Главные вкладки

    разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
    план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

    Цель:

    изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека.

    Задачи урока:

    - образовательные:  дать знания о многообразии кишечнополостных; рассмотреть классы сцифоидных, коралловых полипов; показать значение полипов в природных сообществах и для человека;

    - развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать особенности организации кишечнополостных как низших многоклеточных, выделять прогрессивные изменения у кишечнополостных, доказывать относительный характер приспособленности, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, работать с тестами, выступать перед аудиторией;

    - воспитательные: воспитывать у ребят бережное отношение к природе, сохранение биологического разнообразия.. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

    Учитель биологии 1 категории МОБУ «СОШ № 71» г. Оренбурга

     Кузиной Марины Николаевны

    Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека.

    Задачи урока:

    - образовательные:  дать знания о многообразии кишечнополостных; рассмотреть классы сцифоидных, коралловых полипов; показать значение полипов в природных сообществах и для человека;

    - развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать особенности организации кишечнополостных как низших многоклеточных, выделять прогрессивные изменения у кишечнополостных, доказывать относительный характер приспособленности, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать вы воды, отвечать на вопросы, работать с тестами, выступать перед аудиторией;

    - воспитательные: воспитывать у ребят бережное отношение к природе, сохранение биологического разнообразия..

    Оснащённость урока: иллюстрации медуз, коралловых полипов; таблицы многообразия кишечнополостных; физическая карта полушарий, мультимедийное пособие: «Биология 7 класс», компьютер, проектор.

    Ведущие понятия: Класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы,  планула,

    гидромедуза.

    Вид урока: урок – путешествие.

                                                    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    - приветствие;

    - подготовка аудитории к работе;

    - наличие учащихся.

    II.Основная часть урока.

    1) Проверка знаний учащихся.

    МЕТОД:    фронтальный опрос

                       индивидуальная беседа (у доски);

                       работа по карточкам; (3 человека).

            

    • Фронтально:    Ответьте на вопросы.

    1. Почему тип Кишечнополостные получил такое название? (это двуслойные многоклеточные животные с единственной полостью тела – кишечной). Какие функции выполняет кишечная полость?

    1. Гидра - малоподвижное пресноводное животное, медуза бы стро плавает в толще морской воды. Почему этих животных отно сят к одному типу?   (кишечная полость).
    2. Гидра и актиния по своему внешнему виду напоминают рас тения. Какие признаки указывают на то, что это животные?  (способ питания).
    3. Общий план строения тела многоклеточного животного оп ределяется в первую очередь характером симметрии его тела. Объ ясните, что такое симметрия. Какая симметрия тела характерна для кишечнополостных?
    4. Через ротовое отверстие у кишечнополостных происходит не только прием пищи, но и выведение непереваренных остатков. Чем это можно объяснить?    (примитивностью строения).

           6.Тело кишечнополостных состоит из многих клеток. Чем сходны клетки кишечнополостных? (дифференцированы). Чем объясняется их различие? (выполнением функций). Почему клетка кишечнополостных не может  существовать вне ор ганизма? (связана с другими клетками).

    1. Нервные клетки у кишечнополостных имеют звездообразную форму. Сообщаясь друг с другом своими отростками, они образуют нервную систему. Почему такую нервную систему считают прими тивной?   (они разбросаны по всему телу).
    2. Простейшие и кишечнополостные по-разному реагируют на раздражения из внешней среды. В чем состоит их отличие? Что та кое рефлекс?  (у простейших тело состоит из одной клетки, а у кишечнополостных есть специальные нервные клетки).
    1.  Наличие стрекательных клеток - одна из наиболее харак терных особенностей кишечнополостных. Какие функции они вы полняют?
    2. Основная функция энтодермы - пищеварительная. Какие особенности позволяют ей выполнять эту функцию?
    3. Что такое регенерация, какова ее роль в жизни кишечнопо лостных?
    4. Ученые утверждают, что одноклеточные и многоклеточные животные родственны. Приведите известные вам доказательства этого утверждения.
    5. Медузы живут в толще морской воды. Какие приспособле ния позволяют им передвигаться в этой среде и защищаться от вра гов?
    6. Для чего в аквариум с гидрами помещают водные растения?
    7. Почему гидру считают хищным животным?
    8. В чем выражается усложнение организации кишечнополо стных по сравнению с простейшими?

