Открытый урок по биологии 6 класс "Строение и значение водорослей"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Егорова Светлана Сергеевна

Урок географии проводится в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_biologii_6_klass.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии на тему: «Водоросли»

      Составила: учитель  географии и биологии Егорова С.С.

ТИП УРОКА

Комбинированный с применением технологии развивающего обучения и новых информационных технологий.

ТЕМА УРОКА

«Водоросли»

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Раздел 3 Царство Растения.

ЦЕЛЬ УРОКА

Характеристика особенностей распространения и строения водорослей. Определить уникальность водорослей как древнейших и простоорганизованных  растений.

ЗАДАЧИ УРОКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: выделить своеобразие организма водорослей, углублять знания о многообразии живых организмов; познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности, размножения, распространения и многообразия водорослей; сформировать знания о низших и высших растениях; их значение в природе и жизни человека.

      РАЗВИВАЮЩИЕ: вызвать  познавательный интерес к предмету биология и растительным организмам населяющим нашу планету; продолжить развитие  умения выделять главное  при работе с учебником биологии; стимулировать любознательность и наблюдательность при выполнении самостоятельных работ; работать  над умениями анализировать  и обобщать полученные знания; находить причинно – следственные связи; способствовать развитию у учащихся памяти, воображения, внимания, речи.

    ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание чувств любви к растительным сообществам  Нашей Родины и Земли в целом; продолжить формирование ответственного отношения школьников к природе.

       ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Одноклеточные и многоклеточные водоросли»,   гербарный материал с образцами разных видов водорослей; демонстрационные материалы, учебник мультимедиа;  раздаточный материал – таблицы для выполнения практической работы, тесты, схемы.

                               

                      Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- что водоросли – самые древние растения на Земле;

- водоросли – низшие растения;

- особенности строения одноклеточных и многоклеточных зелёных водорослей;

-способы размножения одноклеточных и многоклеточных водорослей;

- значение водорослей в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- называть признаки, характерные для водорослей;

- различать одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли.

                                                      План урока.

       

  1. Общая характеристика водорослей как низших растений.
  2. Внешнее  и внутреннее строение хламидомонады.
  3. Внешнее и внутреннее строение хлореллы.
  4. Лабораторная работа «Изучение строения зеленых водорослей».
  5. Бесполое и половое размножение хламидомонады и хлореллы.

                                                    ХОД УРОКА

                 I   Организационный момент.

              Психологический настрой учащихся на урок.

                   II   Актуализация знаний.

                   1 Фронтальный опрос.

                   1 Что изучает ботаника?

                  2  Что характерно для строения низших растений?

                  3   Какое строение имеют высшие растения?

                  4   Какое  значение имеют растения в природе?

                  5  Какое значение имеют растения в жизни человека?

                  6   Почему нужно охранять растения?

7    Как распространены растения в природе, что является причиной                          неравномерного распределения растений?

                                                 

                   Индивидуальный опрос

                                                      Карточка  № 1

Чем высшие растения отличаются от низших?

                                                    Карточка  №  2

                                 Для чего нужно изучать ботанику?

                                                Карточка  №  3

                       Какие растения вы знаете? Где обитают растения?

                                                 Карточка  №  4

                         Чем растения отличаются друг от друга?

                                                 Карточка  №  5

                       Какое значение растения имеют в жизни человека?

                                                 Карточка  №  6

                       Что угрожает растениям и растительному покрову?

                                      Карточка  №  7

     Что могут сделать школьники в деле охраны растительного мира?

III Определение темы и цели урока

Мотивационная  установка

Учитель: Перед вами таблицы и иллюстрации с разными представителями отдела водорослей, скажите, почему водоросли относят к древнейшим простоорганизованным растениям? Что общего у одноклеточных водорослей с зелеными цветковыми растениями и каково их самое главное отличие?/слайд 3/. Ответы учащихся.

Таким образом вы определили тему сегодняшнего урока.  Как вы думаете, что нового о водорослях  вы узнаете на уроке?

 

IV  Изучение нового материала.

