Человек, его здоровье и окружающая среда.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Зайцева Наталья Станиславовна

Программа курса расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programm_chelovek_i_ego_zdorovn...doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Разработала учитель биологии и химии

                                                                МБОУ « Гатчинская школа-интернат СОО»

                                                                                                                          Н.С.Зайцева

Человек, его здоровье и окружающая среда.

Программа курса  68 часов ( 2 раза в неделю)

Пояснительная  записка.

В настоящее время перед обществом встала одна из главнейших проблем-сохранение здоровья детей, поскольку количество детей с различного рода хронических заболеваний непреклонно увеличивается. Данная проблема не может быть разрешена только одной медициной, поэтому на помощь должны прийти педагоги.

Здоровье каждого человека определяется физическими, психическими и социальными факторами, которые тесно взаимосвязаны между собой. Не последнюю роль на организм человека оказывают факторы окружающей среды, приводя к различным изменениям в функциональных системах.

Выше сказанное определило необходимость разработать для учащихся школ программу курса « Человек, его здоровье и окружающая среда», цель которой состоит в формировании потребности здоровья. Осуществлению цели программы способствует внутрипредметная интеграция знаний по экологии, медицине и биологии.

В ходе изучения данного предметного курса биологии в 8 классе, учащиеся получают знания о факторах обуславливающих здоровье, способах его поддержания и укрепления. Учащиеся приобретают практические навыки оказания первой медицинской помощи , знакомятся с правилами личной гигиены, изучают строение организма человека и причины нарушения деятельности функциональных систем под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.

Программа курса предусматривает проведение лабораторных и практических работ, а также целенаправленных самонаблюдений ранее не находивших отклик в содержании предметного курса .

Благодаря предложенной последовательности содержания курса появилась возможность проследить взаимосвязь нервной регуляции, гуморальной регуляции и иммунной системы, позволило рассмотреть организм как единое целое.

Курс биологии 8 класса начинается с темы «место человека в органическом мире». Более глубоко изучаются уровни организации организма человека. Затем рассматривается морфо-функциональная характеристика нервной системы и нервная регуляция. На следующем этапе курса осуществляется изучение сенсорных систем, в основе которых лежит рефлекторный принцип работы. Предусмотрено изучение внутренней среды организма и гуморальной регуляции. В последствии, изучая морфо-функциональную характеристику систем органов мы постоянно возвращаемся к вопросам то является актуальным на сегодняшний день, поможет учащимся достичь научного понимания сущности здоровья и выработать индивидуальный способ здоровьесберегающего образа жизни, а также научиться управлять состоянием собственного организма.

Введение.( 1 час)

Место человека в органическом мире. Человек и среда его обитания. Адаптация организма человека к окружающей среде.

1.Уровни организации организма человека ( 4 часа)

Клетка-структурная единица организма человека. Строение и химический состав клетки. Физиология клетки: обмен веществ, рост и размножение, механизмы старения и гибели клеток.

Понятие  ткани. Типы тканей и их функции. Понятие органа, системы органов организма.

Лабораторная работа: изучение типов тканей человека.

2.морфо-функциональная характеристика нервной системы(4 часа).

Общее строение и развитие нервной системы в фило- и онтогенезе. Нервная ткань. Строение и функции спинного мозга ,строение и функции головного мозга. Понятие рефлекса. Строение и работа рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо. Асимметрия полушарий мозга. Интегративная деятельность головного мозга. Понятие функциональной системы. Влияние факторов окружающей среды на нервную систему.

Лабораторные работы :

1. строение нервной клетки.

2. строение головного мозга.

Наблюдение :

1. работа коленного рефлекса.

3. Высшая нервная деятельность (5 часов )

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создание учения о безусловных и условных рефлексов, как основных механизмов высшей нервной деятельности.

 Классификация безусловных и условных рефлексов.

Обучение  и память. Механизмы обучения и памяти.

Виды  и типы памяти. Влияние факторов среды на процессы памяти (алкоголь, курение, стресс и др. ). Возрастные особенности памяти. Мышление – высшая форма приспособления человека к окружающей среде. Типы мышления. Стили мышления и активность мозга.

Понятие темперамента как определяющей единицы поведения человека. Типы темперамента и их характеристика.