    Индивидуальная беседа:

          1.   Дайте общую характеристику кишечнополостным.  Одновременно другой ученик у доски определяет, используя единицы классификации, систематическое положение Гидры пресноводной.

    1. Рассказать о строении гидроидных на примере пресноводной гидры. (С использованием таблицы).
    2. Каково внутреннее строение гидры?
    3. Как размножается и развивается гидра?

    2) Изучение нового материала.

    Основные положения урока.

    Систематический обзор типа кишечнополостных:

    ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ - COELENTERATA

    Класс I. Гидроидные – Hydrozoa

    Класс II. Сцифоидные медузы – Scyphozoa

    Класс III. Коралловые полипы - Anthozoa

    1. Более двух третей земного шара покрыто водой. Поэтому наша планета из космоса видится голубой. Водное пространство Земли делится на пять огромных частей – океанов. В них, в свою очередь, выделяют более мелкие – моря. Под водой океана – совершенно особый мир. Есть там глубокие долины, громадные горы, леса из морских водорослей и много удивительных морских животных. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в подводный мир, где повстречаем множество кишечнополостных животных, рассмотрим представителей разных классов кишечнополостных, изучим черты их сходства и различия, а также особенности их организации и многообразие, образ жизни, практическое значение.

    Работа в тетрадях:

    Дата

    Тема:  ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

               Класс Гидроидные                Класс Сцифоидные медузы                   Класс Коралловые полипы

    ОСО-

    БЕН-

    НОС-

    ТИ

    ОРГА-

    НИЗА-

    ЦИИ

    ПРЕД-

    СТА-

    ВИ-

    ТЕ-

    ЛИ

    Внимательно слушая выступающих, постарайтесь определить особенности организации того или иного класса, и запишите эти особенности в тетрадь

     КЛАСС СЦИФОИДНЫЕ

    (диск 1 сюжет) Не все кишечнополостные живут на дне, многие из них способны плавать в толще воды. К ним относятся медузы. Сцифоидные медузы представлены видами, обитающими толь ко в морях. Они значительно крупнее гидромедуз. Эти удивительные создания населяют морские толщи от поверхности до больших глубин. Тело медузы студенистое, сильно отличается от полипов – напоминает по форме прозрачный купол или колокол или зонтик. Размеры их различны: у цианеи, например, может достигать 2 м в диаметре, а длина щупалец — 30 м. Колокол мо жет сокращаться; при этом из-под него (не изо рта!) с силой вытал кивается вода, и животное движется в противоположную сторону. Такой способ движения называется реактивным.

    Раскрывшись и распустив окаймляющую бахрому из многочисленных щупалец, медузы безмолвно и плавно колышутся в спокойной воде. Но эта безмятежность обманчива. Изящные и нежные с виду, на самом деле они как и все кишечнополостные – хищники. Длинные, тонкие щупальца медузы покрыты стрекательными клетками и обжигают подобно огню. Они убивают добычу стрекательными клетками. Каждая клетка – это мешочек с ядом, внутри которого свёрнута в спираль жёсткая нить с заострённым концом, стоит задеть чувствительный отросток на краю капсулы, как нить молниеносно раскручивается и с силой вонзается в добычу. Сотни тысяч ядовитых гарпунов впиваются в тело жертвы, лишая её способности пошевелиться. Добычу медуза тут же отправляет в рот, он расположен   (диск) в центре внутрен ней — вогнутой — стороны тела. Через него удаля ются непереваренные остатки пищи (как у гидроидных). Окружено щупальцами, ротовое отверстие открывается в пищеваритель ную полость. Тело образовано двумя слоями клеток — экто- и энто дермой. Между ними находится студенистый слой мезоглеи, содер жащий до 98% воды. Нервная система сцифоидных устроена наиболее сложно, по сравнению с остальными кишечнополостными. Вдоль края зонтика группами располагаются светочувствительные глазки и видоизмененные щупальца, выполняющие роль органов равновесия. 

    Нервная система диффузного типа.

    Видеосюжет (движение медуз).

    Опасные медузы.

