Лист.Внешнее строение листа.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Конспект урока в 6 классе по теме: "Лист. Внешнее строение листа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лист. Внешнее строение листа.83 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема: Лист. Внешнее строение листа.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями

их внешнего строения, типами их жилкования;  развивать и углублять понятия о двудольных и однодольных растения;

развивающие: развивать коммуникативные умения учащихся, формировать навыки сотрудничества;

воспитательные: воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Оборудование: коллекции простых листьев с различными листовыми пластинками и жилкованием, раздаточный материал (пакеты с листьями), комнатные растения - фуксия, пеларгония, колеус, алоэ и др., гербарий «Морфология листа», таблица «Внешнее строение листа».

План урока:

  1. Введение в тему «Лист» и постановка задач урока.
  2. Формирование и усвоение понятий «лист», и «листовая пластинка», «черешок», а вместе с этим «черешковые» и «сидячие» листья. Упражнения с употреблением этих понятий.
  3. Образование первичных понятий «сетчатое», «дуговое» и «параллельное» жилкование листьев. Упражнение с использованием комнатных растений и раздаточного материала.
  4. Установление связи между характером жилкования листьев и принадлежностью растений к классу однодольных или двудольных растений.
  5. Обобщение.
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».                                                              

К.А.Тимирязев

Жизнь на Земле без зеленых растений невозможна, т.к. в них из неорганических веществ образуются органические вещества, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. Все эти сложные процессы происходят в листе.

Чтобы убедиться в этом, надо знать строение листа и процессы, происходящие в нем. Именно эти задачи нам предстоит решить на уроках, посвященных теме «Лист».

Сравните сочные, мясистые, колючие по краям листья алоэ с широкими крупными листьями лилии амазонской. Как не похожи друг на друга листья этих комнатных растений!

Вспомните нежные, почти кружевные листья моркови и крупные листья капусты, завивающиеся в кочан. Даже листья самых обыкновенных деревьев и кустарников настолько разные, что трудно спутать листья березы и тополя, клена и дуба.

Встречаются листья очень крупные (лилия, бегония) и совсем маленькие (дерево счастья).

В Московском ботаническом саду летом ежегодно цветет тропическое водное растение виктория регия. Листья ее так велики, что на них, как на плот, садится трехлетний ребенок и лист свободно держится на воде, а у водного растения ряски листья меньше ногтя.

У некоторых растений листья превратились в колючки, как, например, у кактусов и многих других растений сухих мест.

Т.О., внешне листья разных растений очень сильно отличаются друг от друга, но между ними и много общего. В этом мы сейчас убедимся.

Самостоятельная работа  с текстом учебника:

  1. Пользуясь текстом учебника и рисунками, определите из каких частей состоит лист (листовая пластинка и черешок)
  2. В чем сходства этих листьев, чем они отличаются? (Сходство – листья на обоих рис. Имеют листовую пластинку, различия – лист на первом рис. Имеет черешок и прикреплен к стеблю с помощью него, второй лист черешка не имеет и прикрепляется к стеблю основанием листа.

Листья, которые имеют черешок, называются черешковыми, Листья которые не имеют черешка и прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки, называются сидячими.

Задание:

1.Рассмотрите гербарные листья различных деревьев и кустарников и ответьте на вопросы:

а) сколько частей можно выделить в листе

б) как они называются

в) какой частью лист прикрепляется к стеблю

г) как называются такие листья

Задание:

1.Рассмотрите листья комнатных растений алоэ, агавы и ответьте на вопросы:

а) какие части имеют листья этих растений

б) какой частью лист прикрепляется к стеблю

в) как называются такие листья

  Зарисуйте в тетради черешковый и сидячий лист. Подпишите их основные части.

Вывод: Т.о., по способу прикрепления листьев к стеблю их можно разделить на черешковые и сидячие. У черешковых листьев различают черешок и листовую пластинку, у сидячих  листьев черешка нет.

Приходилось ли вам весной среди прошлогодней, пожелтевшей под снегом листвы находить необычные, состоящие только из одних жилок листья? Сочная мягкая зелень листовой пластинки сгнила за зиму, а боле прочные жилки сохранились и хорошо заметны.

Жилки можно увидеть и на живом зеленом листе, особенно если рассмотреть лист на свет. На нижней стороне пластинки они заметны лучше, чем сверху.

Расположение жилок на листе называется жилкованием. Жилки у различных растений располагаются на листе по – разному, поэтому выделяют три типа жилкования. (Работа с рисунками и гербариями).

У одних листьев жилки образуют сплошную сеточку. Это сетчатое жилкование.

У других жилки расположены параллельно одна другой. Такое жилкование называют параллельным.

У третьих – жилки расположены в виде дуг и такое жилкование называется дуговым.

Задание:

  1. Рассмотрите гербарий. Как располагаются жилки у листьев данных растений?
  2. Зарисуйте жилкование листьев, укажите тип жилкования.
  3. Заполните схему:

Типы жилкования листьев

Вывод: итак, мы выяснили, что расположение жилок на листе называется жилкованием. И по типу расположения жилок различают листья с сетчатым жилкованием, параллельным, дуговым.

По характеру жилкования листьев можно определить принадлежность растения к классу однодольных и двудольных.

Растения, которые имеют сетчатое жилкование листьев относятся к классу двудольных. Растения, листья которых имеют параллельное или дуговое жилкование относятся к классу однодольных.

Но бывают исключения. Например, у растения вороний глаз листья имеют сетчатое жилкование, но его относят к классу однодольных. Поэтому, для того, чтобы определить принадлежность  растения к классу, нужно еще знать строение корня. Т.о., мы теперь знаем два признака по которым растения относятся к разным классам. С третьим признаком мы познакомимся при изучении темы «Семя».

  • У мака листья с сетчатым жилкованием. Какая корневая система у него должна быть, почему?
  • У подсолнечника стержневая корневая система. С каким жилкованием должны быть листья. Почему?

Вывод: Т.о., зная строение корневой системы и тип жилкования листьев можно определить принадлежность растения к классу двудольных и однодольных

Обобщение по уроку, выставление оценок.

Домашнее задание: текст учебника, записи в тетради, заполнить таблицу:

Название растения

Типы листьев по способу прикрепления к стеблю

Типы жилкования листьев

 

                                             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии"Лист.Внешнее строение листа".

Открытый урок для учителей школы. На уроке изучается внешнее и внутреннее строение листа с использованием раздаточного материала,таблиц,живых экспонатов.Использовались элементы гимнастики мозга. Для п...

урок Лист.Внешне строение листа.

Тема: «Лист. Внешнее строение» (8 урок в разделе  «Органы цветкового растения»)                              ...

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа.

Урок изучения нового материала....

открытый урок по биологии в 6 классе "Лист. Внешнее строение листа"

разработка урока биологии в 6 классе по теме "Лист.Внешнее строение листа"...

презентация к уроку биологии в 6 классе "Лист.Внешнее строение листа"

презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Лист.Внешнее строение листа"...

Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».

Задания по типу ВПРдля проведения проверочной  работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа»,  «Стебель, его строение и значение»,  « Цветок...