1. Учитель:  Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, каковы особенности строения и  жизнедеятельности растений отдела водоросли. Сравнить эти растения с ранее изученными, выявить черты приспособленности к условиям окружающей среды.  Для этого вспомним что такое пластиды? Какой  процесс называется фотосинтезом?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    В какой среде появились первые растения? Какое строение имеет растительная клетка? Ответы учащихся.

И так ребята, мы с вами уже знаем, что водоросли  -  первые  растения на Земле, синтезирующие органические вещества из углекислого газа и воды на свету. Они являются самыми древними растениями на земле, поэтому ученые считают, что современные  наземные растения произошли от древних водорослей.

Какие признаки объединяют все водоросли в одну группу?/слайд 3-4/.  Чтобы  точнее ответить на этот вопрос вы выполните задание  №  1.

Задание 1. На основе текста учебника  параграфа  № 12 стр. 58 прочитайте и выпишите основные признаки водорослей/ слайд 4/.

                               

                                       

                    Общая характеристика водорослей

1.  Большинство водорослей обитатели рек, озер, морей.

2.  В природе существует около 30 тысяч водорослей.

3.   Водоросли встречаются одноклеточные и многоклеточные.

4.   Относятся к низшим растениям.

5.   Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

6 .  Размножаются простым делением клеток, спорами, половыми клетками.

7 . Самые древние растения на Земле.

8.  Способность к фотосинтезу.

Учитель проверяет вместе с классом правильность выполнения задания, а затем приступает к объяснению нового этапа урока.

3.   Среда обитания хламидомонады и  хлореллы.

Учитель ведёт объяснение используя демонстрационный материал в виде таблицы и слайдов  электронного учебника.

Ребята вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариумах. «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Что же вызывает «цветение» воды? В капле такой воды под микроскопом хорошо видно множество различных одноклеточных водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок /Слайд 5/.

4.  Строение хламидомонады и хлореллы.

А сейчас ребята мы с вами познакомимся с особенностями внешнего и внутреннего строения одноклеточных водорослей на примере хламидомонады и хлореллы.

Во время цветения мелких луж или водоёмов в воде чаще всего встречается одноклеточная  водоросль хламидомонада. Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль грушевидной формы. На её переднем вытянутом конце находятся два жгутика, с помощью которых водоросль передвигается.  Это, несомненно, черта, родственная животным организмам. Снаружи клетка покрыта оболочкой, под которой находятся цитоплазма, ядро и крупный чашевидный хлоропласт. У водорослей хлоропласты называют ещё хроматофорами. Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придает зеленую окраску всей клетке.

В передней части клетки расположены красный светочувствительный глазок и пульсирующие вакуоли. Светочувствительный глазок воспринимает свет, и с помощью жгутиков хламидомонада движется в сторону освещённого места.

Пульсирующие вакуоли служат для выделения избытка воды. Хламидомонада может питаться не только продуктами фотосинтеза, но и готовыми органическими веществами, поглощая их всей поверхностью клетки/ слайд 9/.

Ещё одна одноклеточная зелёная водоросль – хлорелла широко распространена в пресных водоёмах и на влажных почвах, а также на стволах деревьев, где скопления хлореллы и других одноклеточных водорослей заметны в виде зелёного налёта  /слайд 8/.

Снаружи шаровидная клетка хлореллы покрыта оболочкой, под оболочкой  находятся цитоплазма, ядро, крупный хроматофор, придающий всей клетке зелёную окраску. Фотосинтез у этой водоросли идёт очень интенсивно. Она способна выделять много кислорода и давать большое количество органического вещества /слайд 6/.

5.  Задание  № 2

А сейчас вы подробнее познакомитесь со строением одноклеточных     водорослей на примере хламидомонады и хлореллы. Для этого вы сейчас приступите к выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа: «Изучение строения зелёных водорослей».

  6. Проверка лабораторной работы.

                                               

ВОПРОС  № 1

          Какова  среда обитания  водорослей? (стр. 59 учебника)

               Почему, вода в лужах и прудах имеет изумрудный оттенок?

                                                            ВОПРОС  №  2

Какое внешнее строение имеет хламидомонада? (стр. 60 рис 35).                     Для чего хламидомонаде нужны жгутики?

                                                     ВОПРОС  №  3

Какое внутреннее строение имеет хламидомонада? (стр. 60 рис 35).