    Размножение медуз:  (видео)

    Медузы раздельнополы. Половые железы образуются из энтодермы в нижней части желудка. Оплодотворение наружное, развитие с метаморфозом. Жизненный цикл происходит с чередованием поколений. Половые клетки выводятся наружу через ротовое отверстие. Оплодотворение и развитие происхо дят в воде. Из яйца выходит личинка — планула, прикрепляющаяся к субстрату. В процессе дальнейшего развития из нее образуется полип, почкование которого приводит к появлению молодых ме дуз. Таким образом, сцифоидные медузы обладают четко выражен ным чередованием полового и бесполого поколений, причем наибо лее развита половая стадия.

    Многообразие Сцифоидных.

    ? До XVIII в. у учёных не было сомнений в том, что эти организмы представляют собой морские растения, микроскопические «цветки», которые тотчас же вянут на воздухе. Как их называют сейчас?

    1. Наибольшее значение в природе и для человека имеют корал ловые полипы. В биоценозах тропических морей они играют средообразующую роль, составляя основу рифов, атоллов, островов.

    Класс Коралловые полипы:

    Коралловые полипы — самый обширный класс морских кишеч нополостных, он насчитывает около 6 тыс. видов. Исключительно морские колониальные, реже одиночные формы, представленные только полипами. Это животные, ведущие исключительно прикрепленный образ жизни.  Актинии живут отдельно друг от друга. Большинство же видов кораллов — колониальные формы, например восътилучевые красные кораллы, из которых изготавливают украшения. Другие, мадрепоровые корал лы, разрастаясь, образуют рифы в теплых морях и океанах.

    По внутренней организации коралловые полипы напоминают гидроидных. Тело имеет форму цилиндра, на одном конце которого расположено щелевидное ротовое отверстие, окруженное венчиком щупалец;  их количество равно восьми (у восьмилучевых кораллов) или кратно шести (шестилучевых кораллов). Рот ведет в глотку. Другим концом полип прикрепляется к грунту или, у колони альных форм, связан с другими членами колонии через пищевари тельную полость.

    Наружная эктодерма заворачивается и выстилает глотку. Пищеварительная полость, выстланная энтодермальным эпителием, разделена перегородками на камеры.

    У подавляющего большинства кораллов хорошо развит извест ковый скелет, наружный или залегающий в мезоглее. В ряде слу чаев у некоторых видов восъмилучевых кораллов скелет представ лен рогоподобным веществом. Встречаются коралловые полипы, лишенные скелета, как, например, актиния — крупный одиночный полип, весьма напоминающий гидру и перемещающийся на муску листой подошве.

    Когда одиночный полип поселяется на камне или скале, он выделяет клейкое вещество и оказывается как бы внутри трубочки. Она быстро затвердевает и становится его родным, надёжным домом. Вскоре на поверхности тела полипа вздувается почка: она растёт, затем прорывается. Так возникает рот, вокруг него возникают щупальца – рождается новый полип. Проросшая крошка обзаводится своим известковым жилищем, затем снова почкуется. И так много раз, пока со временем не образуется колония. В ней каждый полип сидит в своей известковой ячейке, словно в отдельной квартирке, но живёт не отшельником, а поддерживает связь с соседями через тонкие каналы. По ним пойманная и переваренная добыча честно распределяется между всеми членами колонии. На месте умерших полипов поселяются новые, используя известковую квартиру бывшего хозяина как фундамент для постройки собственного дома. Так от поколения к поколению, сантиметр за сантиметром растут кораллы.

    Кораллы живут в тёплых морских мелководьях. Внешне они похожи на причудливые растения, но на самом деле кораллы образованы из тысяч крошечных морских животных. Места большого скопления кораллов называют коралловыми рифами. Коралловые рифы образуют одну из важнейших экосистем Мирового океана. Их главной особенностью является необычайно высокая продуктивность. Автотрофная фотосинтетическая продукция экосистемы рифа составляет от 50 до 300 г сырой биомассы на 1 м2в сутки, причем в отличие от других высокопродуктивных сообществ океана она сохраняется постоянной в течение всего года. Рыбные ресурсы рифов составляют около 9% общих мировых запасов, и рыболовство в этой зоне имеет важное значение как источник питания населения прибрежных стран тропиков. Рифы являются также местом нереста и созревания молоди многих  рыб. Основу экосистемы рифа формируют организмы, интенсивно откладывающие известь: коралловые полипы, фораминиферы, известковые водоросли.

