материалы для школьной олимпиады
методическая разработка по биологии по теме

Шилова Татьяна Викторовна

тестовые задания разног уровня для проведения школьной олимпиады по биологии 5 - 9 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада  для 7 класса

1. Выбери один правильный ответ.

1.К низшим растениям относят:

А - хвощи

Б - мхи

В - водоросли

Г - папоротники

2.Покрытосеменным растениям систематики дали второе название:

А - многоклеточные

Б - цветковые

В - водные

Г - наземные

3.Двойное название организма вводят для обозначения:

А - семейства

Б - царства

В - класса

Г - вида

4. Первыми освоили сушу:

А - папоротники

Б - псилофиты

В - голосеменные

Г - многоклеточные водоросли

5.Бактерии и грибы питаются:

А - только путем фотосинтеза

Б - готовыми органическими веществами

В - только органическими веществами живых организмов

Г - только поселяясь на продуктах питания

6. Процесс почкования у гидры - это:

А - форма полового размножения

Б - форма бесполого размножения

В - регенерация

Г - рост гидры

2. Выберите ВСЕ правильные ответы

1. Выберите  признаки класса однодольных

А - две семядоли у зародыша семени

Б - мочковатая корневая система

Г - параллельное жилкование листьев

Д - количество частей цветка кратно трем

2. Выберите  растения, у которых НЕ ОБРАЗУЮТСЯ семена

А - ламинария

Б - кукушкин лен

В - орляк

Е - плаун булавовидный

Д - кипарис

Е - одуванчик

3. Большинство простейших может образовывать цисту, обеспечивающую (выберите ВСЕ правильные варианты)

А - активное передвижение

Б - размножение

В - защиту от неблагоприятных условий

Е - питание

Д – распространение

4. Установите ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ соподчинения систематических категорий у животных, начиная с НАИМЕНЬШЕЙ (напишите все буквы в правильном порядке)

А. Вид обыкновенная лисица

Б. Класс млекопитающие

В. Отряд хищные

Е. Род лисица

Д. Семейство волчьи (псовые)

Е. Тип хордовые

3. Напиши термин

1. Группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям - это...

2. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы - это ...  

3. Процесс восстановления утраченных частей тела у гидры – это…

4. Выбери несколько правильных ответов.

1.Для папоротников характерно:

А - цветение и образование семян

Б - размножение спорами

В - наличие ризоидов у заростка

Г - обитание в водоемах

2.Вода необходима для процессов оплодотворения:

А - водорослям

Б - мхам

В - папоротникам

Г - покрытосеменным

З. К классу однодольных относят растения, у которых:

А - зародыш имеет две семядоли

Б - мочковатая корневая система

В - зародыш имеет одну семядолю

Г - параллельное жилкование листьев

4.Эвглену зеленую называют «переходной формой» потому, что она:

А - передвигается с помощью жгутика

Б - имеет хлоропласты

В - имеет признаки растения и животного

Г - состоит из одной клетки

5. Какое утверждение верно (напишите «да» или «нет»)

1 . Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.

2. Одноклеточные организмы имеют органоиды специального назначения.

3. Промежуточным  хозяином бычьего цепня является человек.



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада для 5 класса

1. Выберите правильный ответ.

1. Определите признаки животного:

А. движется, питается, размножается, растет, дышит;

Б. питается, размножается, растет, умирает, дышит;

В. размножается, дышит, растет, питается, летает:

Г. дышит, видит, растет, умирает, размножается.

2 Что такое почва?

А. земля, на которой стоят дома;

Б. то, что у нас под ногами;

В. среда обитания растений и животных.

3. Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы?

А. им не хватает тепла;

Б. становится меньше пищи;

В. они не могут дышать, так как в почве недостаточно воздуха.

4. Как служат почве дождевые черви?

А. уничтожают вредителей;

Б. перерабатывают опавшие листья;

В. роют подземные ходы.

5. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?

А. для защиты от врагов;

Б. для добывания корма;

В. для борьбы с соперниками.

