоянная;
  • развитый головной мозг, сложное поведение
  • имеет кожные железы.

Поэтому их считают представителями одного класса – класса млекопитающих.

Вывод: Млекопитающие – класс наиболее эволюционно развитых позвоночных, имеющих многие прогрессивные черты: вынашивание детенышей в утробе матери, живорождение, выкармливание их молоком. Сочетание этих свойств с хорошо развитым мозгом и сложным поведением позволили млекопитающим освоить все среды обитания, широко расселиться по Земле, достигнуть большого разнообразия и высокой численности.

Таким образом, мы достигли цели.

- Представьте, что млекопитающие вдруг исчезли. А такое может быть в действительности? ( Да, может...) Уже исчезли с лица земли млекопитающие как тур, стеллерова корова, байсци и т.д.

- Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих? (Беседа). 

- А каких млекопитающих Монгун-Тайгинского кожууна занесли в Красную книгу России. Каких вы знаете?

(алтайский архар, снежный барс, монгольский сурок – тарбаган, красный волк, манул, перевязка).

А что мы должны сделать, чтоб защитить их?  Ответы учащихся

Физминутка. 

Игра «Угадай-ка»

Свинья -  медведь - кошка - волки - конь - киты - Корова - летучая мышь.

  1. Закрепление знаний.

Игра «лото». (мозаика)

Цветные карточки приклеиваем к каждой клеточке. Определяем, к какому классу животных относится каждый данный признак.

Зеленый цвет – млекопитающие

Красный цвет – птицы

Желтый цвет – рептилии

Хладнокровность

Волосяной покров

Перьевой покров

Живорождение и вскармливание молоком

Воздушные мешки

Имеет кожные железы

Кости полые и сросшиеся

Ноги расположены под туловищем

Сухая кожа покрыта роговой чешуей

Каждый, кто выполнил, поднимаем мозаику и показываем.

Правильная мозаика.

Хладнокровность

Волосяной покров

Перьевой покров

Живорождение и вскармливание молоком

Воздушные мешки

Имеет кожные железы

Кости полые и сросшиеся

Ноги расположены под туловищем

Сухая кожа покрыта роговой чешуей

   Рефлексия.

  Теперь работаем с сигнальными карточками «светофор».

  Зеленый – мне все понятно

  Желтый – мне понятно, но дома надо поработать с книгой и конспектом

  Красный – мне ничего не понятно

  1. Домашняя работа.
  1. Прочитать 31й параграф.
  2. Напишите общие признаки млекопитающих, используя рисунки.
  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашняя работа.

  1. Напишите общие признаки млекопитающих, используя рисунки.

E:\Setup\res\res7E8016FC-AAD7-454F-9C9C-766B8AD3DF4F

E:\Setup\res\res3A683CCD-0C2E-4211-A242-7438315DB5E9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме "Общие методы решения уравнений" 11 класс

Обобщение и систематизация знаний о методах решения уравнений...

Разработка урока по теме: "Общие методы решения уравнений"

Разработка содержит:-конспект урока;-презентацию к уроку;-работы учащихся....

РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ЗАВИСИМОСТИ ОРГАНИЗМОВ ОТ ФАКТОРОВ СРЕДЫ»

РАЗРАБОТКА УРОКАНА ТЕМУ «ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ЗАВИСИМОСТИ ОРГАНИЗМОВ  ОТ ФАКТОРОВ СРЕДЫ» ...

Разработка урока по теме: Общая характеристика птиц"

Разработка урока по теме: Общая характеристика птиц"...

Методическая разработка урока на тему "Общая характеристика внутренних вод Африки"

Данная методическая разработка урока соответствует современной программе по географии 7 класса, из расчета 1 -  2 часа в неделю. На данном уроке изучаются руке и озера Африки. На уроке использует...