Заболевания сердечно-сосудистой системы
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Козлова Елена Алексеевна
Данный урок познакомит учащихся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, продолжит знакомство с профессиями, связанными с медициной. Разовьет навыки и умения по принятию ответственных решений в экстренных ситуациях, поможетсохранить здоровье. Поможет воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье других, гуманного подхода к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sss_zabolevaniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: словесно-иллюстрированный

Оборудование: муляж сердца, кинофильм «Кровообращение», слайды (см.      приложения), визитки участникам игры, микрофон.

 

Цели:

  Образовательные: познакомить с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, продолжить знакомство с профессиями, связанными с медициной.

  Развивающие: развитие навыков и умений по   принятию ответственных решений в экстренных ситуациях, планирование здорового будущего, развитие интеллекта

  Воспитательные:  воспитывать  ответственность за свое здоровье и здоровье других, гуманного подхода к окружающим.   

         

       Форма работы: круглый стол.     

                                               ХОД   УРОКА

  1. Организационный момент: участники круглого стола садятся полукругом, остальные учащиеся являются зрителями и располагаются напротив.

Включается фрагмент фильма «Кровообращение» с изображением биения сердца.

2.Новый материал:

Учитель: «Сердце тебе не хочется покоя. Сердце, как хорошо на свете жить». Так поется в известной песне. Да, жить хорошо, когда нет проблем со здоровьем. Нет такого другого органа, который был бы так хорошо изучен, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные до сих пор.

А вы знаете, что сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте  по количеству умерших людей и не зря их считают болезнями века. Именно о них сегодня пойдет речь: о причинах, профилактике, симптомах заболеваний.  Ответить на эти и другие вопросы нам помогут наши гости.

(учитель представляет гостей, в их качестве выступают наиболее подготовленные и интересующиеся биологией учащиеся).

-кардиолог ф.и.о. человек, который оперирует больное сердце.

-терапевт ф.и.о. человек, который знает все о работе внутренних органов, их патологиях.

-врач «Скорой помощи» ф.и.о. сегодня даст рекомендации как правильно оказать экстренную помощь больным.

-«Знаток» сердца ф.и.о. -  ваш одноклассник поведает нам интересные факты о сердце.

Сегодня работает «свободный микрофон», у вас будет возможность задать вопросы нашим «специалистам».

Учитель задает вопросы.

Вопрос: Почему в настоящее время заболевания сердца называют «болезнью века», с чем это связано?

На этот вопрос я попрошу ответить  кардиохирурга…

Кардиохирург: Особенно часто к нарушениям сердечной деятельности приводят заболевания нервной системы, поскольку психические переживания имеют прямую связь с работой сердца. Неблагоприятно влияют также магнитные бури, нарушения гигиены питания, стрессовые ситуации, вредные привычки и другое. И если вы очень внимательно слушали меня, то выше перечисленное  сопровождает нас буквально с рождения и обязательно коснется на работе сердца.

Учитель: Спасибо за содержательный рассказ. Я думаю, нашей аудитории интересно выслушать какие заболевания связанны с работой сердечно – сосудистой системы и есть ли в нашей школе дети с подобными проблемами? Давайте обратимся с этими вопросами к нашему следующему гостю  ведущему терапевту ф.и.о.

Терапевт: Таких заболеваний, конечно  же много. Я бы хотела остановиться на самых распространенных.(см. приложение №1 раздаются детям на парты каждому).У учащихся нашей школы, к сожалению тоже встречаются подобные заболевания; из 731 учащегося 11 детей страдают сердечно – сосудистыми заболеваниями. На это необходимо обращать  внимание учителям, родителям, учащимся и стараться создавать благоприятные условия для учебы и отдыха, использовать здоровьеоберегающие технологии и т.д.

Учитель: Конечно, факты - вещь неоспоримая, но все же, наши медицинские работники говорят, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить

-Я бы хотела задать вопрос нашим «зрителям» (работа с учащимися в классе)

вопрос: Как, по вашему мнению, можно сохранить сердце здоровым на долгие годы?

(выслушиваются ответы 3-4 учащихся, затем предлагается  слайд на тему «Факторы, негативно влияющие на работу сердца» и «Условия нормальной работы сердца» см. приложение2)

Небольшое дополнение, рядом с нами всегда наши друзья меньшие - собаки, кошки, другие животные. Чаще общайтесь с ними, ведь они  заставляют нас двигаться, требуя прогулку; успокаивают нервную систему, ласкаясь об наши руки. Не забывайте и о молчаливых наших друзьях - комнатных растениях, они тоже благоприятно влияют на наше здоровье.

А сейчас, вместо рекламной паузы слово предоставляется нашему «Знатоку»

Знаток:Я очень люблю читать различные энциклопедии и с удовольствием поделюсь с вами интересными фактами(см. приложение3, раздаются приложения детям)

Учитель:Спасибо уважаемый «Знаток», действительно эти факты очень интересны.

Уважаемые гости, подскажите, пожалуйста, как нам, людям далеким от медицины поступить, если перед нами окажется человек, нуждающийся в помощи.

