Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Куренкова Ирина Викторовна

Урок биологии в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zab._serd.sos_._sist..doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

             Первая помощь  при кровотечениях.

Цели урока:

Образовательные: раскрыть причины сердечно-сосудистых  заболеваний; дать

                                   представление о различных видах кровотечений.

Развивающие:  научить оказывать первую помощь  при повреждении сосудов.

Воспитательные: формировать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам:

                                 табакокурению, употреблению алкоголя.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: практикум.

Форма работы: индивидуальная, в парах.

Средства обучения: таблицы: схема кровообращения, вред курения, вред алкоголя;

                                     модель сердца, жгут, бинты.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

11. Актуализация ЗУН.

      Фронтальный опрос.

  1. Что относится к органам кровообращения?
  2. Каково строение сердца?
  3. Назовите виды кровеносных сосудов.
  4. Какие кровеносные сосуды имеют клапаны?
  5. Сколько кругов кровообращения у человека?
  6. Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?
  7. Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения?
  8. Что такое кровяное давление?
  9. Каким должно быть кровяное давление у молодого здорового человека?
  10. По каким сосудам кровь течет с большой скоростью?
  11. Почему в капиллярах наименьшая скорость течения крови?

111 Формирование новых понятий.

Учитель: Нет такого органа, который был бы изучен также хорошо, как сердце. Но оно все еще таит  в себе удивительные загадки, не решенные посей день. Во все века сердце было в почете у поэтов,  мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя, До всего есть дело.

                     (Э.Межелайтис  «Сердце»)

1

Неутомимое, всегда работающее сердце представляет собой весьма совершенный орган.

При средней продолжительности жизни человека в 70 лет наше сердце сокращается свыше 2,5 млр. раз. При такой активной работе понятна уязвимость сердечно-сосудистой системы. Сердечно-сосудистые заболевания занимают лидирующее положение среди других заболеваний.

Сообщения учащихся:

  1. Анемия.
  2. Гипертоническая болезнь.
  3. Атеросклероз.
  4. Ишемическая болезнь сердца.
  5. Инфаркт миокарда.
  6. Профилактика атеросклероза и И.Б.С.

Учитель: Ребята! А как вы думаете, в чем причина сердечно-сосудистых заболеваний?

                - снижение физической активности

                -избыточное питание

                - курение

                - употребление алкоголя

                - чрезмерные психические нагрузки.

Особенно  вредно действуют на сердечно-сосудистую систему  алкоголь и яды табака.

Сообщения учащихся:

  1. Влияние алкоголя на сердце и сосуды.
  2. Влияние табака на сердечно-сосудистую систему.
  3. Стих:  Сердце.

                 Мне так плохо, я так устало,

                 И нет уж больше сил стучать.

                 Наверное, жить осталось мало…

                 Могли бы только вы понять –

                 Мне не хватает кислорода,

                 Меня так душит никотин,

                 А этот яд непобедим.

                 Мои сосуды кровяные

                 В дыму сгорают день за днем.

                 И если вы нас не спасете,

                 Мы от куренья пропадем!

Учитель: общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека в среднем

  5л. Потеря свыше 1/3 объема крови является опасной для жизни. К сожалению, в современной жизни  происходит много несчастных случаев, аварий, терактов. В них  от потери крови гибнет много людей. Как оказать экстренную помощь  человеку, истекающему кровью? Сегодня к нам на урок пришел медицинский работник, который расскажет,  как определить вид кровотечения и оказать первую помощь.

Мед. работник :

  1. Капиллярное кровотечение.
  2. Венозное кровотечение.
  3. Артериальное кровотечение.
  4. Внутреннее кровотечение.

(демонстрация  наложения жгута, повязок на различные органы).

IV. Формирование ЗУН.

  1. Перечислите сердечно-сосудистые заболевания.
  2. Каковы их причины.
  3. Назовите меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

2

  1. Какие бывают виды кровотечений?
  2.  Как определить венозное кровотечение?
  3. Как определить артериальное кровотечение?
  4. Как определить внутреннее кровотечение?
  5. Какова первая помощь при капиллярном кровотечении?
  6.  Какова первая помощь при артериальном  кровотечении?
  7.  Какова первая помощь при  венозном кровотечении?
  8.  Какова первая помощь при внутреннем  кровотечении?

Практикум.

Учащиеся делятся на группы по  два человека и накладывают друг другу различные виды повязок.

V.Итог  урока.

   Комментирование оценок.

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели  причины сердечно-сосудистых заболеваний, меры профилактики; узнали о видах кровотечений, научились оказывать  первую помощь при повреждении кровеносных сосудов. И я надеюсь, если кому-то понадобится помощь, вы сможете ее оказать.

V1.Домашнее задание: повторить стр. 116-137 – учебник: Н.И.Сонин. Биология. Человек. 8кл. Дрофа. 2006г.

Литература:

1.Батуев А.С. Биология. Человек. М. Дрофа. 1999г

2. Кузьмин В.Д. Справочник домашнего врача.ч1,2. М. Астрель. 2001г.

3. Салахова Ф.Н. Современный урок. Биология. Казань.2005г.

4. Газета «Биология» №14 2006г.

   

 

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по биологии "Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой системы."

Тип  урока: КомбинированныйМетоды обучения:  обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ), Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные,  выполнение...

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Данный урок познакомит учащихся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, продолжит знакомство с профессиями, связанными с медициной. Разовьет навыки и умения по принятию ответственных решений ...

Презентация к уроку биологии "Заболевания сердечно-сосудистой системы человека"

Последний урок темы "Кровь и кровообращение", как правило, посвящен заболеваниям сердечно-сосудистой системы человека. Урок проходит в нестандартной форме - в виде ток-шоу. Презентация необходима для ...

Конспект урока "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

Конспект урока по биологии для 8 класса "Заболевания сердечно-сосудистой системы" по программе И.Н.Пономаревой....

3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние организма согласно имеющегося заболевания

Разработайте 3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего  школьного. возраста. Оцените функциональное состояние органи...

8 класс Заболевания сердечно -сосудистой системы.

Приложение №1,2,3,4 .Выполнить в тетради...

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...