    Общая площадь современных рифов составляет около 600 тыс. км2.

    Основные массивы рифов расположены в морях Юго-Восточной Азии (45% мировой площади рифов).

    Около 14% приходится на Атлантику,

     17% — на Индийский океан,

    18% — на Тихий океан и

    6% — на Красное море.

    Крупнейшими рифами являются Большой барьерный риф Австралии, системы барьерных рифов Белиза в Западной Атлантике, Тулеара близ острова Мадагаскар, а также рифы у островов Фиджи и Новая Каледония. Протяженность некоторых из этих рифов превышает 1000 км. Наиболее важными представителями животного мира коралловых рифов, бесспорно, являются сами кораллы. Без них рифов попросту не было бы. Другим чрезвычайно важным компонентом сообщества коралловых рифов является планктон, так как в составе рифовой бентосной фауны преобладают животные-фильтраторы, питающиеся исключительно им. Видовой состав рифового планктона и размеры его представителей весьма разнообразны, начиная от бактериопланктона, представленного микроскопическими примитивными прокариотами, и до ихтиопланктона, состоящего из личинок позвоночных животных – рыб. Широко представлен одноклеточными водорослями фитопланктон коралловых рифов. В зоопланктон, помимо личинок рыб, входят различные ракообразные, щетинкочелюстные, полихеты, личинки моллюсков, иглокожих и кишечнополостных, а также другие мелкие животные. Широко представлен животный мир  следующими основными компонентами: простейшими, кишечнополостными, червями, моллюсками, губками, мшанками, ракообразными, иглокожими, оболочниками, то есть представителями практически всех крупных типов животного мира. Особого упоминания заслуживают коралловые рыбы. Можно с уверенностью сказать, что для экосистемы кораллового рифа характерно видовое разнообразие рыб, не имеющее себе равных. Из приблизительно 20 тысяч видов костистых рыб, обитающих на нашей планете, жизнь 6-8 тысяч связана с коралловыми рифами. При этом, если общее количество семейств костистых рыб (включая пресноводных) составляет около 400, то рифы населены представителями более 100 из них. Удивительна плотность популяций коралловых рыб, достигающая 2 тонн на гектар.  От 60 до 70% рифовой ихтиофауны представлено хищниками. Количество истинно рифовых, высокоспециализированных рыб заметно меньше, наиболее массовыми из них являются представители приблизительно 500 видов. В их числе щетинозубые – около 100 видов, рыбы-попугаи — около 80 видов, помацентровые — около 70 видов, губановые — около 60 видов, рыбы-хирурги — более 40 видов, апогоновые (Apogonidae) — около 30 видов, бычковые — около 30 видов, каменные окуни — около 30 видов, муреновые — около 20 видов, скорпеновые — более 15 видов.

    БОЛЬШОЙ БАРЬЕРНЫЙ РИФ:  гряда коралловых рифов и островов, протянувшихся на 2300 км вдоль северо-восточного побережья Австралии.  В северной части ширина около 2 км, в южной — 150 км. Большая часть находится под водой. Морской национальный парк. (показ слайдов)

    Атолл – коралловое сооружение в виде сплошного или разорванного кольца, остающееся после того, как вулканический остров погружался в океан. Другими словами,  это низкие острова, имеющие форму кольца и возвышающиеся над уровнем моря. Внутри кольца расположен мелкий водоём – лагуна, с тихой, чистой водой. Узкие каналы могут соединять лагуну с более глубокими открытыми водами, но из-за того, что кольцо суши почти замкнуто, сильные течения и мощный прибой никогда не достигают лагуны. Более мелкие краевые рифы служат лестницей, соединяя берег с глубоким океанским дном. Более крупные рифы снаружи – барьерные. Когда-то они были краевыми рифами, но дно опустилось ниже в океан, отодвигая их дальше от суши. Коралловые сооружения формируются в результате жизнедеятельности коралловых полипов и состоят главным образом из известковых скелетов кораллов.

    Крупнейший атолл Кваджалейн, Маршалловы острова, включающие лагуну размером 2174 км.

