Информационно-теоретический блок по "Биологическая характеристика живого организма"
методическая разработка по биологии по теме

Дополнение к презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informac._teoret._blok.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-теоретический блок

Занятие I.

Тема: Предмет, задачи, методы анатомии и физиологии.

 Их роль в современной медицине. Биологическая характеристика живого организма, понятие о клетке, тканях, органе и системе органов.  Анатомическая терминология и номенклатура.

План:

  1. Определение анатомии как науки о форме и строении человеческого тела.
  2. Основные методы анатомии, ее связь с другими биологическими науками.
  3. Краткий очерк развития анатомии.
  4. Положение человека в природе, основные этапы развития человеческого организма.                      Клетка, ткань, орган, система органа.
  5. Анатомическая терминология.
  6. Предмет    физиологии, ее  задачи, связь    с    анатомией    и    другими биологическими    и медицинскими  науками.
  7. Краткие сведения об основных физиологических понятиях.
  8. Нейрогуморальная регуляция функций организма.
  9. Основные принципы Павловской физиологии.

  1. Выводы, заключение.

Анатомия человека относится к числу биологических дисциплин. Биология включает в себя два основных раздела - морфологию и физиологию.

Морфология изучает форму и строение живых существ, а также их развитие. Таким образом, анатомия - это фундаментальная медико-биологическая наука о форме, строении, происхождении и развитии человеческого организма, его органов и систем. Современная анатомия изучает организм человека на разных уровнях: макроскопическом, микроскопическом и ультрамикроскопическом.

Нельзя понять анатомия человека, не зная происхождения его как вида, процесса  антропогенеза, исторического и эволюционного развития – филогенеза,  индивидуального развития - онтогенеза, начиная с оплодотворения и кончая смертью. Человек как биологическое существо является часть животного мира. Поэтому при изучении анатомии человека учитываются общебиологические закономерности, но вместе с тем человек отличается от других животных не только по целому ряду анатомических признаков, но и благодаря мышлению, развитию речи, сознания, интеллекта и социальной сущности. Труд и социальная среда изменили биологические особенности человека, подняли на высшую ступень в системе живой природы.

Анатомия является основой целого ряда биологических и медицинских дисциплин, таких как гистология, цитология, мед. генетика, патология, клинико-лабораторные исследования, микробиология. Таким образом, изучение анатомии является отправной точкой в получении любой медицинской специальности и является основой для изучения специальных мед. дисциплин.

Все ныне существующие мед. дисциплины возникли в недрах анатомии и стали затем самостоятельными науками. Это стало возможным благодаря появлению и совершенствованию новых методов исследований.

Традиционно основным методом анатомии является метод рассечения трупов -аутопсия. Широко используются методы морфометрии - измерение массы, размеров, определение пропорций тела. Широко используется описательный метод. Прогресс анатомии связан с развитием современных методов исследования: микроскопия (световая и электронная), рентгенологический метод, позволяющий изучить строение органа в живом организме, различные эндоскопические методы (осмотр полостей тела с помощью специальных приборов), биопсийные методы, химические, физические методы, метод опыта и эксперимента.

В современной анатомии выделяют различные разделы: нормальная анатомия, патологическая анатомия, возрастная, пластическая, микроскопическая. При изучении данного курса нормальной анатомии используется систематический подход: анатомия органов дыхания, пищеварения, мочевыделения и т.д.

Истоки анатомии уходят в доисторические времена: наскальные рисунки эпохи палеолита говорят о том, что древние охотники знали расположение сердца, печени. В первобытном обществе не вмешивались в то, что взяла смерть. Но древние египтяне отдавали должное богу — собаке Анубису, покровителю бальзамировщиков. Они верили в загробную жизнь и старались сохранить тело умершего. Именно тогда были получены первые сведения о расположении и строении различных органов, костей, сосудов. Примерно в это же время (3 тысячелетие до нашей эры) появились первые анатомические рисунки различных


внутренних органов в древнем Китае. В XVIII веке до нашей эры появляется крупнейший памятник ассиро-вавилонской культуры — кодекс царя Хаммурапи. На клинописных дощечках были обнаружены рисунки различных внутренних органов и описание их строения. В 1 — 2 тысячелетии до нашей эры в Индии была написана книга знаний, содержащая в себе значительные сведения о строении человеческого тела (описаны 500 мышц, 24 нерва, 9 органов, 400 сосудов). Все это свидетельствует о наличии анатомирования трупов древней Индии.