6. Можно ли животных уголка живой природы, например, черепаху, щегла и других назвать домашними?

А. да, они живут у нас в доме;

Б. да, они принесет нам пользу;

В. нет, это дикие животные.

7. Поджигая сухую траву на лугах мы...

А. даем расти молодым побегам;

Б. повышаем плодородие почвы за счет золы;

В.  наносим непоправимый вред всему сообществу.

9. В Пензенской области обитают:

А. Белка, тигр, хорек, кукушка

Б. Белка, лемур, хорек, сорока

В. Белка, хорек, кукушка, сорока

Г. Белка, кукушка, сорока, страус

10.  Что такое молния?

А. скопление водяного пара в воздухе;

Б. мощный электрический разряд;

В. звуковые колебания.

11. С помощью ветра распространяются плоды

А. бодяка                         

В.ясеня

Б. клена                           

Г. всех этих растений

12. Прополка сорняков — важный прием: ухода за культурными растениями, так как сорняки:

А. конкурируют с культурными растениями за органические вещества

Б. конкурируют с культурными растениями за свет, влагу, минеральные соли

В. паразитируют на культурных растениях

Г. вызывают у культурных растений различные заболевания

2.Найди соответствие

1. Где дом названных ниже животных?

А) большого пестрого дятла                   1. деревья

Б) лягушки                                             2. вода

В) жука короеда                                    3. почва

Г) дождевого червя                                4. травы

2. Определите, какие органы имеют следующие растения:

Название растений:                                                 Органы:

1. береза,                                            А. нет органов

2. мох сфагнум,                                  Б. стебель, лист

3. папоротник орляк,                          В. стебель, корень, лист

4. ель,                                                Г. стебель, лист, корень, семя

5. пшеница,                                                 Д. стебель, корень, лист,                                                                                              6. бурая водоросль ламинария.            цветок, плод, семя.

3. Определите, к какому типу принадлежат следующие животные:

Название животных:                              Типы:

1. белка                                                  А. хордовые

2. дождевой червь                                  Б. членистоногие

3. пиявка                                                В. моллюски

4. паук-крестовик                                   Г. кольчатые черви

5. медуза                                                     Д. плоские черви

6. бычий цепень                                      Е. кишечнополостные

7. большой прудовик

8. карп зеркальный

9. мидия

10. муравей

4. Установи соответствие между средой обитания и условиями среды.

Среда обитания:                                          Условия среды: 

 А - наземно-воздушная,                         1.   резкие колебания температуры

 Б - водная.                                                       2.   много воды               

 В - почвенная                                             3.   много кислорода

                                                                      4.   мало воздуха 

                                                                5.   недостаточное количество воды

                                                                       6.   высокое давление      

                                                                       7.   мало света

                                                                       8.   много света               

                                                                       9.нет резких колебаний температуры

                                                                       10. резкие колебания температуры

5. Из предложенных организмов выбери тех, кто обитает

 в наземно-воздушной среде и тех, кто обитает в водной среде.

1. береза,                     9. речной рак

2. воробей,                   10. заяц,

3. щука,                       11. краб,

4. дождевой червь,      12. белка,

5. майский жук,           13. кит,

6.  ель,                          14. дельфин,

7. дятел,                        15. песец,

8. окунь,                      16. бактерии, 



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада для 6 класса

1. Выберите один ответ из предложенных вариантов:

1. Покрытосеменные растения отличаются от других растений тем, что они:

А - образуют плоды с семенами

Б - размножаются семенами

В - имеют мужские и женские гаметы

Г - для процесса оплодотворения половым клеткам необходима вода

2. Хлорофилл - это:

А - зеленый пигмент растений

Б - один крупный хлоропласт

В - много округлых хлоропластов

Г - всегда спирально закрученная лента

3. В половом размножении растений принимают участие:

А - гаметы,               В - споры

Б - клетки листа,       Г - корень

4. Покрытосеменным растениям систематики дали второе название:

А - многоклеточные,            Б - цветковые,

В - водные,                          Г - наземные

5. Ядовитое растение:

А - белена,                  Б - пастушья сумка,

В - шиповник,             Г - горчица

6. В процессе фотосинтеза органические вещества образуют:

А - только водоросли,           Б - только наземные растения,

В - все зеленые растения,    Г - только цветковые растения.