    Вопросы для обсуждения.

    •        Ответьте на вопросы.

    1. Какие прогрессивные изменения произошли у кишечнополо стных в ходе эволюции?
    2. Что значит прогрессивные изменения?
    3. Что значит относительный характер приспособленности?
    4. Что такое симбиоз?
    5. Опасно ли общение с кишечнополостными животными?

    III. Закрепление знаний:

    • Тест: (с выбором одного верного  ответа).

    1.        Среди перечисленных ниже групп животных найдите ту, в которую включены только кишечнополостные.

    А. Обыкновенная амеба, инфузория-туфелька, медуза-аурелия.

    Б. Пресноводная гидра, медуза-корнерот, красный коралл.

    В. Дизентерийная амеба, лучевик, фораминифера.

    Г. Лямблия, зеленая эвглена, сувойка.

    2.        У какого животного клетка утратила свою самостоятельность и представляет собой составную часть целостного организма?

    А. У пресноводной гидры.

     Б. У зеленой эвглены.

     В. У обыкновенной амебы.

    Г. У фораминиферы.

    3.        Клетки в теле кишечнополостных
    А. расположены беспорядочно;

    Б. образуют один слой;

    В. образуют два слоя;

    Г. располагаются в три слоя.

    4.        По способу питания кишечнополостные животные - это:
    А. хищники;

    Б. паразиты;

    В. растительноядные организмы;

    Г. автотрофные организмы.

    5.        Пресноводная гидра имеет симметрию тела:
    А. лучевую;

    Б. двустороннюю;

    В. на ранних стадиях развития лучевую, а во взрослом со стоянии - двустороннюю;

    Г. на ранних стадиях развития двустороннюю, а во взрослом состоянии - лучевую.

    6.        Гидра живет:

    А. в реках с быстрым течением;

    Б. в прудах или реках с медленным течением;

    В. на дне морей и океанов;

    Г. в толще морской воды.

    7.        Длина тела пресноводной гидры:
    А. 1 мм;

    Б. 1 м;

    В. 50 см;

    Г. 1 см.

    8.        Гидра может проглотить дафнию, так как:
    А. она превосходит дафнию по размерам;
    Б. ее тело может сильно растягиваться;

    В. она заглатывает добычу постепенно;

    Г. у нее длинные щупальца.

    9.        Какое кишечнополостное передвигается, резко выталкивая воду из-под колокола?

    А. Пресноводная гидра.

     Б. Актиния.

    В. Медуза-корнерот.

    Г. Красный коралл.

    10. Медленно расслабляя и сокращая подошву, передвигается:
    А. пресноводная гидра;

    Б. медуза-аурелия;

    В. красный коралл;

    Г. актиния.

    11.        При дыхании кишечнополостные поглощают:
    А. кислород, растворенный в воде;

    Б. кислород воздуха;

    В. углекислый газ воздуха;

    Г. углекислый газ, растворенный в воде.

    12.        Покров тела гидры создают клетки:
    А. кожно-мускульные;
    Б. стрекательные;
    В. нервные;
    Г. промежуточные.

    13.        Вытягивание и сокращение тела гидры происходит благо даря:

    А. изменению длины нервных клеток;

    Б. выпрямлению стрекательной нити стрекательных клеток;

    В. сокращению и расслаблению мускульных волоконец кожно-мускульных клеток;

    Г. образованию ложноножек пищеварительно-мускульными клетками.

    1. Стрекательные клетки располагаются в основном:

              А. на подошве;

              Б. в кишечной полости;

              В. во внутреннем слое клеток;

              Г. на щупальцах.

    1. Гидра парализует добычу и врагов с помощью клеток:

               А. промежуточных;

               Б. стрекательных;

               В. нервных;

               Г. кожно-мускульных.

    1. Какие клетки имеют звездчатую форму?

                А. железистые;

                Б. стрекательные;

                В. пищеварительно-мускульные;

                Г. нервные.

    1. Возбуждение возникает в клетках:

                 А. пищеварительно-мускульных;

                 Б. стрекательных;

                 В. нервных;

                 Г. промежуточных.

           18. К свободноплавающим морским кишечнополостным животным    относится:

                 А. пресноводная гидра;

                 Б. медуза;

                 В. актинии, мозговик;

    (взаимопроверка, выставление оценок).

