программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Клаус Ирина Михайловна

Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podgotovki_k_ege.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Клаус Ирина Михайловна,

                                              учитель биологии ,

высшая категория,

                           МОУ Русскополянская гимназия №1,

Омская область 

Программа «Система работы учителя при  подготовке обучающихся  к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по  биологии»

          Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. Экзаменационные работы в форме ЕГЭ предназначены оценить общеобразовательную подготовку выпускников по биологии, с целью государственной аттестации и конкурсного отбора в ВУЗы.  Особенности подхода к целям, структуре и содержанию ЕГЭ во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Для успешной сдачи ЕГЭ ученик должен продемонстрировать не только владение материалом курса, но и владение рядом универсальных навыков: анализа и планирования, рассуждения, выделения проблемы, презентации решения. С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает всё большее доверие обучающихся. Вместе с тем, стартовые возможности учеников неоднозначны, несформирована практика и культура педагогических измерений. Основные проблемы подготовки к ЕГЭ связаны  с несовершенством базисного учебного плана, недостаточным количеством часов на изучение предмета, недостатком знаний в подготовке учеников 11-х классов средних общеобразовательных учреждений к написанию Единого Государственного Экзамена и не соответствием учебного материала с заданиями ЕГЭ.       Например, из учебника Н.И.Сонина и др. «Человек», исключен раздел «Гигиена человека и оказание 1 помощи», а в ЕГЭ вопросы по данной теме есть (10 вопросов из 50 по анатомии). В учебнике В.Б.Захарова «Общая биология 10-11кл» в разделе «Генетика», закон кроссинговера, закон Харди-Вайнберга даются на уровне понятия, а в ЕГЭ используется от уровня А до уровня С.

      Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировать  основополагающие теории биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

         Сравнительный анализ учебного материала с заданиями, которые предъявляет сегодня  ЕГЭ, подтверждает несоответствие. Перед учителем встаёт  вопрос: с чего и как начать подготовку к ЕГЭ?

  В связи с этим становится  необходимость организации такой целенаправленной работы с обучающимися, которая успешно бы подготовила  выпускников школы к сдаче ЕГЭ.

 Отсюда вытекает цель  работы: создание и внедрение программы   подготовки  обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по  биологии, способствующей успешной аттестации и конкурентоспособности при поступлении в ВУЗы.

     Программа  «Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по биологии»  является долгосрочной и расчитана на обучающихся с 6 по 11 классы.

   Компоненты системы работы

  1. целевой
  2. содержательный  
  3. организационно-процессуальный
  4. результативно-оценочный.

Методы и методические приёмы

     Словесные  :

  1.  Объяснение
  2.   Лекция  
  3.   Семинар
  4.    Консультация

    Работа с книгами:

  1. Изучение
  2. Составление плана, конспектирование
  3. Работа с текстом, рисунками, схемами
  4. Анализ информации    
  5. Отбор материала на основе сравнения  
  6. Иллюстрация    
  7. Демонстрация  
  8.  Наблюдения учащихся

      Информационно-комуникационные методы:

  1. Электронные пособия  
  2.  Презентации
  3.   Интернет- ресурсы

         Практические: 

  1. Тестирование  
  1. Лабораторная работа  
  1.  Практическая работа
  2. Постановка опыта
  1. Письменные экзамены и зачеты

 Учебная деятельность по подготовке к ЕГЭ реализуется через

  1. урочную систему,
  2. внеурочную работу (индивидуальные и групповые консультации, занятия факультатива, кружка, тренинги)
  3.  элективные курсы «Решение генетических задач», «Работа с понятиями».  

                           

Планируемый  результат

  1. применение инновационных, в том числе тестовых, информационно-комуникационных технологий в учебном процессе;
  2. обновление содержания образования по  предметам,
  3. положительные мотивационные, психологические установки на ЕГЭ всеми участниками образовательного процесса;
  4. высокое качество знаний выпускников старшей школы, стабильно высокие показатели ЕГЭ и призовые места в  олимпиадах и конкурсах;

     Система работы по подготовке к вступительным экзаменам ежегодно пересматривается.         План     действий, направления и формы работы корректируются.  