Первым греческим анатомом считают Алкмеона Кротонского. Блестящим знатоком анатомии считается отец медицины Гиппократ и его великий соотечественник Аристотель. В Александрии Эрасистрат и Герофил изучали строение и функции головного мозга.

Новую эпоху в анатомии открыл своими работами римский врач Клавдий Галлен из Пергама. Он описал строение черепных нервов, кровеносных сосудов, связок, надкостницу. Галлен считал, что существует несомненное сходство в строении тела человека и других животных. Его труды на протяжении 14 веков были основными источниками знаний по анатомии и медицине.

В период средневековья развитие анатомии в Европе было практически остановлено, т. к. церковь запрещала исследования в области врачевания и анатомии. Интенсивно продолжались эти исследования на Востоке. Апогеем развития восточной медицины стал труд Авиценны «Канон врачебной науки».

К концу XV века началось возрождение науки в Европе. В Падуе, а затем и в Лейдене стали узаконены вскрытия для студентов-медиков. Интерес к анатомии значительно возрос. В 1594 году в Падуе был построен первый анатомический театр. Большой вклад в развитие анатомии внес известный итальянский художник Леонардо да Винчи. Он собственноручно произвел вскрытие 30 трупов, описал и сделал зарисовки мышц, костей, сердца, глаза. Изучил работу органов движения. В 1543 году появляется труд А. Везалия о строении человеческого тела. Он является основоположником систематической анатомии. В XVI-XVII веках его последователи и ученики внесли дополнения, исправления в описания различных органов. Так Г. Фаллопий описал строение женских половых органов и костей. Б. Евстаахий описал венозные клапаны, органы слуха, почек, надпочечников. Фибриций является основоположником эмбриологии и сравнительной анатомии. Голландский врач и анатом Рюиш усовершенствовал методику бальзамирования трупов и собрал коллекцию анатомических препаратов. В 1628 году было сделано важное открытие в анатомии. Английский врач, анатом и физиолог сделал два важнейших открытия: описал строение сердца, круги кровообращения и закономерности движения крови по системе замкнутых сосудов. В 1751 году Гарвей опроверг представления Аристотеля о самозарождении жизни и впервые высказал положение: всякое живое из яйца. В 1661 году после изобретения микроскопа М. Мальпиги описал капилляры как связующее звено между артериями и венами. Значительную роль в развитии анатомии сыграли работы Ксавье Биша, в которых впервые были изложены учения о тканях, органах и системах органов. Биша положил основу гистологии. Карл Бэр заложил основы эмбриологии, описал яйцеклетку человека в развитии органов. В XIX веке была создана Шванном и Шлейденом клеточная теория, клетка является основной структурной единицей всего живого. Анатомия из науки описательной превратилась в науку синтетическую. Важную роль в развитии анатомии сыграла эволюционная теория


Ч. Дарвина. В конце XIX века были открыты рентгеновские лучи. Это открытие привело к созданию рентгенанатомии. К наиболее значительным открытиям анатомии в XX веке является описание немецким исследователем Ашоффом и японским ученым Таварой проводящей системы сердца. А. Крог изучил микростроение капилляров, английский ученый Ленгли описал автономную нервную систему и ее два отдела. Монаков, Флексиг и Фогт детально изучили строение головного мозга. В России в 1658 году Епифаний Славенецкий перевел на русский язык труды Везалия. Затем в медицинских школах и университетах преподавание анатомии производилось по разным учебникам: М.И. Шеина, Протасове, Забелина, Зернова. Загорским, Буяльским были созданы анатомические атласы и пособия, И. Пирогов является создателем топографической анатомии. Во второй половине XX века в анатомию внедряется ряд новых современных методов: микроскопия, ультрамикроскопия, автомикроскопия, авторадиография, рентгеновский и биометрический методы. Все эти методы, наряду с традиционными, значительно обогатили анатомическую науку и медицину важными данными.

ФИЗИОЛОГИЯ — это медико-биологическая наука, изучающая функции живого организма, его отдельных органов, систем, а также механизмы их регуляции. Физиология является разделом биологии и рассматривает функции организма в тесной взаимосвязи с внешней средой. Физиология тесно связана с дисциплинами морфологического профиля: анатомией, цитологией, гистологией. Важно подчеркнуть, что без знаний морфологического строения клеток, тканей, органов нельзя глубоко понять их функции, существует теснейшая связь между структурой и функцией. Важнейшее значение имеют для физиологии достижения физики, химии. Физиология широко использует достижения биохимии, биофизики, а также опирается на общую биологию, эволюционное учение, эмбриологию. Кибернетика позволяет создавать упрощенные модели различных физиологических процессов, протекающих в организме.