    IV. Домашнее задание. изучить текст учебника; ответить на во просы; нанести на контурную карту места обитания коралловых полипов и Большой барьерный риф (творческое задание).

    Дидактический материал к уроку.

    Выполните задания в тестовой форме:  (Использование компьютера).

    1. Кишечнополостные:

    а)        ведут исключительно водный образ жизни;

    б)        обитают в воде и почве;

    в)        обитают в наземно-воздушной среде.

    2.        Кишечнополостные:

    а)        двуслойные животные;

    б)        трехслойные животные;

    в)        бывают двуслойные и трехслойные.

    3.        В теле кишечнополостных можно выделить:

    а)        эктодерму и энтодерму;

    б)        эктодерму;

    в)        эктодерму, энтодерму и мезоглею.

    4.        Нервная система:

    а)        отсутствует;

    б)        диффузная;

    в)        нервная цепочка.

    5.        Стрекательные клетки выполняют функции:

    а)        защиты;

    б)        нападения;

    в)        защиты и нападения.

    6.        По способу питания кишечнополостные:

    а)        паразиты;

    б)        хищники;

    в)        растительноядные.

    7.        Размножаются:

    а)        бесполым путем;

    б)        половым путем;

    в)        бесполым или половым путем, в зависимости от условий.

    8.        Пищеварительную полость имеют:

    а)        все кишечнополостные;

    б)        только гидры;

    в)        только коралловые полипы.

    9.        Из промежуточных клеток образуются:

    а)        только половые клетки;

    б)        только нервные;

    в)        все другие типы клеток.

    • Составьте ответ из нескольких элементов.

    У всех кишечнополостных лучевая симметрия тела. В связи с этим для них характерны следующие признаки:

    А. Через их тело можно мысленно провести только одну плос кость симметрии.

    Б. Через их тело можно мысленно провести несколько плоско стей симметрии.

    В. Органы у них, как правило, расположены попарно.

    Г. Практически все виды активно передвигаются.

    Д. Большинство малоподвижно или ведет прикрепленный образ жизни.

    Е. Ловят добычу или чувствуют появление опасности с любой стороны их появления.

    •        Выпишите буквы, обозначающие названия кишечнополост ных животных.

    А. Обыкновенная амеба.

    Б. Зеленая эвглена.

    В. Медуза-корнерот.

    Г. Красный коралл.

    Д. Вольвокс.

    Е. Пресноводная гидра.

    •        Выпишите буквы, кодирующие признаки, характерные для коралловых полипов.

    А. Одиночные организмы.

    Б. Колониальные организмы.

    В. Плавают в толще воды морей и океанов.

    Г. Ведут прикрепленный образ жизни.

    Д. Рот и щупальца находятся на нижней стороне тела.

    Е. Имеют известковый скелет.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Сообщество кораллового рифа

    Слайд 2

    Коралловые рифы. Кораллы живут в тёплых морских мелководьях. Внешне они похожи на причудливые растения, но на самом деле кораллы образованы из тысяч крошечных морских животных. Места большого скопления кораллов называют коралловыми рифами.

    Слайд 3

    Значение в природе. Коралловые рифы образуют одну из важнейших экосистем Мирового океана. Их главной особенностью является необычайно высокая продуктивность. Автотрофная фотосинтетическая продукция экосистемы рифа составляет от 50 до 300 г сырой биомассы на 1 м2в сутки, причем в отличие от других высокопродуктивных сообществ океана она сохраняется постоянной в течение всего года.

    Слайд 4

    Значение в природе. Рыбные ресурсы рифов составляют около 9% общих мировых запасов, и рыболовство в этой зоне имеет важное значение как источник питания населения прибрежных стран тропиков. Рифы являются также местом нереста и созревания молоди многих рыб. Основу экосистемы рифа формируют организмы, интенсивно откладывающие известь: коралловые полипы, фораминиферы, известковые водоросли.

    Слайд 5

    Общая площадь современных рифов составляет около 600 тыс. км2. Основные массивы рифов расположены в морях Юго-Восточной Азии (45% мировой площади рифов). Около 14% приходится на Атлантику, 17% — на Индийский океан, 18% — на Тихий океан и 6% — на Красное море.