I этап –  Диагностический   (сентябрь )

  Реализация проекта начинается в сентябре, когда уточняется список обучающихся 10 – 11 классов, выбирающих  биологию как предмет итоговой аттестации за курс средней школы, как предмет, необходимый для продолжения дальнейшего образования.  

  Кроме того, параллельно группам по биологии  создаются ещё две группы  из обучающихся 6-9 классов  и 8 – 9 классов . Цель организации разновозрастных групп не только   в развитии познавательного  интереса к предмету и мотивации его изучения, но и в постепенном опережающем обучении. Это оказывает благоприятное влияние на подготовку обучающихся к олимпиадам и успешной сдаче ЕГЭ.  

      После уточнения списков, формирования групп и составления расписания разрабатывается система подготовки к ЕГЭ, которая включает в себя следующие пункты:

1.Планирование занятий по подготовке к ЕГЭ во внеурочной деятельности

2. Комплектование промежуточных  диагностических материалов по разделам

3. Самообразование учителя

4. Создание и внедрение элективных курсов

5. Совершенствование методики проведения уроков через применение современных образовательных технологий

6. Просвещение родителей

7. Формирование библиотеки дополнительной литературы

II этап – Деятельностный (содержательный) (октябрь – май)

На внедренческом этапе идёт, непосредственно, реализация разработанной системы по  подготовке к  ЕГЭ. Рассмотрим каждый пункт действия.

            1. Планирование внеурочных дополнительных занятий по подготовке к олимпиадам, к сдаче ЕГЭ    содержит учебный материал  за курс 6-9,10-11 классы по биологии,   и вопросы повышенной трудности, непредусмотренные школьной программой. Занятия  рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению.

Структура дополнительных занятий:

1.Обзор темы или раздела в целом

2.Детальное изучение некоторых особенностей и тонкостей темы

3.Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации

4.Отработка материала в режиме проверочных работ, промежуточного тестирования, проговаривания основных моментов темы

5.Изучение  вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой.

6.Тренинг   полученных знаний на тестах части А,В и С

5.Итоговый контроль в виде зачетного  теста

6.Рефлексия (по необходимости доработка пробелов по изучаемой теме)

   

      На первом занятии по биологии обучающиеся 10 – 11 классов знакомятся с  анализом структуры экзаменационной работы, определяют темы, которые входят в экзаменационный материал знакомятся с памяткой самостоятельной подготовки к ЕГЭ. 

       

     Из  структуры  последовательности проведения  внеурочных занятий по биологии, видно, что  занятия начинаются не   с рассматривания вариантов экзаменационных работ, а  с повторения, потому как  материал  экзаменационных работ распределён в соответствии с их целями, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.

    Остановимся на элементах  Системы подготовка к ЕГЭ

1.Планирование внеурочной деятельности 

В   планирование внеурочной деятельности имеется графа – форма проведения. Выбор форм работы  играет большую роль, так как это  делает занятия не только оригинальными,  но и повышает познавательный интерес  школьников. Одна из, часто применяемых, форм на дополнительных занятиях  - школьная лекция.