7. В Красную книгу Пензенской области внесены:

А. ковыль перистый,        Б. ежа сборная

В. тимофеевка луговая

8. Первое звено в цепи питания, как правило, составляют растения, потому что они:

А. служат местом обитания животных

Б. растут всюду

В. создают органические вещества из неорганических

Г. образуют ярусы в природном сообществе

9. Определи правильно составленную цепь питания:

А. растительный опад - дождевые черви - лисицы - крот

Б. дождевые черви - растительный опад - кроты - лисицы

В. растительный опад - дождевые черви - кроты - лисицы

Г. растительный опад - кроты - дождевые черви - лисицы

10. Прополка сорняков - важный прием ухода за культурными растениями, так как сорняки:

А. конкурируют с культурными  растениями за органические вещества

Б. конкурируют с культурными растениями за свет, влагу, минеральные соли

В. паразитируют на культурных растениях

Г. вызывают у культурных растений различные заболевания

11. Укажите, у каких растений хорошо развит главный корень:

А. мхи,                 В. покрытосеменные двудольные,

Б. папоротники,    Г. покрытосеменные однодольные

12. Когда открыты устьица на листьях

А. ночью,      

Б. днем,      

В. в жаркий полдень

13. Устьица сухопутных растений расположены: 

А. в основном на нижней стороне листа

Б. в основном на верхней стороне листа

В. равномерно на обеих сторонах.

2.Какие утверждения верны

1. Ботаника - важная часть знаний о природе.

2. Общий внешний вид растений называют жизненной формой.

3. Все культурные и дикорастущие растения - богатство нашей планеты.

4. Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.

5. Высшие растения - это цветковые растения.

6. На Земле имеются четыре среды жизни.

7. Водоросли обитают только в водной среде жизни.

8. Биология - наука, изучающая разнообразие и особенности живой природы.

9. Лекарственные растения - те, которые человек выращивает для приготовления лекарств.

10. Все растения разделяются на семенные и споровые.

11. Низшие растения - это водоросли.

12. Обмен веществ происходит у всех организмов.

13. Одно и тоже растения растение может жить в любой среде жизни.

14. Растения способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособились.

3. исходя из определения, напишите термин.

1. В процессе оплодотворения при слиянии половых клеток образуется…

2. Половые клетки, которые развиваются у двух родительских организмов в разных половых органах - это...

3. Женская половая клетка называется…

4. Процесс слияния мужской и женской половых клеток - это...

5. Мелкие специализированные клетки, с помощью которых размножаются водоросли, мхи, папоротники - это...

6. Мужская половая клетка называется ....



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада для 8 класса

  1. Из предложенных вариантов выберите один правильный ответ.

1. Водоросли, в отличие от других растений

А. состоят из клеток, разных по строению

Б. не имеют клеточного строения

В. не имеют тканей и органов

Г. содержат хлорофилл

2. Большую часть зрелой растительной клетки занимают

А. вакуоли                                                     Б. рибосомы

В. хлоропласты                                             Г. митохондрии

3. Органами выделения рака являются

А. почки                                                    Б. анальное отверстие

В. зеленые железы                                    Г. кишечник

4. У амфибий впервые среди позвоночных появляются

А. кожные железы                                   Б. слюнные железы

В. поджелудочная железа                       Г. печень

5. Органами дыхания тигровой креветки являются

А. жабры                                                  Б. трахеи

В. легочные мешки                                 Г. легкие

6. Регенерация у кишечнополостных происходит благодаря делению

А. кожно-мускульных клеток                        Б. промежуточных клеток

В. стрекательных клеток                                Г. неклеточного слоя

7. Какие животные чаще всего сохраняют активность независимо от температуры окружающей среды