                Для чего хламидомонаде нужен красный глазок?

                                                 ВОПРОС  №  4

Что такое хроматофор? (стр. 60 рис 35). Какую функцию выполняет         хроматофор в клетке хламидомонады?

                                                   ВОПРОС  №  5

 Где обитает одноклеточная водоросль – хлорелла? (стр. 60 рис 35). Какое     строение имеет хлорелла?          

                                                               ВОПРОС  №  6

                      В чем сходство хлореллы и хламидомонады? (рис 35 стр.60)

                                                                ВОПРОС  №  7

             Чем строение хламидомонады отличается от строения хлореллы? (рис35 стр. 60)

                                                                ВОПРОС  №  8

               Чем среда обитания плеврококка отличается от среды обитания хлореллы?

                        (стр.61 рис 36)

                                                    ВОПРОС   №  9

          Почему хлореллу, плеврококка и хламидомонаду относят к одноклеточным

          зеленым водорослям?

                                                     ВОПРОС   №  10

         Что общего у одноклеточных водорослей с зелёными цветковыми растениями и

          каково их самое главное отличие?

                                                     ВОПРОС  №  11

Почему водоросли считаются самыми древними растительными  организмами на Земле?

                                               ВОПРОС  №  12

                                 Почему водоросли относят к низшим растениям?

                                                                               ВОПРОС  №  13

    Чем водоросли отличаются от бактерий?

                                                       ВОПРОС  №  14

                                    В чем сходство водорослей с бактериями?

После лабораторной работы учащиеся выполняют задание  № 3.

             Задание № 3.

                                                           

                                                    I  ВАРИАНТ

                   Укажите, какие из перечисленных утверждений правильные.

             1. Все растущие в воде растения  - водоросли.

     2. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (коре деревьев, почве).

 3. Одноклеточная водоросль хламидомонада хорошо видна невооруженным       глазом.

 4. Хламидомонада имеет две пульсирующие вакуоли.

 5. Оболочка хламидомонады имеет зелёную окраску.

 6. Хламидомонада питается  как зелёное растение - образует органические вещества из неорганических, используя солнечный свет.

7. При наступлении неблагоприятных условий хламидомонада образует гаметы.

8. Хлорелла  имеет жгутики.

9. Хлорелла может поглощать из воды растворённые в ней органические вещества.

10. Водоросли – древнейшие представители растительного мира.

11. Большинство водорослей – автотрофы.

                                           

                                              II ВАРИАНТ

                  Укажите, какие из перечисленных утверждений правильные.

  1.  Хлорелла имеет светочувствительный красный «глазок»;

  1.  Хламидомонада имеет жгутики для передвижения в воде;

  1.  Хламидомонада  способна к фотосинтезу;

  1.  Хлорелла имеет шарообразную форму;

  1.  Хламидомонада  - обитает на коре деревьев;

  1.  Хлорелла окрашивает воду в зеленый  цвет;

  1. В клетке хлореллы содержится хроматофор;

  1. Хламидомонада имеет грушевидную форму с заостренным концом;

  1. Клетка хлореллы имеет цитоплазму и ядро;

           10 Хлорелла одноклеточная водоросль;

                  11 Хламидомонада  - многоклеточная водоросль;

      IX. Особенности бесполого и полового размножения водорослей.

Далее учитель рассказывает об особенностях бесполого и полового размножения

водорослей. Вначале задаёт вопросы: Какие способы размножения вам известны?

В чём сущность бесполого размножения? Каковы особенности полового размножения?

Что такое гаметы? Где они образуются? Конкретизировав и обобщив ответы учеников, учитель обращает внимание класса на демонстрационные таблицы и мультимедийные   изображения на доске /слайд7- 10- 11/, по которым объясняет как размножаются хламидомонада и хлорелла.

Хламидомонада имеет два способа размножения – бесполый и половой. Хлорелла размножается только бесполым путём. Как же происходит бесполое размножение у хламидомонады и хлореллы.