      В зависимости от места лекции в системе обучения и специфики решаемых задач, применяются следующие виды лекций:

   Вид лекции

                        Цель  

Лекция теоретического конструирования

 проводится с целью обучения школьников умению систематизировать и обобщать теоретические знания

Лекция-диалог

проводится на основе прямого диалога учителя с учениками, такая лекция позволяет избежать пассивного восприятия информации

Лекция – беседа

наиболее распространенная и простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс

Инструктивная лекция

цель такой лекции организация последующей самостоятельной работы учеников по углублению изучаемого материала в ходе лабораторных занятий и практикумов

Видеолекция

способствует развитию наглядно-образного мышления школьников, входе просмотра учитель

комментирует происходящие на экране события

Обобщающая лекция

преследует цели закрепления и систематизации знаний школьников

лекция-визуализация

основана на  преобразовании различного рода информации в наглядный образ

       В течение всего подготовительного процесса на  занятиях выпускники отрабатывают навыки  внимательного чтения и неукоснительное выполнение инструкций, используемые в материалах ЕГЭ,  четкому разборчивому письму. Это помогает избежать ошибок в ходе выполнения  заданий по ЕГЭ.

Работа с дополнительной литературой

Цель данного вида учебной деятельности не давать готовые знания, а научить обучающихся  работе с дополнительной научной литературой, объяснить приемы самоподготовки. Перед началом работы был составлен список дополнительной научной литературы, проведено планирование по темам для разных классов. Отбор информации и написание учебного проекта происходили с учетом основных психологических особенностей детей. Обучающимся  предлагаются статьи биологического направления, и при работе нужно учитывать следующие моменты. Например:1) не перегружаем  текст терминологией,  2) необходимо выбрать интересный материал, отсутствующий в учебнике. Например, в статье "Человек меняет кожу", рассказано о том, как с помощью современной клеточной и тканевой инженерии происходит выращивание и пересадка кожного материала. Это очень важно не только для больных получивших ожоги или травмы, но и обычным людям которые желают "обновить" себя. 3) Материал статьи должен иметь практическую направленность, содержать элементы воспитания гигиенической грамотности. (по возможности). 4) Объем статьи должен соответствовать возможности ребенка изучить материал за конкретное время (3-4 минуты) и заранее обеспечить ребенку  положительный результат его познавательной деятельности. 5) 1.Ученик читает статью не бездумно, а заранее ищет ответы на поставленные вопросы. Эффективность работы повышается. 2. Более трудное творческое задание, заключается в составлении вопросов и тестов к статье самим учеником, при этом у ребенка имеется возможность выбора посильной и интересующей его учебной деятельности.3. Необходимо, чтобы дидактический материал содержал рисунки и иллюстрации, что  работает как дополнительный познавательный стимул. Например, пропущены некоторые слова, не подписан рисунок, нет информации в учебнике.. У обучающихся  сразу возникает интерес, а что же это? Узнать можно только из статьи.

2. Комплектование промежуточных  диагностических материалов по разделам.

          Вовремя устранить возникающие проблемы  в знаниях и определить объём изученного материала помогает комплект  промежуточных  диагностических материалов по разделам.

     Результаты тестирования  фиксируются  в  диагностическую карту результативности., после чего идёт анализ и  организуются  индивидуальные консультации для обучающихся. 

3. Самообразование учителя

     Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).

       Кроме того, с целью самообразования, необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году.  

4. Создание и внедрение элективных курсов

       Неотъемлемой  частью в системе  подготовки к ЕГЭ является создание и внедрение элективных курсов. Они позволяют обучающимся  расширить и закрепить знания. При подготовке обучающихся к ЕГЭ успешно использую проект «Работа с понятиями при подготовке к тестированию», целью которого является формирование системы биологических понятий для успешной сдачи экзамена  в формате ЕГЭ. Способы решения:1.Установить индивидуальный уровень знаний, умений и навыков;.Учить анализу содержания понятий через выделение ведущих признаков понятий;3.Развивать мыслительные операции: сравнивать, сопоставлять, обобщать, систематизировать.

Измерить: количество тестов, увеличение числа правильных ответов.