Физиология является наукой экспериментальной, основными методами ее является наблюдение и эксперимент. Наблюдение позволяет познать внешнее проявление функции, эксперимент позволяет раскрыть механизмы данного процесса, принципы его регуляции. Эксперименты бывают острыми и хроническими. Острые опыты осуществляются в условиях вивисекции (живосечение) и позволяют наблюдать к\л функцию за короткий промежуток времени.

Этот метод имеет ряд недостатков: наркоз, травма, кровопотеря могут извратить нормальное течение данной функции. Хронический же эксперимент позволяет изучать функции организма в течение длительного времени, при нормальном взаимодействии организма с внешней средой. В опытах на животных широко применяются хирургические методы: экстирпация (удаление), пересадка органов, тканей. В последние годы широко применяются методы выделения отдельных клеток, мышечных волокон и длительное наблюдение за ними в определенных условиях. Широко применяются методы вживления электродов, регистрация биотоков различных органов с помощью специальных приборов. Таким образом, физиология изучает жизненные процессы и открывает широкие возможности для вмешательства в них по медицинским показаниям. Физиология и медицина неотделимы друг от друга.


В своем развитии физиология прошла длительный путь. Врачи древности уделяли важное значение изучению функций организма, развитие физиологии шло одновременно с развитием анатомии. Становление физиологии как самостоятельной науки стало возможным в XVII веке и связано с именем Уильяма Гарвея. Особого развития достигла физиология в XIX — XX веках. Создателем новой физиологической школы явился И. П. Павлов. Вершиной его творчества является учение о сигнальных системах коры головного мозга. Физиология Павлова включает в себя следующие основные положения:

  1. организм — единое целое,
  2. единство организма и среды,
  3. принцип нервизма.

Под нервизмом следует понимать физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельности организма. Направление нервизма продолжает активно развиваться в физиологии в настоящее время. Регуляция различных функций деятельности организма осуществляется нейрогуморальным путем. Первоначально сформировались жидкостные (гуморальные) механизмы регуляции с помощью гормонов (химическая регуляция). С появлением у животных нервной системы возник механизм нервной регуляции различных функций организма. С помощью нервной регуляции происходит быстрая перестройка деятельности организма в соответствии с условиями существования. Нервная регуляция подчиняет себе гуморальную, вместе они составляют единое целое, объединяют (интегрируют) все функции организма.

Активность живого организма проявляется в виде функций и физиологических актов. Функция — это специфическая деятельность дифференцированных клеток, тканей, органов. Все функции подразделяются на:

S Соматические (от греческого слова Soma ) — отвечают за движение

организма, деятельность скелетных мышц; S Вегетативные   —   отвечающие   за   деятельность   внутренних   органов, процессы обмена веществ.

Физиологический акт — сложный процесс, который осуществляется при участии различных физиологических систем.

Теперь скажем о положении человека в природе, т. к. он является ее важной составляющей. Начнем с определения типа.

Тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, отряд Приматы, подотряд Человекоподобные или Обезьяны, секция Узконосые или Высшие узконосые гоминиды, род Человек (Homo), вид Человек разумный (Homo Sapiens).

Ранее мы отметили, что человек является частью животного мира и имеет целый ряд признаков, характерных для класса млекопитающих: хорошо развитая нервная система, головной мозг и кора больших полушарий, постоянная температура тела, живорождение. Все это позволило млекопитающим стать господствующей группой животных. Но вместе с тем у человека имеется ряд важных отличительных свойств: 7 шейных позвонков и подвижное соединение первого шейного позвонка с черепом, грудобрюшная преграда (диафрагма), построенная из мышечной ткани, два поколения зубов, подразделение зубов на резцы, клыки и коренные, четырехкамерное сердце, одна (левая) дуга аорты, развитие  наружного  уха  и  наличие трех  слуховых  косточек,  наличие  кожи  с


незначительным количеством волос, потовые и сальные железы, молочные железы, имеющие сосок. Скелет человека осевой, внутренний, симметрия тела двухсторонняя. Человеку свойственно стопохождение. Большая подвижность передней конечности.