При бесполом размножении в благоприятных условиях летом хламидомонада останавливается и теряет жгутики. Ее содержимое делиться на 2, 4, а иногда и восемь клеток. Каждая из клеток вырабатывает жгутики и покрывается собственной оболочкой. Под оболочкой материнской клетки образуется несколько клеток  -спор, предназначенных для размножения и расселения .Споры, снабженные жгутиками, называются зооспорами. Споры хламидомонады имеют жгутики и способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, у хламидомонады бесполое размножение происходит при помощи спор. Споры, после разрыва оболочки материнской клетки, выплывают в воду в виде маленьких хламидомонад. Проплавав в воде некоторое время, клетки дорастают до размеров материнской и приступают к бесполому размножению / слайд 10/. Хлорелла размножается бесполым путем также как хламидомонада /слайд 7/.

При наступлении неблагоприятных условий для жизни (похолодание, пересыхание водоёма) наступает половое размножение хламидомонады. В материнской клетке образуются двужгутиковые гаметы. Они выходят из оболочки материнской клетки и сливаются попарно с гаметами других особей хламидомонады, в результате чего образуется зигота, покрытая плотной оболочкой. При наступлении благоприятных условий зигота делиться и из неё образуется 4 хламидомонады.

V. Закрепление изученного материала.

В конце урока для обобщения знаний учащихся об особенностях размножения одноклеточных водорослей проводится беседа: В чем отличие бесполого размножения хлореллы и хламидомонады?  При каких условиях у хламидомонады

Происходит бесполое размножение?  При каких условиях – половое? На примере хламидомонады, объясните, в чем преимущество полового размножения по сравнению с бесполым?

VI Домашнее задание: 1. Изучите текст учебника об особенностях строения и биологии одноклеточных водорослей ответьте на вопросы в конце параграфа. 2. В тетради заполните таблицу «Многообразие одноклеточных зелёных водорослей». 3. По желанию - приготовьте небольшую презентацию о плеврококке.                             

 Задание 1                                                                                                                                                                                                                    

1. Почему водоросли относят к низшим растениям?

2. Где обитают одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли?

3. Чем строение одноклеточных зелёных водорослей отличается от многоклеточных?

4. Где обитают и какое строение имеют бурые водоросли?

5. Где обитают и какое строение имеют красные водоросли?

6. Что такое слоевище?  Хроматофор?

7. Что такое ризоиды и почему их нельзя называть корнями?

8. Чем отличаются бурые водоросли от зеленых?

9.  Почему бурые и красные водоросли способны жить на большей глубине, чем зеленые?

10. Какую роль играют водоросли в природе?

11. Как человек использует водоросли?  Что получают из морских водорослей?

12. Почему морские водоросли нуждаются в охране?

Задание 2. Многообразие одноклеточных зеленых водорослей

Название водоросли

Место обитания

Особенности строения

Особенности размножения

1 Хламидомонада





  2  Хлорелла




 3  Плеврококк

           

Приложение 1                               

                                      ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДОРОСЛЕЙ

На основе текста учебника параграфа № 12 стр.58 прочитайте и выпишите под указанными цифрами общие признаки водорослей.

1                                                                                                                                        


2


3


4


5


6


  7


Приложение - 2

Лабораторная работа:

 « Изучение строения зелёных водорослей».

                                              Инструктивная карточка

1.Рассмотрите  внимательнее внешнее и внутреннее строение водоросли      хламидомонады и хлореллы на рис 35  стр. 60 и изображение на доске /слайд 5/.

2.Найдите оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на      форму и окраску хроматофора.  

3.Зарисуйте клетку хламидомонады и подпишите названия ее частей

стр. 60 рис 35 / слайд 9/.

 4. Зарисуйте клетку хлореллы и подпишите названия её частей стр. 60 рис 35   /слайд 6/.

5. Чем по внешнему и внутреннему строению отличаются хлорелла и  хламидомонада?  Смотрите рисунок 35 на стр. 60 учебника.

6.Сделайте вывод - что общего у одноклеточных водорослей  с зелеными        цветковыми растениями и каково их самое главное отличие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....

Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"

Открытый урок по биологии в 6 классеТема: Цветок, его строение и значение Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения Задачи урока:Образовательные: 1) изуч...

Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...

открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс

открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс...

Открытый урок по биологии «Строение и значение зубов.» 9 класс

Открытый урок по биологии «Строение и значение зубов.» 9 класс...

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"

Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...