    Слайд 6

    Крупнейшими рифами являются Большой барьерный риф Австралии. БОЛЬШОЙ БАРЬЕРНЫЙ РИФ: гряда коралловых рифов и островов, протянувшихся на 2300 км вдоль северо-восточного побережья Австралии. В северной части ширина около 2 км, в южной — 150 км. Большая часть находится под водой. Морской национальный парк.

    Слайд 7

    Крупнейшими рифами являются: системы барьерных рифов Белиза в Западной Атлантике, Тулеара близ острова Мадагаскар, а также рифы у островов Фиджи и Новая Каледония. Протяженность некоторых из этих рифов превышает 1000 км.

    Слайд 8

    Коралловые полипы. Наиболее важными представителями животного мира коралловых рифов, бесспорно, являются сами кораллы. Без них рифов попросту не было бы .

    Слайд 9

    Планктон. Другим чрезвычайно важным компонентом сообщества коралловых рифов является планктон , так как в составе рифовой бентосной фауны преобладают животные-фильтраторы, питающиеся исключительно им.

    Слайд 10

    Простейшие

    Слайд 11

    Зоопланктон В зоопланктон, помимо личинок рыб, входят различные ракообразные, щетинкочелюстные , полихеты, личинки моллюсков, иглокожих и кишечнополостных, а также другие мелкие животные.

    Слайд 12

    полихеты Широко представлен животный мир следующими основными компонентами: простейшими, кишечнополостными, червями, моллюсками, губками, мшанками, ракообразными, иглокожими, оболочниками, то есть представителями практически всех крупных типов животного мира.

    Слайд 13

    êîðàëëîâûå ãóáêè.

    Слайд 14

    полихеты

    Слайд 15

    полихеты

    Слайд 16

    Щетинозуб. Трёхцветный холакант Особого упоминания заслуживают коралловые рыбы. Можно с уверенностью сказать, что для экосистемы кораллового рифа характерно видовое разнообразие рыб, не имеющее себе равных.

    Слайд 17

    Промацентровые. Коралловые рыбки Из приблизительно 20 тысяч видов костистых рыб, обитающих на нашей планете, жизнь 6-8 тысяч связана с коралловыми рифами. При этом, если общее количество семейств костистых рыб (включая пресноводных) составляет около 400, то рифы населены представителями более 100 из них.

    Слайд 18

    Промацентровые. Рыбы – клоуны. Из приблизительно 20 тысяч видов костистых рыб, обитающих на нашей планете, жизнь 6-8 тысяч связана с коралловыми рифами. При этом, если общее количество семейств костистых рыб (включая пресноводных) составляет около 400, то рифы населены представителями более 100 из них.

    Слайд 19

    мурена Удивительна плотность популяций коралловых рыб, достигающая 2 тонн на гектар. От 60 до 70% рифовой ихтиофауны представлено хищниками. Количество истинно рифовых, высокоспециализированных рыб заметно меньше, наиболее массовыми из них являются представители приблизительно 500 видов.

    Слайд 20

    Щетинозуб. Королевский ангел В их числе щетинозубые – около 100 видов, рыбы-попугаи — около 80 видов, помацентровые — около 70 видов, губановые — около 60 видов.

    Слайд 21

    Щетинозуб. Полулунный холакант

    Слайд 22

    Щетинозуб. Рыба - бабочка

    Слайд 23

    Рыбы- бабочки

    Слайд 24

    Рыбы-хирурги. Ктенохет рыбы-хирурги — более 40 видов, апогоновые (Apogonidae) — около 30 видов, бычковые — около 30 видов.

    Слайд 25

    Губановые. Рулена

    Слайд 26

    Каменный окунь. каменные окуни — около 30 видов, муреновые — около 20 видов, скорпеновые — более 15 видов.

    Слайд 27

    Крылатка

    Слайд 28

    БОЛЬШОЙ БАРЬЕРНЫЙ РИФ: гряда коралловых рифов и островов, протянувшихся на 2300 км вдоль северо-восточного побережья Австралии. В северной части ширина около 2 км, в южной — 150 км. Большая часть находится под водой. Морской национальный парк.

    Слайд 29

    Большой барьерный риф. Каменный окунь.