Ближайшее сходство в строении проявляется у человека и приматов. Современная   анатомия   изучает   строение   тела   человека   по   системному признаку. Приступая к изучению строения человеческого тела следует определить основные положения:

  1. Человеческий организм является многоклеточным образованием, клетка является его наименьшей структурной единицей.
  2. В процессе эмбриогенеза клетки получают специализацию, образуют ткани.
  3. Ткань — это исторически сложившаяся группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции.
  4.  Из тканей строятся органы — это многотканевые структуры, часть тела,
    имеющая определенную форму и занимающая в организме определенное
    положение и выполняющая определенную функцию. Орган состоит из
    нескольких тканей, но рабочей является лишь одна из них.
     Органы, объединенные анатомически, имеющие общий план строения,
    общее   происхождение,   выполняющие   единую   функцию   составляют
    систему органов.
  5. Выделяют   также   аппараты   органов.   Они   образованы   органами   по
    выполняемой     функции,     но     могут    иметь    разное     строение     и
    происхождение.
  6.  Системы   и   аппараты   образуют   целостный   организм   —   открытую
    биологическую
            систему,        саморегулирующуюся        и самовоспроизводящуюся, состоящую из биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).

Для успешного изучения анатомии человека следует знать, что тело человека делится тремя основными плоскостями: фронтальной, идущей параллельно лбу; срединной — делит тело человека на две равные части, проходящая через пупок спереди и позвоночник сзади (ее же называют сагитальной); горизонтальной — делит тело человека на верхнюю и нижнюю части.

Также следует усвоить некоторые наиболее часто употребляемые термины:  Медиальный   (от   лат.   mediale)   —   расположен   ближе   к   срединной

  1. плоскости;
  2. Латеральный   (от   лат.   lateris)  —  расположен   дальше   от   срединной
  3. плоскости;
     Вентральный (от лат. venter) — расположен на передней поверхности
    тела;
     Дорсальный (от лат. dorsum) — расположен на задней поверхности тела;
  4. Краниальный (от лат. cranium) — расположен ближе к верхнему концу
  5. тела;
  6. Каудальный (от лат. cauda) — расположен ближе к нижнему концу тела.

Для конечностей принято еще два термина:

  1. Проксимальный — конец, расположенный ближе к месту прикрепления конечности к туловищу;


  1. Дистальный    —    конец,    расположенный    дальше    от    прикрепления конечности к туловищу. Существует специальное разделение живота на области. В верхней области расположены левое подреберье, эпигастрий, правое подреберье, в этих областях расположены селезенка, желудок, печень, желчный пузырь.

В среднем ряду: правая и левая латеральные области и мезогастрий (пупочная область). В нижнем ряду: правая и левая подвздошные области (тут расположена слепая, ободочная кишка, матка, мочевой пузырь) и гипокастрий.

Все органы подразделяются на: паранхиматозные — заполнены функционирующими клеточными элементами, состоят из стромы (соединительно тканная структура) и паранхимы. Половые органы имеют полость, окруженную стенками. Если орган совмещает признаки обеих групп, его называют смешанным (почки, головной и спинной мозг).

  1. Необходимые латинские и греческие приставки:
  2. Интра — нахождение внутри / интраваскулярный;
  3. Энд, эндо — внутренний / эндокард;
  4. Экстра (extra)— вне, снаружи, сверх / экстрасистола;
  5. Экто (ekto) — наружный / эктодерма;
  6. Суб — расположен под чем-либо / субмухозный (подслизистый);
  7. Супер (syper) — выше чего-либо, сверх;
  8. Пре (pre) — предшествующий чему-либо / преморбид;
  9. Пост (post) — позади чего-либо, следующий за чем-либо / постнатальный;
  10. Пара (para) — рядом, возле или ошибочное отождествление с чем-либо /
  11. парагрипп, паранефрий;
  12. Пери (peri) — расположение вокруг чего-либо / перикард;
  13. А, ан (a, an) — отсутствие качества или признака, выраженного во второй
  14. части слова / амнезия;
  15. Мее, мезо (mes, meso) — средний, находящийся на середине / мезодермо;
  16. Пан (pan) — охватывающий все в целом / панкардид, паналгия;
  17. Поли (poly) — много, множество / полидактилия;
  18. Моно (mono) — один, единый / моноартрит;

         Дис (dis) — нарушение, расстройство какой-либо функции / диспепсия.

В своем развитии человек проходит различные стадии и периоды: эмбриональный и постэмбриональный. Постэмбриональный делится на новорожденный, грудной, детский, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой, старческий. Индивидуальные различия в процессах роста и развития варьируются в широких пределах. Для этого введено понятие биологического паспорта организма. Он определяется такими критериями: порядок и сроки окостенения скелета, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков.