Сон как оригинальное и ведущее звено биоритмов человека. Механизм сна. Виды сна: естественный, гипнотический, наркотический, патологический. Гигиена сна.

Эмоции. Физиология эмоций. Внешнее проявление эмоций .Отражение эмоций в деятельности органов и систем органов ( пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем).

Практические работы:

1.определение объема памяти;

2.определение типа темперамента;

Наблюдения:

1.влияние окружающей среды на процессы памяти;

2.влияние эмоций на физическую и умственную работоспособность.

4.сенсорные системы (3 часа)

Общий принцип строения и работы сенсорной системы. Строение зрительной сенсорной системы и ее значение. Гигиена зрения. Световой режим школьника. Близорукость и дальнозоркость, их профилактика.

Строение слуховой сенсорной системы и ее значение. Слух и речь. Порог слышимости и порог слухового ощущения. Гигиена слуха. Проблемы тугоухости, меры профилактики.

Сенсорные системы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

Практические работы:

1.строение зрительной сенсорной системы.

2.строение слуховой сенсорной системы.

Наблюдения:

1.функциональная зависимость органов зрения от внешних условий.

2.изменение вкусовых свойств пищи при различной температуре.

5.внутренняя среда организма и гуморальная регуляция.(7 часов)

Кровь, лимфа и тканевая жидкость как внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Плазма крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, лимфа.

Группы крови, резус-фактор. Переливание крови. Донорство.

Защитные функции крови: свертывание крови, иммунитет. Виды иммунитета. СПИД-синдром приобретенного иммунодефицита ( историческая справка, способы передачи, профилактика заражения СПИДом). Аллергия. Эндокринная система-система обеспечения деятельности организма. Влияние питания и стрессов на работу желез внутренней секреции. Нарушения эндокринной системы и их профилактика.

Лабораторная работа: микроскопическое строение крови человека и лягушки.

6.морфо-функциональная характеристика систем органов(28 часов).

Кровообращение.

Сердце –центральный орган сердечно-сосудистой системы, его строение и работа.

Движение крови по сосудам: типы сосудов, большой и малый круг кровообращения. Виды кровотечения. Первая помощь при кровотечениях.

Атеросклероз, ишемическая болезнь сердца как следствие неправильного образа жизни.

Изменение кровяного давления под действием физических и психических нагрузок на организм человека.

Система органов дыхания. Строение и функции органов дыхания. Механизм и типы дыхания: брюшной, грудной, смешанный. Правила  дыхания. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких и тканях.

Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез, пневмония. Способы передачи болезней и их профилактика.

Пищеварение. Значение питания для человека. Общее строение и функции пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости. Гигиена ротовой полости.

Пищеварение в желудке. Пищеварение и изменение питательных веществ в кишечнике. Значение пищеварительных желез: поджелудочной железы, печени, кишечных желез в процессе пищеварения.

Желудочно-кишечные заболевания и их профилактики ( пищевые и алкогольные отравления, язвенная болезнь, гельминтозы, дизентерия, сальмонеллез). Значение регулярного приема пищи. Гигиена питания.

Мочевыделительная система. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, их строение и функции.

Кожа. Строение и функции кожи. Теплорегуляция. Первая помощь при тепловом ударе, обморожениях. Закаливание организма.

 Кожа –зеркало здоровья. Уход за кожей, волосами, ногтями. Основы косметологии. Причины возникновения болезней кожи: микроспория, чесотки, эпидермофитии. Гигиена одежды.

Оплодотворение и развитие человека. Значение размножения. Строение половой системы человека. Оплодотворение. Понятие онтогенеза. Принатальное и постнатальное развитие человека.

Планирование семьи. Половое воспитание ребенка.

Опорно-двигательный аппарат. Значение опорно-двигательного аппарата. Строение и химический состав костей, возрастные особенности.

Соединение костей: подвижное,  полуподвижное,  неподвижное.

Скелет человека и его эволюционное развитие.

Предупреждение нарушений скелета человека ( остеохондроз, искривление позвоночника, смещение дисков ,плоскостопие).

Первая помощь при повреждениях скелета человека (ушибы, вывихи ,переломы).