Этапы реализации проекта:

1.Установочный, задачи на этапе: проверить уровень сформированности приемов учебной деятельности и установить индивидуальный уровень развития.Задания: из учебника выпишите определение одного понятия. Обобщите: насекомые, рыбы, птицы…Продолжите: химия, физика, биология…Сравните собаку и акулу как организм (черты сходства и отличия, выделить признаки для сравнения). Проклассифицируйте и укажите обоснование для классификации: слон, бежать, стол, видеть…

Для установления индивидуального уровня развития использую диагностики Айзенка «Определение уровня обученности и обучаемости», «Тип мышления», «Уровень творческого мышления по шкале Рензулли», «Тип памяти»

Уровни сформированности учебной деятельности

Стартовый контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

2 этап. Развивающий, задачи: научить анализу содержания понятий через выделение ведущих признаков понятий. Шаги: -определение понятия,-признаки понятия;-выделение существенных признаков понятия. Например: составление синквейна, или схемой отразить уровни организации живой материи.

3 этап. Взаимосвязь, задачи: научить анализу содержания  понятий через установление взаимосвязи между биологическими понятиями. Шаги:-определение системы понятий, -определение конкретного места в системе понятий, -дополнение понятия примерами, -взаимосвязь понятия с другими. Например: даются слова и стрелками показать взаимосвязь, приведя при этом аргументы. Или: определить, какое слово лишнее и почему? Или: задачи на установление аналогий, задание на последовательность событий, задание на логику.

4 этап. Развитие, задачи: научить анализу и выводу через обобщение понятий для формирования единой системы биологических знаний. Шаги:-перечисление свойств понятия, -найти основу для объединения понятий, -сгруппировать на основе общности, -подобрать категорию для каждой группы. Например, через умение выделять части объекта, развитие абстрактного мышления, умение классифицировать и обобщать.

Формирование учебных понятий идет через:

  1. Введение приема
  2. Закрепление способа действия (упражнение)
  3. Перенос усвоенных знаний в новые ситуации

Проверка усвоения приема:

  1. Ученик сам определяет, из каких действий состоит прием
  2. Ученик правильно выполняет все действия приема
  3. Может осуществлять перенос знаний

Работа по реализации данного проекта помогает мне оптимизировать учебный процесс, используя личностно-ориентированный подход.

 

5. Совершенствование методики преподавания уроков через внедрения современных образовательных технологий и применения разнообразных  форм работы.  

        Чтобы ориентироваться в вопросахбиологической направленности и успешно сдать ЕГЭ, обучающимся необходимо удержать в памяти  огромный объём информации и поэтому неотъемлемой частью своей работы считаю усовершенствование методики урока и применение современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные, проблемные, дискуссионные, зачетные).

     1. Методические приёмы, используемые на уроках биологии

а) На протяжении всего курса обучения биологии, начиная с 6 класса,  вводится тестовый материал аналогичного содержания. Этот  метод помогает сформировать у обучающихся такие умения,  как описание, распознавание, определение, классифицирование, объяснение, сравнение, анализирование.

    б) В методике обучения  с 6 по 8 классы, особое внимание уделяется развитию информационных компетенций, школьники учатся работать с текстом учебника по алгоритму:

Алгоритм действий по развитию информационных компетенций

1 шаг. Прочесть текст

2 шаг. Разбить его на абзацы

3 шаг. В каждом абзаце выделить главную мысль

3 шаг. Рассмотреть рисунки к теме

4 шаг. Ответить на вопросы в конце изучаемого материала

5 шаг. Определить сложные зоны, требующие уточнения, разъяснения.

      С 9 класса работа по данному алгоритму усложняется. Теперь школьникам  при ответе на вопросы предлагается проявить творчество - выразить свои мысли в виде рисунков, схем, тезисов. Данная работа требует определенных усилий, т.к. далеко не все обучающиеся умеют строить схемы, таблицы. А именно это умение проверяется в варианте В, С, где необходимо например, расставить соответствие признаков, или сравнить явления.

в) Методика «Опорные конспекты», автор В.И. Нахаева, используется с 7 по 11 класс.

