Урок по биологии"Лист.Внешнее строение листа".
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Румянцева Светлана Георгиевна

Открытый урок для учителей школы. На уроке изучается внешнее и внутреннее строение листа с использованием раздаточного материала,таблиц,живых экспонатов.Использовались элементы гимнастики мозга. Для получения сертификата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл list.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

МКОУ Мостовская СОШ  им. С. Козлова Оленинского района Тверской области

Тема урока: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа».

                                                                                                          Учитель биологии

                                                                                                          Румянцева С.Г.

Тема урока: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа».

Цель урока: расширение и систематизация  знаний о  внешнем и внутреннем         строении листа,  разнообразии листьев.

Задачи урока:

-репродуктивные: сформировать знания о видах листьев, их внутреннем строении;

-продуктивные: раскрыть значение листьев в жизни растений; научить сравнивать простые и сложные листья; уметь определять классификацию растений по жилкованию листьев; закрепляем умение составлять кластер;

-творческие;  выработать умение распознавать на натуральных объектах виды листьев; прогнозировать особенности строение теневых и световых листьев, простых и сложных, листьев плавающих на воде; выполнение лабораторной работы.

Оборудование: таблица «Листья простые и сложные; «Разнообразие листьев», «Устьице», комнатные растения.

Ход урока:

   Гимнастика мозга (кинезиологические  упражнения)

1.        – шестиклашка

2.        – колечко

3.        – кулак, ребро, ладошка

4.        – шестиклашка

Вызов. Вводная часть.

1.        Проверка знаний учащихся: тестирование.

2.        Расшифровать головоломку. Ответ: «Где нет листьев, там нет и фруктов».

Осмысление.  Изучение новой темы.

1.Знакомство учащихся с темой урока, целями и задачами урока.

2. «Корзина» знаний (учащиеся высказывают свои знания по теме лист, 2 девочки кратко записывают их высказывания на доске).  (МКМ)

 1 блок. Внешнее строение листа.

 1. Работа с учебниками. Составление таблицы ЗУХ  (МКМ)

                

                 Знаю

            Узнал(а)

           Хочу узнать

2.Работа с таблицей.

Вопрос учащимся:

-Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного?

- Что нового Вы узнали о листьях?

 Обобщение знаний (учебник И.Н.Пономаревой  стр 65, 1-4 абзац).

А -   лист – это часть побега

Б -    внешнее строение листьев: форма, листорасположение, простые и сложные листья, жилкование (перистое или сетчатое, параллельное и дуговое).

 Рефлексия по 1 блоку. Закрепление знаний.

1.Охарактеризовать виды листьев у узамбарской  фиалки, традесканции, фикуса, колеуса, земляника.

2. Закладка опыта (в стакан с водой опустили лист фиалки и побег традесканции)

 3. Заполнить таблицу.                  

Листья бывают с……………..

Листья бывают без …………

Примеры:

Примеры:

   Заполнить таблицу.                      

Листья простые

Листья сложные

имеют………листовую пластинку

имеют…………..листовых пластинок расположенных на общем черешке

Примеры:

                   клен

                     ?

                   осина

                      ?

Примеры:

а) тройчатосложные (клевер)

б) непарноперистые (шиповник)

в) парноперистые (акация)

г) пальчатосложные (люпин)

                                     

Заполнить таблицу.

                                      Жилкование листьев.

……………?....................

               Дуговое

……………?...................

береза, дуб ………..

…………?........подорожник

кукуруза, рожь, лук………

 2 блок. Внутреннее строение листа.

1 Беседа с использованием элементов невербального общения с детьми (каждому слою  листа  соответствует определенный жест), с использованием таблицы «Внутреннее строение листа».