Мышцы и их работа.

Лабораторные работы:

1.влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений.

2.определение жизненной емкости легких.

3.действие ферментов слюны на крахмал.

4. изучение микрофлоры зубного налета.

5.строение скелета человека.

6.строение позвонка.

7. оказание первой медицинской помощи при повреждении скелета.

8.оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.

Наблюдения:

1.влияние табачного дыма на организм человека.

2.влияние солнечных лучей и воздушных ванн на состояние кожи.

3.изменение в строении скелета стопы при ношении узкой обуви.

7. обмен веществ и энергии ( 4 часа).

Обмен веществ и энергии- основное условие жизни человека. Пластический и энергетический обмен. Значение органических 9белки, жиры, углеводы) и неорганических (вода и минеральные соли) веществ для организма.

Витамины-важнейшие регуляторы жизнедеятельности организма. Авитаминоз и гиповитаминоз.

Нормы питания и питьевой режим, зависимость от форм трудовой деятельности. Рациональное питание. Ожирение . вред и польза диет.

Практическая работа: составление пищевого рациона школьника.

Наблюдение: изменение общего состояния организма при употреблении полного комплекса витаминов в весенний период времени.

8. здоровье и окружающая среда человека( 12 часов).

Триединая природа человека. Психические особенности подростка и стрессы.

Понятие» здоровье» (психическое и физиологическое) и «болезнь».

Физиологические факторы здоровья: наследственность и медицина.

Биоритмы организма человека. Понятие здорового образа жизни: пагубное влияние наркотиков, алкоголя и никотина на организм человека.

Значение физических упражнений для организма человека.

Состав воздуха и его воздействие на функциональные системы человека. Шум, как фактор расстройства систем органов (невроз, понижение слуховой чувствительности, гипертония).

Качество питьевой воды и ее значение для человека. Функциональные изменения систем органов под воздействием тяжелых металлов.

Основные условия сохранения и приумножения здоровья: физическая нагрузка, рациональное питание, психоэмоциональное состояние.

Традиционные и нетрадиционные способы укрепления здоровья.

Практическая работа: определение уровня и количества здоровья.

Основные  требования к знаниям

 и умениям учащихся 8 класса

учащиеся должны знать:

-место человека в органическом мире;

-уровни организации организма человека;

-особенности строения и функции органов и систем органов;

-возрастные, индивидуальные особенности развития организма человека;

-сущность здоровья и здоровьесберегающего образа жизни;

-правила гигиены;

-теоретические основы оказания первой медицинской помощи;

-особенности действия факторов среды на здоровье человека;

-последствия влияния вредных привычек на организм человека;

-основные факторы здоровья.

Учащиеся должны уметь:

-распознавать органы и системы органов;

-прослеживать взаимосвязь работы органов и систем органов;

-понимать причины нарушения деятельности органов и систем органов;

-оказывать первую медицинскую помощь;

-применять способы сохранения и укрепления здоровья;

-пользоваться правилами личной гигиены;

-выполнять практические и лабораторные работы с использованием приборов, а также осуществлять самонаблюдения;

-самостоятельно работать с учебником и научной литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная самостоятельная деятельность учащихся в курсе " Человек, его здоровье и окружающая среда".

На современном этапе преподавания биологии в школе большое внимание уделяется развивающему обучению, где одним из критериев является познавательная самостоятельная работа учащихся....

Здоровье и окружающая среда

Нужно ли человеку быть здоровым? Здоровье и факторы риска болезни. Труд и здоровье. Профессия и здоровье. Семья и здоровье. Стрессы в современном мире....

Разработка урока по физике "Здоровье,курение,окружающая среда и мы"

Социально значимый материал о курении  в взаимосвязи с темами по физике "Диффузия","Атмосфера"...

Здоровье и окружающая среда.

Здоровье человека зависит от экологического качества окружающей среды....

Влияние табакокурения на здоровье и окружающую среду

          Актуальность исследования заключается в том, что во всем мире возрастает количество курящих людей. В современном обществе должен быть сформирован приоритет зд...

Плакат "Наше здоровье и окружающая среда"

Плакат по экологическому воспитанию "Наше здоровье и окружающая среда"...