План-конспект урока "Процессы видообразования"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

План-конспект урока "Процессы видообразования" , урок биологии в 10-м классе по учебнику " Общая биология", под редакцией  Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов. Используется вместе с презентацией "Процессы видообразования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__processy_vidoobrazovaniya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока  биологии

10 класс

Тема:    ПРОЦЕССЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

Аниськова Лариса Юрьевна,

учитель биологии ГБОУ лицея №344

Невского района Санкт-Петербурга

Цели:

Образовательные:

  1. Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
  2. Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования.

Развивающие: 

Развивать умения на основе сравнения раннее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Используемые технологии:

  1. информационные технологии;
  2. технологии развития критического мышления;
  3. проблемное обучение.

Оборудование:  презентация «Процессы видообразования»,  компьютер, мультимедийный проектор.

Учебное пособие: Общая биология: учебник для 10-11классов  общеобразовательных учреждений. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц

Методика проведения урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

Вопросы к классу

  1. Назовите основные положения теории Дарвина
  2. Что является единицей эволюции? Почему?
  3. К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях?
  4. Что такое вид? Какими критериями он характеризуется?
  5. Почему репродуктивный критерий считается наиболее важным?

III. Подготовка к восприятию нового материала

Ребята, мы с вами сегодня продолжаем рассматривать эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнивать это учение с Дарвинизмом.

IV. Объявление темы и постановка цели:

Слайд 1 (тема урока)

  1. Что такое видообразование, его пути, типы и скорость.
  2. Что такое микроэволюция и каковы ее результаты.

Проблема:

Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?

Объяснение учителя

Слайд 2

 Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях.

Слайд 3

 Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученый эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования:

Задание в течение урока: Эти типы видообразования будем заносить в таблицу

видообразование

событие

итог

Филетический

Слайд 4

Это процесс превращения одного вида в другой,

вид-предок в вид-потомок

А—>В

Дивергентное

Слайд 5

Образование новых видов

способствует увеличению числа видов.

А—>А+В

Проблемные вопросы:  

  1. Что такое дивергенция? (расхождение признаков)
  2. Причины дивергенции?  (изоляция, расширение ареала)

Слайд 6

Учитель:

 Все это приводит к образованию новых видов, т.е. к микроэволюции 

Дивергентное видообразование является  истинным, самым распространенным, самым древним. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. На нем остановимся подробно.

А теперь рассмотрим типы дивергентного видообразования.

Слайд 7 СХЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ВИДООБРАЗОВАНИЯ

(На экране схема географического видообразования).

 Учитель :

  1. Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции.

 - возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций.

Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции. Прерыв потока генов с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида.

Слайд 8  ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Слайд 9  РАЗНООБРАЗИЕ ДАРВИНОВСКИХ ВЬЮРКОВ НА ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВАХ

Учитель:

Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвиным.

Слайд 10  РАССЕЛЕНИЕ ВИДА НА БОЛЬШУЮ ТЕРРИТОРИЮ

Вносим в  таблицу новый материал

видообразование

событие

итог

Филетический

Это процесс превращения одного вида в другой,

вид-предок в вид-потомок

А—>В

Дивергентное

Видообразование

Аллопатрическое

Простанственно-территориальная изоляция

Расселение вида на большие территории

способствует увеличению числа видов.

А—>А+В

Слайд 11 СИМПАТИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ

Слайд 12 ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАС

Слайд 13 БЫСТРОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНОТИПА

Вносим в  таблицу новый материал

видообразование

событие

итог

Филетический

Это процесс превращения одного вида в другой,

вид-предок в вид-потомок

А—>В

Дивергентное

Видообразование

Аллопатрическое

Симпатрическое

Простанственно-территориальная изоляция

Расселение вида на большие территории

Связана с различными условиями, иногда с пищевой специализацией.

Быстрое изменение генотипа

способствует увеличению числа видов.

А—>А+В

Проблемный вопрос:   Какова скорость видообразования?

Возможные варианты ответа:

  1. постепенное видообразование
  2. внезапное видообразование

Учитель:

Посмотрите на таблицу и определите:

Какое видообразование постепенное какое внезапное?

Вывод: (запись в тетрадь)

  1. постепенное видообразование: дивергентное и филетическое
  2. внезапное: гибридогенное     

V. Закрепление знаний. 

Тестирование с применением ИКТ.

VI. Задание на дом: Д/З §40

Вопрос для обсуждения:  Сходство и различия способов видообразования.

Вариант ответа:

 Сходство: Их основа — движущие силы эволюции.

Различие: 

  1. Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных  популяций.
  2. Экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.

VII. Итог урока

(Выставление оценок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....