На онтогенез влияют факторы наследственные и средовые. Пропорции тела зависят от пола и возраста: у новорожденных от 49 до 54 см, на первом году жизни прирост ребенка составляет в среднем 23 см. Среди размеров тела выделяют тотальные — рост и массу тела, обхват груди; парциальные — характеризуют размеры отдельных частей тела.

Гармоничность пропорций тела человека является одним из критериев его здоровья. На основании вычисления пропорций тела человека в анатомии выделяют три основных типа телосложения: мезоморфный (нормостеник) — строение приближается к анатомическим критериям нормы; брахиморфный (гиперстеник) —-преобладают поперечные размеры; долихоморфный (остеники) — преобладают продольные размеры.

Этапы эмбрионального развития человека в онтогенезе.

В онтогенезе человека различают пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный) периоды развития. До 8 недель беременности развивается зародыш, затем до рождения — плод. Начинается развитие зародыша с образования зиготы после слияния половых клеток. Зигота начинает дробиться, образуется пузырек с полостью — бластула. В полости пузырька, бластоцеле, имеется большое количество клеток — бластомеров. Они бывают крупными темными — трофобласт — наружные зародышевые оболочки. Другие клетки более мелкие и светлые. К трофобласту прилежат крупные бластомеры — эмбриобласты, из них образуется зародышевый узелок — плод и незародышевые части. На 6 — 7 день зародыш в виде пузырька опускается в матку и имплантируется в ее стенку. Затем эмбриобласт делится на две части, из которых формируется энтодерма и эктодерма. Позже образуется трехзародышевый листок — мезодерма. Из зародышевых листков формируются ткани, а затем органы. Из эктодермы формируется нервная трубка (зачаток нервной системы), из энтодермы — кишечная трубка. Из мезодермы развивается зародышевая соединительная ткань — мезенхима. К концу первого месяца развитие у зародыша в основном заканчивается закладка внутренних органов, длина зародыша 5 — 6 см. На 5 — 8 неделе у зародыша формируются верхние и нижние конечности. Начиная с третьего месяца (плодный период) продолжается формирования и дифференцировка органов и тканей.

Выписка из рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология»

Теоретическое занятие №1.

Тема: Предмет, задачи, методы анатомии  и физиологии.  Биологическая характеристика живого организма. Анатомическая терминология и номенклатура.

Содержание учебного материала

Предмет анатомии и физиологии, значение для медицины, связь с другими дисциплинами. Методы анатомии и физиологии. Основные физиологические понятия. Основные принципы павловской физиологии (организм - единое целое, единство организма и среды, принцип нервизма). Краткие данные о развитии анатомии и физиологии. Основные понятия физиологии: функция, физиологический акт. Вегетативные и соматические функции. Принцип нервизма в физиологии. Понятие о нервно-гуморальной регуляции различных функций организма. Понятие о функциональных системах как совокупности нервных центров и различных периферических органов, объединенных в единое целое для получения конечного положительного результата. Структура и свойства функциональных систем. Основы латинской и греческой терминологии. Биологическая характеристика живого организма. Уровни организации живой материи: клеточный, тканевый, органный, виды органов. Системы органов, организм, как целостная открытая саморегулирующая и самовоспроизводящаяся система. Краткие данные об эмбриогенезе. Дифференцировка. Периоды жизни человеческого организма: эмбриональный, постэмбриональный. Части тела, плоскости тела человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции деятельности организма человека.

После изучения темы студент должен знать основные определения по теме, методы анатомии и физиологии,  значение анатомии и физиологии как  основы современной медицины, базы для изучения специальных дисциплин, о единстве организма и окружающей среды, об организме, как саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системе, нейрогуморальной регуляции деятельности организма, определение клетки, ткани, органа и системы органов, организма в целом, основы латинской терминологии, строение эукариотической клетки, основные положения клеточной теории; определение тканей, их классификацию, характеристики основных видов тканей, определение органов, их виды, общий план строения. Иметь представления об истории развития анатомии и физиологии, научных трудах и достижениях отечественных и зарубежных ученых, о функциональных системах как совокупности нервных центров и различных периферических органов, объединенных в единое целое для получения конечного положительного результата, структуре и свойствах функциональных систем.