А. моллюски и членистоногие                      Б. хрящевые и костные рыбы

В. птицы и млекопитающие                          Г. земноводные и пресмыкающиеся

8. У человека по сравнению с млекопитающими происходит сильное развитие доли коры головного мозга

А. лобной                                                         Б. затылочной

В. височной                                                     Г. теменной

9. Процесс почкования у гидры – эго:

А. форма полового размножения                 Б. форма бесполого размножения

В. регенерация                                                Г. рост гидры

10. Кровеносная система впервые появилась

А. у кольчатых червей                                   Б. у кишечнополостных

В. у рыб                                                           Г. у плоских червей

2.  Какие утверждения верны  (укажите «да» или «нет»)

1. устьице - орган дыхания дождевого червя

2.  в бесполом размножении принимают участие две особи

3. сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорит о единстве органического мира

4. одноклеточные организмы имеют органоиды специального назначения

5. все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев

6. сердце рыб однокамерное

7. Скелет человека имеет около 400 костей.

8. Все кости черепа соединены подвижно.

9. Сустав – это подвижный тип соединения костей.

10. При закрытом переломе видны кости и сильное кровотечение.

11. Скелетная мышца крепиться к костям при помощи сухожилия.

12. Верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и стопы.

13.  Ребра и грудина образуют подвижное соединение.

14. Плечо образовано лучевой и локтевой костями.

15. При вывихе сустава необходимо наложить холод вправить сустав и зафиксировать его неподвижно.

16. Кости крестцового отдела позвоночника срослись неподвижно.

17. Пояс верхних конечностей образован костями таза.

18. Самая большая кость в скелете это бедро.

19. При растяжении связок необходимо наложить шину.

20. Руководит работой скелетных мышц нервная система.

21. Между двумя соседними костями в соединении не всегда бывает хрящ.

22. Самая маленькая кость стопы – пяточная.

23. Скелетные мышцы образованы гладкой тканью.

24. Позвоночник человека  не имеет изгибов.

25. Гиподинамия – это повышенная двигательная активность.

26. Физкультура благоприятно влияет на развитие скелета и мышц.

3. Выберите ВСЕ правильные варианты)

1. Вода необходима для процессов оплодотворения

А. водорослям

Б. мхам

В.папоротникам

Г. покрытосеменным

Д. голосеменным

2. Эндокринная регуляция

А. включается быстро и действует долго

Б. включается медленно и действует долго

В. передача сигнала химическая

Е. распространение сигнала по сосудам с током крови

Д. ответ четко локализован

3.Для птиц характерны следующие признаки:

А. сухая кожа, отсутствие желез.

Б. позвоночник и грудной отдел срослись неподвижно.

В. Сердце у  птиц трехкамерное.

Г. Птицы размельчают добычу с помощью зубов.

Д. в дыхательной системе  есть дыхательные мешки.

4. Выпишите теплокровных животных:

А. лисица

Б. кобра

В. крокодил

Г. синица

Д. богомол

Е. акула

Ж. медведь



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада для 9 класса

1. Выбери один правильный ответ.

1. Волокна липы, которые составляют прочную основу так называемого лыка, образуются из:

А - камбия;                                                             Б - прокамбия;

В -перицикла;                                                        Г - феллогена.

2.Среди перечисленных растений к однодольным относится только:

А -редис;                                                               Б - ива;

В - ряска;                                                               Г - кипарис.

3. Покровы тела представлены ресничным эпителием:

А - пиявки;                                                            Б - планктонных рачков;

В - бычьего цепня в кишечнике коровы;           Г - белой планарии.

4. К насекомым, развитие которых происходит с полным превращением относятся:

А - рыжий муравей;                                              Б - клоп щитник;

В - зеленый кузнечик;                                          Г - стрекоза коромысло.

5. Вкус, воспринимаемый вкусовыми рецепторами задней трети языка, является:

А - сладким;                                                           Б -  кислым;

В - соленым;                                                           Г -  горьким.