Кожица – горизонтально расположенная рука

Столбчатая ткань – вертикально расположенная рука

Губчатая ткань – движение рук (по очереди) имитирующих сжимание губки

Кожица  - горизонтально расположенная рука

Устьица - большой и указательный пальцы на обеих руках сомкнуты и приближены друг к другу

Сосуды – 2 пальца образуют кольцо

Ситовидные трубки –  2 пальца образуют кольцо, другой рукой имитируем отверстия

Волокна – «растягивание льняного волокна».

Рефлексия по 2 блоку.

1. Работа в парах (учащиеся поворачиваются друг к другу и рассказывают о внутреннем строении листа).

     2.Работа с учебником (стр.66- 67). Ребята ищут ответы на вопросы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 А – Как  еще называют  кожицу листа?

 Б – Что переводится это название?

 В - Что происходит в устьице?

 Г -  Где располагаются  устьица?

 Д – Сколько устьиц может бить на листе.

Гимнастика мозга

 1.Горизонтальные восьмерки.

 2. Шестиклашка.

    3 блок.  Ткани листа.

 Ответьте на вопрос  теста ЕГЭ «Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению и выполняемым функциям: а)орган, б)органоид, в)ткань, г)фермент.).

*Все ли клетки листа имеют одинаковое строение?

      Составляем  «кластер», ключевое слово  «Ткани листа». Стр 66-68       МКМ (методика критического мышления)

      - столбчатая ткань, фотосинтезирующая ткань (мякоть листа)

      - покровная ткань (кожица листа)

      - губчатая ткань (газообмен)

      - проводящая ткань  а) сосуды или ксилема (древесина),  б) ситовидные трубки или  флоэма (луб)

      - механическая ткань (волокна)

      - запасающая ткань.

            - ? (покровная)…….                              - ?……(проводящая – ксилема, флоэ

                                                Ткани листа

                                                                                        1столбчатая    запасающая

               -? (механическая)                     -  основная                          фотосинтезирующая    

                                                                                         2 губчатая      воздухоносная

        Рефлексия.  Закрепление  знаний.                  

Вопрос учащимся: -Что интересного и нового для вас было сегодня на уроке?

                                -Что встретилось непонятное, новое?

        А – По внешнему строению листья  делятся на…..

  Б – Сколько слоев клеток имеет лист?

  В -  Зачем листьям нужны устьица?

  Г – Какие ткани листа вы знаете?

Знакомство с практической частью Олимпиады 2009г.

1.Внутреннее строение листа.  2. Ткани листа.

Домашнее задание.

№18  Конспект. Лаб раб. №8.  Стр.65  Вопросы для смекалистых.

Вопросы для смекалистых ребят (распечатка задания каждому ученику)

1.        Где расположены устьица  у белой кувшинки (белой лилии). Почему?

2.        Что происходит с устьицами в жаркую погоду? Почему?

3.        Какое значение для растений имеет листопад?

4.        Бывают ли листья без жилок? Почему?

5.        Листья у некоторых комнатных растений  вишневого цвета, идет ли в таких листьях  процесс фотосинтеза? Почему?

6.        Найдите начало головоломки, прочтите и запишите пословицу.

в

и

т

в

е

е

н

о

ф

е

-

ь

т

е

т

р

н

т

т

л

д

к

у

м

а

с

и

г

Ответ – «Где нет листьев, там нет и фруктов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс.

Презентация к уроку по теме "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс....

урок по биологии 6 класс. строение клетки

Тема: Строение клетки.Задачи: расширить представление учащихся о клеточном строении организмов; отработать навыки выполнения учебного рисунка; развивать умение составлять план изученного материала, ра...

План-конспект урока с использованием ЭОР "Внешнее строение листа" для 6 класса

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с перечнем используемых ЭОР.Учащиеся знакомятся с с различными признаками классификации листьев....

Урок по биологии 8 класс "Строение и функции органов дыхания"

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разн...

Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"

Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....

Открытый урок по биологии тема "внешнее строение листа"

Презентация и конспект урока по биологии тема "Внешнее строение листа"...