Контрольные вопросы для фронтального  опроса:

  1. Дать определения анатомии, физиологии, клетки, тканей, органов, систем органов и ''            организма в целом
  2. Назвать основные методы анатомии, физиологии.
  3. Определить значение анатомии и физиологии для медицины.
  4. Периоды жизни человеческого организма: эмбриональный, постэмбриональный.
  5. Назвать части тела человека и плоскости, которые можно провести через тело человека.
  6. дать определение функции, физиологического акта.
  7. Привести примеры вегетативных и соматических функций.
  1. Дать определение функциональных систем. Пояснить на конкретном примере.
  2. Изложить основные положения Павловской физиологии. Ю.
  3.  Определение анатомической номенклатуры.

  1. Назовите наиболее часто употребляемые латинские анатомические термины.
  2. Клетка и ее основные свойства.
  3.  Основные части клетки.

14. Органеллы клетки и их функции.

15. Ткань: определение, классификация, свойства тканей.

16. Сущность процессов дифференцировки.

Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Выписать и заучить определения, термины по теме занятия.
  1. Подготовка рефератов на тему «История развития анатомии», «История развития физиологии», «Русская школа физиологов»
  1. Подготовка мультимедийных презентаций «История анатомии».


Практическое занятие №1.

Тема:  Предмет, задачи,  методы  анатомии  и  физиологии.  Биологическая характеристика живого организма. Анатомическая терминология и номенклатура.

Содержание учебного материала

Предмет анатомии и физиологии, значение для медицины, связь с другими дисциплинами. Методы анатомии и физиологии. Основные физиологические понятия. Основные принципы Павловской физиологии. Краткие данные о развитии анатомии и физиологии. Основы латинской и греческой терминологии. Биологическая характеристика живого организма. Уровни организации живой материи: клеточный, тканевый, органный, виды органов. Системы органов, организм, как открытая саморегулирующая и само воспроизводящаяся система. Краткие данные об эмбриогенезе. Дифференцировка. Периоды жизни человеческого организма: эмбриональный, постэмбриональный. Части тела, плоскости тела человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции деятельности организма человека.

После изучения темы студент должен знать основные определения по теме, методы анатомии и физиологии, о значении анатомии и физиологии как функциональной основы современной медицины, основы для изучения специальных дисциплин, о единстве организма и окружающей среды, об организме, как саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системе, нейрогуморальной регуляции деятельности организма, определение клетки, ткани, органа и системы органов, организма в целом, основы латинской терминологии, строение эукариотической клетки, основные положения клеточной теории; определение тканей, их классификацию, характеристики основных видов тканей, определение органов, их виды, общий план строения.

Осуществить контроль исходного уровня знаний студентов путем фронтального опроса, решения тестовых заданий, морфофункциональных и ситуационных задач. Продемонстрировать на плакатах клетку, ее составные части, эпителиальную, соединительную ткани, их разновидности. 'Назвать основные свойства живой клетки: обмен веществ (метаболизм), чувствительность (раздражимость), способность к размножению (воспроизведению), росту, развитию и др. Дать краткий обзор функций эпителия: покровного (защитная, обменная, создание условий для подвижности внутренних органов в серозных полостях), железистого (образование и выделение специфических продуктов - секретов). Указать также на важнейшие функции соединительной ткани:

  1. механическую, опорную, формообразующую;
  2. защитную, осуществляемую путем механической защиты (кости, хрящи, фасции), фагоцитоза и выработки иммунных тел;

  1. трофическую, связанную с регуляцией питания, обмена веществ, внутренних органов;
  2. пластическую, выражающуюся в активном участии в процессах адаптации к меняющимся условиям существования, регенерации и заживления ран. Дать задание для самостоятельной работы студентов. Провести индивидуальный опрос по контрольным вопросам, итоговый контроль.

Задание   N1.

1.        Используя учебники Е.А.Воробьевой и др. "Анатомия и физиология", 1987, с.21-43
Л.Ф.Гаврилова и др. "Анатомия", 1986, с. 13-26, В.Я.Липченко и др. "Атлас нормально;
анатомии человека", 1988, с.5-11, "Лекции по анатомии и физиологии..." С.Д.Барышникове
лекции NN 2,3, изучить строение клетки и эпителиальной ткани. Ознакомить со схемо:
классификации эпителия. При этом обратить особое внимание на следующие морфологически
признаки эпителиальной ткани:

  1. она всегда занимает пограничное положение и представляет собой пласты клеток имеющих полярность и неодинаковую форму в различных видах эпителия;
  2. отсутствие межклеточного вещества между клетками и тесная связь их друг с другом помощью различных контактов (десмосом и др.);
  3. она не содержит кровеносных сосудов, поэтому питание клеток осуществляется путег диффузии питательных веществ через базальную мембрану из подлежащих тканей;
  4. наличие тонофибрилл - нитчатых структур, придающих прочность эпителиальный клеткам.