6. Жидкая часть лимфы образуется из:

А -  капиллярной крови;

Б - межклеточного вещества;

В - артериальной крови;

Г -  венозной крови.

7.Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил термин «клетка».

А – Р. Гук

Б – А. Левенгук

В – К. Бэр

Г – Т. Шванн

8. «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» - это одно из положений теории:

А – хромосомной

Б – клеточной

В – эволюционной

Г – происхождения жизни

9. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о:

А – единстве органического мира

Б – взаимосвязи организмов в природе

Г – взаимосвязи организмов и среды их обитания

10.  Живое отличается от неживого:

А – составом органических соединений

Б – наличием катализаторов

В – взаимодействием молекул друг с другом

Г – обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы

11.  Клетка – структурная и функцианальная  единица живого, так как:

А – в состав клетки входит около 70 химических элементов

Б – все клетки состоят из белков

В – в клетке идут процессы биологического синтеза

Г – все живые организмы, кроме вирусов построены из клеток

2. Какие утверждения верны (поставьте «да» или «нет»)

1.     Некоторые коралловые полипы способны к передвижению по субстрату.

2.    Для развития личинок аскариды необходим кислород.

3.     Крылья насекомых - это преобразованные конечности.

4.     Кора больших полушарий состоит из длинных отростков нейронов.

5.     В черепе есть подвижное соединение костей.

6.    Печень - удивительный орган: она способна быстро и без последствий регенерировать до 70% своего объема, удаленного при хирургической операции.

7.  При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 38 градусов.

3. Найдите биологическую ошибку и исправьте ее.

  1. Продолговатый мозг является продолжением среднего мозга.
  2. Автономная нервная система регулирует  работу скелетных мышц.
  3. Центр речи человека расположен в теменной доле коры больших полушарий.
  4. Мозжечок принимает и анализирует зрительную информацию.
  5. Большие полушария делятся на четыре доли: лобную, теменную, среднюю, затылочную.
  6. Хрусталик относится к вспомогательным органам глаза.
  7. В состав внутреннего уха входит барабанная перепонка.
  8. Осязание – это способность воспринимать вкусовые ощущения.
  9. Орган обоняния находится в слизистой оболочке языка.

4. Укажите правильную последовательность:

1. прохождения света

А – роговица, стекловидное тело, хрусталик, зрачок, сетчатка

Б – стекловидное тело, хрусталик, роговица, сетчатка, зрачок

В – роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка

Г – зрачок, хрусталик, сетчатка, роговица, стекловидное тело

2. прохождения звука

А – барабанная перепонка, улитка, рецепторы

Б – слуховые косточки, улитка, овальное окно, барабанная перепонка

В – барабанная перепонка, среднее ухо, полукружные кольца

Г – барабанная перепонка, слуховые косточки, улитка, рецепторы

5. расшифруйте

  1. ДНК это …
  2. АДФ это…
  3. иРНК это…
  4. тРНК это…
  5. РНК это…
  6. АТФ это…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к школьной олимпиаде по истории 7-8класс.

тестовые олимпиадные задания по истории Росии для 7-8классов...

Материалы к школьной олимпиаде по обществознанию 7-8класс.

тестовые задания к школьной олимпиаде по обществознанию 7-8 класс...

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Для того чтобы повысить творческую активность школьников, в  школе  я провожу олимпиады по ИЗО  . Материалы для олимпиад, разработанные мною , отвечают требовани...

Материалы для школьной олимпиады по географии

Данная работа содержит материалы для проведения школьной олимпиады по географии. Задания представлены в виде тестов....

Материалы для школьной олимпиады(5-11кл)

олимпиадные задания по английскому языку для обучающихся 5 - 11 классов. разделы : Listening, Reading, Use of English, Writing...

Материалы к школьной Олимпиаде по ОБЖ

Представлены материалы для проведения школьного этапа Олимпиады по ОБЖ для 5 - 11 классов. Вопросы для Олимпиады придуманы не мною, "собраны" на просторах Интернета. А вот разделены на возрастные...