Главные вкладки

    Урок по биологии"Лист.Внешнее строение листа".
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    Румянцева Светлана Георгиевна

    Открытый урок для учителей школы. На уроке изучается внешнее и внутреннее строение листа с использованием раздаточного материала,таблиц,живых экспонатов.Использовались элементы гимнастики мозга. Для получения сертификата.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл list.docx19.16 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                       

    МКОУ Мостовская СОШ  им. С. Козлова Оленинского района Тверской области

    Тема урока: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа».

                                                                                                              Учитель биологии

                                                                                                              Румянцева С.Г.

    Тема урока: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа».

    Цель урока: расширение и систематизация  знаний о  внешнем и внутреннем         строении листа,  разнообразии листьев.

    Задачи урока:

    -репродуктивные: сформировать знания о видах листьев, их внутреннем строении;

    -продуктивные: раскрыть значение листьев в жизни растений; научить сравнивать простые и сложные листья; уметь определять классификацию растений по жилкованию листьев; закрепляем умение составлять кластер;

    -творческие;  выработать умение распознавать на натуральных объектах виды листьев; прогнозировать особенности строение теневых и световых листьев, простых и сложных, листьев плавающих на воде; выполнение лабораторной работы.

    Оборудование: таблица «Листья простые и сложные; «Разнообразие листьев», «Устьице», комнатные растения.

    Ход урока:

       Гимнастика мозга (кинезиологические  упражнения)

    1.        – шестиклашка

    2.        – колечко

    3.        – кулак, ребро, ладошка

    4.        – шестиклашка

    Вызов. Вводная часть.

    1.        Проверка знаний учащихся: тестирование.

    2.        Расшифровать головоломку. Ответ: «Где нет листьев, там нет и фруктов».

    Осмысление.  Изучение новой темы.

    1.Знакомство учащихся с темой урока, целями и задачами урока.

    2. «Корзина» знаний (учащиеся высказывают свои знания по теме лист, 2 девочки кратко записывают их высказывания на доске).  (МКМ)

     1 блок. Внешнее строение листа.

     1. Работа с учебниками. Составление таблицы ЗУХ  (МКМ)

                    

                     Знаю

                Узнал(а)

               Хочу узнать

    2.Работа с таблицей.

    Вопрос учащимся:

    -Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного?

    - Что нового Вы узнали о листьях?

     Обобщение знаний (учебник И.Н.Пономаревой  стр 65, 1-4 абзац).

    А -   лист – это часть побега

    Б -    внешнее строение листьев: форма, листорасположение, простые и сложные листья, жилкование (перистое или сетчатое, параллельное и дуговое).

     Рефлексия по 1 блоку. Закрепление знаний.

    1.Охарактеризовать виды листьев у узамбарской  фиалки, традесканции, фикуса, колеуса, земляника.

    2. Закладка опыта (в стакан с водой опустили лист фиалки и побег традесканции)

     3. Заполнить таблицу.                  

    Листья бывают с……………..

    Листья бывают без …………

    Примеры:

    Примеры:

       Заполнить таблицу.                      

    Листья простые

    Листья сложные

    имеют………листовую пластинку

    имеют…………..листовых пластинок расположенных на общем черешке

    Примеры:

                       клен

                         ?

                       осина

                          ?

    Примеры:

    а) тройчатосложные (клевер)

    б) непарноперистые (шиповник)

    в) парноперистые (акация)

    г) пальчатосложные (люпин)

                                         

    Заполнить таблицу.

                                          Жилкование листьев.

    ……………?....................

                   Дуговое

    ……………?...................

    береза, дуб ………..

    …………?........подорожник

    кукуруза, рожь, лук………

     2 блок. Внутреннее строение листа.

    1 Беседа с использованием элементов невербального общения с детьми (каждому слою  листа  соответствует определенный жест), с использованием таблицы «Внутреннее строение листа».