2. Рассмотреть под микроскопом, микропрепараты и слайды с различными видами эпителия однослойным", многослойным и железистым.

По форме клеток в однослойном эпителии выделить плоский (мезотелий, эндотелий кубический, цилиндрический (столбчатый, или призматический), многорядный (псевдомногослойный) эпителий. На отдельных разновидностях цилиндрического, кубического эпителия, выстилающего слизистую оболочку кишечника, проксимальных извитых канальце почек, найти всасывающую каемку, состоящую из большого числа микроворсинок. В многорядном эпителии, покрывающем дыхательные пути, рассмотреть реснички (отсюда его другое название - мерцательный эпителий), а также одиночные клетки, вырабатывающие слизь (бокаловидные клетки). Последние можно увидеть в большом количестве также между клеткам: цилиндрического эпителия кишечника. В многослойном эпителии по степени ороговения верхних слоев клеток выделите неороговевающий (покрывает снаружи роговицу глазе  слизистую оболочку полости рта и пищевода), ороговевающий (образует поверхностный ело кожи - эпидермис), а также переходный эпителий (типичен для моче-отводящих органов почечных лоханок, мочеточников, мочевого пузыря). Рассмотреть многоклеточные экзокринны железы, выделив в них секреторный отдел и выводной проток. Простые железы имею неветвящийся выводной проток, сложные железы - ветвящийся. В него открываются неразветвленных железах по одному, а в разветвленных по несколько концевых отделов, форм которых может быть в виде трубочки, мешочка (альвеолы) или смешанного трубчато альвеолярного типа. Ознакомить с тремя типами секреции. При мерокриновом типе секреции железистые клетки полностью сохраняют свою структуру (например, клетки слюнных желез При апокриновом типе секреции происходит частичное разрушение верхушки железисты клеток (например, клеток молочных желез). При голокриновом типе секреции наблюдаете полное разрушение железистой клетки, а разрушенные клетки являются секретом желез: (сальные железы кожи).

3.        Зарисовать в альбомы рис.1 на с.6 "Атласа ..." В.Я.Липченко различные вид однослойного эпителия: мезотелий, кубический, цилиндрический, многорядный (псевдо многослойный), многослойного эпителия: неороговевающий, ороговевающий переходный, а также - бокаловидные клетки, трубчатые, альвеолярные и трубчато-альвеолярный
железы. Работу по зарисовке в альбомы тканей можно закончить дома.


сеиновые (коллагеновые) волокна и неорганические соли. Образует все кости скелета, являясь одновременно депо минеральных веществ, преимущественно катьция и фосфора. В зависимости от расположения пучков оссеиновых волокон различают два вида костной ткани: грубово-локнистую и пластинчатую. В первой ткани пучки оссеиновых волокон расположены в разных направлениях. Эта ткань присуща зародышам и молодьм организмам. Вторая ткань состоит из костных пластинок, в которых оссеиновые волокна расположены параллельными пучками внутри пластинок или между ними. Она может быть компактной и губчатой. Из компактной костной ткани состоит главным образом средняя часть длинных трубчатых костей, а губчатая костная ткань образует их концы, а также короткие кости. В плоских костях имеется и та, и другая костная ткань. На распиле тела и конца длинной трубчатой кости визуально ознакомьтесь со строением этих двух разновидностей костной ткани.

3. Зарисовать в альбомы со слайдов или из рис.4-8 на с.22-24, 26 "Анатомии" Л.Ф.Гаврилова и др. некоторые разновидности соединительной ткани: рыхлую, плотную неоформленную и оформленную, ретикулярную, жировую, хрящевую и костную. Работу по зарисовке в альбомы тканей можно закончить дома.

Контрольные вопросы по теме «Предмет, задачи, методы анатомии и физиологии. Биологическая характеристика живого организма. Анатомическая терминология и

номенклатура».