Врач «Скорой помощи»  Прежде всего не паниковать, взять себя в руки и сделать следующее:

1.Вызвать «Скорую помощь» по телефону-03, или обратиться к прохожим.

2.Растегнуть воротник у пострадавшего.

3.Если больной потерял сознание,  то расположите его таким образом, чтобы ноги находились выше уровня головы, для того, чтобы произошел приток крови к головному мозгу или используйте народные способы (см. приложение 4, раздаются тексты приложения учащимся)

Учитель:теперь наступило время работы «свободного микрофона».Ребята вы можете задать интересующие вас вопросы нашим «гостям»( примерные  ответы см. приложение 5)

3.Закрепление знаний.

Вопросы для «гостей» круглого стола задают дети.

1.Какие обследования необходимо пройти, чтобы узнать, есть ли отклонения в работе сердца?

2.Хотелось бы знать, каковы первые »звонки» сердечных неполадок?

3.Существует ли у кардиологов понятие »женское сердце»?

4.Я слышал, что у некоторых людей сердце располагается не слева, а справа.   Может ли такое быть?

Подведение итогов.

Учитель : сейчас наши «гости» раздадут вам задания не которые вы должны ответить./ тесты, на них отвечают только учащиеся «зрители»/

Я благодарю  наших «гостей» и вас ребята за работу на уроке. Конечно  всем вам можно поставить « отлично», но будет справедливо, если оценит вас  сама жизнь.

-вы получите «отлично», если не пройдете мимо человека, которому требуется ваша помощь.

-вы получите «отлично», если сможете оказать  первую помощь больному.

-вы можете поставить «отлично», ясли вдруг вам понадобиться помощь и вам ее своевременно окажут совсем незнакомые вам люди, ибо « НА ДОБРО ВСЕГДА ОТВЕЧАЮТ ДОБРОМ»

 

           БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!

В конце урока оцениваются работы учащихся и участников круглого стола.

                                                                                          Приложение 1

Заболевания сердечно-сосудистой системы

1.Атеросклероз - как ржавчина разъедает кровеносные сосуды

2.Тромбофлевит – при этом заболевании происходит закупорка вен и как следствие варикозное расширение вен.

3.Гипертоническая болезнь – нарушение артериального давления, что очень часто является результатом эмоциональных стрессов, нервно-психологических переживаний.

4.Инфаркт миокарда – когда нарушается кровоснабжение сердечной мышцы.

5.Порок сердца – связан с нарушением функций сердечных клапанов. Пороки бывают врожденные и приобретенные.

6.Сердечная недостаточность.

7.Кардиосклероз.

8.Мозговой инсульт.

9.Стенокардия.

                                                                                                    Приложение 3

                     Знаете ли Вы…?

1.Что у взрослого человека в день сердце перекачивает 10 т. крови.

2.Масса сердца равна 250-350 г. Ваш кулак – таков размер вашего сердца.

3.Сердце в покое в сутки сокращается примерно 100 тысяч раз.

4.Сардца вполне достаточно на жизнь продолжительностью 150 лет.

5.Что самая продолжительная остановка сердца 3ч.40мин. зарегистрирована у Джейна Джобоуна, 20 лет, Канада 1977г.

6.Что первая операция по пересадке сердца была проведена в 1967 году в южной Африке. Прожил больной 18 дней.

7.Что дольше других с пересаженным сердцем прожил гражданин Франции – 19 лет.

                                                                                                 Приложение 4

Народные способы выведения человека из обморока

1.Побрызгайте на лицо и грудь водой,

2.Возьмитесь за мизинец и резкими сильными движениями сжимайте, массируя от основания к ногтю, слева и справа, такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

3.Возьмитесь за мочку ушей и несколько раз сильно сдавите,

4.Несколько раз подавите на пальцы у основания ногтей, обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему сладкого чая.

                                                                                          Приложение 5

           Примерные ответы на вопросы зрителей

1.Для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму.

2.Насторожить вас должны: ощущения дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца, иногда одышка.

3.Да у женщин в строении сердца есть особенности: диаметр коронарных сосудов сердца меньше, сами сосудики более тонкие и хрупкие, а если женщина курит, имеет лишний вес, то защитные силы ослабевают, что приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям.

4.Да, может быть. Очень редко, но такое бывает. При этом положение сердца не влияет на ее работу, хотя считается патологией.

                                                                     

Приложение 6.

                             Вопросы теста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по биологии "Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой системы."

Тип  урока: КомбинированныйМетоды обучения:  обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ), Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные,  выполнение...

Презентация к уроку биологии "Заболевания сердечно-сосудистой системы человека"

Последний урок темы "Кровь и кровообращение", как правило, посвящен заболеваниям сердечно-сосудистой системы человека. Урок проходит в нестандартной форме - в виде ток-шоу. Презентация необходима для ...

Конспект урока "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

Конспект урока по биологии для 8 класса "Заболевания сердечно-сосудистой системы" по программе И.Н.Пономаревой....

3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние организма согласно имеющегося заболевания

Разработайте 3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего  школьного. возраста. Оцените функциональное состояние органи...

8 класс Заболевания сердечно -сосудистой системы.

Приложение №1,2,3,4 .Выполнить в тетради...

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...