    Кожица – горизонтально расположенная рука

    Столбчатая ткань – вертикально расположенная рука

    Губчатая ткань – движение рук (по очереди) имитирующих сжимание губки

    Кожица  - горизонтально расположенная рука

    Устьица - большой и указательный пальцы на обеих руках сомкнуты и приближены друг к другу

    Сосуды – 2 пальца образуют кольцо

    Ситовидные трубки –  2 пальца образуют кольцо, другой рукой имитируем отверстия

    Волокна – «растягивание льняного волокна».

    Рефлексия по 2 блоку.

    1. Работа в парах (учащиеся поворачиваются друг к другу и рассказывают о внутреннем строении листа).

         2.Работа с учебником (стр.66- 67). Ребята ищут ответы на вопросы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

     А – Как  еще называют  кожицу листа?

     Б – Что переводится это название?

     В - Что происходит в устьице?

     Г -  Где располагаются  устьица?

     Д – Сколько устьиц может бить на листе.

    Гимнастика мозга

     1.Горизонтальные восьмерки.

     2. Шестиклашка.

        3 блок.  Ткани листа.

     Ответьте на вопрос  теста ЕГЭ «Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению и выполняемым функциям: а)орган, б)органоид, в)ткань, г)фермент.).

    *Все ли клетки листа имеют одинаковое строение?

          Составляем  «кластер», ключевое слово  «Ткани листа». Стр 66-68       МКМ (методика критического мышления)

          - столбчатая ткань, фотосинтезирующая ткань (мякоть листа)

          - покровная ткань (кожица листа)

          - губчатая ткань (газообмен)

          - проводящая ткань  а) сосуды или ксилема (древесина),  б) ситовидные трубки или  флоэма (луб)

          - механическая ткань (волокна)

          - запасающая ткань.

                - ? (покровная)…….                              - ?……(проводящая – ксилема, флоэ

                                                    Ткани листа

                                                                                            1столбчатая    запасающая

                   -? (механическая)                     -  основная                          фотосинтезирующая    

                                                                                             2 губчатая      воздухоносная

            Рефлексия.  Закрепление  знаний.                  

    Вопрос учащимся: -Что интересного и нового для вас было сегодня на уроке?

                                    -Что встретилось непонятное, новое?

            А – По внешнему строению листья  делятся на…..

      Б – Сколько слоев клеток имеет лист?

      В -  Зачем листьям нужны устьица?

      Г – Какие ткани листа вы знаете?

    Знакомство с практической частью Олимпиады 2009г.

    1.Внутреннее строение листа.  2. Ткани листа.

    Домашнее задание.

    №18  Конспект. Лаб раб. №8.  Стр.65  Вопросы для смекалистых.

    Вопросы для смекалистых ребят (распечатка задания каждому ученику)

    1.        Где расположены устьица  у белой кувшинки (белой лилии). Почему?

    2.        Что происходит с устьицами в жаркую погоду? Почему?

    3.        Какое значение для растений имеет листопад?

    4.        Бывают ли листья без жилок? Почему?

    5.        Листья у некоторых комнатных растений  вишневого цвета, идет ли в таких листьях  процесс фотосинтеза? Почему?

    6.        Найдите начало головоломки, прочтите и запишите пословицу.

    в

    и

    т

    в

    е

    е

    н

    о

    ф

    е

    -

    ь

    т

    е

    т

    р

    н

    т

    т

    л

    д

    к

    у

    м

    а

    с

    и

    г

    Ответ – «Где нет листьев, там нет и фруктов».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс.

    Презентация к уроку по теме "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс....

    урок по биологии 6 класс. строение клетки

    Тема: Строение клетки.Задачи: расширить представление учащихся о клеточном строении организмов; отработать навыки выполнения учебного рисунка; развивать умение составлять план изученного материала, ра...

    План-конспект урока с использованием ЭОР "Внешнее строение листа" для 6 класса

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с перечнем используемых ЭОР.Учащиеся знакомятся с с различными признаками классификации листьев....

    Урок по биологии 8 класс "Строение и функции органов дыхания"

    На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разн...

    Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"

    Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....

    Открытый урок по биологии тема "внешнее строение листа"

    Презентация и конспект урока по биологии тема "Внешнее строение листа"...