  1. Дать определения анатомии, физиологии, клетки, тканей, органов, систем органов и организма в целом
  2. Назвать основные методы анатомии, физиологии.
  3. Определить значение анатомии и физиологии для медицины.
  4. Периоды жизни человеческого организма: эмбриональный, постэмбриональный.
  5. Назвать части тела человека и плоскости, которые можно провести через тело человека.
  6. дать определение функции, физиологического акта.
  7. Привести примеры вегетативных и соматических функций.
  8. Дать определение функциональных систем, ее составляющие. Пояснить на конкретном примере.
  9. Изложить основные положения павловской физиологии.
  10. Что такое анатомическая номенклатура.
  11. Назовите наиболее часто употребляемые латинские анатомические термины.
  12. Клетка и ее основные свойства.
  13. Основные части клетки.
  14. Органеллы клетки и их функции.
  15. Ткань: определение, классификация, свойства тканей.
  16. Сущность процессов дифференцировки.
  17. Положение и функции эпителиальной ткани.
  18. Отличительные признаки эпителиальной ткани.

19.        Виды эпителиальной ткани.
     20. Что такое мезотелий?

  1. Разновидности однослойного эпителия.
  2. Экзо - и эндокринные железы.
  3. Особенности строения соединительной ткани.
  4. Функции соединительной ткани.
  5. Виды соединительной ткани.
  6. Разновидности волокнистой соединительной ткани.
  7. Основные виды клеток рыхлой соединительной ткани.
  8. Разновидности соединительной ткани со специальными свойствами.

Задача № 1.

Чем можно объяснить высокую прочность многослойного плоского эпителия, который даже после довольно сильных механических воздействий остается интактным (неповрежденным)?

 Задача № 2.

Какие три типа секреции различают в секреторных отделах экзокринных желез организма человека?

Задача № 3.        '

Два одноклассника Коля и Миша, 11 лет, во время катания зимой с крутой горки на санках перевернулись и получили травмы: Коля - обширную поверхностную ссадину в области правого коленного сустава и голени, а Миша - глубокую ушибленно-рваную рану размером 2x 0.5 см в области возвышения большого пальца левой кисти. Как, по Вашему мнению, произойдет регенерация и заживление мягких тканей у обоих школьников? Задача № 4.

Назовите основные клетки рыхлой волокнистой соединительной ткани, которые активно участвуют в защите организма, и конкретные функции этих клеток.

Задача № 5. Тучная женщина, 45 лет, ростом 160 см, массой тела 75 кг, домохозяйка, в течение 6 лет отмечает на коже боковой поверхности грудной клетки справа уплотнение величиной с голубиное яйцо. Ограничивала себя в еде, усиленно занималась спортом и гимнастикой с целью уменьшения массы тела: за 3 месяца "сбросила" около 15 кг. Однако уплотнение не уменьшилось. Обратилась к врачу, который констатировал наличие образования, мягкоэластической консистенции с четкими контурами, подвижного, безболезненного, не спаянного с кожей и подлежащими тканями. При биопсии в уплотнении микроскопически обнаружены жировые клетки различных размеров, но сами клетки не изменены и имеют нормальное строение (отсутствует клеточный атипизм). Ваше мнение о диагнозе и предполагаемом лечении.

Ключевые понятия и определения по теме

Нейроглия

Анатомия

Нейрон                          

Аутопсия

Нерв

Актин

Нервные волокна, окончания

Аксон

Орган

Биопсия

Организм

Белое вещество

Онтогенез

Бластула

Паренхима

Брахиморфный тип

Плод

Вегатативные функции

Постэмбриональное развитие,

Возбуждение

его     периоды

Гаструла

Рецепторы

Гистогенез

Саморегуляция

Гистология

Самовоспроизведение

Гуморальная регуляция

Серое вещество

Зигота

Соматические функции

Дендрит

Строма

Дифференцировка

Ткань

Долихоморфный

Эпителиальные ткани


Клетка

Соединительные ткани

Кровь

Мышечные ткани

Лимфа

Торможение

Мезоморфный

Физиология

Мезодерма

Физиологический процесс

Мезенхима Миозин

Физиологический акт        

Миофибрилла

Функциональная система

Миофиламенты

Цитология

Морфометрия

Эффекторы

Мопула

Задание на дом к следующему занятию

Тема: Мышечная и нервная ткани. Зачет по разделу "Учение о клетке и тканях".

Литература

Воробьева Е.А. и др. Анатомия и физиология.- 1987.- С.21-51. Гаврилов Л.Ф. и др. Анатомия.- 1986.- С. 13-37.

Липченко В.Я. и др. Атлас нормальной анатомии человека.- 1988.- С.5-12. Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии..., лекции NN 2-4; тестовые задания по анатомии..., тесты NN 1-92; Практикум по анатомии..., практические занятия NN 1