Урок по биологии"Лист.Внешнее строение листа".
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Открытый урок для учителей школы. На уроке изучается внешнее и внутреннее строение листа с использованием раздаточного материала,таблиц,живых экспонатов.Использовались элементы гимнастики мозга. Для получения сертификата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
list.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Мостовская СОШ им. С. Козлова Оленинского района Тверской области
Тема урока: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа».
Учитель биологии
Румянцева С.Г.
Тема урока: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа».
Цель урока: расширение и систематизация знаний о внешнем и внутреннем строении листа, разнообразии листьев.
Задачи урока:
-репродуктивные: сформировать знания о видах листьев, их внутреннем строении;
-продуктивные: раскрыть значение листьев в жизни растений; научить сравнивать простые и сложные листья; уметь определять классификацию растений по жилкованию листьев; закрепляем умение составлять кластер;
-творческие; выработать умение распознавать на натуральных объектах виды листьев; прогнозировать особенности строение теневых и световых листьев, простых и сложных, листьев плавающих на воде; выполнение лабораторной работы.
Оборудование: таблица «Листья простые и сложные; «Разнообразие листьев», «Устьице», комнатные растения.
Ход урока:
Гимнастика мозга (кинезиологические упражнения)
1. – шестиклашка
2. – колечко
3. – кулак, ребро, ладошка
4. – шестиклашка
Вызов. Вводная часть.
1. Проверка знаний учащихся: тестирование.
2. Расшифровать головоломку. Ответ: «Где нет листьев, там нет и фруктов».
Осмысление. Изучение новой темы.
1.Знакомство учащихся с темой урока, целями и задачами урока.
2. «Корзина» знаний (учащиеся высказывают свои знания по теме лист, 2 девочки кратко записывают их высказывания на доске). (МКМ)
1 блок. Внешнее строение листа.
1. Работа с учебниками. Составление таблицы ЗУХ (МКМ)
Знаю | Узнал(а) | Хочу узнать |
2.Работа с таблицей.
Вопрос учащимся:
-Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного?
- Что нового Вы узнали о листьях?
Обобщение знаний (учебник И.Н.Пономаревой стр 65, 1-4 абзац).
А - лист – это часть побега
Б - внешнее строение листьев: форма, листорасположение, простые и сложные листья, жилкование (перистое или сетчатое, параллельное и дуговое).
Рефлексия по 1 блоку. Закрепление знаний.
1.Охарактеризовать виды листьев у узамбарской фиалки, традесканции, фикуса, колеуса, земляника.
2. Закладка опыта (в стакан с водой опустили лист фиалки и побег традесканции)
3. Заполнить таблицу.
Листья бывают с…………….. | Листья бывают без ………… |
Примеры: | Примеры: |
Заполнить таблицу.
Листья простые | Листья сложные |
имеют………листовую пластинку | имеют…………..листовых пластинок расположенных на общем черешке |
Примеры: клен ? осина ? | Примеры: а) тройчатосложные (клевер) б) непарноперистые (шиповник) в) парноперистые (акация) г) пальчатосложные (люпин) |
Заполнить таблицу.
Жилкование листьев.
……………?.................... | Дуговое | ……………?................... |
береза, дуб ……….. | …………?........подорожник | кукуруза, рожь, лук……… |
2 блок. Внутреннее строение листа.
1 Беседа с использованием элементов невербального общения с детьми (каждому слою листа соответствует определенный жест), с использованием таблицы «Внутреннее строение листа».
Кожица – горизонтально расположенная рука
Столбчатая ткань – вертикально расположенная рука
Губчатая ткань – движение рук (по очереди) имитирующих сжимание губки
Кожица - горизонтально расположенная рука
Устьица - большой и указательный пальцы на обеих руках сомкнуты и приближены друг к другу
Сосуды – 2 пальца образуют кольцо
Ситовидные трубки – 2 пальца образуют кольцо, другой рукой имитируем отверстия
Волокна – «растягивание льняного волокна».
Рефлексия по 2 блоку.
1. Работа в парах (учащиеся поворачиваются друг к другу и рассказывают о внутреннем строении листа).
2.Работа с учебником (стр.66- 67). Ребята ищут ответы на вопросы:
А – Как еще называют кожицу листа?
Б – Что переводится это название?
В - Что происходит в устьице?
Г - Где располагаются устьица?
Д – Сколько устьиц может бить на листе.
Гимнастика мозга
1.Горизонтальные восьмерки.
2. Шестиклашка.
3 блок. Ткани листа.
Ответьте на вопрос теста ЕГЭ «Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению и выполняемым функциям: а)орган, б)органоид, в)ткань, г)фермент.).
*Все ли клетки листа имеют одинаковое строение?
Составляем «кластер», ключевое слово «Ткани листа». Стр 66-68 МКМ (методика критического мышления)
- столбчатая ткань, фотосинтезирующая ткань (мякоть листа)
- покровная ткань (кожица листа)
- губчатая ткань (газообмен)
- проводящая ткань а) сосуды или ксилема (древесина), б) ситовидные трубки или флоэма (луб)
- механическая ткань (волокна)
- запасающая ткань.
- ? (покровная)……. - ?……(проводящая – ксилема, флоэ
Ткани листа
1столбчатая запасающая
-? (механическая) - основная фотосинтезирующая
2 губчатая воздухоносная
Рефлексия. Закрепление знаний.
Вопрос учащимся: -Что интересного и нового для вас было сегодня на уроке?
-Что встретилось непонятное, новое?
А – По внешнему строению листья делятся на…..
Б – Сколько слоев клеток имеет лист?
В - Зачем листьям нужны устьица?
Г – Какие ткани листа вы знаете?
Знакомство с практической частью Олимпиады 2009г.
1.Внутреннее строение листа. 2. Ткани листа.
Домашнее задание.
№18 Конспект. Лаб раб. №8. Стр.65 Вопросы для смекалистых.
Вопросы для смекалистых ребят (распечатка задания каждому ученику)
1. Где расположены устьица у белой кувшинки (белой лилии). Почему?
2. Что происходит с устьицами в жаркую погоду? Почему?
3. Какое значение для растений имеет листопад?
4. Бывают ли листья без жилок? Почему?
5. Листья у некоторых комнатных растений вишневого цвета, идет ли в таких листьях процесс фотосинтеза? Почему?
6. Найдите начало головоломки, прочтите и запишите пословицу.
в | и | т | в | е | е | н |
о | ф | е | - | ь | т | е |
т | р | н | т | т | л | д |
к | у | м | а | с | и | г |
Ответ – «Где нет листьев, там нет и фруктов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс.
Презентация к уроку по теме "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс....
урок по биологии 6 класс. строение клетки
Тема: Строение клетки.Задачи: расширить представление учащихся о клеточном строении организмов; отработать навыки выполнения учебного рисунка; развивать умение составлять план изученного материала, ра...
План-конспект урока с использованием ЭОР "Внешнее строение листа" для 6 класса
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с перечнем используемых ЭОР.Учащиеся знакомятся с с различными признаками классификации листьев....
Открытый урок по биологии 6 класс "Строение и значение водорослей"
Урок географии проводится в 6 классе...
Урок по биологии 8 класс "Строение и функции органов дыхания"
На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разн...
Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"
Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....
Открытый урок по биологии тема "внешнее строение листа"
Презентация и конспект урока по биологии тема "Внешнее строение листа"...