    Опорные конспекты  -  эффективная методика, обеспечивающая лёгкое запоминание материала, включающая в работу все виды памяти, особенно ассоциативную, которая способствует прочному сохранению знаний. Ассоциации подкрепляют память не только на уровне подсознания, но и на уровне сознания. Опорные конспекты помогают школьникам воссоздать в памяти пройденный материал два-три года назад. Они лаконичные, и в то же время наглядные, образные и информативные.

               г)Работа с терминами.

Реализуя проет «Работа с биологическими терминами», на своих уроках, начиная с 6 класса,  даю по одному – два биологическому термину, которых нет в учебнике.  При составлении проверочных работ в вопросы так же ввожу новые термины. Практикую уроки «Работа с биологическими терминами», структура которых состоит из заданий: упражнение на проговаривание терминов, объяснение значения термина, конструирование понятий, анализ и синтез.Например: Установите соответствия.  А) Растения:1) ветроопыляемые (анемофилия – опыление ветром),2) насекомоопыляемые (энтомофилия – опыление насекомыми). Перечисляются признаки растениий. Вывод:Как видно на проверочной работе появляются новые термины-синонимы уже хорошо сформированным биологическим понятиям.

2.   Применение современных образовательных технологий 

     Использование современных образовательных  технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а  школьникам дает  возможность для размышления и участия в создании элементов урока.

    а) Технология дифференцированного обучения, ( Н.П. Гузик, В.В. Фирсова),    применяется в 6-9 классах,  на  уроках используются  комплекты разноуровневых контрольно-измерительных материалов по ключевым темам. Работа в данном направлении позволяет   осуществлять успешную подготовку учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

    б) Технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ( Ч. Темпл, Д. Стил)  применяется в 9-10-11 классах. На уроках отрабатываются умения  выносить обоснованные суждения, решения, применяя полученных знаний,  как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, что способствует дальнейшей успешной социализации школьников.

        в)Тестовые и творческие задания

 Обратная связь происходит через систему тестовых и творческих заданий. Именно с них я рекомендую ребятам начать работу с текстовым материалом, потому как такой прием является хорошим целеполаганием (мотивацией). Задания: входные, текущие и итоговые.

6. Просвещение родителей

Очень важна  работа с родителями. На внедренческом этапе планируются  и проводятся встречи с родителями:

1.  Родительское собрание по теме «Подготовка к ЕГЭ» (участники: администрация школы, учителя предметники, классный руководитель, родители, одиннадцатиклассники).

Цель: просвещение родителей и обучающихся о правилах сдачи ЕГЭ и подготовке к нему.

 2. Индивидуальное собеседование с родителями и их детьми при администрации школы.

Цель: ознакомление с предварительными результатами пробного экзамена.

   Кроме того, предусмотрены индивидуальные консультации с родителями.

   Работа в режиме  «Система работы учителя при  подготовке обучающихся  к итоговой аттестации в формате ЕГЭ по  биологии» дает положительные результаты (увеличение качества знаний, победители олимпиад, высокие баллы при сдаче ЕГЭ и , как конечный результат, успешное поступление обучающихся в высшие учебные заведения.

   

Библиографический список

1.Богданова Т.Д., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.- Москва, «Аст-пресс», 2002

2.Захаров Б.В., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений 2006

3.Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология человека: Учеб. Для 9 кл. шк. С углубл. Изучением биологии.-М:Просвещение.2001

4.Пасечник В.В. Биология6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб.для общеобразоват.учеб. заведений.-М.: Дрофа,2002.

5.Чебышев И.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Т 1 и 2.- Москва, «Новая волна» 2000

6.Федоров В.Г. Тесты для вступительного экзамена по биологии  в ОмГМА. 2007

7.Контрольно-измерительные материалы ФИПИ за 2007,2009, 2010, 2011гг.

8. Элементы вузовской методики в профильном обучении биологии // Биология в школе №2, 2006 с.15.