    Слайд 30

    Атолл – коралловое сооружение в виде сплошного или разорванного кольца, остающееся после того, как вулканический остров погружался в океан. Другими словами, это низкие острова, имеющие форму кольца и возвышающиеся над уровнем моря. Внутри кольца расположен мелкий водоём – лагуна, с тихой, чистой водой.

    Слайд 32

    Узкие каналы могут соединять лагуну с более глубокими открытыми водами, но из-за того, что кольцо суши почти замкнуто, сильные течения и мощный прибой никогда не достигают лагуны.

    Слайд 33

    Благородный коралл БЛАГОРОДНЫЙ КОРАЛЛ (красный коралл), морское сидячее колониальное животное отряда горгонарий. Обитает на глубине 10-200 м в Средиземном море и Атлантическом океане (в районе Канарских о-вов). Из скелета делают украшения.

    Слайд 34

    Мадрепоровые кораллы Обладают мощным наружным известковым скелетом; преимущественно колониальные, прикрепленные к морскому дну животные. Одиночные — до 40 см, отдельные особи в колониях 1 мм — 3 см; колонии до нескольких метров в высоту. Во всех океанах, кроме Арктики. Образуют коралловые рифы.

    Слайд 35

    Гидроидные Сидячая медуза – люцернария. По краям зонтика расположены шарообразные кончики щупалец.

    Слайд 36

    актинии АКТИНИИ (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных класса коралловых полипов. Около 1500 видов. Размеры от нескольких миллиметров до 1,5 м.

    Слайд 37

    Актинии Одиночные полипы, лишенные скелета; щупальца со стрекательными клетками. Главным образом в тропических и субтропических морях. Некоторые актинии — симбионты раков-отшельников.

    Слайд 38

    Кубоидные медузы. МЕДУЗЫ, преимущественно свободноплавающие особи полового поколения морских кишечнополостных. Образуются большей частью отпочковыванием от прикрепленных к субстрату полипов. Тело в виде колокола или зонтика, студенистое, диаметр от нескольких мм до 2,3 м. По краям зонтика — щупальца (длина до 30 м) со стрекательными клетками (могут вызывать ожоги).

    Слайд 39

    В центре зонтика с нижней стороны расположен рот, края которого вытянуты в ротовые лопасти. Рот ведет в объемный желудок, от которого отходят ветвящиеся и не ветвящиеся радиальные каналы. Они впадают в кольцевой канал, проходящий вдоль края зонтика. По неветвящимся каналам пища продвигается из желудка в кольцевой канал, а по ветвящимся — обратно.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Учитель биологии МОБУ «СОШ № 71» г. Оренбурга Кузина М.Н.

    Слайд 2

    Цель: Изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека.

    Слайд 3

    Задачи урока: - дать знания о многообразии кишечнополостных; рассмотреть классы сцифоидных, коралловых полипов; показать значение полипов в природных сообществах и для человека; - продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать особенности организации кишечнополостных как низших многоклеточных, выделять прогрессивные изменения у кишечнополостных, доказывать относительный характер приспособленности, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с тестами, выступать перед аудиторией; - воспитывать у ребят бережное отношение к природе, сохранение биологического разнообразия..

    Слайд 4

    Оснащённость урока: иллюстрации медуз, коралловых полипов; таблицы многообразия кишечнополостных; физическая карта полушарий, мультимедийное пособие: «Биология 7 класс».

    Слайд 5

    Ведущие понятия: Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Планула. Гидромедуза.

    Слайд 6

    Вид урока: урок – путешествие.

    Слайд 7

    ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ - COELENTERATA Класс I . Гидроидные – Hydrozoa Класс II . Сцифоидные медузы – Scyphozoa Класс III . Коралловые полипы - Anthozoa


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

    Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)

    Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...

    Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"

    Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"...

    Разработка урока по технологии, раздел кулинария, тема "Значение яиц в питании человека. Блюда из яиц".

    Урок по ФГОС рассчитан на два часа, имеет лабораторное исследование и практическую работу. Изюминкой разработки является возможность участия старших учащихся в разработке и проведении урока. Музыкальн...

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека»....

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

    Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека. Задачи урока:- образовательные:  дать знания о многообразии кишечнополостных; рассмотреть к...